Зачем производители Hi-Fi каждый год выпускают новые модели усилителей и колонок?

Wed, 11 May 2022 20:58:11 +0300 Wed, 11 May 2022 20:58:11 +0300

Ответ не столь очевиден, как кажется

Зачем производители Hi-Fi каждый год выпускают новые модели усилителей и колонок?

Ответ не столь очевиден, как кажется

Опытные аудиофилы, прошедшие горнило 1990-х годов, когда на пустой российский рынок обрушился девятый вал аудиотехники, хорошо усвоили урок о том, что новое далеко не всегда лучше старого. Не успевали они насладиться очередным приобретением, как им через несколько месяцев предлагали заменить их акустические системы, проигрыватели компакт-дисков или усилители на «более лучшие». И если в отношении бурно развивавшегося тогда домашнего кинотеатра регулярное обновление AV-ресиверов еще имело смысл из-за постоянного появления новых процессоров и даже форматов окружающего звука, то что насчет стереоаппаратуры?

Зачем?

Разумеется, традиция регулярного обновления ассортимента производителями электроники и акустических систем зародилась гораздо раньше, еще в 1970-е годы, и особенно в этом преуспели крупные японские и западные корпорации. Следует попутно заметить, что практика частого выпуска новых моделей обычно затрагивает бюджетный сегмент, и этому тоже есть очень простое и логичное объяснение – все дело в цене.

С точки зрения бизнеса подобная стратегия была абсолютно оправдана – иначе как заставить увлеченного музыкой и звуком человека покупать раз в год колонки или электронику, если не предлагать ему всякий раз что-то якобы новое? Разумеется, никаких открытий в схемотехнике или материаловедении каждый год не происходит, разработка новых решений и их внедрение занимают куда больше времени. Поэтому основные ежегодные нововведения обычно заключались в добавлении дополнительных функций, новой отделке и дизайне, а более-менее серьезные новинки выходили раз в три-четыре года или даже реже.

Такая ситуация продолжалась несколько десятилетий, и изменилась только в последние несколько лет в результате серьезного падения интереса к сегменту бюджетных компонентов Hi-Fi. Теперь гонка ежегодных обновлений переместилась в область беспроводных колонок и наушников.

Что изменилось?

Но что если взглянуть на ситуацию с точки зрения не производителя или продавца, а увлеченного качественным звуком покупателя? Есть ли смысл гнаться за самыми новыми линейками АС и электроники? Удивительно, но если пятнадцать лет назад ответ на этот вопрос был бы однозначно отрицательным, то сегодня положение вещей существенно изменилось. Прежде всего именно потому, что смысл в ежегодном обновлении бюджетных линеек акустических систем и компонентов фактически пропал вместе со спросом. И если раньше обычным делом было появление в начале каждого сезона огромного числа слегка обновленных АС, усилителей, ресиверов или проигрывателей компакт-дисков от десятка разных производителей, то теперь новые линейки бюджетного диапазона появляются в ассортименте оставшихся на рынке брендов не чаще одного раза в три года.

Это означает, что теперь есть гораздо больше шансов получить в новом поколении знакомой серии более интересный звук, поскольку у разработчиков появляется куда большее пространство для маневра и внедрения новых решений. Кроме того, из-за сокращения спроса значительно возросла конкуренция между производителями, поэтому выпускать на рынок «просто новые колонки» теперь недостаточно. Необходимо придумывать пути и решения для того, чтобы они действительно звучали существенно лучше, чем прошлое поколение. И опыт последних пяти лет показывает, что опытные компании неплохо справляются с этой задачей.

Прогресс? Какой прогресс?

Однако если посмотреть на процесс эволюции аудиотехники в ретроспективе, то можно задаться справедливым вопросом – а стали ли покупатели получать больше удовольствия от прослушивания по мере внедрения все новых технологий? Ведь итоговый результат вложенных сил и средств в выбор и покупку стереосистемы оценивается слушателем исключительно субъективно, и ему не слишком интересно, какие оригинальные решения используются в его новых колонках и усилителе. Особенно в том случае, если вдруг купленная техника не оправдывает его ожиданий.

Сам процесс эволюции техники для воспроизведения записанного аудиосигнала никогда не был линейным и даже логичным. Его драйвером не всегда выступало стремление доставить больше удовольствия покупателю и слушателю, поскольку революционные изменения на рынке аудиотехники очень часто происходили просто в результате появления технологий, позволявших обеспечить большее удобство, сэкономить или добиться улучшения отдельных характеристик аппаратуры, в конечном итоге не приводивших к субъективному улучшению звука. Например, так произошло в ходе массовой замены электровакуумных ламп транзисторами, в результате чего значительно изменились и акустические системы – в них стали применяться излучатели, обязательным требованием для которых стала работа с большой подводимой мощностью. И алюминиевые диафрагмы в компрессионных драйверах заменили на титановые, а динамики получили мягкие подвесы с длинным ходом и высокую добротность.

После появления цифрового звука в виде компакт-диска все стали писать на своей технике Digital Ready, что подразумевало широкий частотный диапазон и низкий уровень шума. И в жертву этим характеристикам приносились все остальные, отвечающие за правдоподобное и живое звучание. Разумеется, после получения обратной связи от рынка производители старались вносить коррективы в свои модели, однако сам принцип подмены обеспечения максимального удовольствия от прослушивания продажей красивых цифр оказался порочным и очень сильно повлиял на развитие Hi-Fi не в лучшую сторону.

А что сегодня?

К счастью, в наши дни битвы за гигагерцы переместились на рынок смартфонов, а сегодняшнему любителю хорошей аудиотехники уже не продашь усилитель или АС только в силу того, что у них в паспорте указаны сверхнизкие искажения или невероятно широкий частотный диапазон. Хочется надеяться, что это эта безумная гонка, в которую входило и ежегодное обновление всех линеек аппаратуры, окончательно канула в лету. На это намекает и новое отношение производителей к продвижению своих новинок – они больше не упирают на то, что добились каких-то небывалых технических характеристик, а достаточно прозрачно рассказывают о том, в какой области и за счет чего улучшили субъективное качество звука и приглашают его оценить. И это – правильный подход.



Денис Репин

5 августа 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru