Хотел написать в "Золотой ключик..", но уж больно он стал длинный.
<br>Предлагаю Вашему вниманию выдержки из статьи С.Агеева "Сверхлинейный УМЗЧ...", "Радио" 11/99.
<br>Это, собственно, вступление, а вся публикация на десяток номеров с описанием конструкции, методикой отбора компонентов и т.д. и т.п.
<br>
<br>
<br>"Некоторое время назад среди аудиофилов и радиолюбителей преоблада-ло мнение, что по-настоящему высоко-качественный УМЗЧ обязательно дол-жен быть выполнен на лампах. В качест-ве обоснования высказывалось много суждений. Однако, если отбросить сов-сем уж надуманные, то останутся всего два. Первое — искажения, вносимые ламповым усилителем, приятны на слух. Второе — нелинейности в лампо-вых усилителях более "гладкие" и дают значительно меньше продуктов интер-модуляции.
<br>Надо сказать, что и то, и другое под-тверждается практикой. Более того, давно существует даже специальный прибор обработки звука — эксайтер, действие которого основано именно на внесении искажений четных порядков в высокочастотную часть спектра. В ря-де случаев применение эксайтера поз-воляет улучшить проработку инстру-ментов и голосов второго-третьего пла-на, придать дополнительную глубину звуковой сцене. Подобный эффект в усилителе может быть приятен, иногда даже полезен. Тем не менее внесение "хорошо звучащих" искажений все-таки относится скорее к прерогативе звукорежиссера, нежели самого УМЗЧ. Что же касается достижения верности зву-ковоспроизведения, то с этой точки зрения необходимо добиваться устра-нения искажений, вносимых усилителя-ми и громкоговорителями.
<br>Автору этих строк приходилось раз-рабатывать ламповые и транзисторные прецизионные усилители для измери-тельной техники, ремонтировать и наст-раивать различную аппаратуру — пре-имущественно зарубежного производ-ства. Естественно, проводились изме-рения параметров и оценка конструк-ций. Причем не только по стандартным (для звуковой техники) методикам, но и по более информативным, в част-ности, путем анализа спектра выходно-го сигнала при многотональном вход-ном сигнале (При этом на вход усилителя подается сиг-нал, состоящий из суммы синусоид пример-но равной амплитуды с частотами, пропорци-ональными некоторому набору взаимно про-стых, т. е. не имеющих общих множителей, чисел.)
<br>Подобная методика широко приме-няется для контроля усилителей, ис-пользуемых в технике дальней кабель-ной связи, поскольку требования к "не-загрязнению" спектра проходящего че-рез них сигнала очень жестки (в линии связи последовательно включены тыся-чи таких усилителей, и их искажения суммируются). В качестве примера:
<br>усилители для системы К-10800 имеют уровень интермодуляционных искаже-ний ниже –110 дБв полосе частот около 60 МГц.
<br>(...)
<br>Имея, таким образом, пищу для сравнений и будучи человеком дотош-ным, автор пришел к выводу, что во многих случаях реальное качество ра-боты большинства полупроводниковых, да и ламповых УМЗЧ оказывается зна-чительно хуже, чем следует из результа-тов измерений по стандартным для ау-диоаппаратуры методикам. Известно, что многие из них были приняты под давлением коммерческих обстоя-тельств и весьма далеки от жизненных реалий.
<br>
<br>Хорошим примером может служить перечень требований к способу измере-ния шумов, представленный Р. Долби в его статье с описанием предложенной им методики CCIR/ARM2K. Вторым пунктом в этом перечне стоит "...ком-мерческая приемлемость: ни один изго-товитель не пойдет на применение но-вой методики, если цифры, получаемые при измерении, будут хуже, чем при применении существующих...". Предло-женная Р. Долби замена пикового изме-рителя на измеритель средневыпрям-ленного значения улучшила параметры примерно на 6 дБ, а уменьшение коэф-фициента передачи взвешивающего фильтра в два раза привело к общему "выигрышу" 12 дБ. Неудивительно, что такая методика была тепло встречена многими изготовителями.
<br>
<br>Аналогичный "финт" частенько дела-ется и при измерении нелинейных иска-жений: запись, сделанная в паспорте усилителя, — "0,005 % THD в диапазоне частот 20 Гц — 20 кГц" чаще всего озна-чает лишь то, что гармоники сигнала с частотой 1 кГц, попадающие в упомя-нутую полосу частот, не должны превы-шать указанной величины, однако она ничего не говорит об искажениях на ча-стоте, скажем, 15 кГц. Некоторые изго-товители полагают, что подключать на-грузку к усилителю, проводя измерения искажений, совершенно необязатель-но, при этом в паспорте мелким шриф-том указывают: "...при выходном напря-жении, соответствующем мощности XX Ватт на нагрузке 4 Ома...".
<br>Совсем не редкость также, когда уси-литель, имеющий по спецификации "менее 0,01 % THD" на частоте 1 кГц, ра-ботая на реальную нагрузку (с кабелями и акустической системой), показывает интермодуляционные искажения по весьма щадящему стандарту SMPTE (На вход усилителя подаются два синусои-дальных сигнала с частотами 60 Гц и 7 кГц, отношение их амплитуд 4:1. а результатом измерения считается относительная величи-на модуляции амплитуды высокочастотного сигнала — низкочастотным) на уровне 0.4...1 %, а иногда и больше. Иными словами, интермодуляционные искажения уже на умеренно высоких ча-стотах при работе на реальную нагрузку оказываются намного выше преслову-того коэффициента гармоник. Подоб-ное явление характерно и для многих ламповых УМЗЧ, охваченных обратной связью по напряжению.
<br>
<br>При анализе спектра многотонально-го сигнала, усиливаемого подобным усилителем, обнаруживается немало комбинационных составляющих. Их ко-личество и общая мощность с увеличе-нием числа составляющих входного сигнала возрастают практически по факториальному закону, т. е. очень быстро. При воспроизве-дении музыки на слух это вос-принимается как "грязное", "не-прозрачное" звучание, обычно называемое "транзисторным". Кроме того, зависимость уровня искажений от уровня сигнала далеко не всегда оказывается мо-нотонной. Бывает, что при уменьшении уровня полезного сигнала мощность продуктов ис-кажений не уменьшается.
<br>
<br>Ясно, что в таких устройствах паспортный набор характеристик усилителя (коэффициент гармоник, полоса частот) ни о чем, кроме изворотливости из-готовителя, не свидетельствует. В результате обычный потреби-тель зачастую оказывается в со-стоянии покупателя "кота в меш-ке", поскольку нормально послу-шать (со сравнением по контра-сту) перед покупкой как-то не удается. Конечно, не все так мрачно — в отношении цвета корпуса, габаритов и веса практически все доро-жащие своей маркой фирмы ведут себя безупречно.
<br>Это никоим образом не означает, что на рынке вообще нет достойных внима-ния УМЗЧ — их мало, но они есть. Из всех промышленных усилителей, с которыми автору довелось порабо-тать, наиболее "точным" показался ста-рый "Yamaha M-2" (сейчас в Японии ни-чего подобного не делают). Цена его, правда, немалая, да и на нагрузку 4 Ома он не рассчитан, кроме того, выходные транзисторы в нем работают с наруше-нием требований ТУ. Из любительских — очень хорошее впечатление оставил усилитель А. Витушкина и В. Телеснина [2]. Он работает явно лучше ("прозрач-нее"), чем УМЗЧ ВВ [З]. Еще один хоро-ший усилитель — М. Александера из PMI [4].
<br>
<br>Тем не менее все эти усилители да-леко не полностью реализуют возмож-ности элементной базы в отношении реального уровня искажений, быстро-действия и воспроизводимости. По этим причинам, а также из сообра-жений инженерного престижа автор на-стоящей статьи предпочел разработать собственную версию УМЗЧ, которая бы отражала реальные возможности эле-ментной базы (в том числе имеющейся в России и СНГ) и была бы несложна в повторении. Параллельно разработан и "коммерческий" вариант с использо-ванием импортной элементной базы — с еще большими возможностями и большей выходной мощностью.
<br>Главной целью разработки стало не столько достижение высоких "паспорт-ных" характеристик, сколько обеспече-ние максимально возможного качества в реальных условиях эксплуатации. Ис-ключительные значения параметров при этом получились автоматически, как результат оптимизации схемы и кон-струкции.
<br>
<br>Основной особенностью предлагае-мого УМЗЧ является широкополосность, достигнутая рядом схемотехнических и конструктивных мер. Это позволило получить частоту единичного усиления по петле ООС около б...7 МГц, что на по-рядок больше, чем в большинстве дру-гих конструкций УМЗЧ. Как следствие, достижимая глубина ООС во всей звуко-вой полосе частот оказывается более 85 дБ (на частоте 25 кГц), на частоте 100 кГц глубина ООС составляет 58 дБ и на частоте 500 кГц — 30 дБ. Полоса полной мощности превышает 600 кГц (при искажениях около 1%). Ниже при-ведены основные характеристики УМЗЧ (при измерении искажений и скорости нарастания входной фильтр и устройст-во мягкого ограничения отключены).
<br>
<br>Выходная мощность (долго-временная) на нагрузке 4 Ом с фазовым углом до 50 град., Вт, не менее ......... 160
<br>Номинальное входное напряжение, В ............... .1,5
<br>Выходная мощность, до ко-торой сохраняется работа выходного каскада в ре-жиме класса А, Вт, не ме-нее .......................... .5
<br>Скорость нарастания выход-ного напряжения, В/мкс, не менее .................... 160
<br>Уровень интермодуляцион-ных искажений
<br>(250 Гц и 8 кГц, 4:1), %, не более ............... .0,002
<br>(19и20кГц, 1:1), %, не более ............... .0,002
<br>(500 и 501 кГц, 1:1, на 1 и 2 кГц), %, не более ................. 0,01
<br>Отношение сигнал/шум, дБ, (взвешенное по МЭК-А) ...... .-116
<br>(невзвешенное в полосе от 1 до 22 кГц) ...............-110
<br>Энергоемкость источника питания, Дж, на канал ......... .90"
<br>
<br>
<br>
Архив Форума Hi-Fi.ru
По 23-5-2020
Портал Hi-Fi.ru более не предоставляет возможностей и сервисов по общению пользователей
По 23-5-2020
Портал Hi-Fi.ru более не предоставляет возможностей и сервисов по общению пользователей
Идеальный усилитель
18-10-2001 08:06:11
|
|
|
|
18-10-2001 12:55:09
Интересным дополнением послужит цифровая библиотека "батьки Сухова".В том числе там есть полемика с тов. Агеевым.
<br>
|
|
|
|
18-10-2001 12:58:22
Пардон, полемика, вроде, проходила на "пагуожском" сайте, они могли ее и не сохранить.
|
|
|
|
21-10-2001 18:30:52
Те диски Штрауса, что я упомянул, записаны не "Чески", а только переизданы ими. Если интересует, кто записывал, могу дома посмотреть.
|
|
|
|
29-10-2001 19:45:57
Здравсьвуйте, подскажите как с Агеевым связаться?
|
||||
|
|
|||
Архив Форума Hi-Fi.ru
По 23-5-2020
Портал Hi-Fi.ru более не предоставляет возможностей и сервисов по общению пользователей
По 23-5-2020
Портал Hi-Fi.ru более не предоставляет возможностей и сервисов по общению пользователей