Перейти к публикации

Добро пожаловать на форумы АудиоПортала

Винни

АС в щитах на программном DSP

Рекомендованные сообщения

Коллеги, решил я всё-таки выполнить своё обещание и начать рассказывать о своей системе...

Только буду не вываливать сразу всё, а рассказывать потихоньку. Может быть, в режиме диалога; если кому-то интересно что-то конкретное из системы, то буду с удовольствием отвечать на вопросы. Глядишь так и рассказ получится. Цель рассказа - открыть эту дверь для тех кто пока робеет. Показать как это просто и совсем не страшно.

 

Система, описанная мной на дружественных форумах, получила название "система Баскервилей" Но с тех пор прошло полтора года и изменилось почти всё. Поэтому можно говорить что это новая система и назвать её "система Б2". Так короче и созвучнее с именем автора (скромно потупившись). И наверное, не будет нескромным рассказать о своей работе ещё раз, добавив множество новых деталей и с высоты своего трехлетнего опыта работы именно над этой концепцией. Для затравки дам ссылку на свой трубный канал где можно проследить вехи развития конструкции и даже увидеть свежезаписанный ролик. Вот только со средствами записи у меня плохо: на что ни пытался писАть, звук передать не получилось. Поэтому, пожалуйста, смотрите ролики ознакомительно, не судите по ним о звуке.

И ещё: повторить эту конкретную систему можно только на МакОси, достаточно самого простого МакМини, можно даже б/у. Винды не прокатят. То есть программы-аналоги может и есть, но я этот вопрос не изучал. Сожалею...

 

Те, кто посмотрел ролик от 24 апреля, примерно поняли о чём идёт речь. Расскажу о том чего не видно.

 

1) Источник. Цифра в виде lossless-файлов. Лежат на внешнем HDD конвертированные в формат iTunes. Кстати, не гнушаюсь mp3 если в других форматах вещь не найти а музыка хорошая. Например, мне очень нравится вылавливать жемчужины в ежегодных конкурсах РуТрекера, особенно в разделах классической и фортепьянной музыки. Кто из вас знал вчера о Леви Храмовиче? А я теперь знаю. Гений, мне кажется.

 

2) Программный плеер. Pure Music. Это покупаемая за $150 программная надстройка над iTunes. Она перехватывает у Тунца управление и обработку, обеспечивает битперфект. Звучит лучше чем Тунец, это слышно даже в наушниках. При этом она использует библиотеку и инструментарий Тунца. Но главная особенность ЧистоМузыки в том что в неё встроены функции программного DSP. Это звучит страшно для неподготовленного ума, но на практике выглядит достаточно просто. Пожалуй, эту тему надо выделить в отдельный пункт, потому что именно отсюда и начинается особость Б2.

 

3) Программный DSP. ЧистоМузыка в содружестве с прицепляемыми к ней плагинами. Не пугайтесь, плагин это всего-лишь еще одна программа которая не умеет запускаться самостоятельно, а открывается изнутри другой программы. Типа рыбы-прилипалы )) Плагины бывают AU, VST, VST3 и еще какие-то, но это знать не обязательно. Почти все они прилепляются к почти любой материнской программе. В МакОси уже есть предустановленные плагины, их довольно много. Можно использовать их. А можно докупить или скачать бесплатно какие-то еще если есть желание. У меня появилось желание купить плагин FabFilterProQ. Дальше буду называть его ФФ чтобы не ломать язык.

Кстати, ЧистоМузыка позволяет вообще обходиться без плагинов, там есть собственный кроссовер. Но он, увы, не FIR. Для меня это важно, я люблю слушать FIR и поэтому от внутреннего кроссовера ЧистоМузыки отказался. Он просто выключен.

 

4) Делим на полосы. ЧистоМузыка делит цифровой поток на четыре шины. То есть входит в неё один стерео-поток, а выходит четыре стерео-потока. Если с ними ничего не делать, то они будут совершенно одинаковыми. Но фокус в том, чтобы над каждым потоком надругаться по-своему до того как он покинул пределы компьютера )) Это и называется мудрёным импортным словом Digital Signal Processor (DSP). Что мы можем сделать с этими потоками? А вот что:

- можно регулировать амплитудный уровень каждого потока. Громкость по-простому. В пределах +-12 дБ. Этого достаточно, например, чтобы компенсировать разброс чувствительности внутри любого сета головок.

- можно назначить задержку, свою на каждый поток, с высокой точностью и в широких пределах. Это незаменимо когда придётся точно выравнивать головки по фазе.

- можно отключить/включить/инвертировать/поменять правый-левый каналы. Мелочь, но приятно. И иногда очень к месту. Вот картинка соответствующей страницы настроек ЧистоМузыки из которой всё понятно:

Screen Shot 2015-06-29 at 21.33.30.pngСобственно, если не использовать внутренний кроссовер ЧистоМузыки, то это всё. А что может кроссовер, реализованный на плагинах? А он может всё остальное.

 

5) Вырезаем частотный диапазон. В соответствующем окне ЧистоМузыки из выпадающего списка выбирается нужный плагин и прицепляется на один из четырёх потоков или ко всем сразу. Можно задействовать до 14 плагинов но столько никогда не нужно, я обхожусь пятью: по одному на каждую полосу и один на все сразу. Вот рисунок:

Screen Shot 2015-06-29 at 21.39.59.pngКогда мы выбрали плагин, мы нажимаем на Settings и открывается собственно окно плагина в котором можно делать с потоком что хотим. Вот, например, я захотел плагином ФФ вырезать полосу 300 Гц - 3 кГц с крутизной 48дБ/окт и FIR-обработкой и заодно посмотреть на спектроанализаторе что у меня там играет:

Screen Shot 2015-06-29 at 21.44.48.pngИ так можно сделать с каждым потоком, вырезав из него нужную нам частотную полосу. Очень удобно и просто, не правда ли? Теперь настало время проследить куда же эти полосы попадают дальше.

 

6) Коммутируем. Первый вопрос: а как четыре канала "покидают пределы компьютера"? Это что куда надо всунуть? Тут надо заметить, что прежде чем что-то куда-то всовывать надо очень хорошо данное действие подготовить. Иначе получится ерунда. Так вот, как это ни удивительно, самая интересная коммутация происходит как раз внутри компьютера )) И называется это дело "маршрутизация". Нам надо рассказать МакОси что именно мы хотим получить и где. Для этого служит утилита (служебная программа) которая называется Audio MIDI Setup (в английском просторечии - AMS). Она позволяет творить чудеса с перенаправлением потоков внутри компьютера, выставлением опорных частот, объединением имеющегося железа (внутреннего и внешнего) в так называемые Аггрегированные Девайсы - которые кстати тоже могут обладать удивительными свойствами! Я не буду останавливаться на этом всём подробно, есть куча мануалов и объяснялок, но лучше читать на сайте Apple - там просто, кратко и понятно.

Сейчас важно что когда вся эта маршрутизация выставлена, то дальше ничего, собственно, делать не надо. Просто вставить тот проводок который у вас есть в ту железяку которая у вас есть. С одним только условием: эта железяка должна быть многоканальным ЦАПом.

 

...Наверное, я пока возьму паузу. Наш сигнал успешно обработан и покинул пределы компьютера. В следующей серии мы проследим его непростой путь до наших ушей. А вы пока можете задавать вопросы, я буду рад )))

Изменено пользователем Винни

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наш сигнал успешно обработан и покинул пределы компьютера. В следующей серии мы проследим его непростой путь до наших ушей. А вы пока можете задавать вопросы, я буду рад

 

Согласен с YAV, что начинать надо с конечной цепи Вашей системы - акустики. И от неё идти к началу цепочки - компьютеру и программам. А вопрос такой. Почему выбраны 4 стереопотока(как Вы выразились), иными словами 4 частотных диапазона. Если уж делить сигнал, то как у профи - начинают с 6 и до 12 . И чем больше, тем качество только растёт. А 3...4 это тот минимум, который может не дать хорошего звука в итоге ( даже не смотря на высокое качество применяемых динамиков) и отсутствие фазовых сдвигов на этих участках.

С уважением, Михаил.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Согласен с YAV, что начинать надо с конечной цепи Вашей системы - акустики. И от неё идти к началу цепочки - компьютеру и программам.

С какой стороны идти - это дело вкуса. Сейчас мне захотелось идти с этой стороны..

Кстати, если заходить с другой стороны, то начинать надо с головы. То есть с психоакустики. Затем комната. И только затем АС. Но мы в голове застрянем сразу и навсегда )) Уж лучше я этим закончу.

