50 лучших вестернов

Thu, 02 May 2024 17:40:46 +0300 Thu, 02 May 2024 17:40:46 +0300

Ковбои и револьверы

50 лучших вестернов


Ковбои и револьверы

Вестерн – совершенно особый жанр кино. Подаривший миру канонических героев, пропахнувший порохом и пронизанный ветром, он добился своего бурного расцвета к середине ХХ века, затем забуксовал, потом получил новую жизнь от европейских режиссеров, далее пошел на спад – с тем, чтобы к девяностым годам снова набрать былую славу. Именно лента в жанре «вестерн» заняла почетное первое место в нашем списке «ста лучших картин», но, поверьте, хороших фильмов «про ковбоев и индейцев» найдется куда больше. Наша новая мини-энциклопедия опишет самые важные, значимые и просто крутые фильмы о покорении Дикого Запада. Встречаем пятьдесят лучших вестернов!


50. Железная хватка / True Grit (2010)

Итан и Джоэл Коэны ерунды не делают, а блестящий актерский ансамбль (Джефф Бриджес, Хейли Стайнфелд, Мэтт Дэймон и Джош Бролин) выводят этот ремейк в один из самых заметных вестернов, снятых в XXI веке. Суровая история о судебном приставе Рустере Когберне и четырнадцатилетней девочки, разыскивающих убийцу отца главной героини, здесь приправлена фирменными «штучками» Коэнов и расцвечена всеми красками Дикого Запада.


49. Мэверик / Maverick (1994)

Что может быть лучше тандема Мэла Гибсона и Джоди Фостер? Только этот же дуэт в режиссуре Ричарда Доннера! С одной стороны, это блестящая комедия о картежнике Брэте Маверике, с другой – непрерывная приключенческая круговерть, с третьей – прекрасный образчик жанра.


48. Недруги / Hostiles (2017)

Скотт Купер взял на главную роль в «Недругах» Кристиана Бейла – что ж, такой выбор уже вывел картину за рамки рядового кино. Однако, лента сильна и в других ипостасях: сюжет о том, как охотник на краснокожих, капитан Блокер, в конце войны должен доставить в Монтану умирающего вождя по кличке Желтый Ястреб, кажется филигранно проработанным, а драматическая пружина по ходу пьесы заставит вас не раз вжаться в кресло.


47. Баллада Бастера Скраггса / The Ballad of Buster Scruggs (2018)

Отвязная комедия от Итана и Джоэля Коэнов (да-да, творцы чего-то зачастили снимать кино «про Дикий Запад») – непрерывная вереница шуток, разрушений клише и слома запретов. Дикое попурри приправлено детективной составляющей, мелодрамой и даже элементами мюзикла – блюдо, тем не менее, получилось изысканным и «вкусным».


46. Стрелок / The Gunfighter (1950)

Генри Кинг в режиссерском кресле, Грегори Пек в главной роли – «Стрелок» повествует о «проклятии Джимми Ринго» (известного дуэлянта убивают выстрелом в спину – и злой рок теперь переходит на киллера, на которого начинают охотиться по всей округе). Развенчание мифов, жесткая режиссура, блестящая операторская работа – перед нами полноценная глыба.


45. Поезд на Юму / 3:10 to Yuma (2007)

Джеймс Мэнголд взял на главные роли в этой картине Рассела Кроу (кстати говоря, изначально на эту роль планировался Том Круз) и Кристиана Бэйла – что ж, такой выбор не оставил шансов на то, что лента пройдет незамеченной. Традиционный сюжет о перевозке арестованного бандита (ветеран Гражданской войны Дэн Эванс берется за эту работу скрепя сердце) здесь быстро превращается в настоящий гимн оружию, а качество постановки не вызывает и повода для критики.


44. Имя ему Смерть / Pale Rider (1985)

Картина от уже зрелого Клинта Иствуда, в которой маэстро опять исполнил главную роль – хочется сказать точка в жанре, но ведь будет еще и «Непрощенный»… Так или иначе, роман о том, как нанятый стрелок по кличке «Проповедник», изгоняет из лагеря золотодобывающей компании независимых старателей – ориентир, как следует снимать такие ленты. Густо, смачно и мощно.


43. Сверкающие седла / Blazing Saddles (1974)

Пародия Мэла Брукса, высмеивающая все штампы и клише жанра. Уморительная история о чернокожем шерифе и банде головорезов, с помощью которых строители железной дороги пытаются изгнать жителей из городка Рок Ридж. Поверьте, без этого фильма стиль «вестерн» был бы сегодня совсем другим.


42. Скачи по высокогорью / Ride the High Country (1962)

«Скачи по высокогорью» Сэма Пекинпы – отличный пример бескомпромиссного и сурового вестерна. Как всегда, у режиссера на первый план выходит исследование людских характеров и природы насилия – в итоге, рассказ о перевозке золота из высокогорного поселка старателей в банк, превращается в череду совершенно диких событий.


41. Костяной томагавк / Bone Tomahawk (2015)

«Костяной томагавк» С. Крэйга Залера с Куртом Расселом в главной роли стоит особняком от других картин. Эта натуралистичная повесть далека от романтизации Запада – индейцы тут оказываются каннибалами, так что, от приключений отважной четверки, отправившейся вызволять пленников, буквально стынет в жилах кровь.


40. Джоси Уэйлс - человек вне закона / The Outlaw Josey Wales (1976)

Клинт Иствуд тут выступил и режиссером, и исполнителем главной роли – к 1976 году маэстро стал уже иконой жанра и мог такое позволить. Что ж, получилось «на все деньги» – повесть о фермере Джоси Уэйлсе, который после трагических событий сражался на стороне южан, не сложил оружие даже после окончания войны – а теперь, будучи в розыске, противостоит банде убийц, пробирает до самых печенок.


39. Великолепная семерка / The Magnificent Seven (1960)

Ремейк «Семи самураев» Акиры Куросавы, перенесенный в реалии Дикого Запада. Джон Стерджес руководит действием железной рукой, а Юл Бриннер, Стив МакКуин, Чарльз Бронсон и Джеймс Коберн играют, пожалуй, свои лучшие роли. Лента не сходила с экранов долгие годы (кстати говоря, она стала вторым по посещаемости иностранным фильмом в советском прокате).


38. Настоящее мужество / True Grit (1969)

Оригинал всегда лучше ремейка – так вышло и с True Grit образца 1969 года. Конечно, Джон Уэйн на первом плане – с ним этот рассказ о нанятом молодой особой охотнике за головами Рустере Когберне буквально расцветает. А к постановке Генри Хэтэуэйя решительно нельзя высказать ни единой претензии.


37. Омерзительная восьмерка / The Hateful Eight (2015)

Магия в чистом виде. Бесконечная вереница разговоров в исполнении Курта Рассела, Сэмюэля Л. Джексона, Тима Рота, Майкла Мэдсена и Дженнифер Джейсон Ли приковывает к экрану на все 187 минут хрометража – Квентин Тарантино снова сделал это!


36. Иеремия Джонсон / Jeremiah Johnson (1972)

Сидни Поллак в режиссерском кресле, Роберт Редфорд – в главной роли, «Иеремия Джонсон» заслуживает упоминания только за эти факты, однако, у картины есть еще тузы в рукаве. Начиная от мощного сценария Джона Милиуса и заканчивая прецизионной операторской работой, эта сага об изгое, покинувшем цивилизацию, полностью затягивает вас в свое мрачное повествование.


35. Шейн / Shane (1953)

«Шейн» Джорджа Стивенса далеко уходит от принятых «пиф-паф» – перед нами развернется проникновенная история дружбы на фоне вечного противостояния фермеров и бандитов. Странствующий всадник находит свое прибежище на ранчо, где становится героем для маленького Джо – беда лишь в том, что бой со злодеем Райкером оттягивать вечно не получится.


34. Бродяга высокогорных равнин / High Plains Drifter (1973)

И снова Клинт Иствуд в главной роли, и опять Человек без имени на экране, и вновь Клинт Иствуд в режиссерском кресле. Сага о жителях маленького городка, нанявших стрелка для защиты, тут расцветает всей яростью схваток и гарантирует максимальную накачку адреналина.


33. Случай в Окс-Боу / The Ox-Bow Incident (1942)

«Случай в Окс-Боу» Уильяма А. Уэллмена с Генри Фондой – размашистый роман, действие которого происходит в 1885 году. Бродяги Гил Картер и Арт Крофт становятся свидетелями суда Линча над убийцей местного фермера – вот только, что же произошло на самом деле? Тяжелая философская история о преступлении и бездействии – шикарный образец «настоящего кино».


32. Крот / El Topo (1970)

Дикий сюр от Алехандро Ходоровски – оживший психоанализ на экране, сошедшие в наш мир страшные сны. После этой картины режиссера заметил сам Джон Леннон и дал ему карт-бланш на следующий шедевр.


31. Предложение / The Proposition (2005)

Самая важная роль к карьере Гая Пирса: Артур Бернс терроризирует маленький город, в итоге капитан Стенли разыгрывает страшную шахматную партию – взяв в заложники двух братьев бандита, он предлагает среднему убить Артура, после чего обещает отпустить младшего. Жесткое, мрачное полотно – парад людских пороков, одно из лучших исследований тематики «зло порождает зло».


30. Маленький большой человек / Little Big Man (1970)

Густая смесь комедии, приключений, вестерна и драмы – Артур Пенн ловко расставляет сети, а дуэт Дастина Хоффмана и Фэй Данауэй выглядит безукоризненно. Тот самый случай, когда хочется воскликнуть «больше такого не делают!» Итак, рассказ старика о том, как он стал другом стрелка «Дикого Билла» Хикока, начинается…


29. Джонни-гитара / Johnny Guitar (1954)

Николас Рэй расскажет историю салуна Вьен, расположенного на участке, где запланирована железная дорога. Беда в том, что любовный треугольник между двумя дамами и Танцующим Кидом быстро превращается в куда более разрушительную симфонию. Картина сильна своим переосмыслением жанра – она во многом ставит точку в череде известных лент Джона Форда и предлагает новые подходы к описанию того, что называется «Дикий Запад».


28. МакКейб и миссис Миллер / McCabe & Mrs. Miller (1971)

В карьере Роберта Олтмена есть настоящий бриллиант – вестерн «МакКейб и миссис Миллер» с Уорреном Битти и Джули Кристи. Рассказ о мелком жулике, выдающем себя за крутого стрелка, как обычно у маэстро превращается в настоящее препарирование человеческой психики.


27. Винчестер 73 / Winchester ’73 (1950)

Джеймс Стюарт в этой ленте Энтони Манна играет свою сильнейшую роль, а повесть о соревнованиях по стрельбе Додж-сити, на которые попадают два заклятых врага, быстро трансформируется в потрясающее по своей силе историю противостояния.


26. Буч Кэссиди и Сандэнс Кид / Butch Cassidy and the Sundance Kid (1969)

Обласканный критикой и вошедший во все учебники по кино «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» щеголяет канонической режиссурой Джорджа Роя Хилла, великолепным сценарием, ролями Пола Ньюмана и Роберта Редфорда – так что, рассказ об охоте на банду «Дыра в стене» выглядит настоящей азбукой кинематографа ХХ века.


25. Танцы с волками / Dances With Wolves (1990)

Собравший кучу призов фильм Кевина Костнера – лейтенант Джон Данбар отправляется в далекий форт и там, в отрыве от цивилизации, заводит дружбу с индейцами. Эпическое, невероятно красивое и исключительное в своем гуманистическом посыле произведение.


24. Одноглазые валеты / One-Eyed Jacks (1961)

Великий Марлон Брандо выступил тут и режиссером, и исполнителем главной роли – картина хоть и не выстрелила с сюжетной точки зрения (попавший в тюрьму из-за бросившего его напарника, бандит Рио таки сбегает из мест заключения и находит виновника своих страданий), зато предложила исключительно фактурные образы героев, которые врезаются в память.


23. За пригоршню динамита / Giù la testa (1971)

Последний фильм в череде вестернов от Серджио Леоне – во многом переосмысление авторского опыта, эдакое резюме. Поэтические нотки растягивают экранное время аж до 157 минут, мелодии Эннио Морриконе столь же надрывны, а герои в исполнении Джеймса Коберна и Рода Стайгера кажутся скорее памятниками, чем живыми людьми. Тем не менее, по части атмосферы и сложности постановки рядом поставить можно лишь несколько произведений.


22. Одинокий всадник / Ride Lonesome (1959)

«Одинокий всадник» Бадда Боттичера с Рэндольфом Скоттом и Кареном Стилом – многоплановая погоня множества заинтересованных лиц за Беном Бригэйдом, охотником за головами, который везет на виселицу убийцу Билли Джона. Лихие повороты сюжета, крутые герои – все ингредиенты на своих местах.


21. Гигант / Giant (1956)

Драматический вестерн Джорджа Стивенса с Элизабет Тейлор и Роком Хадсоном в главных ролях. Фермер Бик Бенедикт возвращается в родной дом с молодой женой – вот только, на хозяйку быстро кладет глаз богач Джетт Ринк; страсти накаляются и все идет по известному руслу. «Гигант» восхитительно снят и великолепно выстроен – не даром его считают одним из столпов жанра.


20. За пригоршню долларов / Per un Pugno di Dollari (1964)

Начало трилогии Серджио Леоне о Человеке без имени, который оказывается в городке, где идет противостояние между двумя влиятельными семьями – ремейк «Телохранителя» Акиры Куросавы в новых реалиях. На главную роль перепробовали почти всех известных актеров (в их числе – Генри Фонда, Стив Ривз, Рори Кэлхун, Чарльз Бронсон, Джеймс Коберн, Генри Сильва, Эрик Флеминг), в итоге остановились на Клинте Иствуде и не прогадали.


19. Вера Круз / Vera Cruz (1954)

Уникальный почерк Роберта Олдрича ни с чем не спутать – не стал исключением и фильм «Вера Круз» с Гэри Купером и Бертом Ланкастером. Этот суровый рассказ о перевозке двумя солдатами удачи $3 млн. – идеальный образчик того, как надо рассказывать подобные истории. И как надо оформлять их по части атмосферы.


18. Дилижанс / Stagecoach (1939)

Вестерны выросли на таких лентах, как «Дилижанс» Джона Форда – растасканного на миллионы цитат произведения. Тандем Клера Тревора и Джона Уэйна, шесть совершенно разных человек в повозке – шоу начинается!


17. Красная река / Red River (1948)

Ховард Хоукс и Артур Россон задействованы в «Красной реке» Джона Уэйна – статус «классика» для ленты с таким составом был уже предрешен. Так и вышло – роман о Томе Дансоне, который решил податься на Юг, на Красную реку, оказался настоящей азбукой вестерна. Как с точки зрения сценария, так и по части съемок.


16. На несколько долларов больше / Per qualche dollaro in più (1965)

Вторая часть трилогии Серджио Леоне о Человеке без имени – вместе с Клинтом Иствудом в картине играют Ли Ван Клиф и Джан Мария Волонте, история сделана более сложной, сюжет об охоте на банду мексиканца Индио то ныряет в философские глубины, то буквально сносит с кресла яростью перестрелок.


15. Мертвец / Dead Man (1995)

Фэнтези переплетается с мистикой, гипнотический стиль Джима Джармуша погружает в транс и подводит нас к границам познания. И итоге, медитация по глубинам разума распадается на миллионы смыслов – не даром, многие критики сегодня столь высоко ценят «Мертвеца».


14. Тумстоун: Легенда дикого запада / Tombstone (1993)

Эпохальное кино Джордж П. Косматоса и Кевина Жарра – Курт Рассел, Вэл Килмер и Майкл Бин строго на своих местах, атмосфера былых лет просто выплескивается с экрана, а легенда о шерифе Эрпе и его друге Доке Холлидейе оживает перед вашими глазами.


13. Хороший, плохой, долбанутый / Joheun-nom, Nabbeun-nom, Isanghan-nom (2010)

Да-да, вестерн может быть и таким – вольный ремейк «Хорошего, плохого, злого» от Ким Джи-уна кажется глотком свежего воздуха в череде серых картин. Залихватский, невероятно смешной, дико драйвовый – он может позволить крови закипеть в ваших жилах.


12. Эльдорадо / El Dorado (1966)

По сути, «Эльдорадо» Ховарда Хоукса – ремейк авторского «Рио Браво». Опять Джон Уэйн в главной роли, история о том, как землевладелец Барт Джейсон нанял известного стрелка Коула Торнтона для противостояния с семьей МакДоналдов. А вот дальше пойдут разночтения – скажем, как вам такое: весь городок для съемок был выстроен в уменьшенном масштабе, чтобы персонажи казались похожими на античных героев? Чем дальше, тем больше подобных «фишек», в итоге, зрелище оказывается созданным для настоящих гурманов.


11. Открытый простор / Open Range (2003)

Триумфальное возвращение Кевина Костнера в жанр вестерна. Потрясающий в своей силе роман о четырех ковбоях (Боссе Спирмэне, Чарли Уэйте, Мозе и Баттоне), природе насилия и о том, к чему приводит отношение по принципу «око за око». Сложно было представить, что в XXI веке выйдет кино о Диком Западе, которое сможет на равных соперничать с тем же «Эльдорадо» или «Искателями», но, факт есть факт.


10. Искатели / The Searchers (1956)

Старое-доброе кино «про ковбоев» – Джон Форд режиссирует, Джон Уэйн исполняет главную роль. Солдат армии конфедерации Итан Эдвардс ищет свою племянницу, похищенную команчами – и не останавливается на своем пути ни перед чем. Абсолютная, стопроцентная квинтэссенция вестерна.


9. Однажды на Диком Западе / C'era una volta il West (1968)

Никто не умеет так играть со временем, строить такие кадры и выводить на экраны столь смачных персонажей, как Серджио Леоне. Вот и «Однажды на Диком Западе» – подлинный парад героев (Чарльз Бронсон, Клаудия Кардинале, Генри Фонда), лихой сюжет, музыка Эннио Морриконе – такое стоит смотреть только вцепившись в подлокотники кресла.


8. Ровно в полдень / High Noon (1952)

Многие критики считают, что именно «Ровно в полдень» Фреда Циннемана с Гэри Купером в главной роли – вершина и точка в жанре. Во многом мы согласны с экспертными оценками – рассказ о двух молодоженах (Уилле и Эми), которые бегут из городка, куда возвращается убийца Фрэнк (Уилл «поучаствовал» в его отправке в тюрьму), демонстрирует удивительное богатство планов и во многом меняет жанр. Сам негодяй тут появляется только ближе к финалу (режиссеру куда интереснее описывать психологию толпы – продюсерская рука Стэнли Крамера весьма ощутима), образы героев выгладят абсолютно убедительными, а драматическая составляющая доведена до предела.


7. Дикая банда / The Wild Bunch (1969)

Вершина творчества Сэма Пекинпы. Бескомпромиссная, жестокая и исключительно круто снятая история о том, как уходит эпоха. На дворе 1913 год, банда грабителей собралась уже на покой, но последнее дельце кажется настолько вкусным, что отказаться от него герои уже не в силах…


6. Джанго освобожденный / Django Unchained (2012)

«Свежая струя», как следует расшевелившая жанр – такое наглое и дерзкое кино мог себе позволить только Квентин Тарантино. В «Джанго освобожденном» все не так, как принято – и выбор главного героя, и «фирменные» беседы, и безумие финала, все это радикально отличается от того, чего ждешь от подобных картин. Что ж, Тарантино хорош именно своим нарушением запретов – а в данном смысле ему еще и помог актерский ансамбль, в составе Джейми Фокса, Кристофа Вальца, Леонардо ДиКаприо и Сэмюэла Л. Джексона. В итоге, хочется просто швырять деньги в экран, чтобы увидеть продолжение.


5. Непрощенный / Unforgiven (1992)

Клинт Иствуд долго «выдерживал» сценарий «Непрощенного» и приступил к съемкам только после того, когда достаточно состарился для этой роли. Вышло «на все деньги»: перед нами точка среди всех «ковбойских» работе великого актера, но на экране блистает не только мэтр, столь же сильны работы и Джина Хэкмена, Моргана Фримана и Ричарда Харриса, а сюжет о завязавшем киллере Уильяме Мунни, который вынужден вновь вернуться к ненавистному ремеслу, не даст оторваться от происходящего на экране до самых титров.


4. Сокровища Сьерра Мадре / The Treasure of the Sierra Madre (1948)

Абсолютная классика Джона Хьюстона с Хамфри Богартом и Уолтером Хьюстоном «на первых планах». Два бедняка, Доббс и Кертин, ставят все на карту и путешествуют в окрестности Сьерра Мадре, где, вроде бы, нашли золотую жилу. Сжатая пружина действия, бешеная накачка адреналина, великолепная актерская игра – перед нами приключение века.


3. Человек, который застрелил Либерти Вэланса / The Man Who Shot Liberty Valance (1962)

Классика Джона Форда (и любимый фильм Серджио Леоне!) – конечно же с Джоном Уэйном «на первом плане». Сенатор Рэйнс Стоддард приезжает в городок Шинбон на похороны своего друга – и рассказывает журналисту о своей карьере. Разошедшаяся на миллионы цитат лента, краеугольный камень жанра, переориентировавший многих режиссеров в строну вестерна – и даже (скорее всего), ставший основой для «Человека с бульвара Капуцинов» сюжет. Тут все хорошо – начиная от любовного треугольника, до вопросов о том, когда же герой-одиночка может сам начать вершить правосудие.


2. Хороший, плохой, злой / Il buono, il brutto, il cattivo (1966)

Да-да, эта картина Серджио Леоне с Клинтом Иствудом, Ли Ван Клифом и Илаем Уоллаком в главных ролях заняла почетное первое место в нашем рейтинге величайших фильмов за всю историю кино. «Хороший, плохой, злой» превосходен во всех своих ипостасях, но, как ни крути – перед нами не только (а местами и совсем не) чистый вестерн. Лента апеллирует к серьезным размышлениям о сущности бытия, местами сильно отклоняется в сторону поэтики – и, в конце концов, снятая она была в Италии, а не в Америке! Так что, при всем уважении к гению Леоне, поставить на первое место спагетти-вестерн мы не можем.


1. Рио Браво / Rio Bravo (1958)

Величайший вестерн «всех времен и народов», настоящая азбука жанра – аутентичная и прецизионно выстроенная. 141 минута этого полотна Ховарда Хоукса смотрится на одном дыхании, а роли Джона Уэйна и Дина Мартина уже вошли во все учебники по кино. Противостояния шерифа городка Рио Браво Джон Ченса, который вместе с тремя помощниками сражается с бандой негодяев, быстро превращается в настоящую симфонию доблести.


Стас Устенко

23 ноября 2020 года

Редакция Hi-Fi.ru