По законам жанра

Thu, 19 May 2022 23:18:31 +0300 Thu, 19 May 2022 23:18:31 +0300

Активные студийные мониторы в ценовом диапазоне 150 000 руб

По законам жанра
Активные студийные мониторы в ценовом диапазоне 150 000 руб. 

Впервые за три года мы попытались сделать не обычный тест домашней полочной акустики, а попробовать собрать компанию из профессиональных активных мониторов и выяснить, какие конкретно мифы, легенды, ожидания и заблуждения, связанные со студийной техникой, нам удастся подтвердить или опровергнуть после прослушивания. Надеемся, что этот первый блин в новом направлении не вышел комом и идея получит дальнейшее развитие в следующих номерах 
Существует ряд спорных и дискуссионных утверждений касательно использования студийной акустики в домашних условиях. Сторонники одомашнивания профессиональных мониторов обычно приводят серьезные аргументы, как то: встроенное активное усиление, максимально согласованное с данным набором динамиков, надежность конструкции, максимальная функциональность, отсутствие дорогостоящей (по мнению некоторых, совсем ненужной) имиджевой составляющей и пр. С другой стороны, противники таких решений любят заявлять, что студийная техника «априори не предназначена для получения удовольствия от прослушивания музыки, потому что это сухой и бесстрастный рабочий инструмент». Если считать, что полноценные музыкальные впечатления — базовая ценность домашних прослушиваний (с чем вряд ли кто станет спорить), то, конечно, у человека не в теме закрадываются законные сомнения. Удобства удобствами, да и надежность ничем не плоха, как и умеренная цена (по сравнению с аналогичными «домашними» решениями), но будут ли душа и сердце радоваться издаваемым звукам? На наш взгляд, ответ — однозначное да, если верно подобрать АС (а верный выбор, вообще-то, никто никогда не отменял). Тем интереснее было это доказать. 
Учитывая важность правильной установки студийной акустики (для получения оптимальной АЧХ), мы во всех случаях старались строго следовать рекомендациям производителя. Когда требовалось расположение колонок и слушателя в виде равностороннего треугольника, на определенном расстоянии и высоте акустической оси (не всегда совпадающей со стандартной — центром твитера) относительно ушей, мы пытались удовлетворить все эти требования. То же касается и условий, в которых делались измерения АС в ходе инструментального теста. Регуляторы, компенсирующие отражения, нам не понадобились, поскольку в нашем достаточно просторном (во всяком случае, для мониторов ближнего поля) помещении лаборатории была возможность поставить их в свободном пространстве далеко от стен. К тому же стены в тестовой комнате акустически обработаны. С другой стороны, пару раз возникал соблазн покрутить отдачу по НЧ, поскольку в свободном поле их казалось маловато. Но этот соблазн тоже был отвергнут ради получения максимально чистого и не замутненного никакими неоднозначными вмешательствами результата. 

Тестовая система

1.CD проигрыватель – Bryston BCD-1
2.Интегрированный усилитель – Bryston B100 SST2 (секция предварительного усилителя)
3.Межблочные кабели – Analysis Plus Solo Crystal Oval

Тестовый материал

1. Г. Ф. Телеман, «Концерты для деревянных духовых инструментов» (DHM, 05472 77367-2) 
2. Д. Б. Перголези, «Stabat Mater» (ACCORD, 465 952-2)
3. C. С. Прокофьев, «Скифская сюита», «Александр Невский» (Philips, 473 600-2)
4. Н. А. Римский-Корсаков, Симфония № 2 «Антар» (DG, 423 605-2)
5. Людвиг ван Бетховен, Соната № 23 для фортепиано фа минор «Аппассионата» (DG, 457 296-2)
6. В. Баумгратц, «Organ Landscape» (MDG, 319 0962-2 MDG Gold)
7. Дж. Верди, «Реквием» (Philips, 442 142-2) 
8. The Who «Quadrophenia» (Polydor, 531 971-2)
9. Grave Digger «Knights of the Cross» (GUN, 74321 58069)
10. Kataklysm «In the Arms of Devastation» (Nuclear Blast, 27361 15275) 
11. Tracy Chapman «Tracy Chapman» (Elektra, 7559-60774-2)

Указанные в статье цены являются ориентировочными.

Рубрикатор:
Стр. 2 - Backes und Muller Prime 3 
Стр. 3 - PSI Audio A21-Master 
Стр. 4 - Adam Audio Classic Compact Mk3
Стр. 5 - JBL Professional LSR6328P
Стр. 6 - Итоговые выводы

Backes und Muller Prime 3 
Цена (за пару) – 175 000 руб. 

Как и Adam Audio, Backes und Muller — одна из известнейших в Германии компаний, и она тоже выпускает активную акустику для профессионального и домашнего применения (начав это делать еще в середине семидесятых годов прошлого века). Причем цены на модели варьируют от умеренно скромных до головокружительных, а список реализованных в конструкции технологий и собственных научных разработок весьма внушителен
Запатентованная много лет назад Backes und Muller схема контроля за перемещениями басового динамика, полагаемая специалистами фирмы ключевой и названная DMC™ (Dynamic Movement Control), представляет собой одну из реализаций принципа ЭМОС — электромеханической обратной связи, когда на динамик ставится пьезодатчик, измеряющий смещение, амплитуда смещений маркируется соответствующим электрическим сигналом, и этот сигнал сравнивается с тем, что был на выходе усилителя (у B&M используется аналоговый контроллер). Разница, если она присутствует, корректируется электронными цепочками. 
Внешность АС удачно балансирует между студийной сдержанностью и «домашними претензиями». Крупные корпуса сделаны, похоже, из фанеры неодинаковой толщины и стоят на широкой плите из того же материала, а та заканчивается сзади изящным изгибом, который визуально перекликается со сходящимися «ласточкиными крыльями» боковых панелей, играющих прекрасным серо-стальным покрытием. Непосредственно в лицевой панели сделаны волноводы для обоих динамиков — слегка вытянутый по вертикали (в целях заужения зоны боковых отражений) овал для вуфера и практически сферическое обрамление твитера с плавными краями. Сзади смонтированы два гнезда XLR — для цифрового входа и для аналогового. Цифровой вход подает сигнал на встроенный в колонки ЦАП Burr-Brown с параметрами 24 бит / 96 кГц. Однако тут есть нюанс — вход этот балансный поканальный, предполагающий наличие источника цифрового сигнала с соответствующим разбиением. И он фирменный, рассчитанный на работу в паре с конвертером B&M, который принимает цифровые сигналы любой битности (только РСМ) и с частотой семплирования 20—216 кГц по соединениям S/PDIF, TosLink и AES/EBU, а потом переводит их для мониторов в поканальные. Регулятор уровня усиления на задней панели АС активен при подключении по цифровому входу. Для аналогового входа работают регуляторы отдачи на ВЧ и НЧ и уровня входной чувствительности. 
В начале прослушивания обращаешь внимание на подчеркнутую ровность подачи и на бас — он не просто точный, а какой-то фанатично собранный, с крайне быстрой реакцией и четко сформированными послезвучиями. Этот специфически укороченный (наверное, правильнее сказать, полностью укрощенный) бас выписывает совершенно невозможные подробности в нижнем регистре — легчайшие касания смычками у низких струнных инструментов, срабатывание коротких педалей у рояля в быстрых пассажах, затихающий большой оркестровый барабан после волнующей дроби и пр. Такие фактура и структурированность нижнего регистра обеспечивают прозрачную до самого основания опору для звука. Вторая примечательная черта — исключительная микродинамика (свойственная только дорогому хай-энду), масса всплывающих подробностей в записях симфонического оркестра, миллион мелких движений и дыханий музыкантов (не в смысле шумов, хотя и они сделаны примечательно исчерпывающе, а в смысле полезных музыкальных микрособытий). И весь этот миллион нюансов и оттенков не разваливает музыкальное полотно на части, а, напротив, увязывает его в единое целое, как неразрывный эпизод бытия. Хотя во всех записях присутствует легкий акцент на техническое мастерство музыкантов, подчеркивание сложности композиций (бетховенская «Аппассионата» Гилельса предстала в этом новом свете) и виртуозности исполнения. Вокал достоин отдельного упоминания, особенно неакадемический. Бесподобный «велюровый» тембр голоса Трейси Чэпмен с сотней тонких эмоций и переливов способно передать считанное число систем — остальные его упрощают, но Backes und Muller Prime 3 разворачивают и высвечивают его как под лупой, заставляя любоваться каждым тактом. 

Результаты измерений:
АЧХ мониторов Backes und Muller Prime 3 демонстрирует завидную стабильность в интервале от 50 до 500 Гц (рис. 1). Выше у НЧ/СЧ-драйвера открывается второе дыхание, и он заметно прибавляет в чувствительности, увеличивая значение неравномерности для средних частот (±1,8 дБ). Излучатели работают с приличным перекрытием, поэтому в области 2—4 кГц наблюдаются интерференционные эффекты. Хотя возможно и то, что при измерениях акустическая ось системы была поймана неточно (в случае, если она не совпадает с осью твитера). Демонстрация работы интегрированных регуляторов тембра отражена на рис. 2. Акустика привносит минимальное количество нелинейных искажений в исходный сигнал, лидируя в тесте по этому параметру (рис. 3). При звуковом давлении 88 дБ (1 м) среднее значение КНИ составляет 0,24% для широкой полосы частот. С учетом впечатляюще низкой величины этого параметра в басовой области можно смело говорить, что система без ограничений работает сразу со своей нижней частоты 34 Гц (–10 дБ) — тоже рекордной в нашей подборке.

Паспортные данные:
Название – Backes und Muller Prime 3 | Частотная характеристика, Гц – 32—22 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 21 см, конус из плетеного углеволокна, ВЧ – 2,5 см, тканевый купол; частота раздела не указана) | Акустическое оформление – закрытый корпус | Встроенные усилители – класс A/B, 100 Вт (твитер), 150 Вт (СЧ/НЧ-секция) | Аудиовходы – моно XLR, цифровой балансный AES (поканально) | Частота дискретизации (встроенный ЦАП), кГц – 44,1—96 | Кодирование, бит – 16—24 | Отношение сигнал/шум (встроенный ЦАП), дБ – 113 | Гармонические искажения (встроенный ЦАП), % – 0,001 | Габариты одной колонки, см – 43 x 28 x 30,5 | Масса одной колонки, кг – 13,7

Оценки:

1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 95%
3.Звучание – 95% 
4.Эргономика – 90% 

Итоговый балл: 95%

Плюсы: ошеломительное тембральное разнообразие и детальность, открытие моря новых нюансов и микроскопических музыкальных событий в записях 
Минусы: некоторые затруднения в мощных динамических пиках, жанровое равнодушие к агрессивным композициям 

Вывод:
Совершенно нерядовая акустика, заставляющая совсем по-новому услышать все имеющиеся записи. Исключительные детальность и информативность сочетаются в ней с тонкой музыкальностью и отличной передачей вкуса саунда, а не только приемов звукорежиссуры


PSI Audio A21-Master 
Цена (за пару) – 183 000 руб. 
 
Швейцарская фирма PSI ведет свою историю с далекого 1975 года, с многочисленных реализаций ОЕМ-проектов в области домашнего и профессионального аудио для других фирм, в частности Studer. На протяжении этих лет она носила разные имена (довольно долго им было Relec), а нынешнее название возникло в 2004 году, после прекращения сотрудничества со Studer. Тогда же появились и мониторы PSI
PSI имеет достаточные конструкторские и производственные мощности (а также собственную безэховую камеру очень солидных размеров), чтобы организовать полный цикл разработки и сборки активной акустики целиком своими силами. Встроенные усилители и другая электроника изготавливаются на месте. Твитеры с управляющими магнитными системами, включая катушки и сами магниты, тоже появляются на свет в Ивердоне — местоположении штаб-квартиры и фабрики компании. 
Выпуклый тканевый купол твитера установлен в осесимметричном волноводе в виде воронки с раструбом, причем погружен в горло этой воронки на 7—8 мм. По заявлению производителя, это позволяет оптимизировать направленность динамика (сфокусировать или заузить ее, проще говоря) в целях повышения максимально достижимого уровня звукового давления. Крупный вуфер на нешироком резиновом подвесе сделан из чего-то вроде бумаги с пропиткой или бумажного сэндвича (к сожалению, компания не уточняет материал для диффузора динамика). Об использованных усилителях тоже нет никакой информации, разве что по фотографиям на сайте PSI видно, что это как минимум не цифровые, а обычные усилительные модули на приличных компонентах. 
Две фирменные технологии, называемые AOI (Adaptive Output Impedance) и CPR (Compensated Phase Response), улучшают импульсную характеристику и устраняют фазовые сдвиги излучаемого сигнала. Первая, как можно заключить из технического описания, представляет собой разновидность цепи обратной связи, охватывающей движущуюся мембрану и выходные контуры встроенных усилителей. Тут же имеется и защитный контур от перегрузок. Вторая связана с использованием активного кроссовера с набором фазовых (всечастотных) фильтров, которые компенсируют временной разнобой в срабатывании низкочастотного и высокочастотного динамиков и обеспечивают постоянную групповую задержку излучаемых сигналов. 
Аккуратные и приятные на вид кабинеты с округлыми гранями и углами сделаны из плит MDF толщиной 15 мм и покрашены интересной краской с искрой. Узкий и глубокий порт фазоинвертора постоянного сечения выведен на переднюю панель. Усилительный блок акустически развязан от динамиков, а точнее, просто вынесен за корпус. На его задняя часть есть карман-углубление, и стальная 2-мм управляющая панель, на которой с тыльной стороны смонтированы усилители, вставлена в это углубление с боковыми зазорами, как фальшпанель. Из набора возможных регуляторов присутствуют только два — контроля нижнего баса (ниже 80 Гц) и уровня входной чувствительности. 
PSI Audio A21-Master играют очень ровно, аккуратно и с ощутимой долей мягкости в подаче — подобный характер напоминает скорее с комфортный и домашний, а не студийный, хотя примечательная тональная ровность (как и педантичное выписывание нот) весьма редко встречается у домашней акустики. Шумы и призвуки выдаются тоже аккуратно и смягченно, с впечатлением цельной интеграции в тоны. Звук в целом не сухой и не тонкий, но и не разбухший — умеренно-нейтральный, темп весьма спокойный и размеренный, субъективно самую толику придержанный, хотя микроритмическая подвижность выражена достаточно хорошо. Никакой подчеркнутой детальности, поставленной во главу угла, тут нет, все совершенно ненавязчиво и как-то удобно по звучанию (даже не знаю, какое тут еще использовать определение). Ритм удерживается четко и внятно, музыка воспроизводится слитно, ясно и гармонично, хотя без бесконечных переливов тембров, как у тех же B&M. В целом подача этой пары оставляет ощущение, что ее можно слушать сутками без перерыва и утомления, она не перегружает и не шокирует, но выдает ровно то, что нужно. 

Результаты измерений:
Амплитудно-частотная характеристика PSI Audio A21-Master, снятая на определенной производителем акустической оси, демонстрирует рекордно низкие значения неравномерности в этом тесте (рис. 1). В области средних частот показатель не превышает ±0,9 дБ, на высоких ±1,1 дБ. Нижняя граничная частота составила 38 Гц (по уровню –10 дБ относительно средней величины чувствительности). Акустика имеет самый скромный арсенал интегрированных регуляторов. Пользователю предоставляется единственная возможность плавно уменьшить отдачу на НЧ на 6 дБ (значение на 80 Гц). Диапазон регулировки в частотном интервале можно посмотреть на рис. 2. Продукты нелинейных искажений проявляются в малой степени в большей части воспроизводимых частот и в широком диапазоне громкостей (рис. 3). Опасения вызывает лишь басовая область, где приращение коэффициента с увеличением уровня звукового давления заметно уже в третьей октаве. Здесь при подводимом сигнале 94 дБ показатель находится в зоне явной различимости. 

Паспортные данные:
Название – PSI Audio A21-Master | Частотная характеристика, Гц – 44—20 000 (по уровню ±2 дБ) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 21,7 см, бумажный конус, ВЧ – 2,5 см, тканевый купол; частота раздела 2400 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Встроенные усилители – класс A/B, 50 Вт (твитер), 120 Вт (СЧ/НЧ-секция) | Входное сопротивление, кОм – 10 | Аудиовходы – моно XLR | Отношение сигнал/шум (встроенные усилители, А-взвешенное), дБА – 96 | Гармонические искажения (в полосе 90—12 000 Гц), % – менее 1,4 | Энергопотребление (standby / макс), Вт – 1,2 / 150 | Габариты одной колонки, см – 40 x 25 x 30 | Масса одной колонки, кг – 13,4

Оценки:

1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 90%
3.Звучание – 85% 
4.Эргономика – 95% 

Итоговый балл: 90%

Плюсы: удобное, информативное и внятное звучание, выдающаяся тональная ровность, жанровая универсальность 
Минусы: эмоциональности в подаче чуть не хватает, индивидуальные исполнительские манеры и тембры нивелированы 

Вывод:
PSI Audio A21-Master не склонны высвечивать мелкие штрихи акцентировки и тембров, однако выдают очень сбалансированный «продукт», со всеми мелодическими линиями, верно взвешенными голосами и инструментами и хорошими пропорциями инструментальных групп

Adam Audio Classic Compact Mk3
Цена (за пару) – 160 000 руб. 

Compact Mk3 — единственные колонки в тесте, которые не могут с полным правом называться студийными мониторами: они принадлежат к линейке домашней акустики Classic немецкой фирмы Adam Audio. Однако за вычетом красивой внешности эта модель конструктивно является весьма близким аналогом профессионального монитора S2X, так что мы посчитали вполне возможным взять ее в тест
Поскольку колонки Adam Audio частый гость в лаборатории нашего журнала, мы уже не раз подробно описывали использованные в них технологии. В частности, собственный вариант хейловского излучателя X-ART (eXtended Accelerating Ribbon Technology), который отличается ровным импедансом, отличной фазовой характеристикой, довольно малым весом (всего 0,17 г) и передаточным отношением для ускоряемой воздушной массы 4:1. Знаком нам и стандартный для фирмы композитный кевларовый сэндвич на НЧ, сделанный из двух обертывающих слоев кевлара и сотовой структуры из номекса между ними. Компания выпускает АС как для студийного, так и для домашнего применения, разнося их по соответствующим линейкам. Однако за исключением красивых элегантных корпусов, отделанных сочным шпоном натурального дерева, конструктивно студийные модели несущественно отличаются от домашних (в активном варианте последних). 
Так получилось, что мы протестировали уже шесть разных представителей домашней активной акустики Adam и ни разу не столкнулись с их профессиональными воплощениями. Но для интересующихся могу сообщить, что эквивалентный по табели о рангах монитор S2X имеет практически те же корпуса, габариты и вес, что и Compact Mk3, оснащен идентичным набором динамиков и парой усилителей близкой мощности (работающих в классе А/В для твитера и в классе D для вуфера, для профессиональной АС мощность последнего слегка повыше — 250 Вт RMS, вместо 200). Порт фазоинвертора на фасаде S2X тоже круглый, но слегка смещен в сторону, чтобы дать место для управляющей панели, которая, в отличие от домашней пары, расположена спереди, а не сзади. Прочие заявленные в технических описаниях параметры одинаковы для обеих моделей. Единственная существенная разница — возможность встроить в S2X плату ЦАП с соответствующим цифровым балансным входом. Собственно, для нее-то и освобождалось место сзади. С нею этот монитор по технической оснащенности становится примерно равным B&M Prime 3. Что же касается тестируемых Compact Mk3, то у них, судя по непосредственному наблюдению, неплохо задемпфированные и практически не отзывающиеся при исполнении музыки корпуса, а задняя крепежная стальная панель вмонтирована очень аккуратно, заподлицо и без заметных стыков. Регуляторы гейна в целом и по поддиапазонам — привычные фирменные, под мелкую отвертку, с подписанными шкалами. Сзади также есть маленький рычажок перевода АС в режим включения по поступлению сигнала (второй вариант — постоянное включение). 
Adam Audio Classic Compact Mk3 звучат наиболее ярко и остро в тесте (что усиливается еще и тем, что пара выступает непосредственно после PSI с их смягченной подачей). Субъективно воспринимаемый бас — опять-таки самый низкий и наполненный, но не отличающийся бесконечной точностью и быстротой, как у B&M Prime 3, и иногда несколько смазанный на длинных органных педалях. В подаче много воздуха, он переполняет все ВЧ и даже часть среднечастотного диапазона — звук бесспорно красив, хотя не совсем нейтрален. Речь тут идет даже не о перекосе тонального баланса вверх, хотя это и чуть-чуть заметно на фоне исчерпывающей ровности тех же PSI A21-M, — скорее, есть ощущение объема, большого незамкнутого пространства и глубины, усиленные реверберации. Однако не все записи производились в таком помещении, и это можно трактовать как некое украшение реальности. Традиционно для Adam очень ясно и разборчиво передаются высокие инструменты — клавесин, флейты, разнообразная перкуссия и верхний регистр арфы. 

Результаты измерений:
АЧХ модели Adam Audio Classic Compact Mk3, снятая на оси излучения твитера на 1 м, имеет один из лучших в подборке показателей неравномерности в области низких и средних частот, не превышающий ±0,9 дБ (рис. 1). Однако НЧ/СЧ-драйверу в верхней части рабочего диапазона чуть-чуть не хватает стабильности, да и стыковка с ВЧ-излучателем выше 2 кГц проходит не совсем удачно — отсюда ухудшение рассматриваемого параметра в высокочастотной области. Небольшой положительный дисбаланс кривой в зоне ответственности твитера можно устранить позиционированием АС либо воспользовавшись регулировками встроенного темброблока. Две из трех возможных корректировок частотного спектра показаны на рис. 2 (регуляторы «higt gain» ±5,8 дБ (10 кГц) и «room eq <150hz» ±5,1 дБ (80 Гц)). Ощутимый недостаток рассматриваемой модели — не очень большой динамический потенциал, ограниченный ростом нелинейных искажений (рис. 3). Особенно сильно это проявляется на частотах ниже 60 Гц, где даже при средней громкости призвуки становятся слышимыми.

Паспортные данные:
Название – Adam Audio Classic Compact Mk3 | Частотная характеристика, Гц – 35—50 000 (уровень не указан) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 18,6 см, кевларовый с сотовой структурой Hexacone, ВЧ – ленточный X-ART; частота раздела 2400 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Встроенные усилители – класс A/B, 50 Вт (твитер); класс D, 200 Вт (СЧ/НЧ-секция) | Входное сопротивление, кОм – 10 | Аудиовходы – моно XLR | Габариты одной колонки, см – 44 x 23 x 29 | Масса одной колонки, кг – 11

Оценки:

1.Дизайн – 95%
2.Качество изготовления – 90%
3.Звучание – 85% 
4.Эргономика – 95% 

Итоговый балл: 90%

Плюсы: воздушная красивая подача, тонкие нюансы тембров в верхнем регистре, отличный драйв и цепкость в роке и металле 
Минусы: несколько напряженная динамика, разреженные низкие и среднечастотные тембры, тональный дисбаланс в верхней области частот 

Вывод:
Интересный живой почерк, подвижность и пластичность входят в число плюсов звучания пары. Однако штрих немного мелковат для БСО, акустика отчетливо предпочитает современные жанры классическим и более жесткие относительно мирным и спокойным

JBL Professional LSR6328P 
Цена (за пару) – 100 000 руб. 

После неоднократных прослушиваний и журнальных тестов реплик старых студийных мониторов JBL из эпохи, почитаемой многими аудиофилами как золотая, мы с удовольствием переходим на современную студийную линейку LSR, в которой видим некоторые знакомые вещи (объемные подвесы на твитерах, магнитную систему вуфера) наряду с новыми деталями
В современных студийных мониторах JBL используются вуферы не из бумаги, а из композитной углеволоконной массы. В нашей паре стоит 8-дюймовый мидбасовик 218F (буква F, в соответствии с классификационной мнемоникой JBL, означает ферритовый магнит) с управляющей магнитной системой Differential Drive®. О ней мы уже рассказывали подробно в рамках другого проекта — журнала «АудиоМагазин», в февральском номере которого тестировались мониторы 4319. Вкратце технология заключается в создании длинной двухкатушечной магнитной системы, в которой две катушки, намотанные и подключенные в противофазе, установлены друг за другом на общий полюсной наконечник. Эта система, называемая производителем пушпульной, позволяет компенсировать вторую гармонику в спектре генерируемых искажений. Кроме того, для лучшего контроля перемещения излучающей мембраны и снижения искажений на больших уровнях сигнала, в эту систему введена третья, тормозящая катушка, находящаяся между двумя управляющими. Высокочастотный динамик 053TiS, сделанный из титана с покрытием и имеющий объемный подвес (см. также упоминавшиеся в наших обзорах работы JBL по материалам подвесов, выполненные как раз в русле концепции перехода на титановые диафрагмы), установлен в волновод эллиптической формы. Этот волновод плавно сопрягается с передней панелью и тщательно заделан в корпус. И также сделано сопряжение для вуфера, у края корзины которого легкий конический скос, повторяющий форму профиля лицевой стороны АС. Рабочие полосы динамиков сшиваются типично низко, но очень крутым фильтром Линквица — Райли 6-го порядка. Встроенные усилители работают в классе А/В; низкочастотный выполнен полностью на дискретных элементах, а тот, что раскачивает твитер, — на монолитной интегральной схеме. 
JBL Professional LSR6328P имеют прочные неубиваемые корпуса и пару очень удобных ручек по бокам для переноски. Свободное место на задней панели под большой радиаторной решеткой с интегрированным прямо в нее портом фазоинвертора буквально усыпано разнообразными регуляторами, призванными облегчить настройку акустических систем. Помимо параметрического 1/10-октавного эквалайзера, убирающего стоячие моды на НЧ, есть еще полосковые регуляторы, корректирующие вклад первичных отражений при установке в углы или на широкую подставку, меняющие гейн по поддиапазонам, общую входную чувствительность, а также крутизну среза нижнего баса (4-й или 6-й порядок фильтра НЧ). 
JBL Professional LSR6328P показывают самый плотный и крупный звук в тесте, однако без досадной грузности и неповоротливости. Натуральные инструменты выписаны выпукло и явно, но с естественным балансом, без утрированной фактурности в каком-то частотном диапазоне, ненатуральной сочности и прочих отклонений. Ансамбли неизменно воспроизводятся как с близкого расстояния, с крупным штрихом. Бас фундаментален и основателен, разве что немного простоват на фоне B&M Prime 3. Хотя педали органа и нижний регистр рояля — неизменные тесты на собираемость НЧ — не то что не смазаны, но даже несколько необычно отрывисты (скорее всего, это связано с выпадением самых нижних нот, хотя все равно реакция басовых динамиков похвальна). Очень хорошо получаются скрипки — с напором, поставленной позицией рук музыкантов и канифолью смычков. Для барочной музыки звучанию несколько не хватает утонченности и изысканности, однако широкие и свободные форте симфонического оркестра, поддержанного хором, оставляют ощущение крепкой подачи и внутреннего стержня. Абсолютно все тембры намечены верно. Микродинамика немного огрублена, но с учетом стоимости АС эта претензия, как и все прочие, не выглядит существенной. 

Результаты измерений:
Очень хорошо по результатам инструментального теста проявили себя мониторы JBL Professional LSR6328P. Они уступают другим участникам только по значению нижней граничной частоты — оно равно 40 Гц (–10 дБ). Недостатком это назвать сложно. Во-первых, отставание ничтожно мало (у лидера 34 Гц). Во-вторых, на указанной отметке прирост уровня нелинейных искажений совсем небольшой даже при высоком уровне сигнала (рис. 3) и позволяет акустике работать в этой области без ограничений, чего нельзя сказать о некоторых других моделях в подборке. АС демонстрируют превосходно низкую неравномерность в широком диапазоне частот: начиная с верхней октавы НЧ и почти до полного охвата ВЧ показатель не превышает ±1,2 дБ (рис. 1). Незначительный дисбаланс в верхнем регистре нивелируется малым смещением от оси излучения. К этому добавим широкие инсталляционные возможности. На рис. 2 показаны только два из возможных вариантов частотной коррекции: в области высоких частот (±1 дБ) и ослабление в басовой области (–4,5 дБ).

Паспортные данные:
Название – JBL Professional LSR6328P | Частотная характеристика, Гц – 50—20 000 (по уровню +1 / –1,5 дБ) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 20,3 см, композитный углеволоконный конус, ВЧ – 2,5 см, титановый с покрытием купол; частота раздела 1700 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Аудиовходы – моно Neutrik «Combi» XLR / джек ¼ дюйма | Встроенные усилители – класс A/B, 120 Вт (твитер, 4 Ом, КНИ менее 0,1%), 250 Вт (СЧ/НЧ-секция, 2 Ом, КНИ менее 0,1%) | Гармонические искажения + шум (встроенные усилители, на половинной мощности), % – менее 0,05 | Габариты одной колонки, см – 40,6 x 33 x 32,5 | Масса одной колонки, кг – 17,7

Оценки:

1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 95%
3.Звучание – 95% 
4.Эргономика – 95% 

Итоговый балл: 95%

Плюсы: основательность звучания, крупные, ясные и отчетливые образы инструментов, крепкий бас, полная жанровая универсальность
Минусы: некоторая массивность и прямолинейность подачи, тонкая игра нюансов не проявлена, разрешение по ВЧ умеренное 

Вывод:
JBL Professional LSR6328P звучат несколько прямо, но очень мощно, с отличной динамикой (наилучшей в тесте, между прочим) и способностью отыгрывать весьма сложные и нагруженные вещи с хором и оркестром. При общем ощущении спокойствия и ровности есть и драйв — там, где нужно 


Итоговые выводы
Финальные оценки стоят в соответствии с обычными критериями, прилагаемыми к любому классу аудиоустройств, нигде не использовались никакие специальные условия и оговорки, связанные со студийной природой АС. Мощные, открытые по звучанию и очень удобные в использовании мониторы JBL LSR6328P лидируют в нашем тесте по соотношению цена / качество. Не будет большим преувеличением сказать, что за сумму в 100 000 рублей невозможно собрать систему аналогичного уровня из стандартных «домашних» компонентов. Детальности им можно было бы и добавить, а непосредственную прямоту подачи чуть убавить, с чем и связано то, что они остаются вторыми. Первое же место занимают тембрально исключительно достоверные Backes und Muller Prime 3, обладающие также превосходными измеренными техническими параметрами. За их цену и даже за вдвое большую сумму вы едва ли сможете получить у себя дома такую степень детальности, прозрачности и информативности музыкального материала. АС спокойно можно назвать чисто хай-эндными, безо всякой сопровождающей ненатуральности или кривизны. Вообще после этой пары слушать другие довольно сложно, потому что все начинает казаться мутным и непроявленным. Хотя и цена вопроса тоже достойная. Мониторы PSI никого не испугают студийной сухостью и бездушностью, потому что имеют очень ровную спокойную подачу и свойство не создавать утомления от музыки, играющей хоть сутками. Домашний собрат студийного монитора Adam Audio отличается от последнего по экипировке, но имеет очень сходную конструкцию и, как мы предполагаем, звучание. Эта пара играет ярко и воздушно, не очень нейтрально (скажем так: максимально не нейтрально в тесте ровных студийных мониторов). Почерк ее следует назвать эффектным, а конструкцию не очень «железобетонной», не вполне удовлетворяющей жестким требованиям эксплуатации в студиях (хотя мы за это баллы не снижали, для домашних приложений показанного вполне достаточно). 
В заключение можно заметить, что активные студийные мониторы, безусловно, не являются ни аудиофильским пугалом, ни панацеей от всех напастей. Подобные крайние оценки должны быть отброшены и заменены нормальным взвешенным подходом, как в любом другом случае. По законам жанра все колонки должны были оказаться мощными, ровными и нейтральными, а также обладающими той необходимой детальностью, которая делает возможным их профессиональное применение. В целом так и вышло, но с рядом существенных уточнений. Прежде всего, провозглашаемая (приписываемая им некоторыми энтузиастами) жанровая универсальность студийных мониторов — это, скорее, миф. Одни добротно сделанные конструкции явным образом предпочитают классическую музыку, скажем, современному металлу, а другие — с точностью до наоборот. Жанровость у мониторов прослеживается ровно в той же степени, что и у обычной домашней акустики. Во-вторых, раздающиеся порой со стороны критиков обвинения профессиональной акустики в музыкальной нечуткости и эмоциональной глухоте тоже относятся к разряду предрассудков и последствий неудачного выбора. Те же B&M играют столь же информативно и цельно, вовлекая слушателя в процесс вкушения музыки, сколь ровно и нейтрально. Сама по себе нейтральность никак не противоречит музыкальности, да и предсказуемость, если она сделана в хорошем правильном стиле, никак не коррелирует с предполагаемой скукой от прослушивания. Вопрос об окрасе и искусственном оживляже был рассмотрен в связи со звучанием Adam Audio Compact Mk3. Они отличились самым явно красивым звуком с изобилием воздуха, полученного как будто с применением DSP. Едва ли это можно считать отсутствием окраса, хоть он и возникает неизменно одинаково и предсказуемо, опять-таки в соответствии с законами жанра. Проблема крутых фильтров высоких порядков, якобы начисто убивающих живую музыку, тоже не так бесспорна, как представляется с налету. Мониторы JBL с их шестым порядком звучат заметно объемнее, интереснее и живее мониторов PSI, не отягощенных такой, с позволения сказать, дурной кармой. И в результате мы возвращаемся к тому же, к чему и обычно при тестировании компонентов. Все зависит от конкретной фирмы, ее умения и традиций, школы, стоящей за плечами конструкторов, и подхода к делу. Ну и от цены, конечно: даже предсказуемая и ровная студийная акустика сильно прибавляет в детальности, информативности и тембральной адекватности по мере роста стоимости вверх по линейкам.   

Мария Савина


Редакция Hi-Fi.ru