Перейти к публикации

Добро пожаловать на форумы АудиоПортала

GaLeX

Уровень шумов в корректорах с пентодами на входе

Рекомендованные сообщения

...если они питаются от одного анодного источника, резистор экранной сетки должен быть 4*Ra.
Привет, Вадим, для такого случая - не менее чем 4*Ra. Напряжение сетки2 можно выбирать от равного анодному и до "сильно меньше". А гасящим резистором, делителем или стабом... - это уж по вкусу. ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Насчет сопротивления в цепи экранной сетки - соотношение Rg2/Ra (и токов) вовсе не обязательно должно быть равно 4. Зависит от проницаемости экранной сетки, у разных ламп она разная. Ну и от разницы Ua и Ug2 тоже зависит. Часто бывает, например, равным 5. Или другому числу, в зав-сти от типа лампы и ее режима. По шумам - да, я спутал с другой лампой. У EF86 указано, что приведенный ко входу шум в полосе 25 Гц -10 кГц не более 2 мкВ при Ua=250 В и Ra до 100 кОм. Rg2 действительно не нормируется.

 

2 Вадим Пузанов:

Субъективно по звуку (на мои уши) оба варианта (и неперепаянный, и перепаянный тоже) позорно продули триодным корректорам. Увы. Звук "жирный" и грязный. Поначалу думал, что из-за шумов, из-за чего и затеял весь сыр-бор. Теперь вижу - нет, не из-за шумов. А критерий прост: к примеру, на триодном корректоре-"дробовике" хочется слушать больше и дальше, на этом - нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

4) Разделительный конденсатор 0,022 мкФ. При гридлике в 470 кОм это как раз (примерно) дает RIAA-78..

 

Скажите, а зачем портить корректор этой риаа- 78?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А у меня почему-то (после того как более-менее отработал т.с. "свою" схему "пентодного" корректора) триодные ( в том числе и "дробовые" 6с7б-6с6Б и т.д.) наоборот,чаще всего "продувают" пентодному; в наименьшей степени "продул" (ну, или может быть и не "продул" почти, были свои проблемки корректного сравнения) 3-каскадный с разнесенной коррекцией, но, согласитесь, это уже "совсем другая история", "другого калибра".

"Что я не так делаю? :( " (С)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
...соотношение Rg2/Ra (и токов) вовсе не обязательно должно быть равно 4.
Конечно, я и написал:
Напряжение сетки2 можно выбирать от равного анодному и до "сильно меньше".
Соответственно, ни о каком "цифровом" соотношении речь и не идёт.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Например, возьмем еф13 - в типовом рабочем режиме ток анода около 5 мА, ток второй сетки - около 0,5 мА. :) Совсем не 2, не 3, не 4....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А у меня почему-то (после того как более-менее отработал т.с. "свою" схему "пентодного" корректора) триодные...чаще всего "продувают" пентодному...
Потому что "отработал схему". Наши пентодные опусы на E180F, 6AU6 и 6AC7 также оказались в фаворе, "обыграв" триодные. ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
к примеру, на триодном корректоре-"дробовике" хочется слушать больше и дальше, на этом - нет.

Первые три корректора "качественный "+вариант Манакова и "райская птица" у меня тоже были триодными ,а как же иначе? везде ведь тогда писали ,что триоды это мол круто ,все остальное так, на любителя...

решил не останавливаться на этом, тем более со "звуком" как -то не складывалось. Первые и последующие эсперименты с пентодом на входе сразу вдохновили. Были 6э5п+6н30п Ульянова, народные Комисарова ,Тореса,"Неофит" Макарова,Сергеева.После всего этого на "триодные уже ,что-то совсем не тянуло.Изнеженные триодные какие-то , а потому и слабые:D ,ИМХО разумеется.

Возможно результаты Ваших сравнений это частный случай,результат -влияние других факторов ,не ламп, попробуйте набрать статистику .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

2 GaLeX

Если всё так уж грязно, жирно и позорно, то перед тем, как выбрасывать пентодный корректор, попробуйте все же обвешать его антизвонными резисторами, дроселечками и даже махонькими конденсаторами на землю. Авось какой-нибудь подвозбудик высоко - высоко.

А питание у корров одинаковое? А то часто у триодных - схема классика винтажная - кенотрон, бумага в масле, да и той не много. А у пентодов, подразумевающих отсутствие предрассудков и победу инженерной мысли - стаб на ирф и электролиты обильно сдобренные полиэстром.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так, ребята. "Слушал я Вас всех тут терпеливо, долго и внимательно, и наконец-то понЯл, ну и дураки же Вы все" А. Райкин.

На выходных сделаю EF86 + 5687 (получил 8 штук) c разделительным конденсатором, о результатах отпишусь. Потому что все рассуждения слишком противоречивы. Со слов я не понимаю, как звучит. Естественно, сравню оба варианта.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
на триодном корректоре-"дробовике" хочется слушать больше и дальше, на этом - нет.

Александр, подожди пару дней, как я и написАл в предыдущем посте.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

4) Разделительный конденсатор 0,022 мкФ. При гридлике в 470 кОм это как раз (примерно) дает RIAA-78..

При чём тут частота среза разделительной цепочки и РИАА 78. Конденсатор при гридлике 470 кОм должен быть никак не меньше 0,1 мкф.

5687 допускает максимальное значение резистора утечки 1 мОм. Что бы не напрягать каскад на EF86 (в аноде 120 кОм по постоянке), делаем резистор утечки 680 или 750 кОм и разделительный 0,1 мкф. Выше крыши. ну да ладно, практика покажет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
При чём тут частота среза разделительной цепочки и РИАА 78.
Александр видимо хотел подзавалить НЧ, что в RIAA-78 и реализовано. При этом вопрос Евгения из #54 можно лишь повторить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Есть одна тонкость-"собрав и обмерив винил-корректор по схеме А.Бокарева на EF-86 + 6Н6П , (правда, с коррекцией по-Одесски на входе)",может именно в ней и скрыта причина разных впечатлений от одного и того же схемного решения?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Есть одна тонкость-"собрав и обмерив винил-корректор по схеме А.Бокарева на EF-86 + 6Н6П , (правда, с коррекцией по-Одесски на входе)",может именно в ней и скрыта причина разных впечатлений от одного и того же схемного решения?

Вить, тут, блин из одинаковых продуктов у разных людей получаются ну совершенно разные блюда, и в музыке, нот всего семь, а сколько..... и т.д.

Повтори, если не сложно, что за коррекция по Одесски на входе

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Доброе время суток всем!

- По поводу RIAA-78: увы, мои АС не имеют достаточного запаса по перегрузке на НЧ, чтобы позволить пропускать инфраниз от коробленных, волнистых дисков и просто дисков с неровной, как бы мелкобугорчатой поверхностью (есть такие у Мелодии). На всех этих неровностях, даже если они не видны, и даже при RIAA-78, помеха от не задушенного до конца собственного нижнего резонанса тонарма легко может достигать уровня -10 дБ и выше (если кто не верит - могу выложить, как это выглядит). Все это летит в относительно нелинейные каскады усилителя мощности, в трансформаторы (им это тоже не сильно в радость). Поэтому из двух зол выбираю меньшее - режу низы, тем более что музыкальной информации там немного, да и АС работают не от 16 Гц. Компромисс, причем очень жестокий. Ну не хай-эндная у меня система! Отнюдь не настаиваю на этом решении - выбрал его для себя и никому не навязываю.

По поводу постоянной времени: у RIAA-78 она 7950 мкс. Для резистора 470 кОм это дает емкость 0,0169 мкФ.

- Подвозбуда не видно, антизвонные элементы на месте, ВЧ-дроссели тоже. Лампы подобраны по спектрам виброшумов (кои, кстати, и дают во многом тот или иной окрас звука у тех или иных ламп).

- Все корректоры у меня питаются от "тех самых" стабилизаторов на "тех самых" IRF, так что здесь корректность сравнения ИМХО соблюдена.

"Что я не так делаю? " (С)

- Да все так. На вкус и цвет товарища нет, у меня одно впечатление, у других - другое. Мне вот не по душе пришлось, к примеру, звучание ламп 6Э5П и EC360 в оконечном усилителе. (Когда заменил 6С41С на EC360 - моим ушам стало сильно хуже). А когда заменял 6Э5П на 6Ж11П и даже (о ужас) на 6Ж9П - становилось лучше. А другие, наоборот, в восторге от 6Э5П и ЕС360 (не обязательно в связке). И имеют на это право.

И могут энергично протестовать против моего субъективного мнения. Тут чистый субъективизьм. Правда, посмотрев спектр виброшумов имевшихся у меня 6Э5П, я неожиданно для себя нашел объективные объяснения моим субъективным впечатлениям в виде мощного острого пика в районе 4 кГц. У ЕС360 ничего такого нет, но каскад на них имел более высокий Кг (при прочих равных, "перетыком" с 6С41С). 6Э5П при низковольтном питании с точки зрения нелинейных искажений - жуть. Субъективные ощущения были ДО измериловки, так что "эффекта плацебо" тут нет.

Для кого-то звук "живой", а для меня этот же звук "грязный", с визжащей флейтой и воющей скрипкой... А звук, нравящийся мне, кому-то может показаться мерзким. Все мы разные. Далее, противопоставление триоды--пентоды не верно. Возможно, какой-то пентод даст в моей системе подходящий звук, переиграв триод.

Wizard об этом писал. В одном случае "лучше" одно, в другом - другое.

 

Казалось бы, виброшумы можно одолеть виброизоляцией. Ан нет. Есть статья К.Мусатова "Почему вакуумный триод звучит музыкально". Сказанное там про музыкальный сигнал справедливо не только для триодов, если речь идет о возбуждении колебaний электродной системы переменным электрическим полем между электродами лампы при усилении сигнала.

 

Далее, звучит-то вся система. В моей более гармоничными оказались триодные коры, у кого-то "гармонизация" лучше с пентодными. Я написал о первом, "с лету", впечатлении. Хотя обычно оно самое верное, но, возможно, девайс просто еще не приигрался. У меня и с триодными было такое. Потом, АС у меня дают "сочный" звук, и с данным кором, добавившим еще "сочности" на нижней середине, получился перебор в сторону гулкости. У кого АС дают более "сухой" звук - там такой кор может выправить эту "сухость". И т.д., и т.п. Так что никакой трагедии тут нет.

 

Вдогонку - "коррекция по-Одесски на входе" - это когда завал ВЧ с тау=75 мкс делается прямо на входе с помощью LR-цепочки из собственной индуктивности головки и резистора на входе корректора.

Для моей AT440MLa с L=480 мГн и активным сопротивлением 780 Ом получается примерно 5 кОм (вместо 47 кОм) на входе.

Еще вдогонку: (1) цепь коррекции в аноде при этом выглядит так: 100 кОм и 11 кОм последовательно, параллельно 100 кОм - конденсатор 0,032 мкФ, параллельно 11 кОм - конденсатор 820 пФ (его по идее вообще не должно быть, он выправляет "виниловый резонанс" на ВЧ, в результате АЧХ с пластинки укладывается на ВЧ в допуск +-1 дБ. Рецепт годен ТОЛЬКО для АТ440МLa). (2) С Градо такая коррекция не реализуема в принципе из-за L=44-48 мГн.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

- Все корректоры у меня питаются от "тех самых" стабилизаторов на "тех самых" IRF, так что здесь корректность сравнения ИМХО соблюдена.

 

Извиняюсь , может я что-то пропустил,но что за "те самые" IRF ? И ЧЕМ ТАК ХОРОШИ? Если они обладают специфическим подчерком ,то это скорей не совсем хорошо.

Прозрачность звучания корректоров ,например,с ламповым стабами столь высока ,что звук резко меняется при замене любого элемента такого стаба.

Кстати, постом выше вы признали что звучат все-таки не лампы .а лампы плюс окружение, да еще плюс внешнее окружение,что гораздо ближе к истине.:D

Что касается собственно темы ветки,то в кор-ре скажем на 6ф12п проблемы с шумами пентода где-то вообще на последнем месте ,что хорошо слышно и без всяких измерений. Не считая конечно всевозможных урчаний и шкворчаний на начальном этапе включения,обусловленных механическими деформациями элементов внутри лампы и перепугавших в свое время не одного самодельщика гы-гы

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня,кстати,вот воевал с выходом своего сидюшника,который сделан у меня двухкаскадным(это бывший корректор на EF86+6Н6П с трансом на выходе).Усиление,скажем так,великовато,но зато с запасом:D .Не так давно обратил внимание,что в паузах шип стоит,хотя изначально вроде такого не замечал.Когда конструкция была еще корректором шум был,конечно,но совсем самую малость.Грешил на EF86,но выдернув их из панелек, шип не прекратился.Потом вспомнил,что для снижения усиления заменил 6Н6П на 6Н30П-ЕВ.И сейчас вот грешу на этот выходной каскад.Блок питания выносной кенотронный,в блоке самого выхлопа сразу при входе питания стоят кондеры полипропилены,так же поставил дроссельки на феррите от ВЧ помех.Питание отключаешь шипение не исчезает.Шипение напоминает розовый шум.И раздал свои 6Н6П,как назло,можно было бы проверить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый день всем!

"Те самые" - это про которые упоминалось в посте 60:

А у пентодов, подразумевающих отсутствие предрассудков и победу инженерной мысли - стаб на ирф и электролиты обильно сдобренные полиэстром.

Стабилизаторы для триодных коров делались по схеме А.Карпова - "Высоковольтный стабилизатор с малым уровнем пульсаций". ИМХО, очень качественная схема. Правда, в корректоре EF86-6Н6П схема стабилизатора другая - она ближе к схеме того же Карпова "Простой высоковольтный стабилизатор". Разница только в том, что вместо довольно сильно шумящей TL431 - прецизионный стабилитрон с гораздо меньшим уровнем шума. Причина - первая схема стабилизатора не особо высоковольтна, а непосредственная связь каскадов этой высоковольтности как раз требует.

Как по мне, так если элементы стабилизатора сильно влияют на звук - что-то сделано не так.

Кстати, постом выше вы признали что звучат все-таки не лампы .а лампы плюс окружение, да еще плюс внешнее окружение,что гораздо ближе к истине.

Естественно. Влияет (в той или иной степени) все. В том числе, к примеру, сопротивление утечки катод-подогреватель (и сильно!) Отсюда понятно, что и цепи накала должны быть сделаны не абы как. И т.д.

И это все, по-моему, на этом форуме давно известно.

Но если развязка по питанию сделана качественно - "питателя" не должно быть сильно слышно. Хотя спектр пульсаций на выходе, скажем, кенотронного и полупроводникового выпрямителей - весьма разный. Ну так эти пульсации до анодных цепей кора вообще не должны доходить - и плевать тогда на их спектр. То же и с накалом.

К примеру, стабилизаторы Карпова "с малым уровнем пульсаций" обеспечивают амплитуду пульсаций на выходе не более 1 мВ. Фильтры данного корректора ослабят этот уровень примерно на 40-44 дБ для второго каскада и на 90-93 дБ - для первого, что относительно номинального уровня входного сигнала составит примерно те же -90-93 дБ на частоте 100 Гц (на остальных - гармониках этой частоты - гарантированно намного ниже). Noise floor на этой частоте у всех коров, как видно из спектров, лежит на том же уровне (-85-90 дБ). "Любимый город может спать спокойно". Электромагнитные наводки и пролезание помех по цепям накала, как видно из тех же спектров, представляют из себя гораздо бОльшую проблему.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Совершенно верно подмечено, что в корректоре с пентодом на входе требования к качеству питания первого каскада более жесткие, чем в случае триода, что вполне естественно. Кроме того, это одна из причин, по которой, например, АМЛ рекомендует применять включение корректирующей цепи "с анода на землю", а не "с анода на плюс питания", что в лексиконе многих форумчан превратилось в технически абсолютно "кривые" названия - "коррекция в аноде" и "коррекция в сетке".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Один из корректоров,а именно на ME1400+E80CC,накал обеих ламп запитан переменкой,и совершенно нет ни наводок,ни фона.Единственное есть небольшой гул,но это из-за магнитного поля рассеивания сетевого транса.Вынести его в отдельный блок и нет проблем.А вот сравнивая коррекции в аноде-либо на плюс питания,либо в землю я все же остановился на варианте в землю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как по мне, так если элементы стабилизатора сильно влияют на звук - что-то сделано не так.

Позволю себе еще раз не согласиться .:D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
например, АМЛ рекомендует применять включение корректирующей цепи "с анода на землю", а не "с анода на плюс питания", что в лексиконе многих форумчан превратилось в технически абсолютно "кривые" названия - "коррекция в аноде" и "коррекция в сетке".

Я помню это обсуждение на форуме у Шабада... только кажется все было наоборот в хронологической последовательности, сначала аудиопортальцы и остальные самодельщики понаделали корректоров с "коррекцией в аноде" и остались довольны , а потом уже Лихницкий "запретил " коррекцию в аноде из -за якобы неравнознчности по переменке плюсового и земляного провода(что кстати совсем не противоречит физике,лишнее подтверждение тому-попытка "выравнить" шины мегафарадами ,как известно, имеет место).

Однако вывод Лихницкого о порочности коррекции в аноде скорее всего неправильный так как негативные последствия включения такой коррекции никак не подтверждаются на практике.Известно достаточное кол-во отлично звучащих корректоров с "коррекцией в аноде".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
...Лихницкий "запретил "...
Начальник велел.(С) "+" и "0" эквипотенциальны по переменному напряжению. Должны быть. ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.




×
×
  • Создать...