8 знаменитых сцен, снятых без использования компьютерной графики

Wed, 11 May 2022 21:04:22 +0300 Wed, 11 May 2022 21:04:22 +0300

Аналоговое, теплое, настоящее

8 знаменитых сцен, снятых без использования компьютерной графики


Аналоговое, теплое, настоящее...

В современном кинематографе без компьютерной графики не обойтись. Ретушью пользуются даже в скромных семейных драмах и микробюджетных комедиях, что уж говорить о блокбастерах уровня «Мстители: Финал», где CGI так или иначе использовалась в 92% кадров. Казалось бы, на компьютере сейчас можно «нарисовать» все что угодно, но режиссеры порой вместо графики используют смекалку, изобретательность и специальные объективы. Мы собрали для вас несколько удивительных киноэпизодов, в отношении которых сложно поверить в то, что их сняли без использования услуг программистов. Смотрим и удивляемся.

Искусственная гравитация – «2001: Космическая одиссея» / 2001: A Space Odyssey (1968)

Разумеется, ни о какой компьютерной графике в 1968 году речь идти не могла, но некоторые снятые Стэнли Кубриком сцены картины «2001: Космическая одиссея» даже сегодня, 50 лет спустя вызывают благоговейный трепет. Например, эпизод с пробежкой доктора Пула в центрифуге корабля «Дискавери» – потрясающая работа оператора дает полный эффект создания искусственной гравитации на борту космического корабля. Современные избалованные спецэффектами зрители не хотят верить, что снято все было без использования CGI, но это действительно так – студия потратила 750 тысяч долларов на создание гигантского вращающегося колеса, в которое был помещен актер. Фактически, человек бежал на месте, а декорации вращались вокруг оси, создавая невероятный оптический обман.

Пронзенная женщина – «Ад каннибалов» / Cannibal Holocaust (1980)

Хоррор «Ад каннибалов» – один из пионеров жанра псевдодокументальных фильмов ужасов, а главным условием успеха таких лент является их реалистичность. «Ад» оказался настолько впечатляющим, что итальянская полиция заподозрила съемочную группу в совершении реальных убийств и надругательствах над трупами. В вину киношникам вменялось даже насаживание женщины на кол, показанное в фильме, так что авторам картины пришлось объяснять, что актриса сидела на велосипедном сидении, прикрепленном к бревну, а изо рта у нее торчал кусок шеста, сделанный из бальзы – самой легкой древесины в мире. Казалось бы, нехитрый фокус, которым пользуются только начинающие иллюзионисты, но в умелых руках эта палка «выстрелила» так, что мало не показалось никому.

Зеркало – «Терминатор 2: Судный день» / Terminator 2: Judgment Day (1991)

Сцена с тем, как Сара Коннор забирается в череп к Т-800, из прокатного варианта «Терминатора 2» была вырезана, но для специального издания фильма Джеймс Кэмерон ее восстановил и добавил. Поскольку Кэмерон нигде не ищет легких путей, вместо зеркала в этом эпизоде он использовал модель головы Арнольда Шварценеггера и… сестру-близнеца Линды Хэмилтон – Лесли. Две актрисы просто синхронно выполняли одни и те же движения, и все это только для того, чтобы эффектно пролететь вокруг камерой и не отразиться при этом в зеркале. Этот фокус, кстати, настолько понравился режиссеру, что он позвал Лесли еще в один эпизод – в нее превращается Т-1000 в финале картины.

Фродо и Гэндальф – «Властелин колец: Братство кольца» / The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring (2001)

У Питера Джексона было предостаточно возможностей сделать все сцены общения хоббитов-полуросликов и долговязого волшебника Гэндальфа на компьютере, но он пошел другим путем: использовал в кадре двойников разного роста, построил два варианта декораций – полноразмерные и удвоенной величины – а также умело применил простой закон перспективы, помещая актеров дальше друг от друга, чем они кажутся, чтобы соблюсти верный масштаб. В принципе, это не сложно в случае статичных кадров, а вот для съемок в движении пришлось придумывать систему согласованного движения камеры, актеров и декора. Получилось очень круто.

Почти весь фильм – «Фонтан» / The Fountain (2006)

Сюрреалистическая картина Даррена Аронофски «Фонтан», мягко говоря, была большой проблемой для студии Warner Bros., и в какой-то момент доступный постановщику бюджет был сокращен вдвое, что не могло не отразиться на технической составляющей картины. В поисках выхода из ситуации Аронофски обратился к Питеру Парксу, специалисту по макросъемке, который и придал картине необычный облик – вместо компьютерной графики Паркс снимал… кастрюли с варящимися в них химическими веществами и микроорганизмами. Калейдоскопические кадры превратились на экране в звезду Шибальба и галактические туманности, а поскольку для съемок использовались самые простые ингредиенты вроде дрожжей, пищевых красителей, приправ и детской присыпки, то в конечном итоге «космические пейзажи» стоили всего 140 тысяч долларов.

TARS – «Интерстеллар» / Interstellar (2014)

Режиссер Кристофер Нолан, при том, что он успешно использует в съемках самые новые технические разработки, давно известен в Голливуде как постановщик, считающий, что «графика – это скучно». В фантастическом «Интерстелларе» было непросто обойтись без использования CGI, но Нолан везде, где мог, переходил к реальным моделям – например, саркастичный робот TARS на 80% «живой». Точнее, в большей части картины им управляет актер Билл Ирвайн, и он же озвучил робота. TARS не просто выглядит громоздким, его вес на площадке составлял 90 кг, поэтому бегать в нем было сложновато, но управлять махиной в статичных сценах Ирвайн мог, что подтверждают кадры с площадки.

Погоня – «Рейд 2» / The Raid 2: Berandal (2014)

В дилогии «Рейд» можно увидеть немало сцен, которые сняты длинными планами и в продолжительном движении объектива, но совершенно невероятным выглядит эпизод погони во втором фильме, когда камера «вылетает» из одного автомобиля, залетает в окно другого, пролетает внутри и вылетает из противоположного окна. Казалось бы, снять такое одним кадром невозможно, но при определенной ловкости достигнуть удается и не такого – правда в данном случае одного из операторов пришлось замаскировать в… автомобильное кресло! Сцена снималась на достаточно высокой скорости, поэтому заметна тряска, но никаких CGI-склеек в кадре нет, разве что оператора-«кресло» пришлось «подрихтовать»…

ВВ-8 – «Звездные войны: Пробуждение силы» / Star Wars: The Force Awakens (2015)

Как известно, первые «Звездные войны» Джордж Лукас в 1977 году снимал с обширным использованием подручных средств – фанаты разглядели в кадре тостеры, утюги и даже тапок, которые «притворяются» звездолетами. В 2015-м в седьмом эпизоде саги многое сделано на компьютере, но один из важных персонажей остался «живым» – это маленький дроид ВВ-8. Механикам пришлось потрудиться, чтобы шарообразный робот уверенно колесил по пустыням, внутри модели был установлен мотор с колесами, которые управлялись гироскопом и специальными грузами, придающими направление движению. Верхняя часть удерживалась магнитами и специальной центрифугой. Правда, собственных сил BB-8 порой не хватало, и тогда его приходилось подталкивать сзади палкой, а то и вовсе двигать усилием человека, которого затем «вымарали» из кадра на постпродакшене.

Евгений Ухов


10 августа 2019 года

Редакция Hi-Fi.ru