100 лучших фильмов всех времен по версии Hi-Fi ru, часть I

Thu, 02 May 2024 17:35:02 +0300 Thu, 02 May 2024 17:35:02 +0300

Картины под номерами 100 - 81

100 лучших фильмов всех времен по версии Hi-Fi ru, часть I


Картины под номерами 100 - 81

Мы начинаем серию публикаций глобального рейтинга – списка лучших фильмов всех времен и народов. Киноэксперты Hi-Fi.ru отобрали для вас наиболее значимые, яркие и эффектные картины за всю историю кино, произведения, оказавшие революционное влияние на развитие «индустрии грез». Повод проверить свои знания и оценить те ленты, какие прошли мимо вашего внимания. Серия таких подборок будет выходит в порядке рейтинга картин по увеличению их важности. Соответственно, сегодня предлагаем вам первую двадцатку с конца списка – ленты с порядковыми номерами от 100 до 81. Думаете, что посмотреть вечером? Ответ перед вами.

100. Форрест Гамп / Forrest Gump (1994)

Жанр – драма, мелодрама | Страна – США | Режиссер – Роберт Земекис | В ролях – Том Хэнкс, Робин Райт | Кассовый сбор - $677 млн. | Продолжительность – 142 мин.

О чем: слаборазвитый паренек вдруг ловит волну успеха

Необычайный кассовый успех «Форреста Гампа» (при бюджете в $55 млн., картина набрала в прокате аж $677 млн.) перевернул представления зрителей о том, какой действительно должна быть мелодрама «на все возрасты». В истории доброго умственно отсталого паренька, который скользит по воле судьбы и переживает необычайные приключения (его путь от футболиста до миллиардера сплетен безукоризненно) каждый может найти что-то свое. Отголоски тех самых чувств и эмоций, настоящую правду жизни.

ФактКартина поставлена по книге Уинстона Грума "Форрест Гамп" (Forrest Gump, 1986), однако фабула произведения в ней сильно изменена – главный герой перестал быть циником, а основная мысль картины стала диаметрально противоположной.

Зачем смотреть: чтобы почувствовать одухотворенность.

99. Леон / Léon (1994)

Жанр – боевик, триллер | Страна – Франция | Режиссер – Люк Бессон | В ролях – Жан Рено, Натали Портман | Кассовый сбор –$19,5 млн. | Продолжительность – 133 мин.

О чем: наемный убийца помогает одиннадцатилетней соседке.

Встреча одиноких душ – главная струна творчества Люка Бессона, а «Леон», конечно же, самый важный фильм мастера. Звериная ярость боевых сцен здесь переплетается с тонкой линией заботы монстра о своем приемном дитя: игра всех актеров безукоризненна (даже роль грязного полицейского в исполнении Гари Олдмана стала настоящим прорывом), а расстановка акцентов режиссуры позволяет схватить зрителя за самое горло.

ФактНа главную роль пробовали Лив Тайлер, но, в итоге уступили напору Натали Портман, которая убедила Бессона, что сможет сыграть Матильду.

Зачем смотреть: картина несет в себе сильнейший посыл – о том, что даже самое черствое сердце способно на сопереживание.

98. Новый кинотеатр «Парадизо» / Nuovo Cinema Paradiso (1988)

Жанр – драма | Страна – Италия | Режиссер – Джузеппе Торнаторе | В ролях – Филипп Нуаре, Сальваторе Кашо| Кассовый сбор - $12 млн. | Продолжительность – 124 мин.

О чем: сицилийский мальчишка Сальваторе ходит в кино.

Обласканный критиками «Новый кинотеатр «Парадизо»» скрупулезно описывает жизнь героя – с его взлетами и падениями, открытиями и развенчанием мифов, дружбой и любовью. Кинотеатр тут кажется центром притяжения, магнитом картины, метафизической сущностью, вокруг которой крутится все – Джузеппе Торнаторе не только срежиссировал ленту, но и написал к ней сценарий, вложив в него всю свою любовь к «синематографу».

ФактПервая версия фильма имела продолжительность в 155 мин., потом картину сократили, а после снова увеличили на 20 минут – всему виной откровенные сцены.

Зачем смотреть: чтобы ощутить магию кинематографа.

97. Глубокий сон / The Big Sleep (1946)

Жанр – нуар| Страна – США | Режиссер – Ховард Хоукс | В ролях – Хамфри Богарт, Лорен Бэколл | Кассовый сбор –н/д | Продолжительность – 109 мин.

О чем: частный детектив пытается разобраться с вымогателями.

Экранизация романа Раймонда Чандлера «Глубокий сон» (The Big Sleep, 1939) от великого Ховарда Хоукса – да еще и с Хамфри Богартом в главной роли! Мимо такого нельзя пройти мимо, тем более что картина, по сути, является венцом жанра «черного фильма». Тревожная атмосфера накаляется с каждой минутой, «помощники» не гнушаются тут же воткнуть нож в спину, а образ центрального персонажа уже вошел во все учебники по кино.

ФактНа сыщике Филипе Марлоу, которого сыграл Хамфри Богарт, основан образ героя Харрисона Форда в «Бегущем по лезвию».

Зачем смотреть: чтобы почувствовать липкую атмосферу предательства и страха.

96. Паразиты / Gisaengchung (2019)

Жанр – триллер | Страна – Южная Корея | Режиссер – Пон Джун-хо | В ролях – Сон Кан-хо, Ли Сон-гюн | Кассовый сбор - $270 млн. | Продолжительность – 131 мин.

О чем: семейство Кимов, подделав дипломы, устраиваются помогать богатой семье Пак.

Первый южнокорейский фильм, получивший высшую награду Каннского кинофестиваля, «Золотой Глобус» и «Оскара» за лучший фильм – это далеко не полный список призов, который собрали «Паразиты». Действительно, Пон Джун-хо удалось в картине соединить «коня и трепетную лань» – это не то триллер о ползучем проникновении мрака, не то остросоциальная сатира, блистает всеми красками настоящего кино и приковывает внимание зрителя.

ФактФейковые документы в картине – диплом университета Енсе, именно его окончил режиссер фильма.

Зачем смотреть: чтобы увидеть социальную несправедливость.

95. Дюнкерк / Dunkirk (2017)

Жанр – военный | Страна – Великобритания | Режиссер – Кристофер Нолан | В ролях – Финн Уайтхед, Том Глинн-Карни| Кассовый сбор - $525 млн. | Продолжительность – 106 мин.

О чем: три разных временных линии описывают Дюнкеркскую операцию по эвакуации британских солдат в начале Второй мировой войны.

Поразительно, но факт: несмотря на то, что «Дюнкерк» описывает сражения между англичанами и немцами, самого противника мы в кадре так и не увидим. Вместо этого на заднем плане всегда тикают часы – герои, похоже,противостоят главной силе во Вселенной. Фирменная отстраненная подача Нолана тут доведена до Абсолюта, равно, как и натурные съемки, в которых почти не использовалась компьютерная графика. Оглушительное произведение.

Факт«Дюнкерк» – третий современный кинопроект, снятый на 70 мм пленку.

Зачем смотреть: узнать о том, что главный противник – это хронос.

94. Сталкер (1979)

Жанр – фантастика | Страна – СССР | Режиссер – Андрей Тарковский | В ролях – Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын | Кассовый сбор – н/д | Продолжительность – 163 мин.

О чем: Сталкер ведет Писателя и Профессора в комнату исполнения желаний в запретной Зоне.

Не то драма, не то фантастика, не то притча Андрея Тарковского – у «Сталкера» тяжелейшая судьба создания и не менее сложная прокатная история. Тем не менее, перед нами настоящий шедевр – грандиозное полотно о непознанном, преломляющееся всеми гранями человеческих страстей и пороков. Ошеломляющий финал картины является настоящим примером чистого искусства, а большинство кадров из нее можно использовать, как пособие для операторов.

Факт9 августа 1977 г. несколько тысяч метров отснятой пленки были испорчены при проявке. После этого сценарий ленты подвергся очередной переработке.

Зачем смотреть: понять, что ящик Пандоры не всегда стоит открывать.

93. Афера / The Sting (1973)

Жанр – криминал | Страна – США | Режиссер – Джордж Рой Хилл | В ролях – Пол Ньюман, Роберт Редфорд| Кассовый сбор - $156 млн. | Продолжительность – 129 мин.

О чем: двое мошенников хотят отомстить главарю мафии и разрабатывают одну из самых дерзких афер в истории.

Чем закончится эта история не знали даже продюсеры картины – сценарий Дэвида С. Уорда держался в строжайшем секрете, только режиссер Джордж Рой Хилл мог дергать за ниточки. Идеальный актерский тандем Пола Ньюмана и Роберта Редфорда в картине прыгает выше головы: действие раскручивается, словно сжатая пружина, финальный твист заставляет отвалиться челюсть, а изящность повествования выводит картину в золотой Пантеон кино ХХ века.

ФактНа фильм вдохновила книга Дэвида У. Морера «Большой жулик» (1940).

Зачем смотреть: оценить полет криминальной фантазии.

92. Бердмэн / Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance) (2014)

Жанр – драма | Страна – США| Режиссер – Алехандро Гонсалес Иньярриту| В ролях – Майкл Китон, Эдвард Нортон | Кассовый сбор - $103 млн. | Продолжительность – 119 мин.

О чем: актер, растерявший былую славу, пытается восстановить свое реноме и участвует в новой бродвейской постановке.

Снятый единым планом (склейки, если и есть, то незаметны для зрителя) «Бердмэн» – пример авторской экспрессии и реализации самого смелого режиссерского замысла. Алехандро Гонсалес Иньярриту рискнул несмотря на то, что его убеждали в крайних сложностях создания такого проекта – тем не менее, благодаря жесткой режиссуре и актерам, которые заучивали по пятнадцать страниц текста, родилась одно из самых экстравагантных произведений XXI века. История стареющей звезды – чистый поток сознания, который полностью поглощает зрителя.

ФактКартину сняли за месяц.

Зачем смотреть: увидеть один дубль жизни.

91. Молчание ягнят / The Silence of the Lambs (1991)

Жанр – триллер | Страна – США | Режиссер – Джонотан Демме | В ролях – Джоди Фостер, Энтони Хопкинс | Кассовый сбор - $272 млн. | Продолжительность – 114 мин.

О чем: агент ФБР, Кларисса Старлинг, в ходе безуспешных попыток поймать маньяка вынуждена просить помощи у доктора психиатрии Ганнибала Лектера, который отбывает пожизненный срок и является еще более страшным чудовищем.

Хотя формальная часть сюжета «Молчания ягнят» крутится вокруг поимки довольно-таки никчемного психопата, на первый план в восприятии произведения, конечно же, выходит тандем Джоди Фостер и Энтони Хопкинса. Это вольное переложение истории о красавице и чудовище пугает до дрожи и низводит до по-настоящему звериных страстей – не даром роль Хопкинса в картине признана канонической. Ничего подобного в жанре триллера «про серийных убийц» еще не было – и, как мы видим, скорее всего, уже не будет. Перед нами – настоящий столп жанра.

ФактЭтот фильм мог бы выглядеть совсем иначе, если бы, как и было запланировано, в нем сыграли Мишель Пфайффер и Джин Хэкмен.

Зачем смотреть: познать все глубины бездны.

90. Мальтийский сокол / The Maltese Falcon (1941)

Жанр – нуар | Страна – США | Режиссер – Джон Хьюстон | В ролях – Хамфри Богарт, Мэри Астор | Кассовый сбор – н/д | Продолжительность – 100 мин.

О чем: частный детектив Сэм Спэйд пытается найти статуэтку «мальтийского сокола», которая стоит баснословную сумму.

Компактное повествование «Мальтийского сокола» – идеальный жесткий детектив и нуар «в одном флаконе». Талант Джона Хьюстона сказывается шлифовкой каждой мизансцены, Хамфри Богарт, как всегда, излучает величие и силу, а лихости и обилию твистов позавидуют многие новомодные произведения. К финалу об обилия ружей, которые выстреливают и загадок с двойным дном голова идет кругом – но тут лента дергает за ниточку уже серьезно, предлагая переосмыслить, ни много ни мало, бренность самого сущего.

ФактПервый режиссерский проект Джона Хьюстона в сценарной части почти дословно следует роману Дэшила Хэммета «Мальтийский сокол» (1930).

Зачем смотреть: ради удивительного режиссерского мастерства.

89. Однажды на Диком Западе / C'era una voltail West (1968)

Жанр – вестерн | Страна – Италия | Режиссер – Серджио Леоне | В ролях – Чарльз Бронсон, Генри Фонда | Кассовый сбор - $5,3 млн. | Продолжительность – 165 мин.

О чем: вдова, владеющая участком земли, не дает разрешения на строительство железной дороги – в итоге, за клочок земли бьются несколько разных сил.

Эпос Серджио Леоне – пронизанный атмосферой палящего солнца, наполненный музыкой Эннио Морриконе и щеголяющий выдающейся операторской работой Тонино Делли Колли. Как всегда у Леоне – длинные планы, полное погружение в действие: этот тяжеловесный (по началу) каток к финалу разгоняется до космических скоростей и буквально сносит с кресла. В вестернах, кроме других работ маэстро, рядом поставить просто нечего.

ФактЭто «вынужденный» вестерн от Серджио Леоне. Режиссер уже дал себе слово больше снимать в таком жанре – и обдумывал замысел «Однажды в Америке». Увы, пришлось уступить продюсерам

Зачем смотреть: почувствовать запах пороха.

88. Бойцовский клуб / Fight Club (1999)

Жанр – триллер | Страна – США | Режиссер – Дэвид Финчер | В ролях – Эдвард Нортон, Брэд Питт | Кассовый сбор - $100,8 млн. | Продолжительность – 139 мин.

О чем: усталый сотрудник страховой компании пытается вернуть вкус к жизни: в этом ему помогает некто Тайлер Дерден, торговец мылом, считающий что главная цель человека – разрушение.

В произведениях Чака Паланика вряд ли можно найти сколько-нибудь более глубокие зерна, чем эпатаж, нигилизм и атака на современное общество. Тем не менее, режиссура Дэвида Финчера превратила эту деструктивную историю в настоящий гимн девяностых. Яростный, срывающий покровы, гипнотизирующий свое оригинальной подачей и заставляющий иначе взглянуть на то, что происходит за окном. Что называется – сложилось.

ФактДаже Чак Паланик признал, что финал картины куда более впечатляющ, чем развязка его книги.

Зачем смотреть: переосмыслить мир.

87. Интерстеллар / Interstellar (2014)

Жанр – фантастика | Страна – США | Режиссер – Кристофер Нолан | В ролях – Мэттью МакКонахи, Энн Хэтэуэй| Кассовый сбор - $677,5 млн. | Продолжительность – 169 мин.

О чем: серия природных катаклизмом делает Землю непригодной к существованию – для поиска нового дома отправляется космическая экспедиция.

К созданию «Интерстеллара» были приложены грандиозные усилия – изначальный замысел ленты сформировал известный физик-теоретик Кип Торн, большая часть «космических» сцен произведения выглядит именно так, как данные события представляет современная наука, а грандиозный бюджет картины ($165 млн.) позволил создать впечатляющие спецэффекты. Железная рука Кристофера Нолана собрала эту мозаику воедино – и представила на суд зрителей один из лучших научно-фантастических фильмов современности.

ФактКартину, по изначальному плану, должен был снимать Стивен Спилберг.

Зачем смотреть: слетать в космос, не сходя с дивана.

86. Безумный Макс: Дорога ярости / Mad Max: Fury Road (2015)

Жанр – боевик | Страна – Австралия | Режиссер – Джордж Миллер | В ролях – Том Харди, Шарлиз Терон | Кассовый сбор - $374,7 млн. | Продолжительность – 120 мин.

О чем: в постапокалиптическом мире Макс и Фуриосса пытаются спастись от гнева тирана по имени Несмертный Джо.

После съемок оригинальной трилогии о Безумном Максе, Джордж Миллер был вынужден переключиться на семейное кино. План новой части постапокалиптических приключений был готов уже к началу двухтысячных годов, однако, стартовать съемки никак не могли, мешало то одно, то другое. Наконец, пейзажи Намибии оказались готовы принять бригаду Миллера (произошло это в 2012 г.) – и, судя по всему, режиссер за прошедшие десятилетия настолько истосковался по любимому герою, что вложил в «Дорогу ярости» не только душу, но и настоящую первобытную злобу. Этот беспрерывный аттракцион-молотиловка является настоящим примером блокбастера, заставляющего вжиматься в спинку кресла и изумляющего своим размахом.

ФактПочти весь фильм снят без использования компьютерной графики, Спецэффекты применялись для корректировки пейзажей (картина снималась в Намибии), «оживления» руки Фуриоссы и исключения из кадра «лишнего» оборудования.

Зачем смотреть: получить выброс адреналина.

85. Пылающий / Burning / Beoning (2018)

Жанр – детектив | Страна – Южная Корея | Режиссер – Ли Чхан-дон | В ролях – Ю А-ин, Чон Джон-со | Кассовый сбор - $7,6 млн. | Продолжительность – 148 мин.

О чем: Ли Джон-су после долгого перерыва снова встречает Хэ-ми – девушку, с которой они вместе росли. Суть, да дело, герой (на время отъезда Хэ-ми в Африку) остается присмотреть за «невидимой» кошкой Хэ-ми – однако, по возвращении, он встречает старую-новую знакомую уже с богатым хахалем Беном…

«Пылающий» является безукоризненным примером режиссерского мастерства – это чистое, концентрированное искусство, оголенный нерв эмоций и переживаний. Харуки Мураками приложил руку к сценарию ленты – и это чувствуется буквально в каждой мизансцене. Коты, девушки из прошлого: знаменитые авторские приемы оживают в этом произведении и выглядят именно так, как мы себе представляли, читая книги писателя. Однако, «Пылающий» копает даже глубже – противостояние героев к развязке не только балансирует на грани метафизики, но и вскрывает самые серьезные проблемы нынешнего общества.

ФактНа 71 Каннском фестивале картина была обласкана критикой.

Зачем смотреть: ощутить наяву атмосферу романов Харуки Мураками.

84. Мертвец / Dead Man (1995)

Жанр – вестерн | Страна – США | Режиссер – Джим Джармуш | В ролях – Джонни Депп, Гарри Фармер | Кассовый сбор - $1 млн. | Продолжительность – 121 мин.

О чем: счетовод Уильям Блэйк ищет работу на Диком Западе, ввязывается в неприятности, получает статус разыскиваемого преступника и пулю в грудь. Героя пытается вылечить индеец, который ошибочно принимает его за поэта Уильяма Блэйка.

Мистика, фэнтези в антураже Дикого Запада, перестрелки в режиме «походового боя», странная гнетущая атмосфера – фирменный стиль Джима Джармуша в «Мертвеце» достиг своего апофеоза, а каждая новая глава этого произведения все ближе подводит нас к границам познания, которые описаны в трудах Карлоса Кастанеды. Эта медитация по глубинам разума распадается на миллионы смыслов – не даром, многие эксперты сегодня называют «Мертвеца» важнейшим кинопроизведением ХХ века.

ФактКартина получила разгромную критику на старте и полностью провалилась в прокате – при бюджете в $9 млн. собрала она всего $1 млн. Спустя несколько лет она стала культовой.

Зачем смотреть: попытаться постичь непостижимое.

83. Жизнь других / Das Leben der Anderen (2006)

Жанр – драма | Страна – Германия | Режиссер – Флориан Хенкель фон Доннерсмарк | В ролях – Ульрих Мюэ, Себастьян Кох | Кассовый сбор - $77,3 млн. | Продолжительность – 137 мин.

О чем: писатель и драматург Георг Драйман закрутил роман с известной театральной актрисой и попал под «микроскоп» Штази.

Хотя формальная сюжетная линия «Жизни других» плывет в русле противостояния писателя системе, главным героем картины, конечно, является «маленький серый» человек, тот самый, который записывает каждый шаг вляпавшего в неприятности Георга. И именно эта слежка и проникает своими пальцам за шиворот, целиком и полностью окутывает зрителя, погружает его в атмосферу липкого безумия. Финал чрезвычайно суров – перед нами настоящий мини-апокалипсис, лучший реверанс на тему того, как время все расставляет по своим местам.

ФактВсе показанные в картине устройства спецслужб – реальный инвентарь Штази.

Зачем смотреть: узнать, как рушатся иллюзии.

82. Спасти рядового Райана / Saving Private Ryan (1998)

Жанр – военный | Страна – США | Режиссер – Стивен Спилберг | В ролях – Том Хэнкс, Том Сайзмор | Кассовый сбор - $481,8 млн. | Продолжительность – 169 мин.

О чем: Джон Миллер получает задание вернуть с фронта рядового Джеймса Райана – три родных брата героя погибли в сражениях, и руководство решило вернуть Райна к матери. Нюанс в том, что миссия может оказаться самоубийственной как для Миллера, так и для его восьми солдат.

В 1998 году просмотр «Спасения рядового Райна» был шоком – впечатляет картина и сегодня. До Спилберга столь жестко и жестоко войну не показывал, пожалуй, никто: произведение бьет наотмашь и нисколько не щадит зрителя, являясь, по сути, «прививкой пацифизма». Но «Райна» нельзя было назвать шедевром без другой его составной части – рассуждении о цене одной человеческой жизни и тех усилиях, которые стоит приложить для ее спасения.

ФактВ основу картины легли реальные события с братьями Ниландами, которые произошли во время Второй мировой войны.

Зачем смотреть: увидеть войну наяву.

81. Вечное сияние чистого разума / Eternal Sunshine of the Spotless Mind (2004)

Жанр – фантастика | Страна – США| Режиссер – Мишель Гондри | В ролях – Джим Керри, Кейт Уинслет| Кассовый сбор - $72 млн. | Продолжительность – 108 мин.

О чем: Джоэл знакомится с Клементиной – однако, вскоре начинает подозревать, что они в прошлом уже были парой.

Декомпозиция разума с лучом надежды – почерк Мишеля Гондри уникален во всех смыслах, и не поверить в эту сказку невозможно. История стирания воспоминаний в «Вечном сиянии чистого разума» преломляется в огромную гамму смыслов, но расцветает она своим важнейшим лейтмотивом: любовь – то самое, ради чего стоит жить.

ФактГлавную роль в ленте мог сыграть Николас Кейж.

Зачем смотреть: узнать, как работает сознание.


Полный Топ-100 читайте здесь



Борис Миленский, Стас Устенко

2 августа 2020 года

Редакция Hi-Fi.ru