Прямой накал страстей

Тестируем уникальный моноусилитель мощности Next Sound T1610

Прямой накал страстей

Моноусилитель мощности Next Sound T1610


Когда-то миром правили инженеры. Обладая скромными по современным меркам средствами производства, они создавали удивительные вещи на грани технологических возможностей. А потом власть захватила бухгалтерия, и во главу приоритетов встала норма прибыли. Известная формула «товар — деньги — товар» постепенно трансформировалась в «деньги — товар — деньги». На производстве практически не осталось места ручному труду, индивидуальной доводке изделий, все эти пережитки прошлого осели в узких эксклюзивно-винтажных нишах.
Нет, конечно, технический прогресс не пошел вспять, но с подменой понятий подчас стал принимать причудливые формы, когда в конкурентной борьбе победа доставалась… серейшим.
Не потому ли многие из нас до сих пор неравнодушны к ламповой технике, винилу и даже абсолютно не актуальным сегодня катушечным магнитофонам, что все эти «топорно-филигранные» изделия изобилуют остроумными инженерными решениями, которые не прячутся в микросхемах, а буквально торчат наружу в виде вращающихся бобин, причудливых тонармов и ламп с тлеющими угольками накалов? И не потому ли, что эти громоздкие конструкции, где надо, вылизывались до микронных погрешностей без оглядки на стоимость нормо-часов тогда еще не китайского ручного труда?


Следующий звук

Винтажную технику до сих пор любят, коллекционируют, реставрируют и даже концептуально развивают. И не только больные этой темой японцы, некогда скупившие весь запас прямонакальных триодов 300B производства Western Electric. В Европе сегодня делают современные прямонакальные (!) лампы небывало высокой для их родной эпохи мощности. До сих пор в почете рупорная акустика, угольные резисторы, всяческая «бумага в масле» (конденсаторы) и прочие компоненты «бронзового века аудиотехники». Многие конструкции тех лет благодаря новым технологиям доводятся сегодня до совершенства — пускай и «посмертно» с точки зрения массового рынка. Результаты, которых добиваются в звуке «прогрессивные ретрограды», подчас впечатляют. И даже врожденные недостатки дедовских технологий воспринимаются скорее как достоинства: если не получается что-то искоренить, остается полюбить это и радоваться жизни. Нужно, впрочем, оговориться: сказанное не означает, что чем древнее техника, тем лучше она звучит. С уважением относясь к истории и ретроаппаратуре, не следует впадать в радикальное ретроградство, что довольно часто наблюдается в последнее время. Ведь и допотопные автомобили восстанавливают, холят и лелеют, но при этом никто не требует от них скоростных качеств современного родстера. Так и со старой аудиотехникой: там свои критерии качества, близкие и понятные одним и совершенно чуждые другим.
Как бы то ни было, отличный пример не японской, а вполне российской компании, которая способствует сохранности технического наследия золотой эры аудио (реставрация старой электроники) и воплощает бескомпромиссные идеи в ключе традиционной ламповой схемотехники (разработка и изготовление эксклюзивных усилителей) — Next Sound, Москва. Компания владеет хорошо оснащенной лабораторией со всем необходимым оборудованием (включая станки с ЧПУ) для производства сложных, собираемых вручную изделий, причем и корпусная, наиболее трудоемкая и дорогая часть производственного цикла освоена ею полностью. Помимо металла (медь, алюминий, нержавеющая сталь) предлагаются древесный массив и даже кожа для декоративной отделки корпусов. Тут занимаются не только усилительной аппаратурой, но и акустическими системами — как нетрудно догадаться, именно рупорными…
Истые фанатики ламповой техники, инженеры Next Sound имеют колоссальный опыт применения различных комплектующих — и старинных, и ныне выпускаемых такими же фанатиками в других странах, честь им и хвала. Им доподлинно известно, как «звучит» угольный резистор в анодной нагрузке такой-то лампы, а как — металлопленочный, проволочный или танталовый. И чем отличается, скажем, трансформатор Tango от трансформатора Hashimoto. Только в подобной атмосфере инженерного азарта и при наличии широкого технического кругозора могла зародиться почти безумная идея создать ламповый монстр T1610. И нет никаких сомнений в том, что одно лишь присутствие бухгалтера в радиусе ста метров от эпицентра этой идеи неизбежно свело бы ее на нет. Но, к счастью, ничего такого не произошло, и моноблоки T1610 сегодня изготовляются на заказ и успешно продаются.


Однотактный Илья Муромец

Именно так следовало бы назвать усилитель, отталкиваясь от его выходной мощности, если бы не два обстоятельства. Во-первых, это все же моноблоки, то есть два усилителя (за исключением случая с монотрактом, где нужен именно один). Во-вторых, лампа T1610, вокруг и ради которой все и было затеяно, не российская, а чешская, производства KR Enterprises. Лампа впечатляющая, размером с артиллерийский снаряд среднего калибра. По конструкции она, кажется, соответствует сдвоенной 845, хотя внешне на последнюю не похожа. Мощность рассеяния на аноде — 160 Вт, внутреннее сопротивление — 250 Ом (против 800 Ом у 300В, кстати). Прямой накал. Огромный по ламповым меркам анодный ток (ну и накальный, конечно). И, в отличие от прямонакальных триодов 211 и 845, а также ГМ-70, не нужно подавать на анод киловольты, достаточно 70 В, чтобы получить хорошую мощность при характерной для подобных триодов линейности. В общем, для разработчика ламповой техники — находка, да и только! Однако и не без подвоха. Выходной трансформатор становится проще, но при большом токе покоя (который еще нужно обеспечить в блоке питания) стандартный вряд ли подойдет, габариты сердечника будут как у небольшого строительного пеноблока.
Тем не менее трудности не испугали инженеров Next Sound, а лишь взбодрили и укрепили в решимости сделать на этой лампе по-настоящему концептуальный усилитель в чисто ламповом формате и в соответствии с философией компании в ее максималистской версии. Иными словами, никаких полупроводников даже в выпрямителях и никаких конденсаторов на пути сигнала (этот компонент фирма объявила принципиальным классовым врагом). А что вместо них? Межкаскадные трансформаторы. Штука громоздкая, трудоемкая и дорогая, но концепция есть концепция. Любопытство возобладало.
Дилемма «конденсатор или трансформатор» — известная.
Переходной трансформатор имеет важные преимущества, которые стоит перечислить.
1. Он позволяет эффективно использовать источник питания без потери мощности на тепло.
2. Трансформаторный каскад имеет меньшие искажения, чем резистивный (резистор в аноде лампы — необходимая деталь при конденсаторной связи), а спектр его искажений менее заметен на слух.
3. Трансформатор позволяет использовать лампу не только как усилитель напряжения, но и как усилитель мощности, передавать энергию от каскада к каскаду без потерь.
4. Трансформатор позволяет исключить «земляные петли», разделить участки прохождения постоянного и переменного тока, что снижает интермодуляционные искажения, делает звук чище и богаче обертонами.
5. Трансформатор позволяет «раскачивать» лампу в режиме сеточных токов (класс А2), получая почти вдвое большую мощность без использования дополнительного каскада катодного повторителя.
6. Трансформатор лучше решает проблему обратного тока сетки по сравнению с RC-связью: с одной стороны, необходимо применять резистор утечки сетки как можно меньшего номинала, но в то же время это ограничивает полосу по низким частотам, а разделительный конденсатор слишком большой емкости, необходимой для компенсации малой величины резистора, хуже работает на высоких частотах.
Однако все вышесказанное имеет смысл только при условии образцового качества межкаскадного трансформатора (требования к нему предъявляются даже еще более жесткие, чем к выходному), в противном случае ничего хорошего не получится. Таким образом, отдав предпочтение трансформаторам, инженеры Next Sound взяли на себя, так сказать, повышенные обязательства.
Совсем без конденсаторов, конечно, не обойтись, и они здесь есть, но только блокировочные и накопительные в блоке питания. Однако и это не электролиты, а пленочные конденсаторы японской фирмы Shidzuki, специализирующейся на разработке электронных компонентов для медицинской и лазерной промышленности.
Питание оконечного и предварительных каскадов полностью раздельное, от двух мощных сетевых трансформаторов. И если на входной каскад и драйвер работает кенотронный выпрямитель (U18 знаменитой марки Mullard), то лампа T1610 питается от двухполупериодного выпрямителя на газотронах 3B28. Газотроны от кенотронов отличаются наполнением баллона: здесь не вакуум заданной глубины, а инертный газ или пары ртути, которые формируют не только электронный, но и ионный ток. У газотронов есть выгодные свойства — очень малое падение напряжения и большие токи, но они совершенно не терпят емкостной нагрузки, поэтому между ними и банком емкостей стоит вакуумное демпферное сопротивление D-100, ограничивающее бросок тока в момент включения. В фильтрах питания, естественно, присутствуют еще и дроссели Hashimoto.
Вход у каждого моноблока один, небалансный (в тестируемой версии). Входной сигнал поступает на галетный L-аттенюатор громкости (один балластный резистор, через который проходит сигнал в любом положении ручки громкости, и коммутируемые на землю многопозиционным переключателем нижние резисторы делителя). Количество положений — 36, шаг — порядка 1 дБ, качественные танталовые резисторы Dale выбраны из-за отсутствия вносимой в звук окраски. Сам же переключатель — Khozmo (Словакия), с ножевыми серебряными контактами.
Далее идет входной каскад SRPP на двух одинарных пальчиковых триодах EC86 производства Siemens — раритет, если не сказать антиквариат. Первичка переходного трансформатора включена между анодом нижней лампы и катодом верхней. К слову, чем хорош SRPP (Shunt Regulated Push-Pull), или каскад с динамической нагрузкой? Возрастает перегрузочная способность, понижаются выходное сопротивление, а также искажения, уменьшается чувствительность к пульсациям анодного напряжения питания.
Драйверный каскад выполнен на прямонакальном триоде 814 (как вариант, через специальные адаптеры — 828, 211, 845, 300B) производства RCA в «военно-морской» версии (и где только они все это берут?!). Затем — еще один переходный трансформатор серьезных габаритов и наш супертриод T1610, работающий в классе А (и A2 с сеточными токами на пиках сигнала). А вот за ним… Нет, выходной трансформатор, конечно, есть, но — не в самом усилителе, а… в отдельном блоке! Что дает возможность укоротить длину акустических проводов и, самое главное, испытать разные трансформаторы в сочетании с конкретной акустикой и выбрать наилучший вариант. Общая отрицательная обратная связь отсутствует.
Трансформаторы и дроссели — знаменитых брендов Tango, Tamura и Hashimoto, а также не очень известного, но весьма перспективного Silk Transformer. Эта таиландская компания делает любые моточные изделия по спецзаказам на великолепном железе, пермаллое или аморфном сердечнике.
Остальные детали — тоже высшей пробы: угольные резисторы Riken Ohm и Allen Bradley, тантал, разводка одножильным медным проводом, керамические ламповые панельки. Естественно, присутствуют необходимые для безопасной работы усилителя реле задержки включения и защитные блокировки. Корпуса моноблоков изготовлены из листовой меди.
Токи покоя оконечного каскада и драйвера подстраиваются и индицируются с помощью миниатюрных стрелочных приборов. Весит каждый моноблок около 90 кг — и это, естественно, без выходного трансформатора.


От анатомии звука к физиологии

Перед тем как перейти к описанию звучания, нельзя не сказать несколько слов об акустических системах — с широкими горизонтальными рупорами и 16-дюймовым басовиком в фазоинверсном оформлении. Оказалось, что это вариация TAD2402 c авторскими изменениями. Мониторные рупорные колонки — при всех противоречиях рупора как такового и с учетом требований к мониторам. Было время, когда альтернативы рупору практически не существовало, многие студии и по сей день используют подобную акустику (крупнейшая студия «Мосфильма» в их числе).
Теперь, наконец, сам звук. Если в двух словах, то концептуальный тракт и звучит концептуально, то есть именно так, как и должен звучать рупор с однотактным усилителем без переходных конденсаторов и с нулевой отрицательной обратной связью. Его звук всем своим телом глубоко укоренен в эпохе золотого века аудио, хотя голова заметно высовывается: мощь, глубина баса и макродинамика — без ограничений. Ни энергичный рок, ни большой оркестр не заставили усилитель в чем-либо дать слабину. Очень хорошо (что бывает нечасто в других системах) тракт звучит и на малой громкости, сохраняя динамику и тембральные характеристики, хотя никакой тонкомпенсации тут, конечно, нет. Окраска, правда, присутствует, но не в такой степени, чтобы возникали ассоциации с бутылочным стеклом или сладостью патоки. Это даже скорее не окраска, а некий оттенок звучания, благородный и не приторный, как слабая отдушка, скажем, из стружек сандалового дерева в хорошо проветренном помещении, усиливающая комфорт и не затрудняющая дыхание. И самое, пожалуй, ценное — характерная для допотопных триодов шелковистость, мягкость и осязаемость звука, когда возникает ощущение прикосновения к материи звука, теплой и живой. Тракт играет музыкально, эмоционально насыщенно.
Вместе с тем звуковая сцена не отличается особой глубиной, налицо некий студийный «эффект наушников» (видимо, и то и другое — из-за специфики АС), реверберационные хвостики слегка укорочены. И хотя по динамике ламповым усилителям сложно тягаться с мощными транзисторными «зверьми», Next Sound T1610 показал хорошо контролируемые низкие частоты на сложном материале с большим количеством звуковых переходов без какой-либо потери энергетики и напора, чего и следовало, впрочем, ожидать от аппарата с такими характеристиками.
Разница в звучании CD- и SACD-версий одних и тех же треков (заметим, что не с гибридного диска, а с различных релизов) оказалась достаточно заметной и однозначно была в пользу SACD во всех случаях. А скрипичное соло Хенрика Шеринга не изобиловало исчерпывающими подробностями типа свежей канифоли на смычке, однако инструмент звучал мясисто, наполненно, бархатисто, необыкновенно красиво и завораживающе. Живой эмоциональный отклик вызывали консонансные и диссонансные аккорды партит Баха…


