10 самых ярких советских производственных фильмов

Thu, 02 May 2024 17:34:52 +0300 Thu, 02 May 2024 17:34:52 +0300

Которые будут интересны и сегодня

10 самых ярких советских производственных фильмов


Которые будут интересны и сегодня

Сможете ли вы назвать изобретенный в СССР кинематографический жанр, который более не использовался практически ни в одной другой стране мира? Таким уникальным направлением в кинематографе стали производственные фильмы – картины о социальных отношениях на производстве и в сельском хозяйстве, где личное сталкивалось с общественным, а долг противопоставлялся личным интересам. Вопреки распространенному мнению, производственные фильмы бывали достаточно интересными. Самые яркие мы поместили в новую подборку.

Встречный (1932)

Среди киноведов нет единого мнения относительно того, какую картину считать основоположницей нового жанра «производственного кино», но многие сходятся на том, что шаблоны подобных лент заложены драмой «Встречный», вышедшей на экраны в 1932 году. На экране разворачивается трагедия подлинно вселенского масштаба: героические рабочие металлургического завода бьются над производством турбин, которые должны обеспечить электричеством молодой Советский Союз. На пути инженеров, токарей и фрезеровщиков стоит пьянство и безответственность – но эти преграды легко преодолимы. Зрители наверняка помнят «Встречный» по песне «Нас утро встречает прохладой…»

Три товарища (1935)

Энтузиазм первых пятилеток позволял снимать производственные фильмы не только в формате драм, но и с явным комедийным уклоном. Например, такой «производственной комедией», весьма любимой публикой, стал фильм «Три товарища», последняя работа в кино знаменитого актера Николая Баталова. Вновь герои картины бьются за повышение производственных показателей, но автор, режиссер Семен Тимошенко, представляет бюрократические проволочки на строительстве важного объекта в забавной форме. Кстати, «Три товарища» тоже знакомы каждому советскому зрителю, благодаря песне – здесь впервые была исполнена композиция «Песня о Каховке», та самая, про «…Наш бронепоезд стоит на запасном пути…»

Шахтеры (1937)

Какое же производственное кино без стахановцев? В 1937 году наш культовый постановщик Сергей Юткевич снял драму «Шахтеры», действие которых разворачивается на угольных полях Донбасса. В едином сюжетном сплетении перемешались диверсанты-троцкисты, слабохарактерный руководитель предприятия по добычи угля, ответственный партийный работник, следующий зову долга, и рабочие, выдающие рекорд за рекордом. «Шахтерами» свою большую кинематографическую карьеру открыл Марк Бернес, причем сыграл он здесь настоящего шпиона. И попробуйте после «Шахтеров» сказать, что производственные драмы – это скучно.

Светлый путь (1940)

Кульминацией предвоенного воодушевления советского народа в кино стала музыкальная комедия «Светлый путь» режиссера Григория Александрова с Любовью Орловой в главной роли. Вне производственного антуража это подлинная история Золушки – главная героиня из простой швеи-домработницы превращается в прекрасную ткачиху-передовика, добивается невероятных успехов в работе и обретает заслуженные награды: орден и любовь. Но мы-то смотрим на «Светлый путь» с точки зрения отношений человека и производства – и здесь у ленты все прекрасно: громыхают станки, повышаются показатели, выполняются планы. И все под музыку «Марша энтузиастов» Дунаевского.

Большая семья (1954)

Великая Отечественная война надолго задвинула производственное кино в дальний угол киностудий, но послевоенное восстановление страны снова все расставило по своим местам, уже в начале 1950-х люди почувствовали, что труд снова приносит счастье и удовлетворение. Самой крупной производственной картиной того времени стала эпохальная поэма «Большая семья», рассказывающая о целой династии рабочих-судостроителей, которые и работе отдают себя без остатка, и дома переполнены эмоциями. Хитросплетения взаимоотношений трех поколений героев восхитили даже европейских критиков – в 1955 году на Каннском кинофестивале авторы фильма «Большая семья» получили приз за «Лучший актерский ансамбль».

Коммунист (1957)

Главного героя фильма «Коммунист» Василия Губанова, наряду с Алексеем Мересьевым из «Повести о настоящем человеке» и Соколовым из «Судьбы человека» ряд кинокритиков считает «былинными богатырями советского кино». Эти персонажи стали образцами для воспитания молодежи и подражания для вполне зрелых людей. Историческая драма «Коммунист» рассказывает о человеке, для которого строительство новой Социалистической Родины стало делом жизни, которому надо отдать себя без остатка. На пределе сил коммунист Василий трудится на стройке молодой страны, и именно в нем воплощаются все советские надежды на скорое наступление коммунизма. Коммунизм, увы, так и не наступил, но «Коммунист» остался с нами навсегда.

Девять дней одного года (1962)

Гремящие 1960-е ворвались в мир первым полетом человека в космос, прорывами в физике, открытиями новых химических элементов. Все это широко обсуждалось в советской прессе, о науке и технике говорили на собраниях коллективов и, конечно, об этом снимали кино. Драма режиссера Михаила Ромма «Девять дней одного года» рассказывает о работе физиков-ядерщиков, ищущих новые способы извлечения атомной энергии. Пожалуй, впервые на столь массовом уровне было рассказано и про радиацию, и про тяжелые последствия лучевой болезни, и про перспективы энергетики новой эпохи. Для 60-х «Девять дней» стали едва не самым значимым культурным событием.

Укрощение огня (1972)

Если в своем детстве и подростковом возрасте вы не переживали за героев драматической картины «Укрощение огня», значит, вы никогда не мечтали стать космонавтом по-настоящему. Гриф секретности долгое время не позволял раскрывать детали советской космической программы, поэтому биография Сергея Павловича Королева дошла до советских зрителей только в форме фильма – генеральный конструктор в «Укрощении» получил имя Андрей Башкирцев, но путь Королева от первых «петард» до запуска Гагарина здесь совершенно очевиден. И это один из лучший производственных фильмов, сопряженный с космонавтикой, а актер Кирилл Лавров заслуженно отмечен за роль Башкирцева-Королева Государственной премией. Кстати, о премии...

Премия (1974)

Минималистичная и даже в чем-то камерная картина «Премия» не стала суперхитом советского проката, несмотря на обилие замечательных актеров, занятых в фильме – уж больно сложную тему поднял режиссер Сергей Микаэлян. Центром сюжета стало собрание рабочего коллектива строительного треста, решающего, как поступить с денежной премией, положенной рабочим и руководству за выполнение плана. Проблемой становится то, что план этот был заведомо заниженный и бригадир строителей отказывается брать деньги за подлог, к чему призывает и своих коллег. Как ни странно, за перипетиями собрания в актовом зале смотреть очень интересно, ведь дискуссию о рабочей чести и личной корысти ведут герои таких актеров как Евгений Леонов, Олег Янковский, Армен Джигарханян, Нина Ургант, Светлана Крючкова и Владимир Самойлов.

Мы, нижеподписавшиеся (1981)

К работе над производственной драмой «Мы, нижеподписавшиеся» режиссер Татьяна Лиознова приступила лишь через восемь лет после выхода на экраны своего предыдущего фильма – вот сколько сил отняли у нее «Семнадцать мгновений весны». Новый фильм абсолютно не похож на похождения Штирлица, несколько персонажей «Нижеподписавшихся» заперты в вагоне мчащегося пассажирского поезда, и за время пути эти герои должны разрешить важную служебную дилемму – подписывать ли акт о государственной приемке свежевыстроенного хлебозавода. Предприятие к работе готово, но сооружено и оборудовано со множественными нарушениями, и принять его, означает, взять ответственность на себя.

Евгений Ухов


24 февраля 2020 года

Редакция Hi-Fi.ru