Клюква, как она есть

Thu, 02 May 2024 17:37:25 +0300 Thu, 02 May 2024 17:37:25 +0300

10 голливудских фильмов, в которых Россия показана наиболее гротескно и абсурдно

Клюква, как она есть

10 голливудских фильмов, в которых Россия показана наиболее гротескно и абсурдно

Поводов ругать Голливуд более чем достаточно. Особенно задевает, когда американцы пытаются показать иные страны, опираясь на ограниченное и искаженное своё о них представление. Мы и сами не сахар, вспомните прибалтийскую “Англию” в нашем Шерлоке Холмсе или крымскую Францию в “Мушкетерах”, но в вопросе “клюквенности” Запад нас явно превосходит. Вспомнили десяток голливудских картин, в которых Россия и СССР показаны наиболее абсурдно.


Распутная императрица / The Scarlet Empress (1934)

Искаженное изображение России в Голливуде – не изобретение времен “холодной войны”, разумеется, удивляться “клюкве” приходилось и раньше. Возьмите для примера картину 1934 года “Распутная императрица”, роль в которой Марлен Дитрих называла своей любимой. Немецкая актриса сыграла Екатерину Вторую, но даже поверхностно зная историю Государства Российского, Россию в фильме вы не узнаете. Вместо дворцов гротескные хоромы, вместо аристократии клоуны и паяцы, вместо людей уродцы. И над всем этим огромные кресты!



Рокки 4 / Rocky IV (1985)

Хотя франшизы “Рокки” и “Рэмбо” всегда шли параллельными направлениями, во второй половине 1980-х у двух проектов Сильвестра Сталлоне случилось своеобразное соприкосновение. И, конечно, на почве Советского Союза – ветеран Вьетнама в “Рэмбо 3” отправился крошить “красных” в Афганистан, а Бальбоа поехал в Москву на бой с советским чемпионом Иваном Драго. Столица СССР в “Рокки 4” предстает перед зрителем крайне политизированной – на проходном в общем-то боксерском поединке присутствуют члены Политбюро, агенты КГБ и комиссары.



Красная жара / Red Heat (1988)

Главный соперник Сталлоне в борьбе за звание суперзвезды боевиков 80-х Арнольд Шварценеггер тоже не остался в стороне от противостояния Востока и Запада – впрочем, его роль в “Красной жаре” скорее примирительная, мол, советский милиционер и американский коп могут сражаться с преступностью вместе. При этом Москва в фильме показана не особенно уважительно – бандиты устраивают воровские сходки едва ли не под стенами Кремля, “кокаинум” распространяют в каких-то промышленных масштабах, представителям власти не подчиняются.



Полицейская академия 7: Миссия в Москве / Police Academy: Mission to Moscow (1994)

Еще одна “полицейско-милицейская история”, но снятая чуть позже, уже в эпоху перестройки и сближения Америки с Россией, и оттого гораздо более симпатичная. Создателей “Полицейской академии” нельзя обвинить в попытках намеренно “обгадить” нашу страну, они и по Штатам за предыдущие шесть фильмов прошлись, но Москве и москвичам в седьмой картине досталось изрядно. Злой криминальный авторитет, рвущийся во власть, здесь совершенно карикатурный, но ещё более комично выглядят его подручные и антураж. Не Москва, а Дубаи какие-то!



Армагеддон / Armageddon (1998)

Строго говоря, как страну на карте, Россию в “Армагеддоне” Майкла Бэя не показывают, но герои картины в своем путешествии к грозящему гибелью человечеству астероиду делают остановку на нашей орбитальной станции “Мир”, а значит, фактически, ступают на русскую землю. Так вот, визит в вотчину космонавта Льва Андропова стал едва не самым запоминающимся эпизодом фильма для наших зрителей – полковник в шапке-ушанке и майке с советской звездой способен починить все что угодно при помощи разводного ключа и такой-то матери. Очень по-русски!



Железный человек 2 / Iron Man 2 (2010)

В начале 2000-х Россию почти перестали показывать в Голливуде, мы были вычеркнуты из числа врагов, но и друзьями не стали. “Клюквенный” Советский Союз вернулся на большие экраны в сиквеле “Железного человека”, где противником Тони Старка стал русский инженер-изобретатель Иван Ванко. Как и положено русскому злодею с поправкой на комиксы, Ванко прошел через все круги советского ада: отца объявили “врагом народа”, его самого обвинили в продаже плутония врагам и отправили в ГУЛАГ. В Москве Иван живет в каморке размером с коробку от телевизора.



Номер 44 / Child 44 (2014)

Шумиха вокруг фильма “Номер 44” – красочный образец так называемого “Эффекта Стрейзанд”. Если бы эту ленту просто показали бы в кинотеатрах, её поругали бы и забыли, но наш Минкульт решил картину запретить, а запретный плод сладок, и посредственный триллер посмотрело на порядок больше зрителей. Сюжетная мешанина “Номера 44” не поддается осмыслению, а все аллюзии к погоне за Чикатило высосаны авторами из пальца. Но это полбеды, куда смешнее выглядит экранный послевоенный Советский Союз, дикий, озлобленный, жестокий.



Смерть Сталина / The Death of Stalin (2017)

Еще один фильм, дорога которого на экраны наших кинотеатров была перекрыта шлагбаумом Минкульта, комедия Армандо Ианнуччи “Смерть Сталина”. Безусловно, эта картина многим может показаться оскорбительной, и мы не станем обсуждать здесь её художественные достоинства, но в качестве примера гротескного и абсурдного изображения нашей страны, пусть и более чем полувековой давности, это идеальный кейс. Баня, водка, гармонь и лосось – всё, как мы любим. Плюс изображенная дураками и прохиндеями вся верхушка власти. Клюква клюкв!



Красный воробей / Red Sparrow (2018)

Казалось бы, в XXI веке уже пора забыть о страшилках времен “холодной войны” про коварных русских шпионов с особенной подготовкой, но новый виток противостояния Востока и Запада вновь поднял “клюквенную пену” на поверхность. “Красный воробей” – триллер с Дженнифер Лоуренс в главной роли – словно выбрался из тьмы голливудских запасников середины прошлого века. Сюжет здесь разворачивается вокруг секретной школы балерин-убийц, которые в обмен на булку с маслом едут за границу охмурять идейных врагов и убивать их в постели.



Довод / Tenet (2020)

Кристофера Нолана принято хвалить за проработанный системный подход при работе над картинами: если он берется за “Начало”, то плотно изучает физику, если снимает “Интерстеллар”, погружается в астрономию, сочиняя “Тенет”, узнает всё о времени. Но если в сложных вещах он по-настоящему велик, то простые детали порой оставляют зрителя в изумлении. Ну, как в блистательном футуристичном триллере “Довод” можно показывать советские урановые рудники, где дети голыми руками добывают стране уран? Это глупость или недоразумение?


Евгений Ухов

5 июня 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru