Ожидания и открытия

Сравнительное тестирование напольной акустики в ценовой категории 200 000 руб

Ожидания и открытия

Сравнительное тестирование напольной акустики в ценовой категории 200 000 руб.


Очередной сравнительный тест напольной акустики в очень востребованном, «золотом» ценовом диапазоне до 200 000 рублей собрал любопытную компанию как из мэтров, имеющих популярность и заслуженный авторитет, так и из не столь известных и даже совсем новых для российского рынка имен

Обозначенный нами ценовой уровень хоть и не является еще признаком самых топовых решений, уже позволяет получить достойный результат и ощутимую свободу от конструктивных компромиссов, свойственных бюджетной технике. Аппаратура и акустика именно этого класса наиболее сильно востребована любителями и почитателями качественного звука. На сей раз для сравнительного теста напольных колонок мы смогли собрать весьма интересную группу участников и обеспечить разнообразие конструкций. В частности, в последнее время на рынке появилось довольно много АС с ленточными излучателями. Причем если раньше в области домашнего аудио подобные решения для воспроизведения ВЧ и (иногда) СЧ встречались преимущественно среди высших представителей линеек, то сейчас благодаря отработанной технологии и снижению себестоимости излучателей высококачественные и одновременно недорогие варианты стали более доступными и перекочевали в средний класс. Сегодня у нас есть целых три претендента, готовых доказать превосходство ленточного твитера над стандартным куполом. Обычная концепция поиска «хорошего выбора за свои деньги» при достаточном бюджете однозначно выделяет трехполосные конструкции. Двухполосная акустика считается (и не без оснований) более компромиссной и жанровой. Однако две пары таких АС в нашем тесте сделаны очень многообещающе и в состоянии более чем достойно выступить на фоне своих продвинутых собратьев.
Наконец, наряду с традиционными пассивными конструкциями среди участников присутствует одна пара полностью активных колонок, со всеми динамиками, управляемыми отдельными встроенными усилителями. Этот подход, идущий от студийных мониторов, является, по нашему мнению, одним из наиболее перспективных путей развития домашнего аудио, способным обеспечить гибкость настройки в помещении, качество звучания и другие преимущества, недостижимые для пассивных акустических систем. Мы также постараемся понять, могут ли встроенные модули тягаться с великолепными ламповыми моноблоками VTL, служившими нам в качестве референсных усилителей мощности в данном тесте.


Тестовая система
1. CD-проигрыватель – Accustic Arts Player I MK-3
2. Предварительный усилитель – VTL TL 5.5 Series II
3. Усилители мощности – два моноблока VTL MB-450 Series III Signature
4. Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus


Тестовые записи
1. Г. Ф. Телеманн, «Концерты для деревянных духовых инструментов» (DHM, 05472 77367-2)
2. Д. С. Бортнянский, «Итальянский альбом» (Caro Mitis, SACD, 0042003)
3. C. С. Прокофьев «Скифская сюита», «Александр Невский» (PHILIPS, 473 600-2)
4. Людвиг ван Бетховен, Соната № 23 для фортепиано фа минор «Аппассионата» (DG, 457 296-2)
5. В. Баумгратц, «Organ Landscape» (MDG, 319 0962-2 MDG Gold)
6. Billie Holiday «Last Recording» (The Verve/Polygram, 835 370-2)
7. Tory Amos «Little Earthquakes» (Atlantic Rec., 82358-2)
8. Dead Can Dance «Into the Labyrinth» (4AD, 9 45384-2)
9. The Who «Quadrophenia» (Polydor, 531 971-2)
10. Grave Digger «Knights of the Cross» (GUN, 74321 58069)
11. Kataklysm «In the Arms of Devastation» (Nuclear Blast, 27361 15275)



Приведенные цены являются ориентировочными. Стоимость указана за пару АС.


Adam Classic Pencil Mk3

Цена - 240 000 руб.


Единственные в группе активные АС — одомашненный вариант студийного звука немецкой Adam Audio, чья продукция хорошо знакома нам по ряду предыдущих журнальных тестов. Фирма комплектует свои мониторы ленточными ВЧ- и СЧ-динамиками исключительно собственной разработки

Серия Classic — младшая среди двух «домашних» линеек акустики Adam Audio, все модели которой выпускаются либо в пассивном, либо в полностью активном исполнении. Колонки имеют 2,5-полосную конструкцию — один из двух одинаковых басовиков перекрывает весь диапазон до зоны ответственности твитера, а рабочий диапазон второго обрезан сверху на 150 Гц. Материал диффузоров — сэндвич из номекса, покрытого с обеих сторон кевларом. Динамики управляются двумя усилителями по 200 Вт, работающими в классе D. Ленточник X-ART (eXtended Accelerating Ribbon Technology) обслуживается 50-ваттным усилителем в классе А/B, обеспечивающим нормальное функционирование до частоты 50 кГц. Каждая колонка снабжена сетевым гнездом и балансным входом для коммутации с источником сигнала. Конструкцией предусмотрен набор регуляторов, помогающих осуществить более тонкую настройку звука в зависимости от размеров и акустических свойств помещения. Для изменения чувствительности имеются две опции — Input Gain (c диапазоном регулировки ±10 дБ), работающая во всей области частот, и High Gain (с диапазоном регулировки ±4 дБ), влияющая только на ВЧ, начиная с 1800 Гц. Два оставшихся переключателя, Room Eq > 6 кГц и Room Eq < 150 Гц, реализуют ступенчатую регулировку тембров в пределах ±6 дБ. Весьма увесистые корпуса с элегантно срезанными кромками отделаны аккуратным шпоном красной вишни отличного качества, два небольших порта фазоинвертора смотрят назад.
Уже знакомые нам акустические системы, неоднократно прослушивавшиеся в разном окружении, и в этот раз произвели благоприятное впечатление, хотя в прозрачном тракте и в связке с превосходным предусилителем VTL продемонстрировали некоторые новые черты. Порадовал четкий сфокусированный бас, неизменно удерживающий каркас и живой пульс любого музыкального произведения, будь то тонкая барочная вязь, напряженные трубы и литавры прокофьевского «Александра Невского» или жесткий современный металл. Глубина и насыщенность низкочастотного регистра у Adam Pencil Mk3 оказались наиболее впечатляющими в тесте — скажем спасибо активному усилению. Акустика показала повышенную толерантность к плохим записям, заключающуюся не в замазывании дефектов, а, напротив, в вытаскивании всей информации с самого донышка, — черта достаточно редкая и похвальная. Зато в текущей конфигурации системы оказалась несколько подчеркнутой тембральная недогруженность средней середины (отмечавшаяся, но совсем не досаждавшая ранее). Возможно, с другими электронными компонентами разжижение звучания деревянных духовых, низких струнных и электрогитар компенсировалось хорошей атакой, слитностью и четкими контурами тембров. Тем не менее Adam Pencil Mk3 опять продемонстрировали исключительную жанровую универсальность, ровный интеллектуальный характер (с взрывными моментами и отличной отработкой динамических пиков, когда требуется) и приятную не давящую подачу. 


Результаты измерений

 

График АЧХ Adam Pencil Mk3 демонстрирует крайне малую неравномерность (рис. 1). Особенно стабильно его поведение в области высоких частот. Значение показателя в этом диапазоне лучшее по тесту и составляет ±1,6 дБ. Встроенный эквалайзер позволяет эффективно корректировать АЧХ в области ВЧ и НЧ, подстраивая чувствительность под особенности помещения. По результатам измерений регулировка в высокочастотном диапазоне осуществляется в пределах ±7 дБ (рис. 2), в низкочастотной области возможности несколько меньше (±2 дБ). Бас колонки уверенно отыгрывают с 31 Гц по уровню –10 дБ относительно среднего значения чувствительности. Перегрузочная способность АС высокая. Нелинейные искажения с увеличением громкости несущественно возрастают. Настораживает  повышенный уровень последнего показателя в области средних частот, но величина в широкой полосе составляет 0,48% для 88 дБ (рис. 3).


Паспортные данные:
Название – Adam Classic Pencil Mk3 | Частотная характеристика, Гц – 32—50 000 (уровень не указан) | Число полос – 2,5 (НЧ/СЧ – 2 х 18,6 см, кевларовые с сотовой структурой Hexacone, ВЧ – ленточный X-ART; частоты раздела 150 и 2400 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Встроенные усилители – класс A/B, 50 Вт (твитер), класс D, 2 х 200 Вт (СЧ/НЧ-секция) | Входное сопротивление – 10 кОм | Габариты одной колонки, см – 118 x 23 x 30 | Масса одной колонки, кг – 23


Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 90%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: отличный управляемый бас, быстрый ритмичный звук, хорошие тембры инструментов и голосов
Минусы: искажения, заметные у хора и струнных,  растут с увеличением подводимой мощности


Вывод:
Интересная акустика, чье звучание во многом определяется легкой ленточной подачей высоких частот без нажима, но с большим количеством точных и тонких деталей. По характеру эти колонки не гиперэмоциональные, но играют очень осмысленно, пластично и интеллектуально


Legacy Audio Classic HD

Цена - 190 000 руб.


Американская компания Legacy Audio обычно ассоциируется со своими топовыми моделями и всеми атрибутами действительно большого звука — ее многополосные мониторы Helix и Whisper выдерживают серьезные подводимые мощности и управляются внешними цифровыми процессорами. Однако у фирмы есть и линейки попроще

Тенденция к обновлению, к расширению воспроизводимого диапазона частот и повышению качества ВЧ (выражающаяся в том числе в замене купольных твитеров ленточными в топовых колонках Legacy) не миновала и более скромную линейку Classic. Тут мы видим ленточник из тонкой фольги на основании из каптоновой ленты, снабженный двойной магнитной системой. Легкие семи- и восьмидюймовые среднечастотники и басовики сделаны по одинаковой технологии — сэндвичи диффузоров из плетеных серебряных нитей и углеволокна на основе из полимерного материала Rohacell, мягкие резиновые подвесы, литые шасси. По заявлению производителя, фильтры собираются и настраиваются под конкретные экземпляры головок, давая разброс АЧХ между двумя колонками не более ±1 дБ. На задней панели располагаются две пары отличных пятипозиционных клемм под бивайринг, а также тумблеры, ступенчато регулирующие уровень НЧ и ВЧ, Trim 2 dB. В верхнем положении они должны обеспечивать ровную АЧХ, а в нижнем убирать 2 дБ на басу ниже 60 Гц и на высоких частотах выше 10 кГц. Чуть сужающиеся назад призмы корпусов со скошенными передней и боковыми гранями изготовлены из MDF и покрыты роскошным лаком «черный жемчуг» с серебристой искрой, который смотрится очень здорово. И вообще, конструкция впечатляет исключительным качеством и тщательностью сборки. Подиумов под кабинетами нет, но имеются четыре широкие круглые ножки, оканчивающиеся не острыми шипами, а конусами.
Legacy Audio Classic HD продемонстрировали весьма специфический почерк, далекий от ординарного. С одной стороны, звук сразу вызвал ощущение узнавания, он строго соответствовал фирменному стилю — был крупным и выпуклым. Многосоставные ансамбли и записи БСО преподносились широкими мазками, очень уверенно и размашисто. Подобная подача оказалась как нельзя более созвучной, например, чуть волюнтаристской дирижерской манере Валерия Гергиева и добавила блеск меди и варварскую жесткость и пышность в прокофьевскую «Скифскую сюиту». Также оказались выгодно подсвеченными нарочито клубные записи, с атмосферой малого зала и близкого контакта со сценой. Высокочастотный регистр имел ожидаемо ленточный характер — свободный, не зажатый и совершенно без дефектов, обычно называемых песком или осколками стекла. С другой стороны, к областям частотного диапазона, расположенным ниже, остался ряд вопросов. Скажем, на нижних педалях органа, у контрабаса и бас-гитары бас норовил стать слегка расплывчатым, а в современных жестких жанрах особенности верхних НЧ (вкупе с затененной серединой) приводили, напротив, к грубоватой подаче. Все же кровь и мясо уместны не для всех жанров, даже почитаемых экстремальными, хотя указанные помарки могут быть связаны и с недостаточным прогревом пары. Как известно, динамики с композитными диффузорами требуют достаточно долгой приработки. Учитывайте это при личном прослушивании данной модели.


Результаты измерений

Значения модуля импеданса имеют крайне малый разброс во всей рабочей полосе частот (рис. 2). В диапазонах СЧ и ВЧ перепад минимален и не превышает 5 Ом. Столь же стабильна и фаза. Минимум в 2,6 Ом не опасен, так как нагрузка в этой области имеет резистивный характер. Полной противоположностью является поведение АЧХ. При стандартной установке измерительного микрофона на расстоянии 1 м на оси ВЧ-излучателя картина выглядит удручающе (рис. 1). Наиболее проблемная область — от 500 Гц до 3 кГц. Пробуя различные варианты с взаимным расположением источника и приемника, мы смогли сузить эту область и уменьшить провал на стыке средних и высоких частот, но неравномерность все равно осталась высокой. Причину мы видим в работе разделительных фильтров. Решением может стать подключение в режиме биампинга с использованием внешнего кроссовера с частотой раздела в районе 500—600 Гц.


Паспортные данные:
Название – Legacy Audio Classic HD | Частотная характеристика, Гц – 32—30 000 (по уровню (±2 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 20,3 см, плетеный серебряно-углеволоконный, СЧ – 17,8 см, плетеный серебряно-углеволоконный, ВЧ – 2,5 см ленточный; частоты раздела 450 и 4000 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 94 | Габариты одной колонки, см – 112 x 27,3 x 33 | Масса одной колонки, кг – 45,4


Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 85%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: детальные высокие частоты, нет резкости в верхних октавах, присутствуют драйв и напор
Минусы: не слишком высокое разрешение в среднечастотном регистре


Вывод:
Акустические системы с целеустремленным и размашистым, хотя и несколько прямолинейным почерком. Переливы деталей и штрихи настроений, тонкие связи между музыкантами в оркестре — не по их части, зато мощные ритмы и крупные планы получаются у них на ура — ярко и сочно


PBN Montana SPI

Цена - 212 400 руб.


Калифорнийская фирма, названная по инициалам своего создателя Питера Б. Норбека, едва ли нуждается в особых представлениях. Топовые акустические системы Montana дают характерные примеры детального и нейтрального звучания. Модель SPI по рангу должна трактоваться как начальная, хотя PBN декларирует одинаковую звуковую концепцию независимо от линейки. Что ж, послушаем

Компания отчетливо тяготеет к продукции SEAS, поскольку все четыре использованных в АС динамика — дюймовый твитер с тканевым куполом, 4-дюймовый среднечастотник из углеволокна (а вовсе не из кевлара, как можно подумать) и длинноходные 7-дюймовые басовики с мягкими тканевыми куполами колпачков — произведены этой норвежской фирмой. Рабочие полосы сшиты крутыми фильтрами 4-го порядка Линквица — Райли, содержащими намотанные вручную катушки индуктивности и другие элементы, изготовленные по спецзаказу PBN. Внутренняя разводка осуществлена кабелем Monster Cable. Спереди внизу каждой колонки располагаются глубокий прямоугольный порт фазоинвертора и логотип Montana под ним. Корпуса из «древесной шерсти» — фибролита высокой плотности Medite (плиты с наполнителем стружкой древесины мягких пород, скрепленной неорганическим вяжущим компонентом) сделаны в виде призм с непараллельными гранями, сужающимися назад. Они имеют внутренние переборки и стяжки для жесткости толщиной не менее 25 мм (во всяком случае, для передней и задней панелей, как можно видеть по свободным краям стенок, например у клеммника). Две широко расставленные пары клемм подразумевают бивайринг, но перемычки в комплект не входят. Постаменты, чуть выступающие спереди перед корпусом, заканчиваются тремя лапами с регулируемыми сверху шипами. Колонки выглядят спокойно и по-рабочему, темно-коричневый шпон с шоколадно-полосатым рисунком весьма красив, хотя его фактуру можно оценить только с близкого расстояния.
Очередное творение Питера Норбека в очередной раз подтвердило славу бренда по части аналитических способностей, идеально ровного звучания и технического совершенства. В первые же минуты мы отметили бас с отличной фокусировкой, хорошие длинные педали органа, четкие атаки, начала и концы звуков, хвосты послезвучий, продуваемый воздух и множество других подробностей. В нагруженных симфонических фрагментах не наблюдалось ни малейшей каши или невнятности, отдельные мелодические линии не терялись в общей массе и свободно прослеживались, вокалисты ни разу не утратили четкость артикуляции.
И все же с течением времени нарастало желание добавить в звучание огня. Строгий деловой подход как-то снижал удовольствие от прослушивания. У других, пусть не столь идеальных и более проблемных с точки зрения тембрального баланса и уровня искажений колонок из нашего теста звук порой был живее и подвижнее, с богатым спектром эмоций. Montana SPI все-таки несколько эмоционально сдержанны, подчеркнуто аудиофильны и адресованы скорее утонченным любителям смаковать детали и оценивать прорисовки отдельных линий в оркестре, нежели ценителям простых незатейливых радостей в стиле поймать кураж и помотать головой под разлохмаченный старый рок или же попереживать под плач Ольги Бородиной по мертвым героям в «Александре Невском». 


Результаты измерений

Акустическая система PBN Montana SP демонстрирует наибольшее количество лучших технических показателей в нашей подборке. АЧХ обладает рекордно низкой неравномерностью (рис. 1), в области средних частот флуктуации не превышают ±0,7 дБ! Небольшой отворот колонки от слушателя позволит полностью сгладить ход графика в верхней октаве. Модуль импеданса достаточно стабилен. Минимум значения (3,1 Ом) расположился на нижней граничной частоте 28 Гц и не таит в себе опасности для усилителя. Среднее значение сопротивления чуть ниже 8 Ом (рис. 2). С увеличением громкости рост КНИ минимален. При уровне сигнала 94 дБ на 1 м среднее значение этого показателя составляет 0,41%. Здесь можно смело говорить о солидном запасе по выходной мощности сигнала. При невысоком уровне (82 dBSPL) значение КНИ на 1 кГц равно 0,15%! На рис. 3 приведены величины искажений для средних уровней громкости сигнала.


Паспортные данные:
Название – PBN Montana SPI | Частотная характеристика, Гц – 30—30 000 (по уровню (±1,5 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 2 х 17,8 см, бумажные, СЧ – 10,2 см, углеволоконный конус, ВЧ – 2,5 см, тканевый купол; частоты раздела 300 и 3500 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 5 | Чувствительность, дБ – 89 | Габариты одной колонки, см – 104,1 x 33 x 35,6 | Масса одной колонки, кг – 59


Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 90%
Эргономика - 95%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: низкий уровень искажений даже в оперном вокале и хоре, хорошая фокусировка НЧ
Минусы: маловато эмоций, натуральные тембры пропорциональны и соразмерны, но чуть суховаты


Вывод:
PBN Montana SPI отличаются строгим и аналитичным звучанием технически высокого уровня. Они извлекают массу деталей из записей и с легкостью раскладывают БСО на составляющие. Добавить бы еще чуточку неидеальности и искру жизни


Sonist Concerto 3

Цена - 170 000 руб.


Глава Sonist Рэнди Бэнкерт расшифровывает название своей фирмы как «практик в науке и искусстве построения звука» (по двойной аналогии и с «scientist» — «ученый», и с «artist» — «художник», благо для результата необходимы оба слагаемых). Еще Рэнди любит ленточники, рупоры и ламповые однотактные усилители

Двухполосная акустика экипирована ленточными твитерами Fountek JP3.0, сделанными из алюминиевой фольги и отличающимися малым весом и толщиной (11 мг и 0,009 мм). Динамики со встроенными трансформаторами управляются неодимовыми магнитами. 8-дюймовые басовики собственной разработки Рэнди Бэнкерта — бумажные с пропиткой, имеют диффузоры с концентрической гофрированной поверхностью, жесткие карбоновые колпачки и тканевые подвесы. В Concerto 3 используются простейшие разделительные фильтры, состоящие, помимо резисторов, всего из двух элементов: фольговой катушки Alpha-Core на басу и полипропиленового конденсатора Auricap снизу на ВЧ. По нижнему краю передней панели проходит прямоугольная щель порта фазоинвертора; через нее виден акустический поролон. Сзади есть только маленький клеммник с двумя парами терминалов и бивайринговыми перемычками из кабеля марки Cardas. Простые, но глухие корпуса (одни из самых габаритных и «широколицых» в тесте) выполнены из фибролита Medite. Толщина стенок составляет 19 мм везде, кроме передней панели, которая изготовлена из цельного 4,5-см массива тополя (этот мягкий и легкий в обработке материал позволяет сделать углубления в виде рупора для ВЧ и гнездо для НЧ). Кабинеты стоят на войлочных прокладках, хотя шипы в комплекте имеются. В облике модели присутствует некоторая умеренная брутальность.
Зато по звуку ничего такого о колонках не скажешь. Напротив, с первых тактов Sonist Concerto 3 показали себя как очень деликатные акустические системы с правильными живыми тембрами, атакой и всеми нюансами звукоизвлечения. Впервые в тесте явственно прорисовались барочные флейты, а клавесин стабилизировался на насыщенном и остром тембре, не слишком звонком и не слишком глухом, с отчетливыми цепкими переливами-щипками. Далее порадовали и скрипки, отдельно исторические барочные и классические, с полностью разным характером и наполненностью. Ленточные излучатели не обнаружили ни капли расслабленности, не породили ощущения того, что воздух проходит чересчур уж свободно и без сопротивления. При сохранении всех хороших свойств динамиков такого типа они были лишены черт более спорных. Атака на высоких частотах была выражена прекрасно, деревянные духовые энергично продували воздух, а тарелки под палочками и щетками барабанщиков рассыпались искристыми звонкими всполохами. В записях всех жанров звук постоянно хотелось назвать очень живым, энергичным, подвижным и далеко не «маленьким» по масштабу. Чрезвычайно музыкальная двухполоска, помимо прочего, оказалась отлично состыкованной по частотам. Пару претензий можно высказать разве что из-за слишком ограниченного баса (колонки играют скорее как крупные полочники) и по поводу практически неизбежного для такой конструкции перегруза и роста искажений в крупных оркестровых формах в моменты масштабных драматических пиков и вступлений большого хора.


Результаты измерений

Неравномерность частотной характеристики Sonist Concerto 3 крайне мала (рис. 1), в СЧ-диапазоне она не превышает ±1,2 дБ. Немного портит картину всплеск в верхней октаве, но скорректировать АЧХ в этой области можно путем легкого разворота АС. Нижняя граничная частота по уровню –10 дБ составила 35 Гц. Поведение модуля импеданса характеризуется парой заметных всплесков (рис. 2). Максимум равен 54 Ом, минимум 6,7 Ом. Флуктуации графика электрической фазы тоже сильные, но проблем с емкостным характером нагрузки не возникнет. Здесь стоит сказать и о высокой чувствительности АС — 92 дБ (1 м / 1 Вт), что является лучшим показателем в тесте. График нелинейных искажений при звуковом давлении 88 дБ (рис. 3) привлекает внимание неприятным выбросом в районе 8 кГц и несколько завышенными значениями в области голосовых частот. Тем не менее средняя величина этого параметра в широкой полосе составила 0,64%.


Паспортные данные:
Название – Sonist Concerto 3 | Частотная характеристика, Гц – 30—40 000 (по уровню (±3 дБ) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 20,3 см, бумажный, ВЧ – 0,8 х 6,6 см, ленточный Fountek JP3.0 в рупоре; частота раздела не указана) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 (минимум 6) | Чувствительность, дБ – 95 | Габариты одной колонки, см – 101,6 x 29,2 x 37,5 | Масса одной колонки, кг – 27,3


Оценки:
Дизайн - 85%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 95%
Эргономика - 95%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: натуральные тембры и голоса, превосходные по фактуре и насыщенности ВЧ
Минусы: проблемы с воспроизведением нагруженных симфонических записей


Вывод:
Замечательная акустика с тонким, живым и подвижным почерком. Жанрово практически универсальные, Sonist Concerto 3 очень по-разному, хотя и одинаково увлекательно воспроизводят молитвенные дуэты из реквиема, хоровые фрагменты, солирующий рояль и кровожадный металл


Penaudio Serenade

Цена - 200 000 руб.


Penaudio Serenade — старшая модель в серии Classic финской компании, хорошо известной своими звуковыми предпочтениями и конструкторскими приоритетами. Как обычно, здесь нас встречают экологичность производства, стильный дизайнерский облик и комфортное звучание музыки любого жанра

Penaudio — еще одна фирма, неизменно предпочитающая продукцию SEAS для своих акустических систем. В модели Serenade установлены специально доработанные излучатели SEAS Exel на ВЧ и СЧ, обладающие широкой рабочей полосой частот. Шелковый купол твитера управляется намотанной серебром катушкой с ферромагнитной охлаждающей жидкостью в зазоре. Алюминиевые длинноходные НЧ-динамики с четырехслойными катушками расположены на боковых стенках корпусов. Внутренняя разводка осуществлена медным проводом, в фильтрах (1-й порядок на СЧ и 3-й на ВЧ) используются полипропиленовые конденсаторы и медные фольговые катушки индуктивности. Динамики по отдельности прикрыты круглыми стальными сетками грилей, снимающимися с некоторым трудом. Сзади имеются одна пара клемм WBT и два маленьких порта фазоинвертора, один напротив твитера, а второй практически в самом низу, рядом с клеммником. Длинные трубы фазоинверторов сделаны из шлифованного алюминия. Высокие и узкие напольники со стороны смотрятся как-то неустойчиво, и это впечатление дополнительно усиливается еще более узкими пьедесталами высотой в несколько сантиметров. Однако корпуса колонок, изготовленные из высококачественной березовой фанеры толщиной 19 мм (еще одна фирменная черта Penaudio), заглушены очень основательно и покоятся на двойном сэндвиче широкого постамента. Заканчивается конструкция длинными острыми шипами. Виброизоляционные основания, красивый шпон «черный ясень» с муаровым рисунком и отличные клеммы недвусмысленно свидетельствуют о высоком ранге этих акустических систем.
Вопреки субтильной внешности звук у Penaudio Serenade оказался солидным, уплотненным в середине с некоторым смещением в нижнюю часть частотного диапазона. Иногда встречающиеся у АС с боковым расположением динамиков хрупкость и тусклость тембров начисто отсутствовали. Тональный баланс с методичным спадом в сторону ВЧ определял другую специфику саунда — плотную, но мягкую подачу, субъективно чуть замедленный размеренный темп и прорисовку тембров с акцентом на тон, а не на призвуки звукоизвлечения. Послезвучия практически везде были мягко скруглены, медным духовым, перкуссии и тарелкам хотелось добавить ясности и блеска. Труба и фанфары воспринимались как «фетровые», очень комфортные и совершенно не резкие. Артикуляция у академических певцов была совсем не утрированная, крикливость, как и стремление струнных повизгивать, полностью отсутствовали. Нам ни разу не удалось заметить у Penaudio Serenade что-то похожее на ритмическую сумятицу, суетливость или неровность исполнения. Непоколебимо спокойные и неторопливые, они четко разворачивали музыкальное полотно и играли в свое удовольствие, очень комфортно и с мягким сглаживанием драматических всплесков. В их компании можно неплохо скоротать вечерок за неспешным и умиротворяющим прослушиванием разных красивых записей. 


Результаты измерений

Спад АЧХ акустики Penaudio Serenade в левой части графика (рис. 1) начинается достаточно рано, что приводит к высокому значению нижней граничной частоты (40 Гц). НЧ-драйвер несколько превалирует над остальными динамиками, но когда его влияние заканчивается, характеристика стабилизируется. Неравномерность в среднечастотном диапазоне не превышает ±1,5 дБ. Среднее значение модуля импеданса составляет 8,7 Ом, и в целом поведение графика (рис. 2) не вызывает опасений. Некоторую проблему для слабого усилителя может представить только область среднего баса, где на частоте 54 Гц наблюдается большая отрицательная электрическая фаза (более 50 градусов). С ростом выходной звуковой мощности заметно увеличиваются нелинейные искажения, особенно сильно в СЧ-области. Уже при уровне сигнала в 88 дБ величина КНИ выше аналогичного показателя большинства участников нашего теста (рис. 3).


Паспортные данные:
Название – Penaudio Serenade | Частотная характеристика, Гц – 30—26 000 (по уровню (±3 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 21,5 см, алюминиевый, СЧ – 12 см, бумажный, ВЧ – 2,5 см, шелковый купол; частоты раздела 180 и 4500 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 (минимум 3,4) | Чувствительность, дБ – 87 | Габариты одной колонки, см – 113 x 15 x 28,5 | Масса одной колонки, кг – 30


Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 85%
Звучание - 90%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: неплохой бас, отличный ритм, комфортное воспроизведение без резкости и крикливости
Минусы: тембры несколько тяжеловаты, динамические контрасты
смягчены


Вывод:
Пара играет в невозмутимом размеренном стиле, с акцентом не столько на волнительность и индивидуальные черты исполнителей, сколько на комфорт и общую красоту исполнения. Даже весьма экстремальные записи подаются этими колонками основательно и благопристойно



Kudos Cardea C20

Цена - 180 000 руб.


Британская фирма Kudos Audio существует с 1991 года и с этого же времени исповедует ряд основополагающих принципов создания качественных АС: проверенные временем технологии, простые схемы в две и две с половиной полосы, минималистские фильтры низшего порядка на отобранных элементах и высококлассные динамики

Самый компактный участник нашего теста, Kudos Cardea C20 занимает вторую по старшинству позицию в топовой линейке фирмы. В отличие от старшей модели, работающей по 2,5-полосной схеме, данные колонки двухполосные. Все излучатели — заказные модификации стандартных образцов из каталога опять-таки той же норвежской SEAS. Крупный шелковый купол Crescendo установлен в отдельной камере. Как и прочая акустика Kudos, эта снабжена 18-см бумажными СЧ/НЧ-динамиками с чуть липким покрытием, которые крепятся на узких резиновых подвесах и управляются 26-мм голосовыми катушками. Сферические колпачки — нежесткие, корзины динамиков — литые, прижимные кольца — стальные на винтах. Внутренняя разводка выполнена кабелем Chord Company. На задней панели есть только большой клеммник из акустически инертной массы с одной парой просторно расставленных терминалов с отличными зажимами. Корпуса колонок изготовлены из MDF толщиной 18 мм. Крупный порт фазоинвертора сделан очень грамотно и смотрит в пол, точнее, в просвет подставки на шипах. Несмотря на традиционность очертаний и острые грани, Kudos Cardea C20 выглядят чрезвычайно привлекательно и породисто благодаря отменно выдержанным пропорциям. Гармоничности облику АС добавляют также и продуманный дизайн чуть скошенного подиума, и отделка замечательно красивым шпоном, шелковистым на ощупь, с чудесным рисунком.
Малыши Kudos оказались обладателями ясного и сбалансированного голоса и продемонстрировали очень прозрачный звук и живую, насыщенную, но не переуплотненную середину с хорошим разрешением. Весьма понравились в меру острые барочные инструменты с дотошно выписанными ритмическими рисунками и хорошо выраженные шумовые призвуки без перекоса тембров. Высокие частоты достойны отдельной похвалы. Колонки, помимо прочего, отметились превосходным чувством сцены и объема помещения. Бас не отличался протяженностью, но, несмотря на это, орган прозвучал живо и сочно, с яркими средними регистрами, играющими жизнью. Труба и другие медные духовые воспроизводились отчетливо и ясно, с толикой приятной хрипотцы. Cardea C20, как и конкуренты из Penaudio, иногда оставляли ощущение замедления темпа. Но делалось это аккуратно и без тяжелой вязкости, так что движение и развитие музыкальных тем, в том числе у БСО, сохранялось в полной мере. По своему характеру данные АС скорее задумчиво-деликатные. Некоторая специфика обнаружилась у струнных и деревянных духовых — тембрально они показались самую чуточку светлыми, хотя и отлично прописанными. Вся прослушанная популярная музыка откровенно порадовала великолепным настроем и пойманной атмосферой (например, трек Тори Эймос «Silent All These Years» — как тонкие струйки и капли дождя по стеклу). Единственная претензия касалась исполнения записей адреналиновых жанров — оно было несколько жестковатое и тембрально не насыщенное.  


Результаты измерений

График АЧХ Kudos Cardea C20 демонстрирует превалирование уровня сигнала в зоне ответственности твитера (рис. 1) при установке микрофона на оси излучателя. Это нивелируется незначительным отворотом АС от слушателя. Неравномерность АЧХ при правильной ориентации будет не хуже, чем в среднечастотной области (±1,9 дБ). Анализ спада графика АЧХ и значения нелинейных искажений позволяет определить, что нижняя граничная частота находится в районе 40 Гц. Поведение модуля импеданса (рис. 2) охарактеризует Kudos Cardea C20 как высокоомную акустическую систему — средняя его величина составляет 12,8 Ом, минимум не опускается ниже 7 Ом. Несмотря на среднюю чувствительность, равную 87 дБ (1 м / 1 Вт), эти колонки будут хорошим партнером для лампового усилителя. КНИ при уровнях громкости, не превышающих 90 dBSPL, прирастает незначительно, среднее значение составляет 0,36% (рис. 3).


Паспортные данные:
Название – Kudos Cardea C20 | Частотная характеристика, Гц – 30—30 000 (уровень не указан) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 18 см, бумажный армированный, ВЧ – 2,9 см, мягкий купол; частота раздела не указана) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 88 | Габариты одной колонки, см – 92,5 x 20 x 27 | Масса одной колонки, кг – не указана


Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 90%
Эргономика - 95%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: выразительный вокал, точная передача эмоций и тонких музыкальных движений
Минусы: некоторый дефицит баса, тяжелые музыкальные жанры отыгрываются излишне жестко


Вывод:
Эти деликатные и сбалансированные колонки играют очень аккуратно, четко и с большим количеством нюансов, микродинамических оттенков и деталей тембров. Легкая задумчивость только добавляет шарма при исполнении музыки большинства жанров


Vienna Acoustics Beethoven Baby Grand

Цена - 188 000 руб.


Вторая сверху модель в линейке Concert Grand полностью соответствует философии Vienna Acoustics, принятой для этой серии: НЧ- и СЧ-динамики из японского промышленного пластика, катушки с порошковыми сердечниками на НЧ и тщательно подобранные элементы фильтров с разбросом параметров не больше 1%

Низкочастотные и среднечастотные динамики для Beethoven Baby Grand изготавливаются в сотрудничестве со ScanSpeak на базе диффузоров из термопласта XPP и его вариантов, позволяющих при небольшой площади мембраны обеспечить высокое звуковое давление с сохранением детальности. Басовики для жесткости покрыты сеткой, похожей на паутину (что и дало динамику название — Spidercone), из полимера XРP. В секции НЧ стоят катушки с порошковыми сердечниками, для остальных излучателей используются катушки с воздушными сердечниками. Рабочие полосы НЧ- и СЧ-динамиков разделены фильтрами Бесселя 2-го и 1-го порядков, собранными с применением металлопленочных резисторов и полипропиленовых конденсаторов MKP. Среднечастотник на жестком резиновом подвесе в виде обратной полуволны установлен в отдельной камере. За воспроизведение ВЧ отвечает шелковый купол ScanSpeak диаметром 28 мм с покрытием. Небольшие корпуса со скругленными гранями покрыты белым рояльным лаком. Передняя и задняя стенки выполнены отдельно и имеют солидную толщину, превышающую 4 см. Устойчивость кабинетам придают охватывающие их снизу массивные «паучьи лапы» из литого алюминия с длинными стальными шипами. На задней стенке имеются всего одна пара клемм из сплава золота и серебра и широкое горло порта фазоинвертора. Колонки сделаны исключительно аккуратно и выглядят крайне элегантно.
Beethoven Baby Grand выказали не только полную конструктивную преемственность со старшей моделью (ровно год назад побывавшей у нас на тестировании), но и большое сходство с ее исполнительским почерком. Фирменные бархатистые плотные тембры, очень спокойная подача без грузности и вязкости, благородная, чуть матовая роскошь звучания — все это сразу напомнило Beethoven Concert Grand. В то же время характер данной акустики заметно отличался от манеры тех же Penaudio Serenade в сторону куда большей подвижности, рельефной выразительности и просто породистости звука. Логичное развертывание мелодических линий, превосходная динамика и весомые оркестровые форте, высокая степень интегрированности темпоритмически трудных и насыщенных фрагментов (таких, как «Скифская сюита») оставили самые приятные впечатления. «Аппассионата» была сыграна с хорошими низкими частотами, отчетливо проявленным рокотом малой октавы и точными и вовремя отстреливающимися паузами. Вступления некоторых инструментов могли бы быть более игольчатыми и спонтанными, но пластика и органичность воспроизведения натуральных тембров все искупали. В отличие от старшего собрата, обладавшего более крупным саундом и некоторой сопутствующей вальяжностью, уменьшенные baby-Beethoven неожиданно достойно и выразительно выступили с жесткими жанрами. И старый добрый рок, и веселый пауэр-метал, и антигуманный (хотя и мелодичный) канадский дэт прозвучали вкусно, выпукло и наполненно. И только в особо быстрых местах бас самую чуточку путался и не успевал проворачиваться.  


Результаты измерений

График АЧХ на оси ведет себя весьма неспокойно, с неравномерностью, не укладывающейся даже в коридор 5 дБ выше 3 кГц (рис. 1). Но при развороте АС от слушателя ситуация стабилизируется, частотный диапазон разделяется на две зоны со ступенчатым переходом и исчезающе малыми флуктуациями внутри каждой зоны. Нижняя граничная частота по –10 дБ составляет 34 Гц. Модуль импеданса не обнаруживает большого разброса значений (рис. 2). Однако Vienna Acoustics Beethoven Baby Grand не назовешь легкой нагрузкой для усилителя. Импеданс на НЧ в целом заметно ниже среднего (6 Ом, для широкой полосы частот от нижней середины). Кроме минимума в 2,3 Ом на 100 Гц, имеется потенциально проблемная зона в нижнем басу, в районе 33 Гц. КНИ в ВЧ-области пренебрежимо мал, чего не скажешь об НЧ. При 88 dBSPL максимум искажений приходится на 1 кГц — 0,69%, хотя среднее значение составляет всего 0,35% (рис. 3).


Паспортные данные:
Название – Vienna Acoustics Beethoven Baby Grand | Частотная характеристика, Гц – 30—22 000 (уровень не указан) | Число полос – 3 (НЧ – 2 х 15 см, XPP Spidercone полимерные конусы, СЧ – 15 см, X3P полимерный конус, ВЧ – 2,8 см, шелковый купол; частоты раздела не указаны) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 91 | Габариты одной колонки, см – 101,6 x 21,6 x 37,5 | Масса одной колонки, кг – 29,5


Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 95%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: бархатные тембры, насыщенный вокал, высокая интегрированность сложных симфонических записей
Минусы: несколько смягченная подача, в самых быстрых и жестких треках звук чуть вязнет


Вывод:
В звучании Vienna Acoustics Beethoven Baby Grand прежде всего отмечается порода, благородный стиль, который не подменишь и не подделаешь. Воспроизведение музыки практически всех жанров одновременно наполненное и динамичное, рельефно выпуклое, но не грузное, ритмически точное


Итоги


Вначале некое философское замечание о сочетаемости компонентов и исключительной важности этого момента при вынесении оценок (вечная сложность групповых тестов — невозможность выбора оптимального окружения для каждого из участников). В случае акустических систем с ленточными излучателями к подбору партнеров для них стоит отнестись с особой тщательностью. Если (как это было в нашем тесте) электронные компоненты, особенно плеер, сами по себе обладают звуковым почерком с тенденцией к сглаживанию и смягчению атаки, то комбинация с абсолютно прозрачным и недавящим ленточником, который никогда не делает акцента на начале звуков, может получиться не слишком хорошая. Возможны явные и слышимые темпоритмические проблемы, сумятица, смазывание и плохая прорисовка ритмических рисунков, а также ухудшение разрешения в высокочастотном спектре. Так что все достоинства ленточников (неоспоримые, на личный вкус автора текста) могут оказаться нивелированными неудачным сочетанием пусть даже с высококачественным компонентом. С этой поправкой, в конкретной системе с плеером Accustic Arts, все участники с обычными купольными пищалками выступили существенно лучше.
На сей раз мы решили не присваивать титул Best Buy. Это связано с тем, что сразу несколько акустических систем выступили на одинаково достойном уровне и с примерно равными оценками, так что в качестве ориентира осталась неизбывная вкусовщина, а лишнего волюнтаризма хотелось бы избежать. Тем не менее у нас все же есть две рекомендации. Первая — Vienna Acoustics Beethoven Baby Grand, показавшие насыщенный выразительный звук, отличную динамику и примечательную жанровую всеядность. В качестве минуса можно отметить конструктив АС, приводящий, в частности, к весьма неблагоприятным перспективам подбора усиления для этой пары. И без того низкий импеданс на басу усугубляется минимумом почти в 2 Ом, что для любого усилителя, не обладающего достоинствами мощников VTL, станет довольно неприятной неожиданностью.
Sonist Concerto 3, акустика американской фирмы, практически неизвестной в России, оказалась тем самым редким, но оттого еще более приятным сюрпризом, на который всегда надеешься (хотя далеко не всегда получаешь). Эта пара порадовала настолько запоминающимся, живым и подвижным звуком, что только некоторые ограничения, неизбежно присущие двухполосным конструкциям, помешали ей занять первое место. Тем не менее у нее остается наша горячая рекомендация. Самая привлекательная в тесте цена — аргумент тоже немаловажный.
Вторая двухполоска в тесте, английская «тонкая штучка» Kudos Cardea C20 отыграла в чем-то похоже на своего американского визави. Однако в отличие от очень живых и подвижных Sonist англичане показали более спокойную, даже чуть придержанную по темпу подачу, притом изобилующую тонкими деталями и нюансами. Мощные динамические пики эта модель отработала лучше и в менее компромиссной манере. Но с воспроизведением адреналиновых жанров дело обстояло похуже, звук стал излишне жестким. Тем не менее — заслуженный Editor’s Choice.
Единственные в тесте активные колонки Adam Classic Pencil Mk3 и сами по себе, и в сравнении с пассивными одноклассниками выглядят весьма привлекательной альтернативой. И это несмотря на то, что играли они с собственным встроенным усилением, а не с великолепными мощниками-моноблоками VTL, как остальные конкурсанты. Цена повыше заявленной планки тоже не кажется минусом, поскольку не следует забывать, что за эти деньги активная акустика уже содержит в себе усилитель мощности.
Зачастую с какой-то маркой связываются совершенно конкретные ожидания, которые затем оправдываются. Интригу это, конечно, несколько снижает, зато обеспечивает предсказуемость выбора. PBN Montana SPI — как раз такой случай. Они играют вполне в фирменном стиле, довольно нейтрально и детально. Хотя именно им оказалась свойственна определенная эмоциональная сдержанность и отстраненность, что можно поставить в минус, ведь прослушивание музыки — это все же удовольствие, а не инструментальный процесс анализа звучания. Поэтому модель заслуженного американского бренда не заняла высокого места, несмотря на, возможно, лучшую в тесте конструкцию и выдающийся по ровности тональный баланс.
Финская пара Penaudio Serenade имеет больше шансов понравиться любителям комфортных неторопливых жанров, а не ценителям острых динамических контрастов и музыкальных конфликтов. Ее габариты и стильная внешность дополнительно поспособствуют приживаемости в интерьере.
Legacy Audio Classic HD, хотя и обладают «правильными» ленточными ВЧ и умеют строить крупные выпуклые образы, пожалуй, не смогли полностью раскрыться в нашей системе. Лучше всего их таланты проявятся в системе классного домашнего кинотеатра.


Мария Савина

Рейтинг:

4.00