10 правил выбора головки звукоснимателя

Как не потратить деньги зря


Как не потратить деньги зря


После приобретения проигрывателя винила следующим этапом является выбор головки звукоснимателя. Да, сегодня большая часть бюджетных вертушек поставляется уже с установленными на них картриджами, однако мы считаем, что нет предела совершенству, и предлагаем десять простых правил, которые нужно помнить при апгрейде и замене головки.


Выбираем головку


Правило №1 


Определяемся с ценой


Логика подсказывает, что потенциал дорогой головки с подвижной катушкой вряд ли раскроется полностью на не самом лучшем тонарме и проигрывателе. Однако здесь есть определенный подвох. Все-таки звучание вертушки в большей степени определяется именно качеством картриджа. Образно говоря, недорогая вертушка с установленной на ней дорогой головкой будет звучать лучше, чем более дорогой проигрыватель с дешевой ГЗС. Поэтому, в конечном счете, все будет зависеть от толщины кошелька. Опыт подсказывает, что стоимость картриджа не должна превышать стоимость самого проигрывателя, в остальном же – выбор за вами.


Выбираем головку


Правило №2 


Изучаем тонарм


Одним из главных факторов, ограничивающих свободу выбора головки, является модель тонарма. Правда, надо сказать, что сегодня на рынке практически не встречаются тонармы с высокой и ультранизкой эффективной массой. А, следовательно, почти все современные модели способны успешно работать практически со всеми новыми головками звукоснимателя. Исключение среди популярных картриджей составляет все тот же легендарный Denon DL-103, которому обязательно нужен тяжелый тонарм для оптимального согласования. Второй важный момент, это возможность регулировки высоты основания тонарма для установки правильного вертикального угла следования (VTA). Если основание жестко закреплено по высоте, то это сильно ограничивает ассортимент потенциальных кандидатов на покупку. В целом, общее правило таково – современные головки начального и среднего уровня хорошо согласуются со всеми современными тонармами того же уровня. Да, кстати, проигрыватели Rega изначально предназначены для использования только своих собственных головок, при установке на них картриджей других производителей угол захода иглы точно отрегулировать будет невозможно. А установка прокладок под основание тонарма дает точность «плюс-минус километр», что, в случае иглы со сложной заточкой, непременно отрицательно скажется на звуке.


Выбираем головку


Правило №3 


Внимательно смотрим на фонокорректор


Само собой, покупать МС-головку с низкой чувствительностью при отсутствии в вашей модели фонокорректора соответствующей секции нет смысла. Если только вы не планируете воспользоваться повышающим трансформатором, в таком случае, можно обойтись и обычным ММ-корректором. Однако путь раздельного усиления и коррекции слабого сигнала с МС-головки – это удел уже опытных пользователей. Сегодня же на рынке достаточно моделей среднего диапазона, справляющихся с головками любых типов. Если у вас именно такой аппарат, то нужно обратить внимание на уровень усиления для каждого типа головки. Для ММ-картриджей лучше иметь запас хотя бы в 40 дБ, а для уверенной работы МС с низкой чувствительностью желательно увидеть в паспорте цифру от 66 дБ. Что касается сопротивления нагрузки, то стандартных 47 кОм для ММ и 100 Ом для МС вполне хватит для большинства сценариев.


Выбираем головку


Правило №4


Выбираем профиль заточки


Как правило, чем дороже картридж, тем более сложным профилем заточки обладает используемый в нем алмаз. Такие профили обеспечивают большую площадь контакта со стенкой канавки и, как следствие, правильное и надежное огибание. Также алмазы со сложной заточкой, как правило, обладают более долгим сроком службы по сравнению со сферическими и эллиптическими иглами. Правда, дьявол здесь скрыт в деталях. Крупные производители иногда могут позволить себе ставить иглы со сложным профилем в не самые дорогие картриджи и, казалось бы, вот он вариант получить больше звука за свои деньги. Однако на практике это не всегда работает, так как в игру вступают иные факторы. В частности, дешевый пластиковый корпус может свести на нет все теоретические преимущества такого решения. Поэтому общее правило таково – при покупке совсем недорогих головок нет смысла гнаться за иглами со сложной заточкой, а в дорогие модели производитель, чаще всего, ставит их по умолчанию сам.


Выбираем головку


Правило №5 


Смотрим на материал иглодержателя


Лучшие материалы для изготовления иглодержателей – это бор или алмаз, и именно они используются в самых дорогих головках. Также хорошо зарекомендовал себя бериллий, но из-за его хрупкости и токсичности от его применения постепенно отказались все производители. В недорогих картриджах обычно применяются трубки из алюминия, одно время были также популярны кантилеверы из углепластика. Чем дороже головка, тем больше внимания производитель уделяет снижению резонансов во всех конструктивных элементах, поэтому тем меньше вероятность встретить в топовых картриджах алюминиевые иглодержатели. Правда, в последние годы на рынке обозначился дефицит бора, и даже те фирмы, которые традиционно использовали его в своих головках среднего уровня, теперь не могут его себе позволить. В целом, материал кантилевера важен, но не имеет решающего значения при выборе головки.


Выбираем головку


Правило №6 


Следим за весом


А вот вес картриджа крайне важен, причем с точки зрения удобства и возможности эксплуатации в вашей системе. И дело не только в том, что этот показатель участвует в формуле расчета резонанса системы «картридж-тонарм». Некоторые головки иногда просто невозможно уравновесить на определенных тонармах без дополнительных грузов, которые приходится устанавливать либо на противовес, либо на шелл. Поэтому если вес головки составляет больше 12 или меньше 5 граммов, нужно перед покупкой проверить совместимость такого картриджа с вашим тонармом.


Выбираем головку


Правило №7 


Смотрим на податливость подвеса


Одно время на рынке существовал огромный выбор головок звукоснимателя, податливость подвесов в которых варьировалась от нескольких единиц до невероятных значений в 50х10-6см/дин. Они требовали использования совершенно разных тонармов – от тяжелых для головок с низкой податливостью до легких и ультралегких для картриджей с высокой гибкостью подвеса. Сегодня производители стремятся добиться максимальной взаимной совместимости головок и тонармов, поэтому, за редким исключением, касающимся классических картриджей типа Ortofon SPU или Denon DL-103, значения лежат между 12 и 25 единицами. А это означает, что серьезных проблем с согласованием между современными головками и тонармами вы вряд ли испытаете. Однако если вы рассматриваете приобретение винтажных головок, проигрывателей и тонармов, то выучить формулу вычисления оптимального резонанса нужно наизусть.


Выбираем головку


Правило №8  


ММ или МС?


Несмотря на то, что копий в спорах между приверженцами ММ и МС-головок было сломано несколько вагонов, и по сей день начинающие меломаны сталкиваются с данной дилеммой. На самом деле, решение принять очень просто, если мы говорим о современных картриджах. Недорогие МС-головки с высокой чувствительностью практически не отличаются от ММ с точки зрения условий  эксплуатации, поэтому между ними можно поставить условный знак равенства.  Что же касается дорогих головок, то среди них уже не встречаются модели с подвижным магнитом, поэтому выбор будет идти исключительно среди МС. Существенное преимущество ММ-картриджей заключается в возможности замены иглы по мере ее износа, однако сегодня ценовая политика большинства производителей стала таковой, что разница в цене между полной головкой и  сменной вставкой стала настолько невелика, что это преимущество практически нивелируется.


Выбираем головку


Правило №9 


Выбираем магазин


Поскольку практики прослушивания головок перед покупкой практически не существует, то, казалось бы, и приобретать картриджи можно, ориентируясь только на цену. Однако если речь идет о достаточно дорогих головках, то лучше все же обратиться к проверенному официальному дилеру – производственный брак встречается даже в High End, а возвращать картридж с неровно установленной иглой или иглодержателем неизвестному продавцу в Японию – занятие хлопотное. Конечно, на eBay есть «рыбные места», но и в них есть шанс нарваться на некондиционный товар.


Выбираем головку


Правило №10 


Не спешим с выводами


После покупки головки, ее установки и настройки не следует спешить с окончательными выводами о том, нравится ли вам ее звучание в вашей системе или нет. И дело не только в привыкании и адаптации к новому звуку. Дело в том, что процесс разработки подвеса может занять до нескольких недель даже при условии ежедневного прослушивания. Кроме того, возможны погрешности при геометрической настройке иглы, а также выставлении прижимной силы и антискейтинга, особенно если у вас нет достаточного опыта. И эти ошибки также будут сказываться на субъективном восприятии качества звука, поэтому через день-два желательно еще раз тщательно проверить правильность всех настроек. Само собой, также нужно убедиться в оптимальной электрической нагрузке головки, особенно это касается моделей с подвижной катушкой и низкой чувствительностью. И только пожив с картриджем некоторое время и правильно его настроив, можно делать окончательные выводы. 

Александр Чечелёв

2 февраля 2018 года

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: