Поводыри XXI века

Навигационные программы для мобильных устройств (часть 2)

В ПЕРВОЙ ЧАСТИ СТАТЬИ мы постарались определить критерии оценки современных навигационных программных комплексов, призванных стать верным помощником любого автомобилиста. В этой части мы расскажем о наиболее популярных реализациях таких приложений через призму этого набора критериев. Поводыри XXI века. Навигационные программы для мобильных устройств Для примера мы выбрали пять наиболее популярных навигационных приложений для мобильных устройств, работающих под управлением iOS. Программы испытывались при движении по Москве в обычном рабочем режиме "дом - офис - дом". Конечно, на полноту и подробность эти исследования не претендуют - в другой местности, на других маршрутах и с иным сотовым покрытием результаты могут отличаться. Но мы исходим из того, что отличия эти не окажутся серьезными - функциональность, удобство, совершенство навигации не зависят от местных особенностей, а с качеством картографии и онлайн-сервисами конкретного пакета все равно нужно разбираться лично и именно в той местности, где наиболее часто будет использоваться навигатор. Все приложения, упоминаемые в этом обзоре, имеют реализацию для мобильных устройств под управлением Android, а многие и вовсе являются в полном смысле мультиплатформенными. Поводыри XXI века. Навигационные программы для мобильных устройств В обзоре представлены три автономных комплекса, способных работать в условиях отсутствия подключения к Интернету, и два навигатора, которым такое подключение необходимо. Понятно, что для первой группы при автономной работе будут недоступны онлайн-сервисы, но в остальном их функциональность нисколько не пострадает. Две из пяти навигационных программы совершенно бесплатны (именно они требуют использования интернет-соединения), за использование остальных придется заплатить, но у всех платных вариантов есть полнофункциональные в течение ограниченного периода пробные версии, которые позволяют лично оценить продукт и принять решение о его покупке, либо отказаться от приобретения.

Навител Навигатор 9.6

Программный комплекс "Навител Навигатор" разработан компанией "Центр Навигационных Технологий" и является, пожалуй, одним из старейших навигаторов для мобильных устройств. О его популярности говорит хотя бы тот факт, что именно это приложение наиболее часто выбирают в качестве предустановленного ПО для компактных автомобильных навигаторов и мультимедийных автомобильных головных устройств с навигацией. Текущая версия продукта на сегодня - 9.6. Навител Навигатор 9.6 "Навител Навигатор" - это классическая навигационная программа с хранением всех данных в памяти мобильного устройства. То есть, интернет-канал в данном случае необходим только для функционирования онлайн-сервисов, а картами, прокладкой маршрутов и поиском POI вы можете пользоваться даже в глухой тайге, где нет не то что Интернета, а и сотовой связи как таковой. Карта России выполнена в виде одного файла объемом 1,6 Гб. Немало, но, с другой стороны, встроенной памяти практически любого современного гаджета вполне хватит для размещения этих данных. Кроме России "Навител" предлагает множество карт зарубежных стран, включая такие экзотические места как Колумбия, Иран или Вьетнам. Лицензионная политика достаточно жесткая - программу можно бесплатно переустановить лишь один раз, причем между устройствами под управлением одной операционной системы. Для любителей менять телефоны и планшеты эту особенность "Навитела" необходимо учитывать. Зато карты не обязательно покупать - их можно брать напрокат. Особенно это удобно, когда едешь куда-то в отпуск - нет необходимости платить внушительную сумму за карту нужной страны - достаточно оплатить временное ее использование на срок от двух недель до года. Все обновления как программы, так и карт бесплатны на весь срок использования комплекса. Также не нужно дополнительно платить за онлайн-сервисы. Комплекс "Навител Навигатор" предоставляет практически весь спектр онлайн-сервисов современного навигатора. Нет здесь разве что фотографий местности наподобие системы StreetView от Google. Но два основных для навигационной системы сервиса - пробки и динамические POI, работают хорошо. По актуальности предоставляемой информации конкурентом может выступить разве что "Яндекс.Навигатор". Потребление интернет-трафика в рамках данного обзора выше среднего (примерно 5 Мб в час), что с учетом локального хранения карт несколько удивляет. Интерфейс пользователя продуман и удобен. На экране отображается вся полезная информация о маршруте, включая данные не только о ближайшем маневре, но и о последующем. В системе реализованы подсказки движения по полосам на многополосных трассах. Кроме того, существует возможность через настройки изменять набор информационных параметров, выводимых на экран, в соответствии со своими потребностями и вкусом. Навител Навигатор 9.6 К логике прокладки маршрутов никаких нареканий нет. При сходе с рекомендованного маршрута система не пытается непременно вернуть вас на него, а строит траекторию заново. Единственное, о чем можно пожалеть, это об отсутствии альтернативных маршрутов, предлагаемых пользователю при первоначальном планировании поездки. Отдельно нужно сказать про работу с камерами слежения. Такой функционал в системе реализован, но актуальность этой информации оставляет желать лучшего. В этом отношении комплекс сильно отстает от того же "Яндекс.Навигатора". Голосовое сопровождение реализовано на достаточно высоком уровне, однако, что называется "без изюминки". Набор стандартных фраз весьма ограничен. Строить на их основе связные сложные предложения система не умеет. Кроме предустановленных, возможно использование сторонних голосовых пакетов. Если вы предпочитаете получать рекомендации голосом Жириновского или Леонова, то "Навител Навигатор" - ваш выбор. По требовательности к ресурсам и вычислительной мощности аппаратной платформы комплекс занимает среднее положение среди участников этого обзора. На нашей не самой современной и мощной модели Apple iPhone никаких зависаний и подтормаживаний замечено не было, однако, от более быстрой загрузки приложения мы бы не отказались.

СитиГИД Навигатор 8.5

Навигационный комплекс "СитиГИД Навигатор" разработан питерской командой "МИТ Геоматика" и долгие годы (первая версия системы была представлена в 2006 году) заслуженно считается лучшим навигатором не только по северной столице, но и по всему Северо-Западному федеральному округу. Текущая версия продукта на сегодня - 8.5. СитиГИД Навигатор 8.5 Как и "Навител Навигатор", этот комплекс представляет собой классическую навигационную систему с хранением всех необходимых данных в памяти мобильного устройства. Доступ во всемирную паутину здесь необходим лишь для поддержки работы онлайн-сервисов, развитием которых "МИТ Геоматика" занимается с особым усердием. По количеству и разнообразию онлайн-услуг с "СитиГИД Навигатор" вряд ли кто сможет тягаться. Не выходя из системы можно, к примеру, вызвать такси, запросить помощь на дороге, перекинуться парой слов с водителями неподалеку или даже послушать интернет-радио. Насколько это все необходимо в навигационной программе и может являться конкурентным преимуществом, определите сами. Первые 15 дней программой можно пользоваться бесплатно – вполне достаточно, чтобы определить ее полезность и эффективность для ваших задач. По истечении этого срока для продолжения работы нужно приобрести лицензию, которая обойдется в 1 500 рублей за программу и полный набор карт России. Есть возможность и серьезно сэкономить, если вы не выезжаете за пределы московской или ленинградской областей – вариант “Две столицы” с картами Москвы, Питера и сопредельных столицам областей обойдется всего в 990 рублей. Лицензия бессрочная, все обновления как программы, так и карт для пользователя бесплатны. Карты регионов России можно докупать отдельно по необходимости. С картами зарубежных государств все не столь масштабно, как у “Навител Навигатора” – доступна картография десяти стран ближнего зарубежья и Финляндии. Лицензионная политика более либеральная в сравнении с “Навител Навигатором” - переустановить комплекс по одному ключу можно три раза, но и после этого при необходимости можно обратиться в службу поддержки и получить новый ключ. Никакой платы за использование онлайн-сервисов не предусмотрено. Два наиболее значимых для навигатора сервиса - пробки и динамические POI, весьма эффективны. Особенно хорошо информационное сопровождение навигации работает в Санкт-Петербурге, заслуженно считаясь лучшим среди конкурентов в Северной столице. В Москве ситуация более ровная – сервис, предоставляемый, к примеру, "Навителом" или “Яндексом”, показывает себя более точным и оперативным. Нагрузка на интернет-канал весьма умеренная в рамках данного обзора – в наших экспериментах комплекс потреблял примерно 1,5 Мб/час, что оказалось самым скромным результатом среди участников. Неприхотлив "СитиГИД Навигатор" оказался и к системным ресурсам – как к необходимому для работы объему свободной памяти, так и к мощности процессора. Даже на не слишком современной модели iPhone программа работала достаточно шустро, без сбоев и подтормаживаний. СитиГИД Навигатор 8.5 Интерфейс пользователя вполне функционален и удобен. Никаких претензий к объему выводимой на экран информации у нас не возникло. Есть возможность расположить на экране иконки наиболее часто используемых вами функций (адаптировать дизайн экрана под свои вкусы). Единственный момент, который неприятно удивил – задержка при переходе от горизонтального расположения экрана к вертикальному и обратно. Впрочем, если смартфон или планшет у вас закреплены в кронштейне, то эта особенность мешать не будет. Маршруты программа прокладывает вполне адекватно, но главная особенность "СитиГИД Навигатора" – комплекс составляет маршрут удивительно быстро. По скорости маршрутизации этот участник, пожалуй, чемпион среди конкурентов в тесте. Как и “Навител Навигатор”, при сходе с маршрута система не пытается вернуть вас на него, а прокладывает маршрут заново. Опять же, как и в случае с “Навител Навигатором”, комплекс не предлагает несколько альтернативных маршрутов на выбор пользователя. Отдельно хотелось бы отметить голосовое сопровождение. Здесь оно наиболее развито в сравнении с другими участниками обзора. Кроме типовых фраз система способна строить и более сложные конструкции. К примеру, можно услышать подобную рекомендацию – “Проезжайте под мостом, затем направо – на мост”. Кроме того, комплекс отличается и расширенным “словарным запасом”, в который входит, к примеру, не слишком употребляемое слово “виадук”. Не чужд разработчикам "СитиГИД Навигатора" и юмор. При приближении к динамическому POI, отмечающему возможную засаду ГИБДД, система сообщает - "Через 700 метров возможна засада!" – сразу возникает желание дать по тормозам и немедленно развернуться. Ну и в завершении поездки, вместо набившего оскомину "Вы прибыли в место назначения", получаешь лаконичное - "Вы приехали". Почему мы столь подробно останавливаемся на голосовом сопровождении? Дело в том, что в большинстве случаев штурмана на пассажирском сидении нет, и навигатором пользуется водитель. Поэтому возможность воспринимать информацию, не отвлекаясь на изучение экрана гаджета, невозможно переоценить.

Sygic GPS Navigation 15.5

Sygic GPS Navigation - первый импортный навигационный продукт в этом обзоре, что определяет его некоторые специфические особенности. Разработчик с одноименным названием представил первую версию комплекса в 2004 году, а уже через пять лет Sygic GPS Navigation стал самым популярным навигационным приложением для iPhone. Чуть позже появилась версия этого комплекса и для устройств под управлением Android. Спектр программного обеспечения, предлагаемого компанией Sygic, не ограничивается автомобильным навигатором - в ее портфеле множество различных картографических решений, включая специальные комплексы для транспортных компаний и даже семейные трекеры, позволяющие отслеживать местонахождение ваших близких и обмениваться с ними сообщениями. Специфика, определяемая иностранным происхождением продукта, заключается прежде всего в ценовой и лицензионной политике. Это самое дорогое навигационное решение в этом обзоре - программный комплекс с картами России и Европы (варианта только с российскими картами не предлагается) обойдется в 2690 рублей, причем за онлайн-сервисы и некоторую опциональную функциональность придется доплатить. Так сервис "Пробки" стоит дополнительных 799 рублей в год, а информирование о стационарных камерах обойдется еще в 899 рублей в год. Программа использует популярную в Европе картографию компании TomTom (Navteq). Карты, как и программные модули системы, хранятся в памяти гаджета, то есть, Sygic GPS Navigation по концепции является классическим навигационным приложением. Текущая версия продукта на сегодня - 15.5. Sygic GPS Navigation 15.5 Комплекс отличается самым коротким периодом бесплатной эксплуатации - всего семь дней, за которые вам необходимо принять решение о покупке. В течение этого срока вы можете закачать любые необходимые вам карты. После покупки (если вы на нее таки решились) вам предоставляется бессрочная лицензия с бесплатными обновлениями как программных модулей, так и приобретенных карт. Картографическое покрытие достаточно обширно, причем предлагаются карты стран практически со всех континентов. По интенсивности потребления интернет-трафика в рамках данного обзора комплекс стоит на втором месте с конца, обгоняя по этому параметру лишь "СитиГИД Навигатор". В процессе тестирования Sygic GPS Navigation закачивала из всемирной паутины примерно 2 Мб трафика за час работы. Из особенностей интерфейса отметим наличие универсальной строки поиска, что для автономных навигационных систем большая редкость. Универсальный поиск работает очень неплохо и скорее всего удовлетворит вас в большинстве случаев. После завершения маршрутизации система предлагает вам на выбор три альтернативных варианта маршрута. В приложении реализованы подсказки движения по полосам на многополосных трассах. Что касается актуальности картографической информации, то в этом аспекте Sygic GPS Navigation проигрывает другим участникам этого обзора. Многие реконструированные в Москве за последний год магистрали и изменения в организации движения, которыми не перестают радовать горожан муниципальные власти, пока не нашли отражения в текущей версии карты города. Sygic GPS Navigation 15.5 Голосовое сопровождение реализовано грамотно, но программа весьма немногословна. То есть, голосовые подсказки здесь сведены к минимуму. Из интересных опциональных особенностей Sygic GPS Navigation отметим возможность проецирования информации на лобовое стекло автомобиля. Понятно, что никаких специальных проекторов при этом устанавливать не нужно - здесь используется отражение светового потока, испускаемого экраном гаджета, от лобового стекла. Функция по понятным причинам работает только в темное время суток. Смартфон или планшет необходимо закрепить на торпедо непосредственно под лобовым стеклом и позаботиться о внешнем питании гаджета. Эта функция является платной и стоит дополнительно 599 руб. По требовательности к аппаратным ресурсам гаджета Sygic GPS Navigation опередил других участников обзора. Мощности нашего далеко не самого свежего iPhone явно было недостаточно для нормального функционирования комплекса. Скорость поиска и маршрутизации оставляли желать лучшего.

Яндекс.Навигатор 1.63

Два последних участника обзора относятся к так называемым онлайн-навигаторам. То есть, программным решениям, которым для нормального функционирования необходим доступ в Интернет, причем не только для получения информации о пробках или динамических POI. В базовом варианте, предусмотренном концепцией навигаторов такого типа, в памяти устройства не хранится картографическая информация - необходимые участки карты подкачиваются в процессе работы системы. Такой подход имеет один несомненный плюс - вы всегда пользуетесь самой свежей версией карты. В "Яндекс.Навигаторе" реализована возможность локального хранения карт, что снижает закачиваемый комплексом объем данных, но абсолютной автономности работы эта функция, к сожалению, не обеспечивает. Поиск и маршрутизация в "Яндекс.Навигаторе" осуществляется на серверах провайдера, а значит для успешной работы навигации вашему гаджету нужно быть всегда на связи. Яндекс.Навигатор 1.63 Программа абсолютно бесплатна, что является ее безусловным конкурентным преимуществом. По функциональности здесь удалось достичь разумной достаточности - набор возможностей ограничен самыми необходимыми, но те, что есть, реализованы очень качественно. Да, как и в большинстве онлайн-навигаторов здесь, к примеру, нет возможности работать с треками и отсутствует функционал бортового компьютера, зато по актуальности карт, информации о трафике движения, а также полноте и актуальности данных по динамическим POI, включая стационарные камеры, с сервисами компании "Яндекс" конкурировать тяжело. В этом смысле вспоминается извечный вопрос "Шашечки или ехать?", Яндекс своим навигационным приложением однозначно отвечает - ехать! Привычного по автономным навигационным комплексам адресного поиска здесь нет - его заменяет универсальный поиск с рубрикатором POI. По сути на экране мы видим строку поиска системы "Яндекс.Карты", дополненную функционалом распознавания речи. При всем скепсисе автора к голосовым интерфейсам, здесь он даже работает, и работает неплохо! В качестве критерия поиска можно задать что угодно - улицу и номер дома, название учреждения или населенного пункта. Затем выбрать из выпадающего списка нужный вариант. Яндекс.Навигатор 1.63 Вообще, надо сказать, что "Яндекс.Навигатор" возник далеко не на пустом месте. В его основе лежит заслуженный и давно развиваемый сервис "Яндекс.Карты", в котором даже маршрутизация с учетом пробок давным-давно реализована. По сути, для появления автомобильного навигатора разработчикам оставалось лишь сделать мобильное приложение с интерфейсом к этой системе. После построения маршрута система предлагает два варианта с оценкой расстояния и времени поездки, из которых можно выбрать оптимальный с вашей точки зрения. Маршрутизация осуществляется довольно быстро даже на нашем не слишком продвинутом iPhone. Система заранее предупреждает о камерах и других динамических POI, единственным неудобством показалось лишь то, что для предупреждения используется одинаковый звуковой сигнал, и понять что нас ждет впереди - камера, ДТП или дорожные работы, невозможно. Потребление интернет-трафика весьма скромное - при локальном хранении карт объем закачиваемых данных не превышает 3 Мб в час, а при полноценной онлайн-работе - лишь вдвое выше. Выискивая деготь в этой бочке с медом, посетуем на отсутствие предупреждений о превышении скорости на конкретном участке дороги - функции достаточно удобной и весьма полезной.

Google Maps 4.11

Навигационная часть огромного проекта Google Maps стала вторым импортным продуктом в этом обзоре и вторым же совершенно бесплатным решением, наряду с "Яндекс.Навигатором". Как и навигация от "Яндекс" этот комплекс относится к категории онлайн-навигаторов, причем здесь совсем нет возможности локального хранения карт. Можно перед выездом поместить нужные участки карты в кеш, "пройдя" маршрут на экране вашего гаджета, но признать этот метод практичным мы не решимся. Все плюсы навигации от Google прямо следуют из достоинств картографического сервиса этого информационного гиганта. Это и покрытие, охватывающее практически всю планету, и спутниковая фотосъемка, и знаменитый режим StreetView, позволяющий делать виртуальные прогулки по улицам городов, в которых ты никогда не был, и обилие сопутствующей информации по любому зданию или объекту. Собственно навигация среди этого информационного пиршества никогда не была в приоритете - косвенным подтверждением этого является тот факт, что эта подсистема до сих пор числится у разработчика в категории проходящей бета-тестирование. Тем не менее, навигация от Google работает, и многие ей пользуются. Google Maps 4.11 Как и у отечественного онлайн-конкурента, здесь реализован только универсальный поиск. Интерфейс прост и аскетичен - на экране кроме карты отображается минимум информации. Настолько мало, что некоторых параметров типа времени прибытия начинает не хватать. Есть определенные проблемы и с актуальностью как карт, так и информации о пробках. По крайней мере, в этом аспекте в Москве Google Maps отстает от "Яндекс.Навигатора". Нет здесь и многих функций, к которым уже привык, используя конкурирующие решения - к примеру, нет отображения и предупреждения о камерах и о превышении скорости движения на конкретном участке дороги. Не получилось у нас и поставить новую динамическую POI, при том, что такие точки, созданные в приложении Waze, отображаются исправно. Но не будешь же для фиксации информации о ДТП (например) переключаться на другое приложение. Google Maps 4.11 Реализован здесь и голосовой ввод при поиске. Но по эффективности распознавания по нашему мнению он уступает аналогичной функции в "Яндекс.Навигаторе". Маршруты Google Maps строит довольно быстро, причем после завершения маршрутизации предлагает выбор из трех альтернативных вариантов с оценкой расстояния и времени поездки. По "аппетиту" в отношении интернет-трафика Google Maps лидирует среди участников обзора - в процессе испытаний он потреблял около 6 Мб в час, что вполне ожидаемо, учитывая необходимость постоянной подгрузки необходимых участков карты. Отдельно отметим голосовое сопровождение маршрута. Понятно, что если городские улицы ориентированы по сторонам света, как в США, то сообщение системы "Направляйтесь на запад!" не вызовет недоумения. У нас же подобная рекомендация заставляет проверить, что в руках у тебя руль автомобиля, а не штурвал морского катера. А многозначительное "Продолжайте движение!" мы так и не смогли расшифровать - что этой фразой разработчики хотели донести до водителя? Поводыри XXI века. Навигационные программы для мобильных устройств

Вывод:



Безусловно, выбор навигационного приложения во многом определяется качеством информационного наполнения в конкретных местах, где вы бываете, вашими вкусами и представлениями об удобстве интерфейса. Но, все же, осмелимся дать некоторые рекомендации. Среди участников этого обзора по совокупности критериев можно выделить двух лидеров - это "Яндекс.Навигатор" и "Навител Навигатор". Выбор из этих двух комплексов определяется типом использования навигации. Если вы крайне редко оказываетесь в местах, лишенных устойчивой связи (причем здесь речь идет не просто о сотовой связи, а о качественном канале мобильного Интернета), и пользуетесь навигатором лишь по самому прямому назначению - прокладки маршрута с учетом загруженности дорог и информировании о различных нештатных ситуациях на пути следования, то ваш выбор - "Яндекс.Навигатор". Бонусом вы получаете всегда актуальные карты и отсутствие необходимости платить за навигационный сервис деньги. Если же судьба вас регулярно забрасывает в места, где и телефон работает не слишком уверенно, либо от навигатора требуется поддержка вспомогательных функций типа обработки треков, то оптимальным выбором будет "Навител Навигатор".
Денис Репин

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: