Формула Шредера

Немецкий производитель тонармов Schroeder хорошо известен всем, кто интересуется темой качественного аналогового звука. В декабре Франк Шредер, являющийся единственным владельцем, а по совместительству также разработчиком и производственной мощностью компании, приехал в Москву по случаю открытия канала дистрибуции в России. О непростой жизни в мире музыки и High End – в эксклюзивном интервью Hi-Fi.ru

Формула Шредера

Сегодня мы прослушали систему, в которой был установлен ваш тонарм Schroeder Referenz SQ. Помимо исключительно положительных впечатлений от качества звука, хочется услышать более подробный рассказ о конструкции.

Как вы уже заметили, основой конструкции является магнитный подшипник, позволяющий радикально избавится от фрикционных потерь. В данном экземпляре коромысло тонарма сделано из особого сорта бразильского дерева и обладает средней эффективной массой. В принципе, в зависимости от используемой головки, можно заказать производство тонарма с любой эффективной массой. У меня был опыт изготовления, по просьбе моего хорошего приятеля Питера Ледерманна (SoundSmith), тонарма с массой всего 3 грамма для его экспериментальной головки. У нее расчетная прижимная сила составляла 0,9 грамма при невероятной гибкости подвеса иглодержателя. Все основные параметры, необходимые для настройки тонарма – прижимная сила, угол вертикального слежения, азимут, антискейтинг – настраиваются здесь легко и с высокой степенью точности. Более того, настраиваться может даже эффективная длина, в определенных пределах. Дело в том, что после крепления основания тонарма на столе в моей конструкции предусмотрено изменение расстояния от точки вращения тонарма до шпинделя диска. Это дает большую гибкость в настройке. Оригинальная система крепления головки к шеллу также дает больше удобства при выставлении головки по точкам нулевой погрешности.

Формула Шредера

Следующий логичный вопрос – как вы вообще пришли к производству тонармов, что послужило для этого толчком?

Толчком послужила нехватка денег. Когда вам всего 14 лет, и вы любите музыку, это кажется естественным продолжением увлечения, особенно если вы параллельно увлекаетесь механикой. В ту пору я активно интересовался моделированием и часовым делом, кроме того, одновременно я посещал концерты классической музыки, поскольку у нас в школе распространяли недорогие билеты. И то, что я слышал на концертах, было совершенно непохожим на то, что записано на пластинках. Сегодня, с высоты приобретенного опыта, я уже могу сказать, что полного сходства достичь никогда и не удастся, но это уже отдельный разговор. Единственное, что можно воспроизвести при домашнем прослушивании, это эмоции, которые вы испытываете при посещении концерта. В некоторой степени хорошая аудиоаппаратура способна их передать, однако социальный аспект и атмосферу в зале воспроизвести невозможно. Свой первый проигрыватель винила я купил, когда мне было 12 лет. Он был ужасен, если я не ошибаюсь, это был какой-то совсем дешевый Technics. Однако затем мне удалось очень дешево купить Garrard 401 с тонармом SME 3009. Это было уже гораздо лучше, но мне сразу стали очевидны механические недостатки вертушки и тонарма. Происходило это в 1976-1977 годах. Тогда я решил изготовить свой тонарм, само собой, делал я это из тех материалов и теми инструментами, которые мне были доступны на тот момент. В своей работе я опирался на принципы, применяемые в часовой индустрии, то есть я хорошо знал о влиянии фрикционных потерь на точность хода. Внимательно изучив торсионные маятники, я подумал, что подобный принцип можно воплотить в тонарме. Проблема была в том, что неодимовых магнитов тогда еще не существовало, поэтому первый образец я построил на самариум-кобальте. Несмотря на недостатки материалов, общий принцип работал отлично, во всяком случае, гораздо лучше старого тонарма SME. Остальные элементы текущей конструкции появлялись постепенно, в течение нескольких лет. Например, к изготовлению самого коромысла тонарма из разных сортов дерева я пришел, изучив вибрационные характеристики множества обычных и композитных материалов. Совершенно случайно ко мне в руки попал кусок черного дерева от стола, которому было больше двухсот лет. Изготовив из него тонарм, я был приятно удивлен – он обладал всеми нужными мне характеристиками, при этом мне не нужно было задумываться о дополнительном усилении жесткости или же внутреннем демпфировании. Поэтому я начал активно исследовать дерево в качестве основного материала. Многие функции тонарма, который я демонстрировал сегодня, отсутствовали у первых моих творений, однако базовая конструкция магнитного подшипника осталась неизменной. Когда я начал продавать свою продукцию, первые заказчики очень хотели получить модель со сменными трубками. В целом, я не очень одобряю такой подход. На мой взгляд, если человек начинает заниматься перебором разных тонармов вместо того, чтобы слушать музыку, то с таким же успехом он может играться с миниатюрной железной дорогой. Несмотря на то, что постоянная замена компонентов в системе может приносить удовлетворение, я к этому отношусь скептически. Для меня аудиоаппаратура не является самоценной, а представляет собой всего лишь средство для прослушивания музыки. Поэтому после нескольких экспериментов я вернулся обратно к варианту тонарма с непрерывной проводкой. Более того, через некоторое время выяснилось, что, на самом деле, число подобных энтузиастов крайне мало и практически никому не нужен тонарм с двумя и более «палками». При этом в моих тонармах всегда присутствует возможность изменения эффективной массы тонарма путем подбора прокладки между картриджем и шеллом.

Так все же, как вам удалось сделать из этого бизнес, кто был вашими первыми клиентами?

Я бы не назвал их клиентами, это были мои школьные друзья. При этом цена, которую я брал с них за свои тонармы, фактически равнялась цене материалов, что уходили на их изготовление. Мне просто было приятно, что кто-то еще считал, что у меня получаются хорошие тонармы. Однако на протяжении многих лет это не было для меня источником дохода, я работал на германское правительство в статусе фрилансера, занимаясь приемом и встречей почетных гостей. Так продолжалось до 1997 года, когда у меня родился сын. Та работа, которой я занимался, предполагала, что мне нужно было выходить из дома в 6 часов утра, и вечером я всегда последним возвращался домой. Если бы я продолжал работать в таком режиме, то, я думаю, годам к 16 мой сын спрашивал бы у матери – «А кто этот старый мужик, которого я иногда встречаю у нас дома?». В том же году мой хороший друг, немецкий производитель акустических систем, послушал мой тонарм и предложил поучаствовать вместе с ним на специализированной выставке во Франкфурте. Обсудив это с женой, я решил съездить на пару дней. И после этой выставки на меня обрушился целый вал заказов, разраставшийся, как снежный ком. Через несколько лет, в 2002 году, я принял решение окончательно посвятить себя производству тонармов на коммерческой основе. Правда, в результате количество свободного времени у меня сократилось еще сильнее, зато теперь я работаю у себя дома в мастерской, за исключением тех случаев, когда я путешествую по миру. В среднем, каждый год я участвую в 6-7 выставках и мероприятиях. Причем половина из них, это съезды «самодельщиков», где мы делимся опытом и придумываем интересные конструкции, которые невозможно реализовать на продажу.

Поскольку все тонармы вы делаете вручную, есть ли у вас помощники, которые берут на себя часть работы?

Пока нет. Я три раза пытался обучить разных людей, однако все трое успели найти себе другую работу по основной специальности прежде, чем мы заканчивали обучение. Проблема еще в том, что требования к качеству у меня очень высокие, поэтому обычно требуется несколько месяцев на то, чтобы человек смог изготавливать детали, отвечающие моим стандартам. С каждым из учеников я прозанимался по три-четыре месяца, и за это время они все успели получить предложение работы с существенно большей зарплатой, чем я мог им обеспечить. Некоторые заготовки для моих тонармов, где требуется фрезеровка, я все-таки заказываю на стороне, однако финальную обработку делаю сам. Что же касается всех важных элементов, таких как подшипник, коромысло, и так далее, я полностью изготавливаю их сам, в своем ателье.

Знаете ли вы, что многие пытаются скопировать и повторить конструкцию ваших тонармов?

Да, я прекрасно об этом осведомлен. В среде самодельщиков это самая копируемая конструкция из современных тонармов, пусть и с наименьшим успехом. Многие стараются сделать то, что они называют «клоном тонарма Шредера». Однако термин «клон» подразумевает точную копию исходной модели, но я еще не встречал никого, кому бы удалось полностью и в точности повторить мой тонарм. Правда, это не означает, что подобные копии не обеспечивают своим владельцам нужный уровень звука, ведь даже при отклонении от изначальной конструкции они все равно неплохо играют. Кроме того, любой самодельщик полагает, что сделанная им вещь замечательна просто потому, что он сам ее изготовил. На самом деле, я всегда стараюсь поддерживать подобных энтузиастов. А вот что касается коммерческих копий, то я заблокировал производство некоторых из них через своего патентного поверенного. Я очень не люблю сутяжничества и никогда не подаю сразу в суд. Обычно я встречаюсь с такими производителями и говорю им «Возможно, вы не знаете, но такая-то и такая-то части конструкции защищены патентом. Поэтому вам следует отказаться от производства». Была пара случаев, когда люди воспринимали это в штыки и отказывались меня слушать. Тогда мне приходилось действовать через своего адвоката, который требовал удалить их листинги с eBay и других сайтов. Для меня проблема заключается в том, что подобная деятельность вредит моему имиджу, был даже случай, когда человек купил подобную подделку, думая, что покупает мой оригинальный тонарм. Что же касается самодельщиков, делающих копии для личного пользования, то я всячески их поддерживаю. Хотя, конечно, и не выкладываю свои чертежи на форумах на всеобщее обозрение. Если на связь со мной выходит, в индивидуальном порядке, некий энтузиаст и говорит, мол, я потратил много денег и у меня ничего не получается, я могу дать ему несколько наводящих советов. Конечно, я не раскрываю весь алгоритм производства, я лишь придаю нужное направление его поискам.

Из всех современных производителей тонармов, которые используют иные конструкции, кто, по вашему мнению, наиболее близок к вам по уровню?

Честно говоря, я не рассматриваю других производителей в качестве конкурентов. Мы все находимся в одной лодке, тем более что нас осталось совсем мало. Каждый из нас имеет свою концепцию, которую он совершенствует и развивает. Так, например, производитель тонарма Thales Simplicity Мишель Хубер – мой хороший приятель, мы с ним много общаемся и обсуждаем достоинства той или иной конструкции. И хотя звуковые предпочтения у нас с ним не во всем совпадают, его продукция сделана со здравым и интересным инженерным подходом, в отличие от многих других на рынке. Могу также упомянуть моего коллегу из Берлина Томаса Шика, который делает совершенно иные по конструкции тонармы, представляющие из себя переосмысленные версии старых тонармов из вещательных студий. Тем, кто использует соответствующие головки звукоснимателя, особенно с учетом цены, я искренне могу рекомендовать его тонармы. Вообще, не существует идеального тонарма для всех случаев жизни, всегда найдется та модель, которая именно вам подойдет больше всего. В целом, я, так или иначе, знаком практически со всеми современными разработчиками, Бобом Грэмом (Graham), Биллом Файрбо (Well Tempered) и многими другими. Я прекрасно отношусь к коллегам, вот кого я не люблю, так это тех, кто пытается сделать копию современного High End-тонарма и продавать ее на 30% дешевле, полагая, что на такой продукт всегда найдется покупатель. В конечном итоге покупатели всегда разберутся сами, но они потеряют время и деньги.

Формула Шредера

Есть ли у вас какие-либо любимые головки звукоснимателя? Вы уже упомянули картриджи Питера Ледерманна (SoundSmith), есть ли другие фавориты?

Дома у меня есть коллекция из где-то пятидесяти картриджей, каждым из которых я, в принципе, мог бы удовлетвориться. Вообще, любимых моделей слишком много. Мне очень нравятся Lyra Atlas, Mijajima Kansui, многие другие. Из головок SoundSmith лучшая, конечно, Strain Gauge, очень хороша Hyperion. Однако рассматривать головку в отрыве от последующего тракта неправильно. Так же, как тонарм может раскрыться только при правильной установке и настройке, так и головки раскрывают свой потенциал только при соблюдении всех электрических параметров нагрузки. Очень часто, сравнивая разные головки, мы сравниваем несравнимое. Та головка, которая по своим электрическим параметрам лучше совместима с данным трансформатором или фонокорректором, всегда покажет лучший результат. В этом и заключается благословение и, одновременно, проклятие аналогового аудио. Вы имеете бесконечные возможности настройки звука на свой вкус, но это же может привести к путанице и фрустрации.

Не могу не задать давно напрашивающийся вопрос – сколько у вас пластинок дома?

Около 12 тысяч. Это, конечно, безумие. У меня есть также много катушек, многие из них – мастер-ленты, так что у меня иногда есть возможность сравнить исходник с коммерческими релизами, сделанными с этой пленки, будь то на катушке, виниле или даже компакт-диске. Да, у меня нет никаких предубеждений по отношению к цифровому звуку, он может быть великолепным. Однако мои предпочтения, с точки зрения абсолютного качества, остаются на стороне аналога. На первом месте, конечно, идет пленка, и только затем винил.

Расскажите немного о вашей домашней системе. Создавали ли вы ее сами на протяжении многих лет, или же вы время от времени обновляете ее состав, вводя новые компоненты?

Моя система практически полностью изготовлена самостоятельно, от начала и до конца. Так, например, МС-трансформаторы мне мотают друзья, фонокорректоры я делаю либо сам, либо также заказываю у знакомых. Вообще, фонокорректоров у меня очень много. Несколько из них – от известных и популярных производителей, для того, чтобы человек, приходящий ко мне послушать тонармы, мог опереться на какой-то свой опыт. Усилителей мощности у меня много, однако, в последнее время, чаще всего я слушаю пару моноблоков, которую для меня построил приятель из Японии. Сделаны они на лампах РХ-25, с выходными трансформаторами с кобальтовыми сердечниками.

Лампы старые или современные реплики?

У меня есть и оригинальные Marconi, и современные от KR Audio. Я также использую в этих усилителях их пентодный аналог PT-25H, при этом гнезда сконфигурированы таким образом, что пентоды будут работать в триодном режиме. Это позволяет значительно сэкономить на стоимости ламп, разница же в звуке получается совершенно несущественной.

А что насчет акустических систем?

Они тоже собственного изготовления, на основе высокочувствительных широкополосных динамиков. У меня есть большая коллекция винтажных динамиков, начиная от малоизвестных моделей на подмагничивании 1930-х годов до более современных, родом из 1970-х. Сегодня стало модным пытаться повторить конструкции тех лет – высокая чувствительность от 95 дБ, кобальтовые магниты, легкие диффузоры, однако всего 1-2 компании смогли добиться хороших результатов, при этом динамики у них получились очень дорогими. Моими любимыми остаются динамики от Siemens и Körting, когда каждый из них работает в отведенной ему полосе частот. У меня активная акустика, где бас ниже 100 Гц раскачивается отдельным усилителем через активный кроссовер, остальной же диапазон озвучивается упомянутым ламповым усилителем. В качестве пищалок я использую либо рупорные, либо плазменные динамики, в зависимости от того, насколько высокого может работать широкополосник. Плазменные пищалки включаются не ниже 8 кГц, рупорные могут работать и от 4 кГц, но я совершенно не приемлю раздел полос в области, где сосредоточены все основные тоны музыкальных инструментов. В моей системе высокочастотные динамики отвечают только за верхние обертоны.

Формула Шредера

Перейдем к проигрывателям винила. Я уже знаю, что вы предпочитаете старые роликовые модели, но если говорить о современных производителях, кто у вас в фаворитах?

Я думаю, что существуют очень хорошие проигрыватели с разными видами привода диска. Роликовые модели сегодня редки, и производит их очень ограниченное число компаний. Так, например, очень интересная модель есть у Reed, в которой можно переключаться между двумя типами привода – роликом и пассиком. При этом я вовсе не считаю, что единственным способом получить качественную и музыкальную вертушку является приобретение винтажных роликовых столов. Более того, если вы не можете самостоятельно либо с помощью специалистов привести их в рабочее состояние, соответствующее их изначальным характеристикам, то лучше и не связываться. Если говорить о прямоприводных вертушках, то в Германии есть замечательный проигрыватель STST, стоящий не так уже дорого, порядка трех с половиной тысяч евро. Brinkmann Oasis стоит уже дороже, но он также очень хорош. Есть на рынке и замечательные пассиковые проигрыватели, хотя их и немного. В свое время я разработал модель проигрывателя, где вместо пассика использовалась лента, что позволило преодолеть множество врожденных ограничений этого типа привода, таких как ослабление натяжения пассика и его проскальзывание. Никакая серво-система не будет в состоянии компенсировать возникающие в результате погрешности.

Есть ли у вас какие-либо жанровые предпочтения в музыке?

Нет, но существует очень важный аспект в музыке, по которому я оцениваю для себя ее интересность. Мне важно, чтобы музыкальное произведение могло меня удивить, если я за несколько тактов могу угадать, что последует дальше, то такая музыка теряет для меня всякую ценность. В целом, я предпочитаю сложную музыку. С другой стороны, создать простую мелодию, которая способна «зацепить» слушателя, также очень сложно, и я могу по достоинству оценить работу композитора, создавшего песню, которую хочется напевать целый день.

Беседовал Александр Чечелёв


Редакция благодарит компанию «Чернов Аудио» за организацию интервью

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: