Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Вход по email/телефону
Забыли пароль?
Восстановление пароля
Вы не робот?
поменять
картинку
Введите свой адрес электронной почты или номер телефона, указанный при регистрации. Затем нажмите кнопку "Восстановить".
отмена
Подтверждение номера телефона
Мы отправили на ваш номер телефона СМС с кодом подтверждения. Пожалуйста, введите данный код в поле ниже и нажмите кнопку «Подтвердить»
Восстановление пароля
На ваш адрес электронной почты мы выслали код подтверждения, введите этот код в поле ниже, введите новый пароль, его подтверждение и нажмите кнопку «Установить пароль». Код подтверждения действителен в течение 10 мин.
На ваш номер телефона мы отправили SMS с кодом подтверждения, введите этот код в поле ниже, введите новый пароль, его подтверждение и нажмите кнопку «Установить пароль». Код подтверждения действителен в течение 10 мин.
отмена
Регистрация успешно завершена!

Данная страница будет
обновлена через 5 сек.

обновить страницу

Авторизация прошла успешно!

Данная страница будет
обновлена через 5 сек.

обновить страницу

Пароль успешно изменен!

Данная страница будет
обновлена через 5 сек.

обновить страницу

Неизвестная ошибка!

Произошла неизвестная ошибка.
Обновите страницу и попробуйте заново!

обновить страницу

Вход через соц.сервисы
войдите через один из сервисов
Вход/регистрация через социальные сети
Журнал "Салон АВ"  2001 г.  №12
Николай Ефремов

Maestro, музыку! Как делается российская рупорная акустика

И тот и другой абсолютно правы. С Квортрупом вообще трудно спорить, а в данном случае особенно. Действительно, найти в наше время на рынке сделанную по всем правилам рупорную акустику почти невозможно, а та, что есть, стоит баснословных денег. И вынуждены мы судить о ней по пластмассовым суррогатам или по бюджетным моделям с алюминиевыми раструбами, где от рупора осталось одно название. О каком звуке здесь можно говорить? Поэтому все в курсе, что рупоры жутко окрашивают звук, "гундосят" и выдают очень гулкий, бесформенный бас. Данкер же, наоборот, имеет дело, в основном, с бескомпромиссными деревянными конструкциями, а они, словно сирены, своим пением и впрямь могут заворожить кого угодно.

Сразу же заметим, что рупорные АС - не просто отдельная эволюционная ветвь акустического дизайна. Они - свидетельство какого-то иного менталитета, образа жизни, если хотите. Замыкая ряд архетипов камин - сигара - коллекция винила - 8-ваттный однотактник, они стали атрибутом богемной жизни. Аудиофильский мир разделился на любителей лампового и транзисторного звука, но есть в нем еще более ортодоксальная прослойка приверженцев первозданной идеи звуковоспроизведения, напрочь отрицающих ящично-фазоинверторную продукцию. Создаются клубы и целые сообщества любителей музыки, "подсевших" на рупорный звук. Рупорам посвящаются статьи в наиболее авторитетных журналах, Интернет изобилует самодельными конструкциями. Так что же это такое?

Если совсем просто, то рупор - это труба с постоянно возрастающим коэффициентом расширения. Ее способность усиливать акустическую энергию открыли очень давно - металлические воронки использовались в армии и на флоте задолго до изобретения первых мегафонов. В английском языке слово horn означает также и рог (отсюда же, очевидно, возникло и слово "горн"), а в него любили трубить еще наши первобытные предки. В колонках же рупор обеспечивает оптимальную нагрузку на диафрагму громкоговорителя и улучшает согласование выходного акустического сопротивления с окружающей средой. И если к.п.д. обычного диффузорного низкочастотника где-то около 1%, то в рупорном оформлении он возрастает до 50! Недаром на заре звуковоспроизведения практически все колонки были построены именно по этому принципу, ведь существовавшие в то время ламповые усилители имели выходную мощность в среднем 5 - 8 Вт. Рупорные АС дожили до наших дней благодаря не только высокой чувствительности (сейчас при киловаттных оконечниках она не столь актуальна), но и способности создавать высокий уровень звукового давления с минимальными нелинейными и фазовыми искажениями. Они обладают высокой динамичностью, очень точно передают пространственные характеристики, а главное - на редкость естественно воспроизводят человеческий голос. Для последнего они, кстати, и задумывались - ведь впервые проблема озвучивания больших помещений возникла при появлении звуковых кинотеатров. Вдобавок получается очень короткий звуковой тракт - широкополосная головка, без всяких кроссоверов, напрямую подключается к выходу усилителя, что в сочетании с лампами является настоящей квинтэссенцией High End Audio.

