Перейти к публикации

Добро пожаловать на форумы АудиоПортала

agog

Звуковая катушка от и до

Рекомендованные сообщения

Уважаемые форумчане, как вы знаете, при конструировании динамиков маловажных вопросов нет, но, на мой взгляд, камнем предкновения всегда является звуковая катушка ГГ. А именно ее кол-во слоев и их коммутация, габариты (высше зазора или внутри зазора), спрособы намотки (т.е. конструкив). Таким образом, проблема весьма сложная и комплексная.

 

Задача же состоит в нахождении оптимального конструктива звуковой катушки ГГ, соединяющего лучшие наработки и компромиссы.

 

Я в настоящий момент рассматриваю несколько типов и видов конструкций ЗК, таких как:

 

1. Стандартный способ намотки. Точнее двухрядная катушка с непрерывной намоткой. Т.е. мотаем сверху вниз, а затем снизу вверх. Т.о. оба слоя соединены последовательно и намотаны в одну сторону, но в разных направлениях.

 

2. Условно назовем его «Способ Партриджа». Это когда мотается первый слой, затем провод поднимается наверх к началу первого слоя и сверху мотается такой же второй слой. Соединение слоев последовательное, намотка слоев в одну сторону.\

 

3. Намотка катушки в один слой с естественным снижением мощности конструкции.

 

4. Двухслойная намотка с параллельным соединением слоев (снижается сечение проводаи индуктивность катушки).

 

5. Катушка Мангера (см. Аулиопортал) – однослойная и двуслойная, с зазором и без между частями.

 

Любой из способов с включением КЗ витка. Т.е. спайка/сплетение очищенных участков провода с краю/ в середине одного из слоев катушки.

 

Так же очень интересует ваше мнение касательно т.н. «Катушки Кондо».

Поэтому прошу вас конструктивно высказаться на этот счет не жалея догм но в рамках здравого смысла.

Coils.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я так понимаю, что запал по изготовлению динамиков схлынул. Или все настолько уже коммерсанты, что делиться даже гипотезами никто не хочет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Я так понимаю, что запал по изготовлению динамиков схлынул. Или все настолько уже коммерсанты, что делиться даже гипотезами никто не хочет?

Наберитесь терпения, здесь свободный обмен информацией, никто никому ни чем не обязан. Соблаговолят ответить - ответят...

По существу вопросов:

Для ШП, на мой взгляд, оптимальны однослойные катушки плоским проводом на ребро.

О мангероской катушке есть информация не только в сети, но и здесь в ветке о свободных излучателях.. Катушка Кондо некий вариант Мангера, только одна из катушек намотана на керне и включена параллельно со зв.катушкой. Смысл - снижение, причем значительное, индуктивности с ростом частоты.

Во вложении импеданс 15ШП с катушкой на керне и без нее.

????????.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Говорят что если при подключении перепутать полярность, то динамик как бы буде работать в обратную сторону, так ли это и если да то как понять по катушке где этот самый +,а где -?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В обратную не будут работать:D , Или в фазе или в противофазе..Про фазировку вторичной обмотки например тех же Выходных трансформаторов писали,с фазировкой любых динамиков с катушкой то же самое батарека-1,5В и примерно 5мин работы...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

agog.[/b ]На Hi-Fi.ru Пытаются развести М.Уракова на конструктив катушки Кондо. Он вроде как бы является, опять же вроде

единственным знатоком и хранителем тайны данной катушки.

Там прозвучало предположение о конструкции данной катушки Кондо, которое соответствует пункту за №2 вашего сообщения.

Бают Кондовская катушка сама по себе. Без всяких там керновых катушек.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

При плюсе диффузор должен дернуться вперед, это правильная работа музыкального инструмента. Долго не держите, а то сгорит катушка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Про фазировку вторичной обмотки например тех же Выходных трансформаторов писали

 

Можете ссылку дать почитать

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Задача же состоит в нахождении оптимального конструктива звуковой катушки ГГ, соединяющего лучшие наработки и компромиссы.

 

Я в настоящий момент рассматриваю несколько типов и видов конструкций ЗК, таких как: ....

 

Вы сами какие катушки из названных пробовали хотя бы наматывать? Может испытания какие проводили в связи с этим.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Можете ссылку дать почитать

 

Про фазировку тех же Выходных трансформаторах с помощью подачи кратковременно на вход не очень большого постоянного напряжения ,читал здесь в темах по ламповым усилителям-писал А.И.Манаков,в какой конкретно не помню.Про "фокусы " с батарейкой и динамиком..известно давно.Большие диффузоры видно визуально,для мелких вч нужна сноровка.В старые времена иногда просто путали на динамиках маркировку обозначение + и -(приходилось с помощью батарейки проверять).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Вы сами какие катушки из названных пробовали хотя бы наматывать? Может испытания какие проводили в связи с этим.

 

 

Мотал катушки 1 и 5 из первого поста. Были и overhung и underhung. Мангер оказался предпочтительнее. Микродинамика и тоновые переходы натуральны и звучание вовлекает. Хотя бы и моталось в 2 слоя. Однако я помню как звучат Кондо и знаю что это не сравнить. Динамик на базе 10ГД-30 подвес замша, спайдер - пресшпан 1 мм, диффузор - бумага 5 гр. пропитан даммарным лаком, каркас звуковой катушки - электрокартон 0,1 мм. Сейчас в разборе ждет катушку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Мотал катушки 1 и 5 из первого поста. Были и overhung и underhung. Мангер оказался предпочтительнее. Микродинамика и тоновые переходы натуральны и звучание вовлекает. Хотя бы и моталось в 2 слоя. Однако я помню как звучат Кондо и знаю что это не сравнить. Динамик на базе 10ГД-30 подвес замша, спайдер - пресшпан 1 мм, диффузор - бумага 5 гр. пропитан даммарным лаком, каркас звуковой катушки - электрокартон 0,1 мм. Сейчас в разборе ждет катушку.

 

Видимо делаете достаточно широкополосный динамик. Если есть где намагнитить МС, то очень полезно было бы её разобрать и внутрь отверстия верхнего фланца вклеить на БФ очень ровненько и плотно полоску хорошего трансформаторного железа толщиной где то 0.2 мм. И зазор сузите ( он там здоровый, около 1.45 мм ) и несколько повысите индукцию и звучать будет получше, особенно если воткнёте катушку с № 4.

С уважением Сергей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

4. Двухслойная намотка с параллельным соединением слоев (снижается сечение проводаи индуктивность катушки).

 

Опробован почти такой же вариант, только с трехслойной катушкой и параллельным соединением. Прямое сравнение на слух вызывает спорный вариант. Частотные характеристики естественно имеют разницу, опять таки конструктив. Из-за более тонкого провода, в трехслойной, получается преобладание в СЧ/ВЧ диапазоне. Так же прямое сравнение в итоге не принято к отправной точке. Невозможно соблюсти принципиальную одинаковость в электрических и геометрических параметрах катушек.

Поэтому сравнивать все вышеуказанные коммутации катушек (их слоев) и подвести всё под один знаменатель, работа не благодарная. Каждый конструктив под свою динамическую головку и частотный диапазон.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Заменял провод 0,224 мм и на 8х0,08, и на 5х0,1. Сразу и всем пучком. Правда у динамика 10ГД-34. Вверх диапазон не очень сдвинулся, если сдвинулся вообще.

Масса провода как и сечение, как и сопротивление осталось неизменным. Смысл только в более плотном уложении провода. Жаль не очень серьёзно отнёсся к этому. Не осталось никаких записей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Заменял провод 0,224 мм и на 8х0,08, и на 5х0,1. Сразу и всем пучком. Правда у динамика 10ГД-34. Вверх диапазон не очень сдвинулся, если сдвинулся вообще.

Масса провода как и сечение, как и сопротивление осталось неизменным.

 

Как то не получается на 4 ома.

0,224 мм. 8,98 м. = 3,2 гр.;

0,1 мм. 5х8,88=44,4 м. = 3,22 гр.;

0,08 мм. 8х12,5=100 м. = 4,64 гр.

Каков выигрыш? Желание тонким проводом расширить частотный диапазон в ВЧ область путем увеличения массы подвижной системы, это не получится.

Общее сечение проводов 0,224-0,0394 кв.мм. и 0,08(х8шт.)-0,0401 кв.мм., а в данной катушке 4,334 и 6,1495 кв.мм. тоже не равны. А геометрические параметры?

Я же писал, не получится подвести под общий знаменатель.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я совсем не желал поднятия в сторону ВЧ. Верней даже не думал об этом. Был просто эксперимент по увеличению плотности намотки. Приближение к ленте.

Завтра тоже всё посчитаю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну во первых 4-х омные головки почти никогда не бывают по постоянке равны указанному в паспорте.

Оперируя данными из моего справочника, для ПЭВ-2 0,224 при длине провода в 8,225 метров для 3,6 ом.

Вес катушки на проводе ПЭВ-2 0,224 =3,0гр. S=0.0394мм.кв.

-/-/-/-/-//-/-/-/-/-/-/-/--/-/-/-5х0,1=3,126 гр. S=0,0392мм.кв.

-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-8х0,008=3,29гр. S=0,04мм.кв.

Разницу по сечению в несколько единичек тысячных, а по весу в 3 десятых грамма при повышенной плотности намотки считаю вообще недостойной внимания.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Заменял провод 0,224 мм и на 8х0,08, и на 5х0,1. Сразу и всем пучком.

тут понятно 8 проводов по 0,08 мм.

 

 

-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-8х0,008=3,29гр. S=0,04мм.кв.

и тут понятно 8 проводов по 0,008 мм.

 

А в итоге какое сечение то? Восемь сотых или тысячных? Как можно такие параметры считать недостойные внимания?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да. Ошибся на один нолик. Но Вы же как человек грамотный знаете, что такого медного провода (0,008 мм в диаметре) в природе не существует. И явно видите, что эта запятая - опечатка. Я бы всё понял и простил.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я не осуждаю, мне просто стало интересно может действительно такое может быть. Без обид.

Я с катушками давно экспериментирую, не получается что бы во всей полосе "Убить всех зайцев". Пробовал даже многослойные катушки с разными диаметрами проводов. Всё равно кинетическая энергия проводника работает по закону Фарадея и силе Лоренца (вернее в обратном направлении) и действие ЭДС в магнитном потоке тонких проводов не работает. Работают только катушки с более толстыми проводами. Это видно при измерениях когда отключаешь катушки с тонким проводом. А вот когда отключаешь катушку с толстым проводом картина становится интересной. И не менее интересно когда включаешь катушку с тонким проводом в противофазе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Elacom Дак что тут интересного? У катушек с тонким проводом сопротивление больше, ток меньше. Эксперимент был бы адэкватен, если бы через катушки шел равный ток (н-р последовательное фазное и противофазное включение). (Уж извините, но что-то говорит, что катушки подключали параллельно).

 

Меня вот интересует другое: почему в методе 2 (Партридж) общая индуктивность получается меньше, чем в методе 1(обычный)?

 

Также Рутковский уверяет, что можно намотать 2 катушки с одинаковой высотой/диаметром и одинаковым проводом и так, что их индуктивности будут сильно различаться (т.е. разница только в способе намотки). Возможно ли это? Я себе такого без противофазных витков не представляю.

 

Следующее сравнение: плоский провод двойного СЕЧЕНИЯ и 2 слоя круглого одинарного сечения впараллель. В чем будет разница?

 

Шальная мысль: если мотаем 2 слоя впараллель, то надо чтобы катухи были абс. одинаковыми (если мотать "слоями", они получаются разными из-за разных диаметров). Соответственно надо мотать со смешением слоёв. Технологичной такую обмотку не назовёшь - провод пол витка идет по внутреннему слою, пол витка по наружному ... или целый виток там, целый тут. Видимо, в пол-вика хуже т.к. с одной стороны катушки провод будет только на внутреннем слое, на другой - на внешнем.

 

Еще варианты извращений:

Следующий вариант - Мангер+Партридж (обе Мангеровские по-Партриджевски)

Следующий вариант - "перекрестный Мангер" т.е. внешний слой нижней катушки соединяется последовательно с внутренним слоем верхней (но тогда пропадает "суть" Мангеровской катухи)

 

Жаль, никто не лицезрел "катушку Кондо".

 

Сколько витков надо намотать на керн (назовём это Компенсационной Катушкой), чтобы компенсировать изменение магнитного поля из-за ЗК (подключаем последовательно ЗК и КК в противофазе)?

Еще почему-то кажется, что кол-во витков КК для компенсации изменения магнитного потока и для компенсации индуктивности ЗК будет разным. Получается, что КК желательно мотать в зазоре. Мотать медью - сильно увеличим ширину зазора, можно мотать железом, тогда увеличится активное сопротивление. (но чем не вариант :-) ???)

 

И еще объясните плиз "механику" Мангеровской катушки. Катушки включены впараллель, одна выходит из МП зазора, другая "входит". У той, которая входит противоЭДС увеличивается, которая выходит - уменьшается, соотв. ток через катуху в зазоре уменьшается, через ту, что вне зазора - увеличивается. Налицо "непроизводственные потери". А на слух - вроде как лучше. Почему????

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Доброго времени уважаемые форумчане,не пинайте сильно,я со своим вопросом.

В чём будет разница по звуку,между 8ом катушкой и 2*4ом в параллель одинаковым проводом(без учета трудностей для усилителя)?

Сопротивление и длинна каждого витка в обоих случаях будут одинаковы,количество витков тоже одинаковое.Мне кажется,что и силы действующие на катушки должны быть одинаковы?Вот только индуктивность?Разъясните пож-та,умудренные?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1. Если вопрос про катушки у которых:

- одна катушка на каркасе 8 Ом;

- две катушки на одном каркасе по 4 Ом включенных параллельно (2 Ом в итоге).

2. Конструктив динамика одинаковый.

Разницу будет слышно в уровне развиваемого звукового давления. Закон Ома работает как часы. Так же будет изменяться АЧХ головки. Нужно в этом случае учитывать параметры выходного каскада усилителя с его вых. трансом. (если он ламповый). Там нужно смотреть как был расчитан транс под сопротивление нагрузки со всеми остальными параметрами используемыми при расчете.

А если сравнивать тупо подключив и всё, то линейность высокоомной катушки будет выше. И частотный баланс у динамика с 8 Ом катушкой будет смещен в сторону верней середины, а у 2 Ом в низ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


×
×
  • Создать...