Самые шокирующие сцены в кино
Tue, 12 Aug 2025 13:00:02 +0300 Tue, 12 Aug 2025 13:00:02 +0300Моменты в кинофильмах, всколыхнувшие публику
Современного зрителя не так-то просто удивить – за годы совершенствования кинематографа мы видели столько впечатляющих сцен и трюков, что спокойно воспринимаем любую жестокость. Однако сценаристы, режиссеры, мастера грима и каскадёры не перестают стараться нас удивить и даже шокировать – кино то и дело подбрасывает такое, что попкорн не лезет в рот, а пальцы начинают предательски дрожать. Мы вспомнили несколько сцен, которые иначе как шокирующими не назовешь. Увы, в их описании не обойтись без спойлеров – будьте внимательнее, если не желаете быть шокированными и этим.
Бритва – Андалузский пес / Un chien andalou (1929)
Историю настоящего шока в кино стоит начать со знаменитой картины Луиса Бунюэля “Андалузский пес”. Короткометражка, созданная “по мотивам” кошмарных снов самого Бунюэля и его приятеля Сальвадора Дали, переполнена странными, пугающими образами, но поистине шокирующей становится сцена вспарывания глазного яблока опасной бритвой. Даже спустя столетие после премьеры этот кадр способен заставить вас вздрогнуть. Авторы раскрыли тайну, как они это сняли, но зрителю от этого не легче.
Весь фильм – Иди и смотри (1985)
Если говорить о шоке в отечественном кино, то и здесь можно найти достаточно примеров – от гибели собаки в “Белом Биме Черное Ухо” до травли в “Чучеле”. Но, пожалуй, всё это выглядит детским праздником на фоне драмы Элема Климова “Иди и смотри” – это боль, ужас, шок в концентрированном виде, одна из самых страшных картин в истории, если не самая страшная. Наиболее жуткую сцену каждый может выбрать индивидуально – важно понимать, что Климов снял это не для развлечения, а в качестве пронзительного урока.
Ухо – Бешеные псы / Reservoir Dogs (1992)
В большое кино Квентин Тарантино ворвался настоящим ураганом – его “Бешеные псы” оказались фильмом, ломающим шаблоны, крушащим рамки и сминающим любые приличия. Комедийные диалоги здесь сменяют реки крови, а симпатия к героям обращается в неприятие. Самым отталкивающим персонажем предстает Мистер Блондин, сыгранный Майклом Мэдсеном – в своих издевательствах над плененным полицейским он переходит все границы. Отрезанное ухо вы точно не забудете.
Коробка – Семь / Se7en (1995)
Что в коробке?.. Мастер саспенса Дэвид Финчер в финальной сцене триллера “Семь” отказывается от прямолинейных ударов по глазам зрителей, поэтому не показывает, что за послание отправил Джон Доу детективу Миллсу, но мы-то понимаем. По реакции Сомерсета, по ухмылке сумасшедшего маньяка, да сам сюжет подводит нас к страшному открытию. Казалось бы, после демонстрации отвратительно изуродованных жертв чревоугодия, праздности и похоти нас трудно чем-то удивить, но зависть… Она шокирует.
Младенец – На игле / Trainspotting (1996)
Юные неискушенные зрители часто весьма легкомысленно относятся к фильму “На игле” режиссера Дэнни Бойла, но с возрастом пересматривать эту картину становится всё страшнее – что ни сцена, то ужас, пробирающий до мозга костей. Особенно пронзительной, особенно, если вы успели стать родителем, выглядит эпизод с бесконечным потреблением запрещенных веществ, которое приводит к гибели новорожденной дочери Кайфолома – это душераздирающая картина за гранью фола.
Открывающая сцена – Американская история Х / American History X (1998)
Даже сыграв главную роль в “Бойцовском клубе”, Эдвард Нортон выглядит одним из самых интеллигентных актеров Голливуда, за его плечами роли аристократов и королевских особ. Но одна роль отличается разительно – в 1998 году в “Американской истории Х” Нортон сыграл жестокого неонациста. Не откладывая на потом, режиссер Тони Кей открывает картину сценой особенно изощренного убийства – даже за какофонией окружающих звуков зритель слышит хруст черепа жертвы под тяжелым ботинком скина.
Развязка – Шестое чувство / The Sixth Sense (1999)
Шок можно пережить не только при виде крови или увечий, иногда сложившийся пазл загадки, которая формируется на протяжении всего фильма, тоже может привести в смятение. Режиссер М. Найт Шьямалан в “Шестом чувстве” даже не пытается водить зрителя за нос, все его подсказки лежат на виду, но зритель просто не готов сложить два и два. Когда же вас вплотную подводят к ответу, и отвернуться уже нельзя, шок пронзает, как электрический разряд. “Он всё это время был мёртв?” - впору схватиться за голову!
Финал – Реквием по мечте / Requiem for a Dream (2000)
Если “На игле” Бойла бомбардирует зрителя ужасами наркомании, то Даррен Аронофски в “Реквиеме по мечте” берёт шире – спектр зависимостей его персонажей шире, но от этого только страшнее. Вся финальная часть картины превращается у него в бесконечный калейдоскоп ужаса, чёртово колесо, с которого нет выхода: один персонаж отправляется за решетку и подвергается там унижениям, другой – теряет руку, третья вынуждена торговать собой ради секунды порочного удовольствия, четвертую лечат током. До слёз…
Тоннель – Необратимость / Irréversible (2002)
Гаспар Ноэ – режиссер, который отлично умеет использовать полутона, намеки, лёгкое заигрывание со зрителем. Но если замысел требует, автор умеет быть жестоким – причём настолько, что от экрана отворачиваются даже самые закоренелые циники. В “Необратимости”, например, есть столь подробная и шокирующая сцена насилия, что хочется отвернуться от экрана или остановить просмотр. Но одним только избиением героини Моники Белуччи Ноэ не ограничивается – это лишь начало необратимого ужаса.
Концовка – Мгла / The Mist (2007)
Многие картины по мотивам произведений Стивена Кинга способны испортить зрителям сон – сюда можно вписать и “Сияние”, и “Зелёную милю”, и “Оно”. Но если говорить именно о шоке, то в этой дисциплине равных не будет “Мгле”, экранизации повести “Туман”, снятой Фрэнком Дарабонтом. В концовке фильма избежавшие гибели персонажи вынуждены смириться с тем, что им не выжить – они решают не доставаться монстрам. Но как только главный герой завершает страшную жатву, оказывается, что опасности нет.
Кастрация – Антихрист / Antichrist (2009)
Фильмы Ларса фон Триера развлекательными не назовешь – даже когда этот режиссер пытается проявить человеческие чувства, они превращаются в кошмары, от которых по спине зрителей пробегает холодок. Среди ужасов “Догвилля”, “Танцующей в темноте” или “Дома, который построил Джек” самым пронзительным стоит назвать “Антихриста”, историю противостояния мужского и женского начала, изложенную языком метафор. Вот только сцена лишения главного героя его мужского достоинства – не метафора, а боль.
Дуэль – На Западном фронте без перемен / Im Westen nichts Neues (2022)
В актуальном кино тоже умеют затронуть болевые точки – может, не так искусно, как в “Псах” Бунюэля и Тарантино или у Финчера с Бойлом, но тоже весьма впечатляюще. Можно отметить, например, военную драму Эдварда Бергера “На Западном фронте без перемен”. Сюжет этого произведения всем хорошо известен, но экранизация всё равно берет за горло. Причём буквально! В эпизоде столкновения главного героя с французским солдатом в воронке от снаряда двое мужчин демонстрируют шокирующую ярость.
Лучшие по мнению редакции Hi-Fi.ru артхаусные сериалы последних лет представлены в этой подборке.
12 августа 2025 года