Женщины-режиссёры
Thu, 09 Oct 2025 13:00:01 +0300 Thu, 09 Oct 2025 13:00:01 +030010 ярких имен, которые задают тренды в мировом кино
Не так давно, ещё в самом начале XXI века, разговоры о женщинах-режиссерах шли исключительно с точки зрения “редкого исключения” и “неожиданного сюрприза”. Но в 2020-х ситуация радикально изменилась – именно женские имена сейчас задают тон в кино, соревнуются в борьбе за “Оскары” и Золотые пальмовые ветви, наиболее точно попадают в эмоции аудитории. От блокбастеров Греты Гервиг до тихих, почти интимных историй Селин Сон – женский взгляд не просто стал заметным, он превратился в определяющий. Эти режиссеры (или уважительнее называть их режиссерками?) говорят о политике, семье, обществе, культуре, памяти, так, как мужчины просто не умеют. Мы собрали десяток самых ярких имен в актуальном кино, чьи работы формируют кинематограф с женским лицом.
Грета Гервиг (Greta Gerwig)
Авторский голос нового Голливуда – Грета Гервиг – пришла в большое кино через актёрскую калитку. С раннего возраста Грета снималась в независимых и авторских постановках у Ноа Баумбаха, Вуди Аллена и Уэса Андерсона. Затем начала писать сценарии и даже ставить собственные картины – успех и известность пришли к ней после выхода драмы “Леди Берд” и закрепились с появлением новой экранизации “Маленьких женщин”. “Барби” от Гервиг стала не только культурным феноменом, но и самым кассовым фильмом, снятым женщиной.
Хлоя Чжао (Chloe Zhao)
Сценаристка и режиссёрка Хлоя Чжао родилась в Пекине, но образование получала в Лондоне и Лос-Анджелесе, а кинопроизводству училась в Нью-Йорке, так что Голливуд для неё не заокеанская страна грёз. К дебюту Хлоя подошла основательно и сразу впечатлила критиков. Настолько, что третью её ленту “Земля кочевников” взяли в основной смотр Венецианского кинофестиваля, отметили главным призом, а после заслуженно наградили “Оскаром”. Чжао позвали снимать кинокомикс “Вечные”, но хитом картина не стала. Ну, и правильно – авторские ленты ей удаются лучше.
Ава Дюверней (Ava DuVernay)
Документалистика и игровое кино редко пересекаются, но Ава Дюверней пришла к работе с актёрами именно после того, как сняла несколько лент в репортерском и публицистическом формате. После ряда блестяще снятых сериалов Дюверней впечатлила публику исторической драмой “Сельма”, опирающейся на биографию Мартина Лютера Кинга. Эта работа принесла ей десятки призов и номинаций, в том числе на “Золотой глобус” и “Оскар”. За “Сельмой” последовала ещё одна биографическая удача – сериал “Когда они нас видят”. Её кино всегда о справедливости и правах человека.
Жюстин Трие (Justine Triet)
Француженка Жюстин Трие получила профессиональное образование в Национальной высшей школе изящных искусств в Париже – лучшего трамплина к успеху не придумаешь. И очаровательная режиссёрка шансом воспользовалась – первый же её полнометражный фильм стал заметным событием в Каннах, а “Анатомия падения”, вышедшая в 2023-м, получила Золотую пальмовую ветвь и “Оскар” за лучший оригинальный сценарий. Успех позволил Трие встать в один ряд с ведущими европейскими режиссёрами. Её стиль – холодная точность, аналитичность и внимание к гендерным ролям в обществе.
Эмиральд Феннел (Emerald Fennell)
Рискованную нишу выбрала для себя британка Эмиральд Феннел. Она – одна из тех режиссёрок, кто умеет балансировать на грани провокации и сатиры, создавая острые кинособытия. Пройдя серьёзную актерскую школу – Феннел сыграла в “Девушке из Дании”, “Анне Карениной”, “Короне” – Эмеральд дебютировала с шокирующей “Девушкой, подающей надежды”, взявшей “Оскар” за лучший сценарий. Следующей её работой стал психологический триллер “Солтберн”, пронизывающий до костей откровенными сценами и темой болезненной привязанности.
Селин Сон (Celine Song)
Выросшая в Канаде кореянка Селин Сон получила основательное литературное образование, поэтому изначально работала театральным драматургом и сценаристкой сериалов. Наблюдение за тем, как работает камера, привело её в кино, и уже дебютная лента Сон стала мини-сенсацией фестиваля “Санденс”. Картина “Прошлые жизни” получила номинации на “Оскар” и вошла в топы лучших фильмов года по версиям ведущих критиков. Селин – мастер тонкой психологической драмы, работающей на стыке личного и универсального. И недавняя “Материалистка” этот образ только закрепляет.
Корали Фаржа (Coralie Fargeat)
Любовь к кино маленькой Корали Фаржа привил её дед, посещавший с внучкой и её старшим братом каждую парижскую премьеру. Уже в 16 лет юная киноманка видела своё будущее только в режиссуре, но путь к большому экрану и массовому зрителю оказался непрост – нестандартные взгляды Фаржа многим казались пугающими. Полнометражным дебютом для Корали стала история мести “Выжившая”, затем последовала постановка нескольких эпизодов сериала “Песочный человек” и – триумф! – выход “Субстанции”, ленты сколь отвратительной, столь и завораживающей.
Натали Эрика Джеймс (Natalie Erika James)
Не так много женщин-режиссеров пробуют выразить себя через хорроры, поэтому любое яркое высказывание в этой сфере вызывает интерес. Весьма перспективной здесь выглядит Натали Эрика Джеймс, американка, выросшая в Мельбурне и начавшая работу в кино именно в Австралии. Вдали от прессинга Голливуда Натали сняла один из самых колоритных ужастиков последних лет – драму “Реликвия”, демонстрирующую проблемы семейных отношений через призму страхов и терзаний. Успех дебюта привлёк внимание крупных студий – Джеймс пригласили снять приквел “Ребенка Розмари” – “Квартиру 7А”.
Марен Аде (Maren Ade)
Биография Марен Аде – образцовый путь великого деятеля кино. Словно “Спилберг в юбке”, Марен ещё с подросткового возраста не расставалась с ручной кинокамерой, подаренной отцом. Юная режиссёрка снимала семейную хронику, потом стала придумывать сюжеты и логично пришла к короткометражкам. Дебютному большому фильму Аде – “Лес для деревьев” – рукоплескал “Санденс”, вторая лента “Страсть не знает преград” взяла “Серебряного медведя” в Берлине, а третья картина “Тони Эрдман” отмечена “Золотой пальмовой ветвью”. Вершины взяты – сейчас Марен Аде занимается продюсированием.
Куинн Шепард (Quinn Shephard)
Американка Куинн Шепард впервые оказалась на экранах в возрасте пяти лет. К 20 годам её фильмографию составляли уже десяток полнометражных лент и столько же сериалов, и девушке захотелось большего. Взяв деньги, отложенные на колледж, Куинн инвестировала их в съёмки своего режиссёрского дебюта – подростковой драмы “Вина”, получившего в итоге неплохие оценки критиков и зрителей. Вторая самостоятельная работа получилась ярче – Шепард сняла сатирическую комедию “Не в порядке”, в которой высмеивает зависимость от социальных сетей языком их основных заложников.
Заслуживающие по мнению редакции Hi-Fi.ru внимания компактные полнометражные фильмы, продолжительностью до 90 минут, собраны здесь.
9 октября 2025 года