Отчет за десять лет

Столичные аудиосалоны вчера и сегодня

Столичные аудиосалоны вчера и сегодня


Отчет за десять лет

В январе традиционно принято подводить итоги ушедшего года. Но поскольку в сфере торговли качественной аудиотехникой эти итоги сейчас таковы, что писать о них просто не хочется, мы решили проанализировать более широкий временной интервал. И побеседовали с профессионалами рынка от том, как изменилась ситуация с продажей аппаратуры в столичных салонах, скажем, за последние десять лет. Для заголовка получившейся статьи отлично подошло название альбома группы Nautilus Pompilius.

Отчет за десять лет

Истории середины 90-х, когда в только что открывшиеся аудиосалоны с серьезной техникой приходили люди в спортивных костюмах и спонтанно делали покупки на сотню тысяч долларов, стали легендами. Увлечение Нi-Fi никогда не являлось общедоступным удовольствием, даже если вынести за скобки изделия высшего уровня с их астрономическими ценниками. Оно было затратным и в советское время, оно остается затратным и сейчас, просто в бюджетах наших соотечественников изменилась структура расходов. Основную клиентуру торговых точек составляют представители среднего класса. Но если еще лет десять назад магазины посещали клиенты возрастной категории 35+, то сейчас это уже 45+. Хотя относительно недавно, что даже удивительно, стали приходить интересующиеся грампластинками ребята 20-25 лет.

Отчет за десять лет

Виниловую тему пытаются развивать многие московские салоны, однако не у всех это получается одинаково успешно. А вот музыкальные вкусы аудиофилов и меломанов практически стабильны. В топе демонстрационных фонограмм, которые люди приносят с собой либо просят поставить из имеющихся в шоу-румах фонотек, присутствуют альбомы Pink Floyd, Deep Purple, Dire Straits и джазовая классика. Джазом нередко интересуется и молодежь, но порой эта публика достает из сумок такие собственные диски, которые с аудиофильской точки зрения вообще сложно назвать музыкальными. Любопытным наблюдением поделились специалисты старейшего столичного салона «Нота Плюс»: когда в городе проходят гастроли какой-либо культовой группы, в торговле намечается оживление. И совсем не важно, сколько в команде осталось исполнителей из классического состава и в какой форме они находятся — срабатывает магия имен. После концерта остается своего рода «шлейф»: поклонники либо приносят записи из личных коллекций, слушают их и покупают аппаратуру, либо узнают звучащие в зале треки и тоже нередко совершают покупки. Отмеченная закономерность прослеживается из года в год при любом состоянии рынка.

Отчет за десять лет

Переходя к рыночному ассортименту, нужно подчеркнуть главное обстоятельство: если раньше, до конца 90-х годов, аппаратуру необходимо было «доставать», то сейчас прилавки переполнены. Данный тренд актуален в электронике, но более всего он заметен в сегменте акустики. Такая перенасыщенность несет в себе один остро негативный момент. Даже в каталогах солидных брендов представлено немало, скажем так, сомнительных позиций. Ни для кого не секрет, что линейки продукции давно уже формируют не инженеры, а маркетологи. Завоевав много лет назад авторитет в какой-либо области, фирмы-изготовители стремятся проникнуть и в смежные, желательно наиболее популярные и прибыльные ниши. Отсутствие опыта профильных разработок сдерживающим фактором здесь не становится. Так, на волне винилового ренессанса в продажу отправляются вертушки заоблачной ценовой категории, собранные аудиогуру из сторонних комплектующих по принципу конструктора. Из более доступных вещей можно отметить наплыв наушников азиатских ОЕМ-производителей, украшенных логотипами премиальных брендов. Проблема состоит в том, что ориентированным исключительно на прибыль коммерсантам все равно, что предлагать покупателям. На первое место при выборе поставщиков выходят чисто операционные факторы — условия платежей, аккуратность и регулярность отгрузки партий, логистика. Лишь немногие салоны сознательно не идут на компромиссы, собирая «настоящий звук» по крупицам. Мода на полную, включая саму аудиомебель, стойку аппаратуры плюс акустику от Sony или Pioneer осталась в 80-х. Но не просто свезти в одно место лучшие компоненты, а и научиться грамотно их сочетать — это уже мастерство на грани искусства. Да и корректность столь любимого маркетологами словосочетания «лучший в мире» весьма относительна. Если бы действительно существовали лучшие в мире колонки или усилитель, остальным производителям осталось бы только либо организовать их выпуск по лицензии, либо покинуть сцену. Так что удел аудиофилов и меломанов — искать «бриллианты» в соответствии с личными представлениями о прекрасном, а миссия компетентного продавца заключается в том, чтобы сделать этот процесс комфортным и результативным.

Отчет за десять лет

Главным инструментом такого поиска являются многочасовые сеансы прослушивания, поэтому на тестовом материале стоит остановиться особо. В эпоху доминирования CD с контентом все было относительно ясно. Фирменные диски звучали примерно одинаково, разница в качестве воспроизведения одного и того же альбома на носителях разных лейблов служила темой для обсуждения в очень небольшой прослойке аудиофильского сообщества. С появлением цифрового контента различных форматов ситуация заметно осложнилась. Выбирая USB-ЦАП и другую подобную современную технику, клиенты приносят собственные внешние накопители либо ноутбуки. Такой подход приветствуется со стороны персонала — люди должны иметь полное представление о том, какой саунд они получат в своей стереосистеме. Иначе в данном плане возможны недоразумения: демонстрационные записи салона проигрываются замечательно, а дома треки на 24 бит / 96 кГц могут откровенно разочаровать. При этом неискушенный меломан не всегда задумывается, с каких исходных материалов и в каких условиях производилась оцифровка музыки, скачанной им из файлообменной сети.

Отчет за десять лет

В заключение несколько слов о перспективах отечественного рынка Hi-Fi / High End. Если выражаться максимально аккуратно, их стоит назвать неопределенными. Ни для кого не секрет, что продажи за последнее время заметно сократились, а надежды на кардинальное изменение ситуации в наступившем году призрачны. Тем не менее, в профессиональной среде основным негативным моментом текущего положения дел считают резкие колебания валютных курсов. Если бы котировки стабилизировались на любом уроне, трудиться и планировать бизнес стало бы намного легче. Произойдет это или нет — покажет время. Но закончить материал хочется на более оптимистической ноте, отметив и позитивный тренд последних лет. В солидных салонах с годами наработанной репутаций все чаще выставляется качественно исполненная и великолепно звучащая аппаратура отечественных брендов, что не может не радовать.

Отчет за десять лет

Федор Обловацкий, Сергей Свитенко («Нота Плюс»)


Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: