Релизы на CD/LP классической музыки

Sun, 19 Jun 2022 03:40:12 +0300 Sun, 19 Jun 2022 03:40:12 +0300

МАТЕРИАЛ ИЗ ЖУРНАЛА “АУДИОМАГАЗИН” N 117

Релизы на CD/LP классической музыки

МАТЕРИАЛ ИЗ ЖУРНАЛА “АУДИОМАГАЗИН” N 117



Prokofiev 3, Bartok 2

Lang Lang. Simon Rattle. Berliner Philharmoniker

CD, Deutsche Grammophon (88883732252)




«Один из самых востребованных сегодня пианистов и самый знаменитый оркестр объединили усилия для записи двух эпохальных фортепианных концертов XX столетия». Эти слова предпосланы альбому Deutsche Grammophon с 3-м фортепианным концертом Прокофьева и 2-м Бартока в исполнении китайского пианиста Лан Лана и Берлинского филармонического оркестра под управлением выдающегося британского маэстро Саймона Рэттла. Оба сочинения относятся к числу сложнейших в репертуаре пианистов. Лан Лан ставит 2-й концерт Бартока в один ряд со 2-м Брамса и 3-м Рахманинова. Партии солиста в обоих произведениях содержат немало материала для демонстрации клавиатурной акробатики и артистической экспрессии, которой Лан Лан наполняет буквально каждую сыгранную им ноту (здесь и в других своих записях). Он порывисто, с какой-то особенной душевной горячностью откликается на присущий музыке Прокофьева почти футбольный азарт и глубочайший лиризм, на многочисленные остроты и колкости партитуры Бартока. В результате пианист и дирижер доводят градус артистической экспрессии во время совместного музицирования до предела. К сказанному можно добавить слова о высочайшей ансамблевой дисциплине (как в оркестре, так и между оркестром и солистом), совершенном балансе музыкальных голосов (который оставляет особенно сильное впечатление в pianissimo) и, наконец, безупречно аккуратном звучании (звукорежиссура и звучание самой записи). Deutsche Grammophon выпустила версию этого альбома на грампластинке, что, конечно, порадует виниломанов. Все вместе дает самые веские основания поставить данное издание в начале списка дискографий обоих концертов и даже причислить его к тем, которые захочется взять с собой на необитаемый остров.





Alexander Scriabin. Mazurkas, Opp. 3 & 25

Samuil Feinberg, piano

CD, Мелодия (MEL CD 10 02192)




Имя Самуила Евгеньевича Фейнберга (1890—1962) обычно упоминается, когда речь заходит о самых значительных пианистических школах Московской консерватории, наряду с Г. Г. Нейгаузом, К. Н. Игумновым и А. Б. Гольденвейзером. Меломанам и знатокам фортепианного искусства — и у нас в стране, и за рубежом — Фейнберг известен также как выдающийся мастер и большой художник фортепиано. Я пишу здесь слова «выдающийся» и «большой» без какого-либо опасения допустить перехлест в оценке или нечто ему подобное. Настоящая запись с мазурками А. Н. Скрябина (соч. 3 и 25) в исполнении Фейнберга содержит образцы подлинного — и сегодня, я считаю, почти утраченного — искусства художественного исполнения на рояле, настоящие пианистические драгоценности. В редчайших случаях интерпретации пьес Скрябина могут сравниться по силе производимого ими воздействия с теми, что оставил В. Софроницкий. К таким, несомненно, принадлежат трактовки Фейнберга. (Софроницкий и Фейнберг ушли из жизни в 1961 и 1962 гг.). Записи осуществлены в 1950-е годы (детальная атрибутика не приводится); звучание удивительно свежее (оно выигрывает при сравнении с другими, сделанными приблизительно в то же время за рубежом и изданными под всемирно известными лейблами). Для игры Фейнберга характерны обостренное до предела чувство музыкального времени, имеющего как бы разную, прихотливо, сиюминутно изменяющуюся плотность, высокий тонус лирического переживания, непогрешимый вкус, широчайшая выразительная палитра и тончайшее, изысканное, покоряющее естественностью и чистотой ощущение фортепианной полифонии и колорита. Эти качества позволяют поставить Фейнберга в один ряд с другими великими артистами прошлого, например с Альфредом Корто или Артуром Шнабелем.Пользуясь случаем, напомню читателю, что Фейнберг был выдающимся интерпретатором клавирных сочинений И.-С. Баха (какие совершенно разные музыкальные миры: Бах и Скрябин!). Его исполнение двух томов «Хорошо темперированного клавира» (запись сделана незадолго до смерти), на мой взгляд, нисколько не меркнет рядом с более известными версиями С. Рихтера, Г. Гульда и др.





Daniil Shafran, cello5

5 CD, Мелодия (MEL CD 10 01938)




В 1970-х годах в учебнике музыкальной литературы для музыкальных школ, помнится, приводились пары самых выдающихся артистов — пианистов, скрипачей и виолончелистов: С. Рихтер и Э. Гилельс, Д. Ойстрах и Л. Коган, М. Ростропович и Д. Шафран. Причем вторые номера в парах как бы находились немного в тени первых. В случае пианистов это было почти незаметно, чего не скажешь о скрипачах и особенно виолончелистах. Действительно, Давид Ойстрах и Мстислав Ростропович пользовались более широкой известностью, чем Леонид Коган и Даниил Шафрана. Между тем Шафран (1923—1997) вошел в историю виолончельного искусства как выдающийся артист и феноменальный мастер. «Паганини XX века», «музыкант, обладающий самым певучим звуком среди всех исполнителей-струнников» — так отзывалась о его искусстве отечественная и зарубежная критика. Настоящее великолепное пятидисковое издание «Мелодии» позволяет судить об этом с достаточной полнотой. Творчество Шафрана представлено здесь довольно разнообразно. В программу включены три из шести виолончельных сюит И.-С. Баха (существует концертная запись шести сюит), сонаты для виолончели и фортепиано Брамса (две), Шопена, Рахманинова (соль минор), Шостаковича (соч. 40), Прокофьева (соч. 119), а также концерты для виолончели с оркестром: Прокофьева (Симфония-концерт), Боккерини (№ 9), Гайдна (№ 2), «Вариации на тему рококо» Чайковского. Самая ранняя из представленных записей сделана в 1946 году (соната Шостаковича), самая поздняя — в 1985-м (соната Шопена). Послушайте волшебное звучание виолончели Даниила Шафрана, созданной в мастерской Антонио и Иеронима Амати в 1630 году. Артист не расставался с этим инструментом, полученным им в подарок, до конца жизни.



Armenian Rhapsody

Alexander Chaushian, cello

CD, BIS (CD 1948)




Альбом посвящен армянской классической музыке с солирующей виолончелью в исполнении исключительно армянских музыкантов, на что указывает и его название. Центральная фигура здесь — замечательно тонкий музыкант, артист и мастер Александр Чаушьян, один из лучших виолончелистов на современной классической эстраде. В программу включены Концерт-рапсодия Арама Хачатуряна (написан в 1963 году и посвящен М. Ростроповичу), «Monograph» Сурена Закаряна (род. в 1956) для виолончели и камерного оркестра в составе флейты, гобоя, кларнета, двух валторн, ударных, рояля и струнных, и Сюита для виолончели и камерного оркестра Ваче Шарафяна (род. в 1966). Диск завершается армянской народной песнью «Крунк» («Журавль»), обработанной для виолончели, рояля и дудука В. Шарафяном. Первоклассная музыка нашла здесь вдохновенное воплощение. В записи принял участие Армянский филармонический оркестр под управлением Эдуарда Топчяна. Сосредоточенность и глубокое погружение в стихию музыки — главные отличительные черты этой работы, относящиеся в первую очередь к игре Чаушьяна. Это музицирование того уровня, когда слушатель уже воспринимает не столько внешние атрибуты — звучание виолончели, оркестра и т. д., а поток живой эмоциональной энергии. Такое впечатление создается в немалой степени благодаря великолепному, объемному и естественному звучанию диска BIS.





Modest Musorgsky. Khovanschina

3 CD, Мелодия (MEL CD 10 01867)




Эта запись оперы Мусоргского «Хованщина» в исполнении солистов, оркестра и хора Большого театра под управлением Бориса Хайкина нередко упоминается, когда речь заходит о достижениях, высоком уровне и авторитете отечественной звукорежиссерской школы. Запись, осуществленная в 1974 году звукорежиссерами И. Вепринцевым и Е. Бунеевой, была удостоена международных наград, среди которых приз «Мишель Хоффман» французской академии Шарля Кро (1976) и первая премия в категории иностранных записей министерства образования Японии (1975). Как вспоминал И. П. Вепринцев, работа протекала очень непросто и заняла более 5 лет. Возникало немало технических проблем, до ее завершения ушел из жизни А. Кривченя, исполнявший партию князя Ивана Хованского. Другие выдающиеся вокалисты, участвовавшие в проекте, — В. Пьявко (Андрей Хованский), А. Масленников (князь Голицын), И. Архипова (Марфа)… Наряду с признанием высокого художественного уровня солистов и всего ансамбля исполнение в целом сначала оставляет ощущение несколько старомодного. О подобном иногда говорят, что сейчас, мол, так не поют и не играют. Однако многие так называемые современные трактовки, производящие поначалу благоприятное впечатление грамотно и добротно выполненной работы, при длительном прослушивании вызывают скуку или даже разочарование, тогда как рецензируемая «старая» запись «Хованщины» увлекает тем больше, чем больше ее слушаешь.Что касается звукорежиссерского воплощения оперы, то оно во многом может считаться эталонным. Здесь хорошо слышны особенности стиля Вепринцева: высокая ясность партитуры, в том числе ее мельчайших деталей, точная и логичная диспозиция сценических планов, как во фронтальной плоскости, так и в глубине и неизменно при сохранении целостности образа и верности художественной задаче.

Артем Аватинян


Редакция Hi-Fi.ru