10 мифов и фактов о компакт-кассетах в СССР

Wed, 11 May 2022 20:55:29 +0300 Wed, 11 May 2022 20:55:29 +0300

Вспомним былое

10 мифов и фактов о компакт-кассетах в СССР


Вспомним былое

Это сегодня компакт-кассеты, переживающие настоящий ренессанс на фоне всплеска интереса к аналоговой записи, несут в себе флер таинственности и недосказанности. До 1991 г. отношение к ним было весьма утилитарным. Те, кому повезло купить Sony Walkman, щеголяли «музыкой в дороге», а для домашнего использования компакт-кассета казалась каким-то недоделком, застрявшим между полноценной магнитной лентой и винилом. В нашей новой статье мы рассмотрим отношение к данным носителям и принятые (хотя и не всегда верные) стандарты работы с ними те годы.

1. Брендовые кассеты – хорошие, остальные – нет (миф)

По сути, в чести были кассеты TDK, Sony и JVC, к остальным отношение было более настороженное. И если LG (Goldstar), например, в то время действительно не блистала своей лентой, обида на Sanyo была совершенно незаслуженная.

2. Чем больше продолжительность звучания кассеты – тем лучше (миф)

30, 45, 60 и даже 90 минут – не предел. Были и кассеты на 120 минут, они считались раритетными, но кроме продолжительности они не давали никаких выигрышей. Механизмы оказывались более уязвимыми, качество записи оказывалось хуже.

3. Кассета первого типа хуже, чем кассета второго типа (факт)

Это действительно так – кассеты с лентой из диоксида хрома (CrO2) (тип II) лучше, чем тип I Normal: шумов заметно меньше, перегрузочная способность – выше.

4. Кассеты типа IV (Metal) – самые крутые, но не для всех (факт)

Тип IV – заветная мечта всех и каждого, особенно такие произведения искусства, как Sony Super Metal Master, оформленные в керамических корпусах. Такие компакт-кассеты обеспечивают самое высокое соотношение сигнал/шум и позволяют по максимум раскрывать весь потенциал записи. Вот только одна беда – их воспроизводят не все деки!

5. Защита от записи на кассетах легко обходится (факт)

Действительно, на корпусе кассеты есть небольшой пластиковый язычок, отломив который, можно получить теоретически защищенную от записи «коробочку». То есть, при случайном нажатии кнопки Rec ничего не произойдет – и случайно с кассеты стереть ничего не получится. Фокус в том, что если в углубление подложить кусочек ластика, дека не распознает подмену, и кассету можно будет перезаписать.

6. От «зажевывания» ленты можно избавиться вручную перемотав кассету (миф)

Лента может «зажеваться» от некорректной работы транспортного механизма деки. Считалось, что в этом может быть виновата и сама кассета – и устранить недостаток можно вручную перемотав ленту, использовав вместо шпинделя шариковую руку с колпачком. Дело муторное, не только бесполезное, но и опасное – после такой процедуры из-за неравномерности намотки сильно возрастало число зажевываний.

7. Разрыв пленки можно устранить, склеив концы ленты (факт)

Если произошла фатальная ошибка – и лента в кассете оказалась разорвана, восстанавливали ее с помощью капли клея или лака, соединяя концы встык на сантиметровом кусочке такой же пленки (он должен был располагаться внизу, а концы – встык сверху на нем). Действительно, кассета могла так проработать какое-то время, но ее качество сильно деградировало, а риск «зажевываний» увеличивался.

8. Новые кассеты лучше хранить в холодильнике (миф)

Компакт-кассеты не любят высоких температур, но ставить блоки в холодильную камеру – излишество даже для очень жаркого климата. И уж точно бесполезное дело для большей части территории СССР.

9. Государственные цены на кассеты в восьмидесятые годы были 4 руб. (факт)

Именно за столько отечественные кассеты продавались в магазинах «Радиолюбитель» – 60-минутная кассета тип I (МК-60-1, МК-60-2) стоила 4 руб., а Тип II (МК-60-4) — 6 руб.

10. Если кассета звучит негромко, можно механически исправить это (почти миф)

На каждой кассете есть фетровая головка, которая обеспечивает прижим ленты к головкам деки. Если старая кассета с разбалансированным механизмом начинала при воспроизведении звучать тихо, то исправляли это дело «выдавливанием» фетровой головки наружу. В редких случаях такое помогало, в большинстве же моментов деградация звука происходила из-за утрачивания характеристик самой ленты.

Денис Репин


16 декабря 2019 года

Редакция Hi-Fi.ru