7 западных фильмов про Советский Союз

Wed, 11 May 2022 21:04:54 +0300 Wed, 11 May 2022 21:04:54 +0300

При просмотре которых хочется обняться и плакать!

7 западных фильмов про Советский Союз

При просмотре которых хочется обняться и плакать!

Выросшие в СССР зрители хорошо помнят наши фильмы про иностранную жизнь, обычно снимавшиеся в Прибалтике и в Крыму. На Западе тоже существовал свой метод показывать реальность по ту сторону железного занавеса – чем нелепее и гротескнее выглядят герои, говорившие на русском с чудовищным акцентом, тем лучше. Ситуация менялась в лучшую сторону лишь в отдельные исторические периоды, в целом же практически все картины про Советский Союз и Россию, снятые за океаном, вызывают у нашего зрителя приступы гомерического хохота.


Миссия в Москву (Mission to Moscow, 1943)

Редкий пример просоветского пропагандистского фильма, снятого компанией Warner Brothers и вышедшего в широкий прокат в США. Во время Второй мировой войны Советский Союз и Соединенные Штаты были союзниками, и Рузвельту потребовалось создать положительный образ СССР внутри страны. Поэтому поездка и работа американского посла Дэвиса в Москве была показана с максимально положительной стороны, даже довоенные репрессии предстали в картине как совершенно необходимая и справедливая мера. Не обошлось и без подобострастного показа доброго Дядюшки Джо, он же «кровавый мясник» несколькими годами ранее.


Рокки 4 (Rocky IV, 1985)

Скандинавский красавец Дольф Лундгрен в роли советского боксера Ивана Драго, итальянский жеребец Сильвестр Сталлоне в роли Рокки Бальбоа и заснеженные равнины США в роли Сибири. Именно там по сюжету тренировался герой Слая перед боем с чудовищным русским, убившим на ринге его лучшего друга. А в это время советские зрители, до которых окольными путями добрались кассеты VHS с записью фильма, держались за животы при виде высокотехнологичных тренажеров, на которых занимался Драго – таких в СССР и в глаза не видели. Не говоря уже об образе столицы, где все говорили с невероятным акцентом, а главный спортивный зал был как две капли воды похож на Лас-Вегас.


Парк Горького (Gorky Park, 1983)

Один из редких для того периода фильмов, где авторы не старались показать советский мир в кривом зеркале, а просто снимали закрученный детектив, действие которого разворачивается в Москве. И не просто в нашей столице, а в Парке Горького. При этом на экране почему-то все время мелькают виды Стокгольма и Хельсинки, хорошо знакомые сегодня многим россиянам. По правде сказать, у режиссера не было другого выхода, кроме как снимать наш быт в других столицах, ведь съемки у нас в стране ему запретили. Но ведь можно же было бы все же придумать что-то... Сам по себе фильм не так уж плох, но советскому зрителю сложно было воспринимать его всерьез, слишком уж непохоже было показываемое на экранах на нашу жизнь.


Красная Жара (Red Heat, 1988)

Еще одна попытка снять фильм про хороших русских, а именно про сотрудничество советской милиции и полиции Чикаго в поимке досаждающего обеим странам бандита. Однако выступление Арнольда Шварценеггера в роли примерного милиционера, явно бывшего комсомольца, ничего, кроме дружного ржания, у наших зрителей не вызывало. Крылатые словечки типа «Капитализом» и «Хулыганы», произнесенные с неподражаемым австрийско-английским акцентом, навсегда остались в народном фольклоре. Самым серьезным персонажем в фильме кажется герой весельчака Джеймса Белуши, и это лучше всего характеризует этот перестроченный боевик.


Красный король, белый рыцарь (Red King, White Knight, 1989)

Шпионский боевик о том, как злые заговорщики из Кей-Джи-Би решили убрать нашего любимого всеми (ну, почти) генерального секретаря. Коллеги из ЦРУ спешат помочь своему любимому генсеку и отправляют в Москву почему-то отставного агента, который и должен раскрыть чудовищный заговор. Правда, он зачем-то вновь встречается со своей старой русской любовью, которую сыграла великолепная Хелен Миррен (урожденная Миронова, хоть тут не совсем соврали). И вся миссия практически идет под откос… Роль нашей столицы в очередной раз исполнил Будапешт, ну да ему не привыкать.


Красный рассвет (Red Dawn, 1984)

В этом фильме прекрасно все – от сюжета до его воплощения. Злые русские, в союзе с кубинцами и никарагуанцами, напали на США!!! И не просто напали, но и захватили! Первым делом, естественно, кровожадные захватчики набрасываются на школу – ну не стратегические же объекты им захватывать? Расстреляв из гранатомета школьный автобус, советские оккупанты тут же бросают всех в наспех созданный ГУЛАГ. Но бодрые американские подростки организуют партизанское движение и дают отпор. В целом, накал бреда таков, что довольно быстро устаешь смеяться, отметить можно только участие в фильме Партика Суэйзи и Чарли Шина.


Москва на Гудзоне (Moscow on the Hudson, 1984)

В этом фильме обличители советского быта развернулись во всю меру своей испорченности. По правде сказать, в те годы наша действительность  начала выглядеть довольно уныло, но картины темных московских улиц, по которым передвигаются опоясанные туалетной бумагой совграждане, получились не просто неправдоподобными, а гротескными. Страдающий от сенсорного голода саксофонист в исполнении Робина Уильямса (имеющий при этом машину и отдельную квартиру), очень хочет остаться в Америке, как и его друг-клоун. Правда, жизнь в США оказывается не такой уж и радужной, и добывать пропитание ему в итоге приходится игрой на любимом инструменте в русском ресторане, ну а рядом с ним торгует хот-догами бывший офицер КГБ в исполнении Савелия Крамарова. Все обнимаются и рыдают…


Борис Миленский

24 ноября 2019 года

Редакция Hi-Fi.ru