Реанимирую ветку, которую я когда-то заводил на сундуке..
Зародившись в Италии в конце XVI века, как жанр музыкально-драматических сюжетов, наследующий музыкальные духовные произведения (мистерии), а в последствии и пасторали, опера к середине XVII века превратилась в самостоятельный музыкальный жанр, который широко распространился по Европе. Сначала Италия, а потом Германия, Франция, Англия, и в в начале XVIII века в Испании новый музыкальный жанр завоевывал все большую популярность и докатился наконец до России. Опера оказалась одним из первых заподноевропейских жанров, нашедших ключик к сердцу русского человека. Соответственно, интерес к подобной музыке вызвал и попытки создания чего-то подобного на национальной почве русскими композиторами. Достаточно вспомнить имена Бортнянского и Фомина, позднее Верстовского. Более позднее развитие русской оперы я бы поделил на три этапа-три великих композитора - Глинка, Mightly Kuchka (где бы на свой вкус выделил Римского-Корсакова) и Чайковский - которые и определили развитие национального оперного искусства (я сознательно опускаю представителей Серебрянного века и советского периода). Неоспоримо, что в русской музыке, в русской истории эти имена оставили неизгладимый след, сыграв большую роль в формировании духовности и национального самосознания. С этим очевидно спорить бессмысленно. Но вот какое влияние оказали русские композиторы на мировое развитие оперы? Тут не совсем все ясно. С одной стороны, в конце XIX - начале XX века русская опера явно пользуется популярностью на Западе - оперы Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова являются одними из самых популярных на мировых сценах постановок. С другой строны, в более поздние времена, когда эти произведия перестали быть, говоря современным языком, новинками рынка, интерес к ним заметно упал - достаточно посмотреть на современный репертуар европейских оперных театров. Причин, на мой взгляд тут несколько - и трудная для воспроизведения русская речь, и в массе специфичная тематика русских опер (монархическо-религиозные сюжеты, русские сказки, сюжеты русских же писателей). Может я слишком пессимистичен? Вроде как у великороссов есть законный повод для городости за свое музыкальное наследие, но где место этого наследия в мировой системе ценностей?
Кстати, а как вы относитесь к исполнению русской оперы зарубежными певцами? Лично я плохо. Возможно это связано с фокусировкой слуха на явный акцент и тоже самое скажет любой итальянец об исполнении итальянских опер нашими мастерами. Что скажите?
Зародившись в Италии в конце XVI века, как жанр музыкально-драматических сюжетов, наследующий музыкальные духовные произведения (мистерии), а в последствии и пасторали, опера к середине XVII века превратилась в самостоятельный музыкальный жанр, который широко распространился по Европе. Сначала Италия, а потом Германия, Франция, Англия, и в в начале XVIII века в Испании новый музыкальный жанр завоевывал все большую популярность и докатился наконец до России. Опера оказалась одним из первых заподноевропейских жанров, нашедших ключик к сердцу русского человека. Соответственно, интерес к подобной музыке вызвал и попытки создания чего-то подобного на национальной почве русскими композиторами. Достаточно вспомнить имена Бортнянского и Фомина, позднее Верстовского. Более позднее развитие русской оперы я бы поделил на три этапа-три великих композитора - Глинка, Mightly Kuchka (где бы на свой вкус выделил Римского-Корсакова) и Чайковский - которые и определили развитие национального оперного искусства (я сознательно опускаю представителей Серебрянного века и советского периода). Неоспоримо, что в русской музыке, в русской истории эти имена оставили неизгладимый след, сыграв большую роль в формировании духовности и национального самосознания. С этим очевидно спорить бессмысленно. Но вот какое влияние оказали русские композиторы на мировое развитие оперы? Тут не совсем все ясно. С одной стороны, в конце XIX - начале XX века русская опера явно пользуется популярностью на Западе - оперы Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова являются одними из самых популярных на мировых сценах постановок. С другой строны, в более поздние времена, когда эти произведия перестали быть, говоря современным языком, новинками рынка, интерес к ним заметно упал - достаточно посмотреть на современный репертуар европейских оперных театров. Причин, на мой взгляд тут несколько - и трудная для воспроизведения русская речь, и в массе специфичная тематика русских опер (монархическо-религиозные сюжеты, русские сказки, сюжеты русских же писателей). Может я слишком пессимистичен? Вроде как у великороссов есть законный повод для городости за свое музыкальное наследие, но где место этого наследия в мировой системе ценностей?
Кстати, а как вы относитесь к исполнению русской оперы зарубежными певцами? Лично я плохо. Возможно это связано с фокусировкой слуха на явный акцент и тоже самое скажет любой итальянец об исполнении итальянских опер нашими мастерами. Что скажите?