Перейти к публикации

Добро пожаловать на форумы АудиоПортала

RX_man

О резонансах тонарма и правильной настройке

Рекомендованные сообщения

В последнее время в темах про головки бурно обсуждались методики подбора "тяжелых" и "легких" тонармов под определенные головки.

 

Попробую проиллюстрировать примеры неправильной и правильной настройки пары тонарм + головка.

 

Для этого воспользуемся оцифровкой и редактором.

Открываем в редакторе оцифровку и смотрим.

Первое, что мы видим - это ифранизкочастотные колебания, которые наблюдаются на всей звуковой дорожке, они складываются с полезным сигналом.

Мы можем измерить период колебания - это примерно 0,16сек, т.е. частота около 7Гц.

Далее - колебания фактически не затухающие, т.е. резонанс имеет высокую добротность. Амплитуда достигает -27дБ.

См. вторую оцифровку, убеждаемся в системности дефекта.

 

Что можно порекомендовать в таком случае?

1. Применить головку с меньшей гибкостью кантеливера, поднять частоту резонанса до положенных 11Гц. Увы, "облегчить" тонарм намного сложнее, чем "утяжелить".

2. Применить вязкостное демпфирование тонарма, чтобы уменьшить добротность.

 

Колебания должны полностью отсутствовать. См. иллюстрации.

 

Для примера использованы оцифровки Михаила К и моя оцифровка.

R1.JPG

R2.JPG

R3.JPG

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Евгений, а кто "положил" именно 11? чем неправильны 7 Гц по Лихницкому?

 

"По Лихницкому", как и по науке правильно 11.

Правильно потому, что ниже начинаются колебания от коробления пластинки, 10-11Гц это середина диапазона, в котором ничего нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Странно. буквально недавно читал в одной из его статей подробно про. там было - сейчас вспомнил - 8. выше - лезет в звук.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Странно. буквально недавно читал в одной из его статей подробно про. там было - сейчас вспомнил - 8. выше - лезет в звук.

 

Цитирую отсюда: http://shabad.ru/forumaml/showpost.php?p=38831&postcount=17

 

Эффективную массу тонарма полезно знать на стадии выбора тонарма под конкретную полюбившуюся вам головку звукоснимателя из расчета , что частота основного резонанса с учетом вертикальной гибкости подвижной системы головки должна располагаться на частоте не ниже 11 Гц.Эта частота теоретически обоснована в работе Ханта "Рациональное проектирование звукоснимателей"опубликованной в JAES в 1962 г.

Частота 11 Гц соответвует равенству максимальной апмплитуды полезной вертикальной модуляции канавки музыкальным стерео сигналом и вредной вертикальной помехи , вызванной короблением средне статистической стерео грампластинки( хотя реально все намного хуже).

Вредность вертикальной помехи даже не в том ,что она вызывает раскачивание дифузоров нч громкоговорителей .В конце концов можно поставить в корректор фильтр ограничивающий НЧ. Главная неприятность в том, что на покоробленой пластинке из за вертикальных колебаний тонарма относительно ее поверхности игла юзает вдоль канавки и таким образом вызывает дополнительную легко слышимую детонацию при воспроизведении грамзаписи.

Какие аудио наука предложила средства борьбы с этой детонацией?

Демпфирование основного резонанса :

а) вязкое (как у Грея)

б) динамическое (как у Дюал 701 )

в) вязкое динамическое ( как у моего Корвете 003)

Предельно возможное уменьшение динамической массы тонарма

( этот путь еще не пройден , но применение пружинки вместо противовеса позволяет это сделать).

Применение короткого тонарма для воспроизведения вертикальных колебаний и длинного для поперечных . В этом случае эффективная масса тонарма много меньше для вертикальных колебаний чем для поперечных. ( примеры Дайнавектор и естественно мой тонарм из велосипедного насоса)

Теорию этих вопросов Вы можете найти в моих статьях:

http://www.shabad.ru/aml/About%20rol...%20springs.htm

http://www.aml.nm.ru/dempfirovanie.htm

http://www.aml.nm.ru/tonearm.htm

http://www.aml.nm.ru/power2.htm читать " О НЧ-резонансе звукоснимателя"

В этом разделе пересказывается статья Ханта.

 

Хотя, должен заметить, что с вязким демпфированием я экспериментально пришел к настройке "по звуку" на частоту 9Гц.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А зачем так сложно?:beer: Ведь при использовании соответствующих дорожек с тестовых пластинок резонанс системы: звукосниматель - тонарм, легко определяется на слух и глаз, даже без протирки оптической оси последнего!гы-гы Ну а дальше - дело шаловливых ручек и той части тела, к которая ими управляет.:ku)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А зачем так сложно?:beer:

Причем эта сложность только уводит нас в сторону от существа вопроса.

С этой сложностью получается, что у меня (как у всех нормальных людей) тонарм имеет массу и гибкость подвижной системы и приведенная к игле масса звукоснимателя образуют колебательную систему.

Берем мой честный корректор по схеме УПТ с полосой от 0 до 100 кгц и видим резонанс на 7 или 8 Герцах. Делаем вывод - резонанс это очень плохо.

Теперь берем корректор Евгения на индуктивностях у которого в каждом каскаде сидит анодный транс-фильтр нч и который начинается с мс-транса и заканчивается выходным трансом. И у которого стопудово ниже 40 гц вообще ничего нет.

Поясню, транс -всегда выступает как фильтр подавляющий низкие частоты. Допустим мс-транс на том реальном мизерном сигнале имеет индуктивность первички 1 Гн. Тогда на частоте 7 Кгц его первичка для головки -нагрузка 44 кома, а на моих 7 герцах - уже 44 ома.

И далее по списку.

Потом все это записываем на рекордер Корг с нижней границей ачх -10 гц.

И рапортуем - у меня ниже 10 гц вообще никаких резонансов нету.

А у неправильного Михаила -есть. у него корректор плохой.

И вывод : " надо поднять частоту резонанса до положенных 11Гц, но при этом ...резонансные колебания должны полностью отсутствовать. См. иллюстрации."

Честно говоря, бред какой то...гы-гы

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"лабораторная работа" по частоте основного резонанса:http://www.theanalogdept.com/images/spp6_pics/TT_Design/MechanicalResonances.pdf

 

есть еще главный вопрос в понимании резонанса, что произойдет если на дорожке записана именно она? (частота резонанса)

а) на резонансной частоте головка(и тонарм) будут двигаться вместе с иглой и на выходе сигнала не будет.

б) на резонансной частоте будет горб на АЧХ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
"лабораторная работа" по частоте основного резонанса:http://www.theanalogdept.com/images/spp6_pics/TT_Design/MechanicalResonances.pdf

 

есть еще главный вопрос в понимании резонанса, что произойдет если на дорожке записана именно она? (частота резонанса)

а) на резонансной частоте головка(и тонарм) будут двигаться вместе с иглой и на выходе сигнала не будет.

б) на резонансной частоте будет горб на АЧХ.

 

в) Колебания достигнут такого уровня, что иглу выкинет из канавки.

 

Надо понимать простую вещь - выше частоты резонанса игла двигается относительно головки, которую можно считать неподвижной.

Ниже частоты резонанса гибкость становится недостаточной, тонарм повторяет колебания пластинки.

На частоте резонанса колеблется вся система - и игла относительно головки, и головка относительно пластинки. С одинаковой амплитудой.

 

Амплитуда зависит от добротности. Возникнет фазовый сдвиг, т.к. движение тонарма отстает и вычитается.

Ну в общем, ровно как в RLC контуре.

 

Статья хорошая, спасибо.

Разумно рекомендуют поднимать частоту резонанса чуть ли не под 20Гц.

Все верно. Единственный способ оптимизации и решения проблемы - вестигальный тонарм.

Или тангенциальный (он тоже по сути вестигальный).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

качели раскачиваются пока рука их толкает, если они начнут "обгонять" руку, амплитуда будет уменьшаться.

в обычном маятнике сила прикладывается к телу "подвешенному" на пружине, но не к пружине.

 

раскачивать тонарм при неподвижной игле (стоящей на неподвижной пластинке) и раскачивать иглу, это разные вещи по-моему.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.




×
×
  • Создать...