10 самых кассовых фильмов 1989 года

Thu, 02 May 2024 17:34:46 +0300 Thu, 02 May 2024 17:34:46 +0300

Парад сиквелов и Бэтмен Тима Бертона

10 самых кассовых фильмов 1989 года

Парад сиквелов и Бэтмен Тима Бертона

Нашим читателям вряд ли нужно специально рассказывать о том, как сильно изменилось мировое кино в последние годы, однако порой попадаются такие иллюстрации тотальной смены настроений, акцентов и интересов публики за, скажем, 30 лет, что ими хочется поделиться. Например, мы решили оглянуться назад и посмотреть десятку самых кассовых западных картин в 1989 году – и это крайне любопытный список.


10. Родители / Parenthood (1989)

Открывает десятку семейная трагикомедия “Родители” со Стивом Мартином в главной роли. Многие из нас, конечно, видели этот фильм на видео и первых кабельных каналах, но разве могли мы представить тогда, что незатейливая история отцов и детей заставит публику принести в кассы кинотеатров более 100 миллионов долларов – весьма внушительная по тем временам сумма. Режиссером ленты выступил знаменитый Рон Ховард, а компанию в кадре Мартину составили Мэри Стинберджен из третьего “Назад в будущее”, Рик Моранис и совсем юный Киану Ривз.



9. Шофер мисс Дейзи / Driving Miss Daisy (1989)

Культовое драмеди “Шофер мисс Дейзи” стало подлинным триумфатором церемонии награждения “Оскар” в последующем 1990 году, но, что бывает не так часто, и в прокате фильм показал весьма внушительные результаты – в 1989-м на счета WB упало 106 миллионов долларов. Зрители наблюдают за развитием необычной дружбы между старой закалки аристократкой еврейского происхождения и чернокожего водителя, оказавшегося на удивление хорошим парнем. Самая яркая роль Моргана Фримана, который с тех пор, кажется, ничуть не изменился.



8. Охотники за привидениями 2 / Ghostbusters II (1989)

Как это часто бывает, хорошему оригинальному проекту очень трудно придумать достойное продолжение, и “Охотники за привидениями” – тому отличный пример. Блестящий первый фильм заслуживает всяческой похвалы, а вот сиквел сильно страдает от вторичности, актерской невовлеченности и общей сюжетной непродуманности. Это неудивительно, ведь “Охотников 2” никто снимать не хотел, уговоры со стороны студии тянулись пять лет. В результате лента вышла на экране, а отсутствие внутреннего огня компенсировалось сборами в 112 миллионов долларов.



7. Назад в будущее 2 / Back to the Future Part II (1989)

Ещё один сиквел, но гораздо более желанный для его авторов, чем “Охотники за привидениями” – Роберт Земекис после пятилетнего перерыва решил снять сразу два продолжения к своему суперхиту “Назад в будущее”. Вторая часть получилась чуть менее искрящей, чем первая, зато в ней на два порядка больше лихих приключений, присутствует удивительное будущее, “удвоенное” прошлое и альтернативное настоящее. Неудивительно, что публика с радостью принесла в кинокассы сразу 118 миллионов долларов и отложила столько же для триквела.



6. Дорогая, я уменьшил детей / Honey, I Shrunk the Kids (1989)

Конец 1980-х – эпоха максимального расцвета так называемых “докомпьютерных спецэффектов”: комбинированных съемок, операторских трюков, грима, декораций и других ловких способов “обмана зрения”. Зрители фантастической семейной комедии “Дорогая, я уменьшил детей” были поражены тем, насколько натурально показаны дети, сжатые магическим лучом до размеров букашек. Это сейчас такие уменьшения смотрятся наивно, а в 1989-м в Штатах лента собрала 130 миллионов долларов, впечатлила критиков и получила “зеленый свет” на два продолжения.



5. Уж кто бы говорил / Look Who's Talking (1989)

Комедию Эми Хекерлинга “Уж кто бы говорил” в СССР на видеокассетах распространяли под самыми разными названиями: и “Посмотри, кто говорит!”, и “Смотрите, кто заговорил”, и даже “Большая няня”. При любом раскладе это была одна из лучших комедий с участием Джона Траволты, выступающего в образе не слишком успешного на личном фронте таксиста, внезапно ставшего единственным другом для молодой матери и её малыша. Душевное и теплое кино “вынуло” из карманов зрителей в США 140 миллионов, заставив ждать сиквел и триквел.



4. Смертельное оружие 2 / Lethal Weapon 2 (1989)

Первое “Смертельное оружие” – отличный фильм, но вторая часть этой полицейской франшизы – образец того, как при должном старании в сиквеле можно не только повторять успешные приёмы из оригинала, но и существенно расширить горизонты. В “Смертельном оружии 2” к гармоничному дуэту Мела Гибсона и Дэнни Гловера добавился обаятельный и суетливый Джо Пеши, и история заиграла новыми красками. Яркий сценарий Шейна Блэка, эффектная режиссура Ричарда Доннера дали заслуженные 147 миллионов, собранные в американском прокате.



3. Общество мертвых поэтов / Dead Poets Society (1989)

Можно ли сегодня представить в тройке самых кассовых картин драму об увлечении поэзией и обретении себя через литературу? А в 1989-м такое было возможно – публика с удовольствием несла в кассы кинотеатров деньги, чтобы увидеть, как молодые Итан Хоук, Роберт Шон Леонард и Джош Чарльз играют учеников престижной академии, в стенах которой появляется учитель литературы, заставляющий юношей по-новому взглянуть на окружающий мир. Триумфальная работа Робина Уильямса собрала 174 миллиона долларов. О, капитан, мой капитан!



2. Индиана Джонс и последний Крестовый поход / Indiana Jones and the Last Crusade (1989)

Пока Земекис занимался “Назад в будущее”, его старинный товарищ Стивен Спилберг снимал третий фильм об Индиане Джонсе. Приняв во внимание недовольство публики мрачной атмосферой “Храма судьбы”, “Последний крестовый поход” Спилберг решил делать более легким, эффектным и энергичным, а для уверенности добавил в актерский состав великолепного Шона Коннери в роли отца героя Харрисона Форда. Получилось настолько здорово, что 197 миллионов долларов сборов кажутся не такой уж высокой ценой за радость приключений.



1. Бэтмен / Batman (1989)

А вот это уже больше похоже на современное состояние дел – на первом месте кинокомикс. Впрочем, “Бэтмен” Тима Бертона столь же далек от современных лент Marvel и DC, как Джокер Николсона от того же комикс-злодея, скажем, Хоакина Феникса. Первый полнометражный фильм о Защитнике Готэма после 1960-х получился мрачным, но достаточно увлекательным, чтобы его захотела принять публика. А актерский ансамбль обезоружил зрителей окончательно – Темный рыцарь Майкла Китона собрал 250 миллионов в США и еще 190 в остальном мире.


Евгений Ухов

25 августа 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru