Marvel vs DC: кто выигрывает войну фантастических вселенных на большом экране

Mon, 08 Sep 2025 13:00:02 +0300 Mon, 08 Sep 2025 13:00:02 +0300

Джокер против Железного человека

Такова человеческая природа – нам во всём важен дуализм, дающий возможность или хотя бы видимость выбора. Добро и Зло, свет и тьма, инь и янь, Восток и Запад, лёд и пламень – мир постоянно представляется нам разделённым надвое, и далеко не всегда очевидно, какая сторона предпочтительнее. Своя раздвоенность, безусловно, присутствует как в культуре вообще, так и в развлекательном кино в частности. Взять хотя бы многолетнее противостояние двух крупнейших комикс-империй Marvel и DC – столкнувшись в борьбе за читателя бумажных выпусков, издательства продолжили конкурентную борьбу на малом экране, а затем и в кинотеатрах. Как обстоят дела на этом фронте? Давайте посмотрим, на чьей стороне преимущество в борьбе двух киновселенных.

Marvel vs DC: кто выигрывает войну фантастических вселенных на большом экране

Окунемся в историю. До 1970-х супергерои если и появлялись на больших экранах, то исключительно в рамках развития сериальных историй – такой чести добивался, например, Бэтмен. Но настоящий прорыв случился все-таки в 1978-м, когда на экраны вышел “Супермен” с Кристофером Ривом. И это был триумф. Фильм от DC (тогда ещё просто от Warner Bros.) собрал более 300 миллионов долларов – колоссальные по тем временам деньги, сегодня сумма была бы близка к 1,5 миллиарда – и стал образцом, по которому позже сверяли все экранизации комиксов.

Marvel vs DC: кто выигрывает войну фантастических вселенных на большом экране

А через десять лет пришел “Бэтмен” (1989). Тот самый, от Тима Бёртона с Джеком Николсоном в роли Джокера и Майклом Китоном в резиновой маске с ушками. Он стал первой “тёмной” экранизацией, показавшей, что супергеройское кино может быть не только про “добро победит зло”, но и про психологию, атмосферу и стиль. Вечный конкурент DC этот выпад проспал – бюджетные “Человек-паук” и “Капитан Америка” 80-х остались в памяти разве что у самых преданных фанатов VHS.

Marvel vs DC: кто выигрывает войну фантастических вселенных на большом экране

90-е для DC стали десятилетием проб и ошибок. В главной роли тогда по-прежнему выступал Бэтмен – правда после успешных фильмов Тима Бёртона студия Warner Bros. решила, что пора сделать франшизу ярче и веселее. Так появились “Бэтмен навсегда” (1995) с Вэлом Килмером и, позже, скандальный “Бэтмен и Робин” (1997) с Джорджем Клуни. Увы, последний стал анекдотом в истории кино: нелепые костюмы, нулевой драматизм, танцующий Мистер Фриз в исполнении Арнольда Шварценеггера – всё это привело к тому, что DC сама прикрыла свою флагманскую серию почти на 8 лет.

Marvel vs DC: кто выигрывает войну фантастических вселенных на большом экране

Marvel же в последнее десятилетие ХХ века еще не имела собственной студии и распродавала права на персонажей: Человек-паук был у Sony, Люди Икс достались Fox, а Блэйд – New Line Cinema. И именно “Блэйд” (1998) стал первым настоящим успехом Marvel на экране. Вампиры, готический стиль, мрачный герой – фильм не просто получился модным, но и собрал кассу. Тогда мало кто мог представить, что последует за этим успехом.

Marvel vs DC: кто выигрывает войну фантастических вселенных на большом экране

В начале XXI века начинается то, что можно назвать перерождением жанра. В 2000 году выходят “Люди Икс” – серьёзная, сюжетно выстроенная история, в которой супергерои впервые заговорили как живые персонажи, а не просто герои бумажных приключений. И хотя тогда ещё никто не существовало понятия “кинематографическая вселенная”, зрители почувствовали – что-то меняется.

Marvel vs DC: кто выигрывает войну фантастических вселенных на большом экране

А уже в 2002 году в кинотеатры ворвался “Человек-паук” Сэма Рейми – и сделал это красиво. Лента с Тоби Магуайром в роли Питера Паркера становится мировым хитом, а сцена поцелуя вниз головой – иконой. У Marvel появился наконец герой, за которого болели все – подросток, неудачник, человек с проблемами и, да, паучьими способностями. Зритель купился. Трилогия Рейми положила начало эпохе успешных экранизаций, которые работали не только на кассу, но и на глубокие и яркие зрительские эмоции. Она доказала, что комикс-фильм может быть серьёзным, трогательным, смешным - и любимым миллионами.

Marvel vs DC: кто выигрывает войну фантастических вселенных на большом экране

Но в 2005 году DC нанесла серьезный контрудар – “Бэтмен: Начало” от Кристофера Нолана запустил новую волну. Гротеск сменился реализмом, а картонный супергерой преобразился в человека с травмой, философией и багажом боли. Режиссер-новатор в своей трилогии продемонстрировал необыкновенный талант “приземлить” приключенческие сюжеты бумажных историй и превратить их в трагические актуальные обстоятельства. Этика, хаос, полицейское насилие и безграничная власть – неожиданно для многих в Бэтмениане Нолана оказалось так много серьёзных высказываний, что фильмы неиронично претендовали на главные кинематографические призы. С этого момента конкуренция вступила в новую фазу – уже не просто по героям, а по подходу к самому жанру.

Marvel vs DC: кто выигрывает войну фантастических вселенных на большом экране

Ответом на “More Dark More Realistic” от DC стал неожиданный ход Marvel – здесь задумали создать франшизу, которая охватит весь супергеройский запас издательства. В 2008 году на сцену вышел Тони Старк, подмигнул камере, сказал что он – Железный человек, и началась новая эра. Marvel Studios, под крылом продюсера-феномена Кевина Файги, отныне выстраивала не просто цепочку фильмов – она строила киновселенную. И как показало время это был гениальный ход. Marvel Cinematic Universe (MCU) стала сериалом с миллиардными бюджетами и звёздами первой величины. В каждом фильме появлялись отсылки к будущим частям, герои пересекались, сюжетные линии переплетались – зрители чувствовали себя участниками гигантской игры. Игры, кульминацией которой стали “Мстители: Финал” (2019) - фильм, собравший 2,8 миллиарда долларов и ставший вторым в истории по кассовым сборам.

Marvel vs DC: кто выигрывает войну фантастических вселенных на большом экране

В DC в это время, увы, началась эпоха метаний. Пытаясь догнать MCU, студия тоже решила строить свою вселенную – DCEU. Ставка была сделана на Зака Снайдера и мрачный эпик: “Человек из стали”, “Бэтмен против Супермена”, “Лига справедливости”. Увы, зрители остались в растерянности: то ли это философские притчи, то ли затянутые презентации компаний по производству компьютерных спецэффектов.

Marvel vs DC: кто выигрывает войну фантастических вселенных на большом экране

Что хуже всего, DC никак не могла определиться с тоном – мрачные вселенные соседствовали с хаотичными спинофами (“Отряд самоубийц”), запоминающимися, но не особенно удачными в прокате экспериментами (“Шазам!” и “Хищные птицы”) и долгожданными хитами вроде “Аквамена”. Однако, лишь “Джокер” (2019) с Хоакином Фениксом стал тем самым событием, которым DC напомнила, что умеет делать кино, берущее за горло. Без супергеройских клише, без вселенных – просто мощный, личностный фильм. И с “Оскаром” за лучшую мужскую роль, между прочим.

Marvel vs DC: кто выигрывает войну фантастических вселенных на большом экране

Увы, пандемийная встряска внесла правки в обе стратегии. Начиная с 2020-го большинство проектов Marvel стало пробуксовывать в прокате – о миллиардных сборах супергерои позабыли, зато всё чаще стали появляться критические отклики даже со стороны самых преданных фанатов и средние оценки в “красной зоне”. Описание всех проблем, которые привели к падению интереса к вселенной “Мстителей” – тема отдельного обширного материала, главное, понимать, что изменились и сами фильмы, и их аудитория. DC в 2020-х, кстати, тоже оказалась в тупике - от сотрудничества со Снайдером пришлось отказаться, сиквел “Джокера” провалился, новый “Бэтмен” с Робертом Паттинсоном был встречен настороженно. Изменить ситуацию призван режиссер Джеймс Ганн, вокруг идей которого будет строиться новый мир Человека из стали, Тёмного рыцаря и прочих героев в плащах и масках…

Marvel vs DC: кто выигрывает войну фантастических вселенных на большом экране

Так кому же отдать предпочтение в виртуальном столкновении Marvel и DC? У кого какие козыри? Что же, Marvel - это, прежде всего, структурированность, плановость, стабильность. У студии есть чёткий календарь релизов на годы вперёд, концептуальная связность между проектами, продуманные арки персонажей и безупречный маркетинг. MCU – это уже не просто фильмы, а культурный феномен, с которым сложно конкурировать. Однако, после “Финала” Marvel объективно буксует – Четвёртая фаза была встречена не так восторженно, а чрезмерное количество сериалов на Disney+ утомило зрителя.

Marvel vs DC: кто выигрывает войну фантастических вселенных на большом экране

В свою очередь DC - это неожиданность и разнообразие. Да, они не так выстроены и дисциплинированы, как главный конкурент, но зато умеют удивлять. Могут выпустить “Джокера” — и он соберет миллиард. Могут дать Джеймсу Ганну снять “Миротворца” – и тот станет телехитом. Будущее студии определенно зависит от того, насколько этот постановщик и продюсер сможет совмещать мастерство, талант и интуицию.

Marvel vs DC: кто выигрывает войну фантастических вселенных на большом экране

Можно ли, исходя из вышесказанного, определить однозначного победителя гонки комикс-корпораций? Если судить по деньгам – Marvel пока вне конкуренции. Если по художественной смелости – DC берёт реванш. А если по любви фанатов – тут, скорее всего, стоит зафиксировать паритет, фан-базы обеих студий могут спорить до утра. Но правда заключается в том, что это не война, а соревнование. И чем больше две стороны стараются друг перед другом блеснуть – тем больше выигрываем мы, зрители. В конце концов, когда в один месяц выходят и “Супермен”, и “Фантастическая четверка: Первые шаги” – не обязательно выбирать сторону. Достаточно выбрать хорошее место в кинозале и правильную порцию попкорна.

Десять индийских фильмов, покоривших мировой прокат, собраны здесь.

Евгений Ухов

8 сентября 2025 года