Создан прототип голографических AR-очков с полным погружением
Wed, 30 Jul 2025 19:00:02 +0300 Wed, 30 Jul 2025 19:00:02 +0300Учёные Стэнфордского университета представили прототип одних из самых совершённых голографических очков смешанной реальности, обещающих радикальное изменение пользовательского опыта в AR и VR. В отличие от современных AR-гарнитур, громоздких и тяжёлых, эти очки очень компактны и лёгки — они сравнимы по размеру с обычной оправой и предназначены для комфортного ношения в течение нескольких часов без усталости и ощущения «тяжёлого шлема» на голове. По словам разработчиков, главная цель устройства — добиться такого уровня визуализации, чтобы пользователь не мог отличить реальную картину от виртуальной, то есть пройти своего рода «визуальный тест Тьюринга».
За инновационным проектом стоит команда под руководством профессора электротехники Гордона Ветцштейна. Работа описана в свежей статье журнала Nature Photonics и стала вторым этапом на пути к революционным носимым голографическим дисплеям. Ранее инженеры уже создали плоский волновод, позволивший значительно снизить размеры и вес подобных устройств. В новом прототипе реализованы ряд сложных инженерных решений: здесь световое поле формируется с помощью MEMS-зеркал, отражающих лазерный луч на поле волновода, после чего специализированный пространственный модулятор света создаёт уже полноценное голографическое 3D-изображение. Обрабатывает данные искусственный интеллект, что обеспечивает максимальную реалистичность картинки.
Толщина оптической системы составляет всего 3 миллиметра от линзы до экрана! Инженеры утверждают, что подобное решение открывает перед голографией совершенно новые горизонты в образовании, индустрии развлечений, виртуальных путешествиях и коммуникации. Для массового пользователя это может означать возможность долгосрочного, полноценного погружения в виртуальные миры без усталости и перегрева, став обычной частью повседневной жизни.
Главное технологическое достижение — рекордное для отрасли сочетание расширенного поля зрения (38° по диагонали) и свободы перемещения зрачка. Объёмное изображение остаётся чётким по всей площади обзора: куда бы человек ни переводил взгляд, картинка не расплывается и не искажается, что как раз и создаёт эффект полного присутствия. Всё это позволяет говорить о появлении самого реалистичного и иммерсивного 3D-дисплея из всех существующих на сегодняшний день.
Однако пока это только прототип — коммерческой версии ждать придётся ещё годы, так как перед командой стоят непростые вызовы дальнейшей миниатюризации, оптимизации стоимости и серийного производства. Тем не менее, тенденция очевидна: именно голография может стать будущим дисплеев виртуальной и дополненной реальности, открывая невиданные ранее возможности для учёбы, развлечений и общения.
30 июля 2025 года
Константин Смородин