Анимация для взрослых: мультфильмы, которые должен увидеть каждый
Wed, 05 Nov 2025 13:00:02 +0300 Wed, 05 Nov 2025 13:00:02 +0300Даже если вы не фанат жанра
В XXI веке многие виды искусства пережили подлинное перерождение - по-новому проявляют себя живопись и музыка, скульптура и архитектура, а в авангарде перемен всегда идет кино. Но не только “живое”, анимация тоже меняется, она становится глубже, серьезнее и взрослее - сегодня уже никого не удивишь большими полнометражными рисованными или “кукольными” лентами, которые рассчитаны на взрослого зрителя. И дело совсем не в откровенных сценах или обсценной лексике - наоборот, анимация, не стесняясь, говорит о философии, боли, отношениях и потерях. Мы выбрали для вас десяток самых показательных примеров того, что ожившие картинки могут быть большим взрослым искусством.
Персеполис / Persepolis (2007)
Маржан Сатрапи экранизировала собственный графический роман о взрослении девочки в Иране во время исламской революции. Чёрно-белая рисовка “Персеполиса” на бумаге и в кадре словно подчеркивает контраст между свободой и репрессиями, детством и взрослением. Фильм говорит о политике, идентичности, эмиграции и боли утрат и при этом остается глубоко личным. Лента получила Приз жюри в Каннах и номинацию на “Оскар”, став одним из символов авторской анимации XXI века, доказывающим, что мультфильм может быть серьезной социальной драмой, говорящей на языке взрослых.
Вальс с Баширом / Waltz with Bashir (2008)
Еще одна автобиографическая лента - Ари Фольман снял анимационный фильм-документ, исследуя собственные воспоминания о войне в Ливане 1982 года. Уникальный стиль - смесь флэшбэков, сновидений и документальных фактов - позволяет зрителю буквально “погрузиться” в чужую память. “Вальс с Баширом” потряс критиков своей честностью и стал одним из первых примеров использования анимации для документалистики. Финальная сцена картины до сих пор считается одной из самых сильных антивоенных реплик в кино XXI века - за такое и “Золотого Глобуса” не жалко.
Коралина в Стране Кошмаров / Coraline (2009)
Автор “Кошмара перед Рождеством” Генри Селик в свойственном ему стиле перенес на экран повесть Нила Геймана. История о девочке, нашедшей “идеальный” альтернативный мир с пугающей матерью с пуговицами вместо глаз, быстро стала культовой. Формально это семейный мультфильм, но его готическая эстетика, тревожная атмосфера и философия выбора адресованы скорее взрослым. Номинация на “Оскар” и восторги зрителей превратили “Коралину” в образец того, как анимация может пугать не хуже хоррора и попутно рассказывать о важности принятия реальности такой, какая она есть.
Аномализа / Anomalisa (2015)
Живой классик Голливуда сценарист Чарли Кауфман и режиссер Дюк Джонсон сняли философскую драму в сложнейшей технике стоп-моушн со множеством одинаковых и одновременно очень разных персонажей. Это история о мужчине, погрузившемся в рутину и потерявшем вкус к жизни, пока случайная встреча не встряхивает его восприятие. “Аномализа” шокирует своей интимностью и зрелостью, откровенные сцены выполнены здесь с такой деликатностью, что воспринимаются как метафора эмоциональной уязвимости. Лента получила гран-при кинофестиваля в Венеции.
Красная черепаха / La Tortue Rouge (2016)
Совместный проект студии Ghibli и голландского аниматора Микаэля Дюдока де Вита полностью лишен диалогов и представляет собой медитативную анимационную притчу о человеке, оказавшемся на необитаемом острове. Появление загадочной красной черепахи меняет его судьбу и превращает историю в философское размышление о жизни, любви, рождении и смерти. “Красная черепаха” получила Специальный приз жюри в Каннах и номинацию на “Оскар”. Это кино критики обычно называют поэмой в картинках, требующей взрослой созерцательности и зрелого взгляда.
Твое имя / Your Name (2016)
Аниматора Макото Синкая не зря называют “новым Миядзаки” - он обладает талантом ваять удивительные миры, сопоставимые со вселенными “Ходячего замка”и “Моего соседа Тоторо”. В 2016 году Синкая подарил зрителям анимационную мелодраму с элементами фантастики “Твое имя”, собравшую по всему миру более 350 миллионов долларов. История двух подростков, которые неожиданно начинают меняться телами и искать друг друга, перерастает в трагикомическую притчу о судьбе и утрате. Визуальная красота фильма и его эмоциональная сила сделали “Твое имя” мировым феноменом.
Остров собак / Isle of Dogs (2018)
Главный визионер Голливуда Уэс Андерсон создал анимационную антиутопию о Японии будущего, где собак изгоняют на изолированный остров. Когда подросток отправляется искать своего питомца, его путешествие превращается в историю дружбы и политической сатиры. Характерная для Андерсона стилистика в “Острове собак” доведена до совершенства: каждый кадр - это маленькая картина. Фильм получил “Серебряного медведя” Берлинале и был отмечен номинацией на «Оскар». Несмотря на сказочную оболочку, его подтексты - о власти, тоталитаризме и гуманизме - взрослыми легко читаются.
Я потеряла свое тело / I Lost My Body (2019)
Французский режиссер Жереми Клапен решился на вызывающий эксперимент - он экранизировал роман Гийома Лорана и рассказал параллельно две истории: о парне, влюбленном в девушку, и об отрезанной руке, путешествующей по городу в поисках хозяина. Необычная метафора “Я потеряла свое тело” превращает картину в глубокое размышление о памяти, утрате и поиске себя - очень взрослый взгляд на мир. Фильм получил “Гран-при Недели критики” в Каннах и номинацию от американских киноакадемиков. СМИ окрестили его “одним из самых изобретательных анимационных проектов десятилетия”.
Красавица / Belle (2021)
Смешение европейской сказки и японской эстетики дает удивительный результат. Режиссер Мамору Хосода создал современную вариацию “Красавицы и чудовища”, перенесенную в виртуальное пространство - героиня, школьница Сузу, в реальности замкнутая и потерянная, в онлайне становится поп-звездой и встречает таинственного Зверя. Фильм исследует идентичность, травму и социальные сети как пространство самовыражения. Премьера в Каннах вызвала бурные аплодисменты, критики сравнивали картину с “Акирой” по масштабу влияния. “Красавицу” с успехом показали по всему миру.
Пиноккио Гильермо дель Торо / Guillermo del Toro’s Pinocchio (2022)
Гильермо дель Торо вместе с Марком Густафсоном превратили классическую сказку в готическую трагикомедию. Действие нового “Пиноккио” перенесено в Италию времен фашизма, а история ожившего мальчика становится метафорой сопротивления и поиска идентичности. Стоп-моушн-анимация поражает деталями, а тема смерти и потерь звучит с редкой для жанра силой. Фильм завоевал “Оскар” за лучший анимационный полнометражный фильм и стал доказательством того, что анимация может работать в пространстве большой экранной философии не хуже “серьёзного” кино.
10 ярких имён женщин-режиссёров, которые задают сегодня тренды в мировом кино, представлены в этой подборке.
5 ноября 2025 года