Не обсуждали эту тему, мне кажется. Зародившись в этносе цыган в Испании, фламенко впитало в себя множество культур и влияний. "Фламенко возникло в Андалузии под влиянием культур народов, в течение веков сосуществовавших на одной территории - арабской, еврейской, христианской и цыганской. Отголоски африканской культуры также достигли юга Иберийского полуострова, смешав негритянские ритмы с андалузскими". Фламенко - это не только мызыка, и не только танец - это симбиоз музыки, текстов и танца. Эта музыка живет и развивается и по сей день, каждый яркий исполнитель вносит что-то свое, с 60х стали появляться элементы джаза... Еще одна цитата с сайтва flamenco.ru - "В андалузской песне ностальгия сливается с лирическим протестом против несправедливости и угнетения. Арабы были изгнаны из Испании в 1492 году; евреи, которых в V веке насчитывалось в Испании около 100 тысяч, были вынуждены принять христианскую веру чтобы не подвергаться преследованиям; цыгане, вечные кочевники, подвергавшиеся гонениям, вместе со своими нехитрыми пожитками переносили с собой традиции пения и танца. Каждый из этих народов в определенный момент истории утратил свою империю и был вынужден приспосабливаться к новым условиям жизни, принять чужую веру, забыть любимые традиции, слиться с другой культурой. Их музыка стала скрытым протестом против несправедливости, жалобой на судьбу, в их песнях говорилось о мрачной жизненной реальности. Фламенко - это больше чем музыка. Это целое мировоззрение, отношение к жизни. Не обязательно быть артистом фламенко, чтобы принадлежать к этому миру. Фламенко - это прежде всего все то, что окрашено сильными эмоциями и душевными переживаниями."
Как я уже написал, фламенко сложно воспринимать просто как музыку, в какой-то степени это шоу. Аккомпонемент нескольких гитар, ритмическое притоптование и прихлопование певцов и танцоров, сольные, парные и групповые танцы... Это все имеет глубокую историю и традицию.
Но отдельные испольнители-музыканты, как Пако де Лусия (Paco de Lucía, рожд. Francisco Sánchez Gómez), например, популяризировали фламенко как стиль инструментальной музыки, и сделали именно музыку самодостаточной. Об этом, т.к. я не специалист в танцах , я хочу поговориь позднее.
Кстати, тема действительно интересная. Помимо всего прочего, фламенко повлияло на многие современные музыкальные направления. Влияние фламенко очень заметно и на некоторых пластинках мною любимого Марка Алмонда (Enchanted, Mother Fist & Her Five Daughters, Virgin's Tale, Torment & Toreros). У Torment & Toreros даже обложка соответствующая:
Но я, признаться, кроме Paco de Lucía никого и не слышал. Можно, конечно, вспомнить диск Стива Стивенса Flamenco A Go-Go, но традиционное фламенко там в общем-то отсутствует, насколько я помню . Макс, какие альбомы и исполнителей можете порекомендовать?
ну я бы, по-любому, начал бы с Paco de Lucía, как его сольных дел (и дуэтом) конца 60х - 70х, так и трио с Di Meola и McLaughlin
Например, из сольных дел: La fabulosa guitarra de Paco de Lucia 67 Hispanoamerica 69 Recital de guitarra de Paco de Lucia 71 Entre dos Aquas 73 Fuente y caudal 73 и коллоборации: Castro Marin 81 при участии Larry Coryell и John McLaughlin Zyryab 90 при участии Chick Corea трио Di Meola / McLaughlin / de Lucia "Friday Night in San Francisco" 80 Di Meola / McLaughlin / de Lucia "Passion, Grase and Fire" 83 я эти две пластинки очень люблю The Guitar Trio 96 послабее
еще мне нравятся концертные работы его Секстета (3 гитары, сакс, басс и перканс) ярко и с большой доле джаза: Live... One Summer Night 84 Live In America 93
еще достаточно познавательна пластинка (сборник на cd): Masters of Flamenco Guitar (Sabicas, N.Ricardo, de Huelva, de Marchena) EMI