Британские ценности

Wed, 11 May 2022 20:51:47 +0300 Wed, 11 May 2022 20:51:47 +0300

Знакомимся с производством серии 800 D3 от Bowers & Wilkins

Британские ценности


Там, где создаются акустические системы топовой серии 800 D3 от Bowers & Wilkins


Полноценное высокотехнологичное производство, не ограничивающееся “отверточной” сборкой, в Европе стало большой редкостью. И тем любопытнее было оказаться в Британии на заводе компании Bowers & Wilkins, где “с нуля” изготавливают акустические системы топовой 800-й серии. А поводом для посещения предприятия стало появление нового поколения этой серии, получившего индекс D3.



Как правило, компании оставляют в Европе лишь head-офис, инженерные подразделения и дизайнеров, а производство размещают в странах Юго-Восточной Азии и Китае. И искать здесь мировой заговор не стоит - только таким способом удается удерживать себестоимость продукции на уровне, позволяющем предложить конкурентоспособные цены. У одного из крупнейших производителей акустических систем британской компании Bowers & Wilkins тоже есть фабрика в Китае, которая, в отличие от многих конкурентов, размещающих OEM-заказы на китайских предприятиях, полностью принадлежит B&W Group.



Здесь производится почти вся номенклатура, предлагаемая компанией, за исключением топовой серии акустических систем с индексом 800 и легендарных “улиток” – B&W Nautilus. Эти колонки продолжают выпускать на фабрике в городе Уэртинг (Worthing), расположенном на юге Англии в графстве Западный Сассекс на берегу Ла-Манша. Кроме собственно производства, здесь расположен учебный центр компании Bowers & Wilkins, который гостеприимно распахнул свои двери перед группой российских журналистов и дилеров продукции B&W Group. Поводом для посещения Туманного Альбиона стало обновление топовой серии 800 акустических систем компании.






По утверждению инженеров компании в новой 800-й серии от моделей предыдущего поколения остался лишь алмазный купол твитера, конденсаторы в схеме кроссовера и акустические терминалы – все остальное было модернизировано. В результате получились колонки с совершенно новым звучанием – еще больше эмоций, ярче впечатления, больше деталей.
Появление нового поколения акустических систем может быть обусловлено несколькими причинами. Часто номенклатуру обновляют просто потому, что “пришло время”. В этом случае зачастую действуют по принципу “не навреди”, сохраняя все достоинства предшественников и ограничиваясь косметическими изменениями в дизайне. В автомобилестроении такое обновление называют прямо – рестайлинг. Порой при разработке акустики случаются настоящие прорывы, как в свое время произошло с появлением алмазного твитера в топовой 800-й серии. Тогда существенная модификация одного элемента конструкции вывело звучание колонок на совершенно новый уровень. К сожалению, подобные революции происходят довольно редко. Чаще случаются небольшие улучшения, но когда их общее количество велико, результат может удивить в не меньшей степени. Именно последний вариант можно смело отнести к третьему поколению D3 топовой акустики от Bowers & Wilkins серии 800.






По утверждению инженеров компании в новой 800-й серии от моделей предыдущего поколения остался лишь алмазный купол твитера, конденсаторы в схеме кроссовера и акустические терминалы – все остальное было модернизировано. В результате получились колонки с совершенно новым звучанием – еще больше эмоций, ярче впечатления, больше деталей.








Попробуем перечислить инновации, которые появились в новой 800-й серии B&W :


1. В среднечастотном излучателе для диффузора использован совершенно новый материал. Используемый Bowers & Wilkins c 1974 года кевлар уступил место оригинальной разработке компании, получившей название “континуум” (continuum), работа над которым велась последние восемь лет. Новый материал в сравнении с кевларом отличается лучшей способностью к демпфированию паразитных колебаний диффузора. Улучшения в этом аспекте не менее серьезны, чем при переходе от бумаги к кевлару.



У новинки схожее с кевларом плетение, но сам материал более гибкий. Серебристый цвет – не естественный для “континуума”, как желтый для кевлара – он просто был выбран разработчиками для серии 800. В других линейках вполне возможно диффузоры будут окрашены в иной цвет. К концу 2016 года этот материал будет запатентован компанией. Тогда можно ожидать расширения использования новинки в других линейках акустики.



2. Материал Rohacell – сэндвич, из которого с 2003 года изготавливаются диффузоры низкочастотных драйверов колонок B&W, тоже претерпел изменения. Теперь у диффузора переменное сечение по радиусу – он толще в середине и тоньше в местах крепления к корзине и катушке. Новое решение получило название Aerofoil. За счет увеличения толщины диффузора в самых проблемных местах улучшается контроль излучения звуковых волн динамиком. Диффузор получился жестче, но за счет перераспределения материалов удалось сохранить неизменным его вес. Разработка Aerofoil заняла год. В будущем это решение будет использовано во всех моделях акустических систем B&W, включая сабвуферы.



3. Неизменным остается в 800-й серии купол алмазного твитера, отличающийся необыкновенной жесткостью при малом весе. Эта совместная разработка Bowers & Wilkins и компании De Beers продолжает устанавливаться в топовые АС компании, поскольку лучшего материала для высокочастотного излучателя по утверждениям инженеров сегодня просто не существует. Но неизменным остался лишь сам купол высокочастотника. Все остальное – катушка, подвес, сам корпус твитера были модернизированы для улучшения и без того исключительного звучания.





4. Использование более мощных вычислительных и программных ресурсов при проектировании и моделировании корпусов акустических систем позволило существенно улучшить поведение кабинетов при воспроизведении музыкального материала. Корпус для среднечастотного излучателя в новой серии 800 выполнен из алюминия, заменившего композитный материал “марлан”. Крылатый металл сочетает в себе жесткость, легкость и прогнозируемые внутренние резонансы. Новую алюминиевую голову для СЧ-излучателя назвали турбинной.







Корпус низкочастотных драйверов был развернут на 180 градусов, в результате чего лишился плоской передней панели, что благотворно сказалось на звучании за счет минимизации дифракционных отражений от корпуса колонки. Драйверы монтируются на специальных металлических подиумах.





Фирменная система внутренних распорок Matrix, увеличивающая жесткость конструкции и эффективно устраняющая внутренние резонансы, в новой серии колонок выполняется из фанеры, а не из МДФ, как раньше. Кроме того, в старших моделях линейки в конструкции Matrix использованы металлические элементы, еще более повышающие жесткость.



При этом, общее количество распорок было уменьшено, а их толщина - увеличена. Подиумы для монтажа басовых излучателей теперь крепятся непосредственно к ребрам Matrix, что увеличивает общую жесткость конструкции АС.



Кроссовер смонтирован на алюминиевой плите, закрывающей колонку сзади. Эта плита заодно служит для охлаждения элементов схемы. Конструкция предусматривает легкий демонтаж как кроссовера в целом, так и отдельных электронных компонентов при техническом обслуживании.







Фирменная система внутренних распорок Matrix, увеличивающая жесткость конструкции и эффективно устраняющая внутренние резонансы, в новой серии колонок выполняется из фанеры, а не из МДФ, как раньше. Кроме того, в старших моделях линейки в конструкции Matrix использованы металлические элементы, еще более повышающие жесткость.
5. Серьезной модернизации была подвергнута и конструкция плиты, лежащей в основании колонки. Плита выполнена из сплава цинка и алюминия и для модели 802 D3 весит 18 кг. В нее интегрирована система, совмещающая транспортировочные колеса и шипы для стационарной установки.



Теперь колонка размещается в нужном месте, после чего шипы при помощи специальных барашков выкручиваются из основания, приподнимая корпус АС над полом и блокируя возможность использования колес. Тем самым существенно облегчается процесс установки тяжелой акустики.



Для предотвращения повреждения напольного покрытия в комплекте с колонками идут подставки под шипы, которые удерживаются на месте при помощи магнитов.



Столь пристальное внимание разработчиков даже к самым мелким деталям подчеркивает высочайший класс 800-й серии Bowers & Wilkins.





А теперь заглянем на фабрику Bowers & Wilkins в Уэртинге, где создаются эти произведения инженерного, дизайнерского и акустического искусства.

Как театр начинается с вешалки, так и любая фабрика начинается с офиса. Чтобы попасть в цеха нужно миновать этот сравнительно небольшой open space.



Здесь же расположилась небольшая выставка готовой продукции.



Цех современного высокотехнологичного производства. Никакой эзотерики.



Исходный материал для корпусов акустических систем



Панели получаются прессованием множества слоев древесины



Сложные профили корпусов низкочастотной секции новой 800-й серии тоже изготавливаются прессованием





Финишная обработка кромок



Плоские элементы системы Matrix нарезает робот



В цеху окраски трудятся не только автоматы, но и люди. Идет покраска турбинной головы новой 800-й серии





Шлифовка тоже пока выполняется вручную. Но совсем скоро на этом участке тоже будут работать роботы. Только автомат способен обеспечить действительно равномерное усилие при шлифовке





Монтаж кроссоверов акустических систем



Склад готовой продукции



Дверь в святая святых любого акустического бренда - безэховую камеру



В плену безмолвия. Находится внутри безэховой камеры сколько-нибудь длительное время очень дискомфортно. Слух не приучен к действительно гробовой тишине



Анатолий Максименко

Редакция Hi-Fi.ru