Большое влияние на чувствительность и благозвучность рупора оказывает его форма. В настоящее время известны конические (упомянутые выше воронки), гиперболические, параболические и экспоненциальные конструкции. Все они имеют свои преимущества и недостатки, но последние считаются самыми музыкальными. В 1926 г. английский инженер Питер Войт (Peter Voigt) нашел кривую, впоследствии названную трактрисой. Являясь разновидностью экспоненты и сохраняя все ее преимущества, трактриса позволила уменьшить длину рупора и сделать колонки более компактными практически без ухудшения параметров. Именно Войту мы обязаны тем, что эта технология до сих пор успешно внедряется и в модели для домашнего применения.

Однако, несмотря на это открытие, колонки все равно получаются более громоздкими, сложными в изготовлении и значительно более дорогими, чем традиционные закрытые ящики и фазоинверторы. Высокая стоимость обусловлена еще и тем, что расчет рупора крайне сложен. Все существующие методики дают приближенные результаты, а кроме того, невозможно с первого раза правильно выбрать параметры, закладываемые в формулы и компьютерные программы. Многие из них определяются экспериментально, почти на законченном изделии, и представьте, во что обойдется такой метод итераций, когда каждый раз приходится изготавливать чрезвычайно сложную деревянную конструкцию, меняя в ней лишь один элемент. Любое, даже самое незначительное отклонение может кардинально изменить или даже полностью "убить" звук.

Форма и содержание

Несмотря на все эти трудности, приверженцы рупорного звука есть и в России. В репортаже с выставки "Российский Hi-End'2001" мы уже рассказывали о московской фирме Maestro, потратившей несколько лет на расчет и лабораторные испытания нескольких уникальных моделей акустики. Сегодня мы побываем в цехе, где начался серийный выпуск первых российских рупорных систем. Визит мы подгадали к самому важному событию - окончательной сборке красавиц Maestro Grande - самых больших и сложных в изготовлении. Нашим гидом будет Леонид Смирнов, глава и идейный вдохновитель небольшого творческого коллектива. Некоторое время назад на взятый в банке кредит он арендовал цех на Очаковском заводе музыкальных инструментов и приобрел разное деревообрабатывающее оборудование, в т.ч. и огромный станок с ЧПУ. "Все расчеты трактрисы для Maestro Grande сделаны на компьютере с точностью до 0,001 мм, а отклонения от найденных параметров в готовых изделиях не должны превышать 0,01 мм, - поясняет Леонид. - Это под силу лишь такому высокоточному инструменту, и влияние человеческого фактора при изготовлении столь ответственных деталей сведено к минимуму".

Но прежде чем составлять программу для СЧПУ и готовить рабочие чертежи, нужно было решить несколько фундаментальных вопросов. Дело в том, что для воспроизведения самых нижних частот расчетная длина рупора должна составлять 10 м, что на практике реализовать невозможно. Нужно его либо укорачивать, либо сворачивать "улиткой". В первом случае вы урезаете частотный диапазон и получаете больше искажений, а во втором - слишком сложную и дорогую конструкцию. Именно поэтому большинство имеющихся на рынке систем выполнены со многими упрощениями и компромиссами. Зачастую стенки рупора составлены из прямых перегородок, как правило, тонких и склонных к вибрации; изгибы выполнены неточно, да и по форме рупор скорее конический, нежели экспоненциальный. А между тем, каждый изгиб, если он неправильно рассчитан или изготовлен, вносит свои провалы в фазо-частотную характеристику. Отсюда и результат - невыразительное звучание с заметной окраской и посторонними призвуками. Стремление сделать акустику компактней приводит к потере баса и снижает динамику во всем диапазоне частот. В многополосных системах решаются одни проблемы, но возникает масса других. Не удивительно, что при этом страдает репутация принципа в целом.

Специалистам Maestro пришлось экспериментально искать решения многих непростых проблем. Они убедились, что однополосные системы звучат лучше, поскольку такой источник приближается к идеальному точечному, и сигналы разных частот достигают слушателя одновременно. Немало времени потребовалось и для определения оптимальной длины рупора и места расположения его выходного отверстия. Суть проблемы излагает Леонид Смирнов: "Чем плох короткий рупор, вы знаете. А в слишком длинном возникает задержка между волнами, излучаемыми фронтальной и тыловой поверхностью диффузора. И хотя она составляет тысячные доли секунды, тренированное ухо отмечает некоторую размазанность, расфокусировку звуковой картины. Большинство западных производителей хитрит и делает выходное отверстие сзади. Этим вроде бы удается убить двух зайцев - сделать упомянутую задержку менее заметной и при установке АС в угол комнаты получить дополнительный подъем на басах. Но это полный абсурд, поскольку угол не является продолжением трактрисы, и таким образом звук можно только перенаправить, а не усилить. Во-вторых, возникает масса неконтролируемых переотражений от стен, которые очень портят звучание. В Maestro Grande общая длина свернутого рупора составляет 287 см, и его раструб направлен вперед. Волны в диапазоне частот от 36 до 350 Гц, выходящие из него, попадают в унисон с теми, что излучается непосредственно диффузором головки (350 - 22500 Гц). При этом никаких отражений ни от стен помещения, ни от внутренних поверхностей корпуса".

Но это еще не все. Большое влияние на звучание системы оказывает т.н. предрупорная камера, т.е. полость, куда непосредственно выходит тыльная сторона диффузора. Из-за того, что в этом ограниченном объеме сосредоточена практически вся энергия, излучаемая головкой в рупор, ее объем и форма определяют уровень искажений всей колонки. С ней тоже пришлось повозиться. Леонид гордится, что никому из разработчиков в мире до сих пор не удалось сделать что-либо подобное: "У нас все стенки предрупорной камеры строго симметричны геометрически, а вход рупора находится на оси динамика. При таком расположении переотражения звукового сигнала минимальны, поэтому искажения минимизируются еще до попадания звуковых волн в рупор. Кроме того, чтобы усилить поглощение в камере, нам пришлось изготовить ее стенки из разного материала - фанеры и МДФ".

На стапеле

Увидев внутреннее устройство Maestro Grande, начинаешь понимать, почему мало кто из производителей отваживается на выпуск подобных изделий. Хотя рупор имеет всего два плавных внутренних изгиба, он состоит из 230 (!) деталей, которые вытачиваются на СЧПУ с высокой точностью в соответствии с расчетами трактрисы. Каждая из них тщательно проверяется перед сборкой. Фронтальная часть изгибается на специальной оправке и клеится послойно из листов МДФ и финской фанеры, и общая толщина этого сэндвича составляет 26 мм. Боковые стенки рупора выполнены из 24-миллиметровых плит МДФ и армированы фанерой. Перед склейкой на всей поверхности МДФ фрезеруются поперечные пазы, заполняемые впоследствии демпфирующей массой. Она состоит из песка, цемента и клея, поэтому хотя со временем затвердевает, но сохраняет некоторую пластичность, напоминая внешне силиконовый компаунд. Сочетание состава и консистенции подобраны исходя из эффективного снижения вибраций боковых поверхностей. Для окончательной расправы с резонансами эти стенки утяжелены массивными фанерными накладками.

Все внутренние поверхности рупора покрыты слоем натурального воска. Это, во-первых, делает их идеально гладкими (что важно с точки зрения аэродинамики), а во-вторых, дает дополнительное демпфирование. Общая масса одного рупора - около 80 кг, поэтому очень важно обеспечить ему не менее солидную опору и развязать его от пола. Для этого склеивается многослойная подошва толщиной 48 мм, армированная металлическими шипами. Перед покраской все поверхности колонки пропитываются полиуретановым грунтом, а всего на каждое изделие наносится 16 слоев пропитывающих составов, грунтовки и лака.

В Maestro Grande устанавливаются легендарные английские головки Lowther EX3 или EX4, а также немецкие AER mkI примерно той же конструкции. Их особенностью является чувствительность на уровне 98 - 102 дБ/Вт/м и уникальные динамические характеристики. Существуют модификации "Лаутеров" сопротивлением 15 Ом, и они рекомендуются изготовителем для работы с ламповыми усилителями. Все излучатели имеют неодимовые магниты, двуслойные диффузоры и могут выдержать подводимую мощность до 100 Вт. Прикиньте звуковое давление при такой чувствительности! Уникальностью динамиков и их дефицитом на рынке диктуется необычно высокая цена - порядка $2300 за пару, поэтому они очень редко используются в акустических системах, выпускаемых серийно. Бескомпромиссность конструкторов Maestro проявляется не только в качестве изготовления рупора и подборе динамиков, но и в исполнении электрического тракта. Входные клеммы колонок выточены из чистой электротехнической меди и непосредственно, без никелевой прослойки, покрыты 4-микронным слоем золота. Несмотря на то, что длина проводника от динамика до клеммы не превышает 20 см, он представляет собой отрезок японского медного кабеля 7N сечением 4 квадрата, который не припаивается, а запрессовывается под большим давлением. Внешне Grand Maestro производят неизгладимое впечатление необычной формой, шикарной отделкой и, конечно, габаритами - высота их превышает полтора метра. Сразу и не поймешь, что же это такое - диковинный музыкальный инструмент или плод буйной фантазии столяра-краснодеревщика.

К сожалению, у нас не было возможности послушать их в нормальных условиях. В актовом зале завода, куда их принесли для прогрева, была неважная акустика и заметно шумела вентиляция. В придачу усилитель явно не соответствовал: были слышны искажения, грязь сети, фон и т.д. Кстати, способность вытянуть из тракта все недостатки и преподнести их словно под увеличительным стеклом - особенность любых высокочувствительных колонок, а в нашем случае она проявилась просто фантастическим образом. Но при этом они легко озвучивали большой зал при подводимой мощности около 4 Вт, не гудели и выдавали очень чистый, четко артикулированный бас. Чуть позже нам удалось послушать один экземпляр перед съемкой в редакции, и мы были буквально поражены детальным, открытым и прекрасно сфокусированным звучанием без малейшего намека на окраску или бубнение. Даже в моноварианте ощущалось четкое разделение инструментов по тембру и размеру, а вокал буквально завораживал. Звучит банально, но это факт: казалось, что Селин Дион, записанная на SACD, в буквальном смысле перенеслась в комнату. В этом помещении мы отслушали не один десяток различных АС, но с такой передачей тембральных и пространственных особенностей встретились впервые.

Теперь о главном. Фирма оценивает свою топ-модель в $5900. Если вспомнить, сколько средств, времени и труда в нее вложено, вряд ли сумма покажется такой уж несуразной. Ближайшие (и единственные, между прочим) аналоги - английские CarfaeHorn - при значительно более хлипком корпусе, с выходом рупора назад и меньших габаритах стоят около $45000. "Какое-то время мы будем продавать свою акустику практически по себестоимости, - говорит Леонид Смирнов. - Хотим сначала заинтересовать людей, дать им возможность послушать рупорный звук. Когда раскрутимся, можно будет подумать и о прибыли". По-моему, есть о чем задуматься...






Другие статьи раздела

1997—2015 © Hi-Fi.ru (Лицензионное соглашение)
Партнер Рамблера | Facebook | ВКонтакте | Twitter | Google+ | Одноклассники
Форумы АУДИО ПОРТАЛ Рейтинг@Mail.ru C-Media
Нравится материал?

Подпишись на нас
и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть