На три веселых буквы

Конвертор Mytek Brooklyn с поддержкой DXD и MQA


Конвертор Mytek Brooklyn с поддержкой DXD и MQA

Цена – 160 800 руб.


Давно открестившись от аудиоформатов с необратимым сжатием, вроде МР3, прогрессивные меломаны постепенно уходят и от 16-битных записей «CD-качества». Однако популярные ныне треки в PCM 24 бит/192 кГц и DSD128 – отнюдь не предел совершенства: есть форматы покруче! А недавно появилось и доступное «железо», способное их декодировать.

Хотя, а нужно ли все это вообще? Сторонники «материализма» любят размахивать аудиограммой слуха, на которой отчетливо видно: даже 19 кГц для барабанных перепонок человека старше 30 лет - частота едва уловимая. Таким образом качества Audio CD должно хватать всем, остальное – фантазии и самовнушение. Что уж говорить о диапазоне 22-100 кГц, в котором якобы зашифрована дополнительная звуковая информация, воспринимаемая на уровне подсознания. Смех! Или сговор капиталистов с целью побудить покупателя в очередной раз приобрести свою же коллекцию музыки заново (теперь – в новом качестве!) и попутно «развести» на более дорогую звуковоспроизводящую аппаратуру… Парадоксально, но чаще всего такой позиции придерживаются те, кто всю жизнь слушал музыку через недорогую звуковую карту компьютера или блочную технику Hi-Fi начального уровня. Причем, некоторые выбрали этот путь сознательно: одни – дабы не искушать свою кредитку, другие действительно не слышат разницы, либо не имели возможности ее услышать. Но есть некоторая прослойка людей с тонким слухом, вдобавок обожающих музыку и готовых на многое, чтобы та звучала максимально реалистично. Для них – уже не просто меломанов, а аудиофилов – как раз и создаются разного рода форматы высокого разрешения, включая DSD256 и сравнительно новый DXD (Digital eXtreme Definition).

Mytek (США), производитель студийной техники, одним из первых реализовал поддержку DXD и MQA в своем устройстве


Важная упаковка

Последний из названных форматов был разработан в 2004 году как более привлекательная альтернатива «закрытому» однобитовому DSD, базирующемуся на принципе широтно-импульсной модуляции. В основе DXD – хорошо знакомый цифровой поток PCM (импульсно-кодовая модуляция), только содержащий несоизмеримо больше звуковой информации, относительно Audio CD, за счет 24- или 32-битного представления с частотой сэмплирования аж 384-352,8 кГц (против 16 бит / 44,1 кГц у Audio CD и 24 бит / 192 кГц у современных файлов высокого разрешения). Как уверяют создатели, запись в формате DXD содержит все звуковые данные, которые хранит цифровая мастер-запись в студии, и позволяет услышать музыку с исходным динамическим диапазоном. И хотя что-то подобное маркетологи рассказывали нам несколько лет назад и про контент 24 бит / 192 кГц, нестыковки в этом нет, ведь за прошедшие годы потенциал звукозаписывающего оборудования также возрос. Разумеется, чтобы услышать все преимущества нового формата требуется хорошая техника. Очень хорошая! И сама запись должна быть выполнена на высочайшем уровне, иначе DSD и DXD – что мертвому припарка. Это как если вам требуется перевезти 100 кг груза, но вместо «Газели» вы закажете целую фуру. В итоге она поедет почти пустой, а масса и качество груза в таких условиях транспортировки ничуть не изменятся. Также и форматы аудио сверхвысокого разрешения: для раскрытия их потенциала должны сложиться воедино все составляющие – от мастерства звукорежиссера и оснащения студии до потенциала домашней системы и натренированности слуха меломана.

Студия звукозаписи - многие меломаны хотели бы слушать музыку в первоисточнике

Если считать, что независящие от нас стадии были пройдены успешно, то остается только два вопроса: где брать такие записи и чем их декодировать. Ответов на первый вопрос несколько. Традиционный путь – это онлайн-магазины звукозаписывающих компаний, предлагающие новые и ремастированные треки за умеренную плату, по 5-10 баксов за штуку. Правда, предложений по контенту в формате DXD пока еще очень мало. Во многом это объясняется не только сравнительной новизной формата, но еще и тем фактом, что файлы имеют просто гигантский размер: одна минута стереозаписи с разрешением 24 бит / 352,8 кГц «весит» около 80 мегабайт даже после сжатия во FLAC! То есть в один гигабайт умещается всего-то около 13 минут музыки. Понятное дело, что при таком чудовищном битрейте говорить о потоковом воспроизведении крайне сложно. Будущее интернет-стриминга DXD-аудио (а это как раз второй способ доставки контента) до недавнего времени казалось туманным, поскольку существовавшие алгоритмы кодирования без потерь (FLAC, APE и др.) позволяли уменьшить размер файла лишь в 1,5-2,5 раза, а этого было недостаточно для стабильной передачи контента всем и каждому по существующим интернет-каналам, включая беспроводные. Но английские специалисты из Meridian Audio совершили чудо, научившись «упаковывать» DXD-аудио в файл, который по размеру примерно в восемь (!) раз меньше FLAC и более чем в 12 раз меньше PCM(WAV)-исходника, при этом после распаковки, как заверяет разработчик, сохраняет 100% полезной звуковой информации. Минута того же аудио сверхвысокого разрешения занимает около 10 мегабайт – почти как несжатый поток WAV с Audio CD и в полтора раза меньше файла в формате FLAC с материалом разрешения 24 бит / 96 кГц. Немаловажно, что создателям формата удалось реализовать полную его совместимость с нынешней воспроизводящей техникой, изначально знакомой с FLAC. Алгоритм получил название MQA (Master Quality Authenticated), и его появление можно назвать одним из величайших прорывов в области «упаковки» цифрового аудиоконтента за все последние годы.

MQA – все по полочкам

MQA - качество DXD-аудио при 8-кратном сокращении размера файла

Зарубежная пресса поет дифирамбы MQA, и вполне заслуженно, однако упор зачастую делается не на соотношении качества звука и размера файла, а только лишь на звучании. Однако это не совсем корректно, ведь MQA – лишь lossless-контейнер для упаковки DXD, дорожная сумка, если угодно. Хотя именно появление MQA способно дать мощный толчок индустрии стриминга аудио сверхвысокого разрешения. Поэтому в ближайший год-два все уважающие себя производители внесут поддержку MQA в список обязательной для своей высококлассной аппаратуры, а сетевые устройства снабдят совместимостью с потоковыми сервисами на базе MQA. Иногда для этого достаточно лишь обновления прошивки. Так или иначе, процесс уже запущен! Что же касается упомянутой совместимости с существующей аппаратурой, то она действительно тотальная и безоговорочная. И компьютер, и блочный стример могут воспроизвести MQA, хотя и со снижением качества до уровня Audio CD. Неподготовленными устройствами файл MQA распознается как обычный FLAC 16 бит / 44,1 кГц, с таким же качеством и звучит. Для воспроизведения всей звуковой информации требуется декодер MQA. Такой своей гибкости формат обязан хитроумному алгоритму кодирования. Разработчики провели исследование и выяснили, что основная масса аудиоданных, которую уверенно воспринимают любые слушатели, укладывается в определенный динамический диапазон, поэтому в процессе кодирования данные разделяются на две составляющие – ядро и «добавку» с HD-составляющей. Если декодера MQA нет, то декодируется лишь ядро. Вторая хитрость заключается в местоположении «добавки», за счет чего и удалось кардинально сократить размер файла, сохранив качество. Эти данные кодируются в… области фонового шума! Точнее, ниже слышимого уровня звука. До сих пор информация о звучании столь низкой громкости, можно сказать, выбрасывалась в мусор, поскольку слушатель ее попросту не воспринимал. Теперь это информационное пространство наполнено полезными сведениями, которые и «вытаскивает» декодер.

Иллюстрация кодировки MQA
На картинке выше представлены скриншоты англоязычного видеоролика проекта MQA с нашими пояснениями.

На уровне концепции метод в чем-то напоминает оптические диски приснопамятного формата HDCD, совместимые с обычными CD-плеерами, однако в данном случае уровень реализации и алгоритмы кодирования многократно сложнее. Тестовые прослушивания на немногочисленных пока высококлассных источниках подтверждают: треки в MQA звучат действительно не хуже исходных DXD или аналогов в DSD256. Сравнивать же напрямую DXD 24 бит / 352.8 кГц с DSD256 не беремся: многое зависит от записывающего и кодирующего оборудования. Но если при сравнении FLAC 24 бит / 192 кГц и DSD128 опытные слушатели почти всегда отдают предпочтение последнему, пускай преимущество лишь в деталях, то в битве форматов сверхвысокого разрешения – DXD и DSD – пока паритет, поскольку потенциал обоих намного превышает качественный уровень большинства существующих аудиозаписей, да и совместимой техники пока слишком мало, чтобы выстроить картину целиком. Констатируем лишь то, что немногочисленные треки, сделанные в DXD «от и до», хочется заслушать до дыр. Вот только что делать тем, кто не планирует менять половину своей аудиосистемы или не готов приобретать дорогостоящий источник от Meridian только ради MQA и DXD? Для них американская компания Mytek Digital подготовила компактный и не слишком дорогой, по меркам индустрии, но при этом фактически всеядный конвертор под названием Brooklyn. Впервые аппарат был показан в начале года на выставке CES 2016 в американском Лас-Вегасе, где завоевал награду «самая значимая разработка». Особенно ценно то, что все свои качества модель может реализовать при использовании компьютера в качестве источника путем традиционного подключения по USB.

Волшебная коробка

Поскольку Mytek Digital, основанная в 1992 году, специализируется на выпуске оборудования для студий звукозаписи (преимущественно конверторов, предварительных усилителей и усилителей для наушников), изначально бытовой Brooklyn своим видом и конструкцией все равно напоминает устройство PRO-уровня: никакого дерева и золота в отделке, простейшая упаковка, самый обычный сетевой провод в комплекте.

Конвертор Mytek Brooklyn с предусилителем, усилителем для наушников и фонокорректором

Из реверансов потребителю – лишь фирменный USB-кабель и пульт дистанционного управления. Зато сама машина – уникальная. Это не просто высококлассный цифро-аналоговый конвертор с поддержкой ультимативных аудиоформатов, таких как DSD256, DXD и MQA, это также предварительный усилитель с балансными и обычными выходами, мощнейший усилитель для наушников и фонокоректор MM/MC уровня «как за $20 000». Проверять это заявление производителя мы не стали, но в остальном устройство удалось исследовать по полной программе. Про внешний вид Mytek Brooklyn много не скажешь: корпус черного (как на фото) или серебристого цвета изготовлен из толстой стали и алюминия. На фрезерованном фасаде с «голографическим» узором и светящимся логотипом фирмы размещен регулятор громкости, являющийся по совместительству кнопкой питания и переключения режимов, дисплей, да четыре клавиши без подписей. Их назначение меняется в зависимости от режима работы устройства и обозначается на дисплее.

Mytek Brooklyn

Выхода на наушники два, причем отдача встроенного усилителя может доходить до впечатляющих 6 000 мВт (500 мА)! А если использовать опциональный фирменный адаптер, то можно подключить одну пару наушников, но по балансной схеме.

Mytek Brooklyn

На тыловой панели, помимо разъема подключения сетевого шнура (мультиформатный блок питания 100-240В встроен в корпус) и порта USB 2.0, можно увидеть выходные разъемы XLR и RCA, стереовход фонокорректора ММ/МС, цифровые входы S/PDIF и AES/EBU, а также пару разъемов BNC для сквозного подключения к внешнему тактовому генератору и разъем питания 7-14В для питания от аккумулятора или более высококлассного внешнего БП.

Конвертор Mytek Brooklyn с предусилителем, усилителем для наушников и фонокорректором

Любопытно, что все цифровые потоки, заходящие в ЦАП, можно отправлять по USB в компьютер, хотя зачем и кому это может понадобиться – вопрос непростой, ведь запись чужого контента является незаконной, а если уж так захочется плюнуть в лицо правообладателю, то «рипнуть» практически любой оптический диск или файл можно прямо в компьютере. Отдельно упомянем, что для винилового проигрывателя Mytek Brooklyn является лишь полностью аналоговым (включая регулятор громкости) предварительным усилителем, функции АЦП у него нет. В стандартном режиме работы на экран Mytek Brooklyn выводятся назначения клавиш, выбранный вход, параметры декодируемого потока, а также показания студийного пик-метра. Регулятор, к слову, «по умолчанию» выполняет функцию переключателя режимов. Для коррекции уровня громкости нужно на него нажать, чтобы перевести в привычную ипостась. Пользователю доступна шкала с шагом 1 дБ. Такое значение можно считать оптимальным балансом скорости и точности настройки громкости.

Mytek Brooklyn – режим регулировки громкости

Для прослушивания аудиофайлов через Mytek Brooklyn на компьютере производитель рекомендует использовать широко известный бесплатный программный плеер Foobar 2000. Однако первой музыкальной сессии будет предшествовать отнюдь не минутный процесс установки дополнительных плагинов и их настройка, иначе декодировать DXD, DSD и MQA конвертор не сможет, поскольку компьютер не будет выдавать цифровые потоки в должном виде. К счастью, все плагины также бесплатны, а весь процесс подробно описан в инструкции к устройству. Но потребуется еще и драйвер, который необходимо скачать с сайта производителя. В состав драйвера входит панель управления, через которую доступна часть функций маршрутизации сигналов, хотя если говорить только о прослушивании файлов с помощью USB-ЦАП, хватает одного лишь драйвера. Вся настройка заняла у нас около часа, после этого появилась возможность слушать фактически любые аудиофайлы, а это воодушевляет! Вопрос только в том, с каким качеством аппарат выполняет свою работу. Кстати, если вы счастливый обладатель компьютера от Apple, то процесс согласования его работы с Mytek Brooklyn упрощается до предела - достаточно подключить аппарат к одному из портов USB компьютера и выбрать ЦАП в панели настроек аудио операционной системы в качестве выходного устройства. Никаких драйверов при этом устанавливать не нужно - понадобится лишь контрольная панель от Mytek для управления устройством и программный проигрыватель для воспроизведения файлов.

Конвертор Mytek Brooklyn с предусилителем, усилителем для наушников и фонокорректором

Конвертор Mytek Brooklyn с предусилителем, усилителем для наушников и фонокорректором

С качеством воспроизведения любых форматов аудио у Mytek Brooklyn полный порядок: модель базируется сразу на трех разнотипных процессорах для декодирования и маршрутизации цифровых аудиопотоков. Преобразованием же цифры в аналог занимается первоклассный чип ESS Sabre 9018K2M, напрямую завязанный на фирменный задающий генератор Mytek Femto, заявленный внутренний джиттер которого составляет всего 0,82 пикосекунды. Блок питания – импульсный, экранированный. Охлаждение компонентов (а греется аппарат весьма прилично) осуществляется конвекционным способом через перфорацию в верхней крышке, представляющую собой большой логотип Mytek. Звучание Mytek Brooklyn превосходно согласуется с основной деятельностью компании: оно студийное в хорошем смысле слова. Звук абсолютно нейтральный, ритмичный, детальный и точный. Кому-то может не хватать «тепла» или иной индивидуальности звукового почерка, но мы приветствуем нейтральную подачу источника, поскольку способов «подкрасить» звук масса – от выбора усилителя и колонок до апгрейда кабелей и коррекции акустики помещения. Какую музыку ни включи, кажется, что сидишь перед высококлассными студийными мониторами на этапе мастеринга: компонент сообщают всю звуковую информацию, но ничего не добавляют от себя. Вследствие чего для Mytek Brooklyn просто нет такого понятия, как жанровые ограничения! Но есть нелюбовь к низкокачественным записям, поскольку при столь аналитичном звуковом тракте аппарат с радостью и даже цинизмом вываливает на слушателя все косяки звукорежиссера, звукозаписывающего тракта и того криворукого студента, который делал рип для торрентов. Но стоит зарядить классный трек – и выключить музыку уже не захочется. Особенно если для комфортного звучания подготовлены системный блок компьютера и рабочий стол

Паспортные данные:



Тип – цифро-аналоговый конвертор с предварительным усилителем, фонокорректором и усилителем для наушников | Название – Mytek Brooklyn | Функции – декодирование аудиопотоков от компьютера и внешних источников, предварительный усилитель, фонокорректор ММ/МС, усилитель для наушников | Подключение к компьютеру – USB 2.0 (требуется драйвер) | Другие цифровые входы – S/PDIF (оптический, электрический), AES/EBU | Аналоговые выходы – XLR, RCA | Выход для наушников – 6,3 мм (2), общая выходная мощность 6 000 мВт, балансное подключение с помощью опционального переходника | Поддержка форматов – DXD/PCM (до 32 бит / 352,8 кГц), DSD (до DSD256), MQA | Корпус – металл, передняя панель – фрезерованный алюминий | Цветовое оформление – черное или серебристое | Габариты, см – 21,6 x 21,6 x 4,4 | Масса, кг – 1,5

Оценки



+ Поддержка DXD, DSD (до 256) и MQA даже при подключении к компьютеру по USB, пошаговая инструкция по настройке программного плеера в руководстве, шикарное звучание, мощный усилитель для наушников, возможность альтернативного питания, предварительный усилитель с балансными выходами, встроенный фонокорректор ММ/МС. - Управление требует привыкания, при нажатии на регулятор корпус сможет сдвигаться (необходимо придерживать).

Дизайн

90

Качество изготовления

95

Звучание

95

Функции

100

Итого

95

Вывод:



Mytek Brooklyn – конвертор мечты для любого меломана, использующего компьютер. Точнейшее звучание, поддержка всех существующих форматов сверхвысокого разрешения, отличный усилитель для наушников, функция предварительного усилителя с балансным выходом и сравнительно гуманная цена: разве можно что-то пожелать еще? Пожалуй, только менее специфичную эргономику, но это сущий пустяк на фоне остального. При таком раскладе Mytek Brooklyn обречен на успех.
Денис Репин


Рейтинг: