Строгая классика
Thu, 04 Sep 2025 19:20:51 +0300 Thu, 04 Sep 2025 19:20:51 +0300Ламповый интегрированный усилитель Copland CTA 405
Строгая классика
Ламповый интегрированный усилитель Copland CTA 405
Цена – 136 930 руб.
Тернистый путь совершенствования домашней музыкальной системы в части усиления нередко приводит к ламповой аппаратуре. Имея скромные по сравнению с конкурентами на твердотельных элементах технические характеристики, ламповые усилители способны усладить слух лучше транзисторных собратьев, включая модель Copland CTA 405.
К счастью, несмотря на солидный возраст, ламповая техника не теряет актуальности ни у любителей музыки, ни у профильных изготовителей. Успешно продолжается выпуск как самих радиоламп, так и оборудования на их основе. Отрадно сознавать, что в первом случае львиная доля мирового производства сконцентрирована в России. Ламповые компоненты стереосистем не относятся к массовой продукции — чаще всего ими занимаются небольшие аудиоателье, однако, хотя номенклатура подобных компаний не может похвастаться десятками позиций, каждой модели уделяется максимум внимания и любви разработчиков. Датская фирма Copland — яркий пример такого ателье, чья история насчитывает более 30 лет. Она специализируется на производстве электронных компонентов стереосистем, в основе которых в большинстве случаев лежит ламповая схемотехника. Вакуумные приборы не используются лишь в проигрывателе компакт-дисков CDA 825. Кроме него, в каталоге Copland присутствуют ламповые предусилители CTA 305 и CVA 306 (последний представляет собой довольно экзотический шестиканальный аппарат), двухканальный усилитель мощности CTA 506 и стереофонический интегрированный усилитель CTA 405, который и оказался сегодня в лаборатории нашего журнала.
При первом знакомстве с усилителем Copland CTA 405 в нем никогда не заподозришь горячее нутро. В отличие от большинства конкурентов, щеголяющих оригинальным дизайном с выставленными напоказ колбами, эта модель облачена во вполне привычный прямоугольный стальной корпус, и лишь немалая его высота, обусловленная размером выходных ламп и трансформаторов, намекает, что не все тут так очевидно. С практической точки зрения подобное решение имеет неоспоримое преимущество — аппарат легко встраивается в стойку. Хотя он все равно потребует для себя отдельную полку — ставить на него сверху другие компоненты системы мы бы не советовали, поскольку, как у всякого лампового усилителя, нрав у CTA 405 весьма горячий — в буквальном смысле слова. Чтобы насладиться внутренней красотой устройства, придется снимать верхнюю крышку. А посмотреть там есть на что! Прежде всего обращаешь внимание на три крупных трансформатора. В блоке питания использован большой тороидальный трансформатор датской компании Noratel, а два выходных, во многом и определяющих голос любого лампового усилителя, — собственного производства; они выполнены на Ш-образных сердечниках и имеют отдельные отводы для подключения акустики номинальным сопротивлением 4 и 8 Ом. С удовлетворением отмечаем очень аккуратный монтаж всех узлов и тщательный подход к их расположению внутри корпуса. Приятным бонусом для покупателя Copland CTA 405 станет встроенный фонокорректор для работы с головками типа MM или MC с высоким выходом. Причем это не однокристальное решение, вставленное в интегрированный усилитель для галочки, а полноценный блок, закрепленный на задней стенке корпуса и созданный на четырех лампах — паре двойных триодов ECC83S (12AX7) и двух двойных триодах E88CC (6922). Предварительные каскады усиления здесь такие же, как в отдельном предусилителе CTA 305. Они организованы на двух лампах 12BH7 компании Electro-Harmonix, произведенных в Саратове, и одной ECC83S. ECC83S представляет собой двойной триод с высоким коэффициентом усиления, являющийся одним из наиболее популярных вакуумных ламп в современной аудиотехнике. Эта лампа, разработанная как улучшенная версия классического ECC83, отличается повышенной стабильностью характеристик и улучшенной линейностью. Конструктивно ECC83S состоит из двух независимых триодов, размещённых в одном стеклянном баллоне. Каждый триод имеет собственную сетку, катод и анод, что позволяет использовать лампу как два отдельных усилителя. Благодаря такой конфигурации, ECC83S широко применяется в предусилителях, гитарных усилителях и других аудиоустройствах, требующих высокого качества звучания. Технические характеристики лампы впечатляют своей универсальностью. Высокое внутреннее сопротивление и значительный коэффициент усиления делают её идеальной для построения различных схем усиления. При этом ECC83S демонстрирует низкий уровень шума и отличную линейность, что особенно ценится в Hi-Fi аппаратуре. В музыкальном плане ECC83S славится своим тёплым, насыщенным звучанием с характерным «ламповым» оттенком. Лампа хорошо передаёт как высокие, так и низкие частоты, обеспечивая отличную динамику и детальность звучания. Эти качества сделали ECC83S фаворитом среди аудиофилов и профессиональных звукорежиссёров. В выходных каскадах использованы четыре мощных пентода российского происхождения 6550EH той же Electro-Harmonix, работающие в ультралинейном режиме, который дает высокую выходную мощность в сочетании с низким уровнем искажений. При этом примерно до половины мощности выходные лампы действуют в чистом классе A, обеспечивающем высочайшее качество звучания. В конструкции аппарата применены пленочные резисторы и полипропиленовые пленочные конденсаторы американской фирмы Jamicon. Для коммутации входов взяты высококачественные реле Axicom.
Облик модели хорошо соответствует роскошной начинке. В центре фасада из толстой полированной алюминиевой плиты фрезой вырезано названием компании. Дизайн передней панели полностью симметричен. В середине находится круглый инфракрасный сенсор для пульта ДУ, вокруг него расположились светодиодные индикаторы активного входа и включения усилителя, справа и слева — небольшие кнопочки перевода усилителя в режим Standby и переключения сквозного канала магнитофона. Наиболее выделяющиеся элементы на фасаде — рукоятки регулировки громкости (справа) и селектора входов в левой части. И если переключатель входов полностью электронный, причем для активизации следующего входа нужно сделать два щелчка, что сначала кажется непривычным, то регулятор громкости честный — на переменном резисторе с сервоприводом. Несмотря на классическую ламповую схемотехнику, Copland CTA 405 — аппарат вполне современный. В нем реализованы многие мелочи, которые не всегда присутствуют в ламповой технике. Скажем, прилагаемый к нему пульт ДУ с прямоугольным алюминиевым корпусом универсальный и позволяет командовать не только усилителем, но и проигрывателем компакт-дисков CDA 825. А имеющийся здесь режим Standby в ламповых усилителях вообще практически не встречается. На задней панели корпуса можно обнаружить даже выход триггера 12 В для организации общего управления музыкальной системой — атрибут техники «умного дома».
Хороший ламповый усилитель отличается от прочих своих собратьев соединением преимуществ лампового звучания с положительными чертами транзисторных устройств. К примеру, если удается расширить частотный диапазон за пределы привычных 20 Гц — 20 кГц, свести искажения к безоговорочно приемлемому уровню, добиться коэффициента демпфирования выше нескольких единиц и вместе с тем сохранить теплоту и воздушность подачи ламповой техники, то разработчики смело могут записать на свой счет победу. Именно таким триумфом датских инженеров стал Copland CTA 405. Даже с нашими не самыми простыми для усилителя лабораторными акустическими системами PMC OB1i он продемонстрировал превосходную динамику и масштабную звуковую сцену. Композиции разных музыкальных жанров прозвучали чрезвычайно комфортно и воздушно, не утратив при этом ни ритма, ни драйва. Басовая часть рабочего диапазона отличалась упругостью и имела явно выраженный рельеф. Насыщенные информацией симфонические произведения в исполнении БСО были разборчивы и наполнены мельчайшими деталями. И лишь в самых энергичных треках порой проскальзывала тяга к скруглению атаки. Впрочем, в случае лампового усилителя эту особенность вряд ли можно отнести к недостаткам.
Результаты измерений
Амплитудно-частотная характеристика усилителя Copland CTA 405 демонстрирует ничтожно малую неравномерность в полосе звуковых частот — 0,06 дБ (рис. 1). Это значение не меняется при увеличении выходной мощности (оранжевая кривая, 10 Вт). Спад намечается лишь в надтональной области и на частоте 80 кГц равен 1,9 дБ. Разбаланс характеристик между каналами достигает 0,6 дБ. Межканальная изоляция проникающего сигнала несимметрична и в одном из направлений составляет 42 дБ на 10 кГц (рис. 2). Значения КНИ пересекают планку в 1% при выходной мощности 42 Вт (на средних частотах). При 10% искажений усилитель выдает мощность 60 Вт на нагрузку 8 Ом (рис. 3). Коэффициент демпфирования — 9,5. Отношение сигнал-шум — 107 дБА.
Паспортные данные:
Тип – интегрированный ламповый усилитель | Название – Copland CTA 405 | Входное сопротивление, кОм – 50 (вход Phono – 47 кОм) | Выходная мощность, Вт – 50 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 5—100 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения, % – менее 0,4 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 90 | Аудиовходы – Phono, стереопары RCA (5) | Аудиовыход – стереопара RCA | Энергопотребление (максимальное), Вт – 250 | Дополнительно – фонокорректор MM, high output MC, пульт ДУ, выход триггера 12 В | Габариты, см – 43 x 18,5 x 39 | Масса, кг – 24
Результаты инструментальной экспертизы
0,06
107
0,6
Более 80 / более 80
9,5
60
0,9
0,15
59
1
0,16
56
1,2
0,2
62 / 42
75 / 69
Оценки
| + | теплое, но динамичное звучание, безупречное качество изготовления, встроенный фонокорректор, универсальный пульт ДУ | - | изысканность дизайна ламповых компонентов придется искать в другом месте |
Вывод:
В усилителе Copland CTA 405 датским инженерам удалось совместить человечность лампового звучания с неплохими показателями инструментальных измерений. Неофитам, лишь открывающим для себя ламповую технику, стоит присмотреться к этой модели самым пристальным образом.