Технические характеристики

Усилитель мощности Next Sound T1610 1 216 000 руб. (пара с выходными трансформаторами)
Тип – моноусилитель мощности
Выходная мощность (4 / 8 Ом), Вт – 50 / 70 (в зависимости от настройки и типа выходного трансформатора)
Выходной импеданс, Ом – 0,57
Входной импеданс, кОм – 50
Чувствительность, В – 0,4
Частотный диапазон (0,5 дБ), Гц – 7—36 000
КНИ (1 кГц, 1 Вт), % – 0.03
Отношение сигнал/шум, дБ – 93
Аудиовход – RCA
Потребляемая мощность, Вт – 890 (один моноблок)
Габариты, мм – 620 х 420 х 120 (моноблок), 320 х 320 х 260 (выходной трансформатор)
Масса одного моноблока с трансформатором, кг – 120


Музыкальный материал

1. Billy Joel. «The Stranger» (CD, CBS / Columbia CK 34987)
2. Billy Joel. «The Stranger» (SACD, Columbia CS 69384)
3. Charles Mingus. «Mingus Ah Um» (CD, Sony SRCS 9201)
4. Charles Mingus. «Mingus Ah Um» (SACD, Columbia SC 65512)
5. Miles Davis. «Kind Of Blue» (CD, Columbia 88697 27105 D-1)
6. Miles Davis. «Kind Of Blue» (SACD, Columbia CS 64935)
7. Leonard Bernstein. «Rhapsody In Blue, An American In Paris» / Columbia Symphony Orchestra (CD, CBS MYK 37242)
8. Leonard Bernstein. «Rhapsody In Blue, An American In Paris, Grand Canyon Suite» / Columbia Symphony Orchestra (SACD, Sony SS 89033)
9. Dee Dee Bridgewater. «This Is New» (Verve / DDB Production 440 016 884-2)
10. Bach. «Sonatas & Partitas for Solo Violin / Henryk Szeryng» (Deutsche Grammophon 437 366-2)
11. Handel. «Water Music / Nicholas McGegan Philharmonia Baroque Orchestra». (Harmonia Mundi HMU 907010)
12. Puccini. «La Boheme Opera Collection» / Orchestre National de France, James Conlon / B. Hendrix / J. Carreras (Erato / Teldec / Warner Classics International 0630-13813-9


Контрольный тракт

• CD/SACD-проигрыватель Musical Fidelity KW SACD
• Проигрыватель винила EMT 930
• Головка звукоснимателя EMT TSD 15 / OFS 25
• Фонокорректор Next Sound Planar
• ЦАП Weiss DAC 2
• Предварительный усилитель Next Sound (с трансформаторным выходом)
• Акустические системы TAD 2402 (модификация Next Sound)
• Межблочный кабель Next Sound
• Сетевые кабели Synergistic Research Tesla Series
• Акустический кабель Western Electric
• Цифровой кабель Audio Synthesis


Вывод

Несомненно, T1610 адресован настоящим ценителям чистого и мощного триодного звучания. И тем, кому важен не только результат в виде звука, но и сам факт обладания эксклюзивным предметом, выбранным и подогнанным под владельца (что, кстати, немаловажно с учетом обычной разношерстности элементов тракта: ведь звучит всегда вся система, а не какой-то из ее компонентов в отдельности).
Большим плюсом является и то, что Next Sound предоставляет пожизненную гарантию на T1610, снабжая его по необходимости запасными лампами, и обеспечивает полную техническую поддержку своих изделий.
Что же касается звучания с объективной точки зрения, то существует ли она вообще? Любой звук — это набор условностей и компромиссов, и тут вряд ли тут уместны такие термины, как «правильный» или «реалистичный». Ни одна аудиосистема никогда не звучит так, как живой концерт, хотя в отдельные мгновения грани стираются.
Вместе с тем очень часто домашнее звучание оказывается лучше живого опять же в силу многочисленных условностей. В нашем случае можно с уверенностью сказать, что Т1610 поможет слушателю погрузиться в мир музыки, наполненный яркими эмоциями и переживаниями, вместо досужих рассуждений о преимуществах той или иной технологии.


Артур Фрунджян

Рейтинг:

2.00