 

Если уж делить сигнал, то как у профи - начинают с 6 и до 12 . И чем больше, тем качество только растёт. А 3...4 это тот минимум, который может не дать хорошего звука в итоге ( даже не смотря на высокое качество применяемых динамиков) и отсутствие фазовых сдвигов на этих участках

Вы не ошиблись? действительно вам встречалась 6-полосная акустика? О 12-полосной я уж не говорю )) Я видел максимум пятиполосную. Многие и от одной полосы счастливы: слушают свой ШП в рупоре и не нарадуются.

Или вы имеете в виду акустические массивы? Столбики из АС которыми озвучивают стадионы? Так там три полосы максимум, обычно две. Хотя колонок может быть хоть сто.

Или может вы спутали с микшерскими пультами? Так там бывает и 64 канала. Но это из другой оперы.

Или это тонкий стёб с вашей стороны?

Изменено пользователем Винни

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[... м-да.. меня предупреждали что на Аудио-портале я волен писать на любую тему при условии что она будет о широкополоснике в рупоре на ламповом усилении. Плюс винил, само собой... Ну раз уж начал, то надо заканчивать]

 

Итак, коллеги, в первой части мы расстались на том, что цифровой сигнал покинул компьютер. Напомню что к тому моменту он уже был разделён на четыре потока, причём в каждом потоке круто и фазолинейно вырезана частотная полоса, подстроена по амплитуде, задержке, полярности. Так же добавлю что сделано это на высочайшем уровне качества, какое фубароподобный софт обеспечить не может. Качество применительно к цифре означает точность пересчёта. Так вот эта точность в данном случае достигается в ЧистоМузыке внутренней глубиной квантования 64/385 - в этом формате сигнала идет разложение и свертка в ряды Фурье. В итоге ошибка округления оказывается почти нулевой. Сигнал на выходе не отличается от сигнала на входе в смысле отсутствия ошибок. Аудиофильность ЧистоМузыки подтверждает полдюжины наград типа "Лучший плеер" от Стереофайла и других авторитетных награждателей. Но это так, шашечки. А нам ехать. Поехали!

 

7) Расцифровка. Мак мини имеет шесть возможностей вывода цифры: оптика, USB, FireWire (FW), ThunderBolt (TB), HDMI и LAN. Первый формат слишком старый, последние три - слишком новые. Я использую только USB и FW, хотя ничто не запрещает использовать остальные. На самом деле всё зависит от ЦАПа, от того какие у него есть входы и как именно он с этих входов обрабатывает сигнал. Все песни про джиттер и синхронные-асинхронные протоколы я сегодня воспринимаю на уровне рекламы. Хороший ЦАП по-любому сначала сложит поток в большой буферной памяти, а затем будет забирать его оттуда тактируясь от внутреннего качественного клока. В МакОси это сразу видно в AMS в строке Clock Source: если default, то работает внутренний клок компа (плохо) если внешний ЦАП, то работает клок ЦАПа (хорошо).

Я уже сказал, что ЦАП должен быть восьмиканальным. Это ожидаемая и неизбежная плата за возможность обработки сигнала в цифре внутри компа, без лишней трансформации Аналог-Цифра-Аналог. Но пугаться не надо: многоканальные ЦАПы не редкость, их надо только поискать.

1) Можно купить готовый аудиофильский восьмиканальник типа exaSound e-28 за $3,300+доставка+растаможка. Возможно, есть еще что-то такое на рынке. Возможно китайцы научались делать. Не знаю, не изучал. Это не мой путь.

2) Можно собрать многоканал из нескольких отдельных двухканальных ЦАПов. Но надо помнить об общем клоке. Самое простое - убедиться что у рассматриваемых ЦАПов есть сзади разъёмы Word In/Out типа BNC. Это означает что можно раздавать клок от одного ЦАПа на другой и объединять их в многоканал. Более сложный путь - принудительно затактировать все ЦАПы от одного генератора. Я так делал с платами Pegasus-II: выпаивал кварцы на трёх платах и короткой витой парой подавал туда опорную частоту с кварца четвёртой платы. Такая конструкция успешно отработала год в моей системе и сейчас ждёт своего покупателя с 50% скидкой ))

3) Можно купить профессиональный многоканальный ЦАП. В студийном мире многоканал не вызывает удивления, там полно изделий на 4-6-8 и более каналов. У приличных аппаратов всё нормально со схемотехникой, клоком, софтом и совместимостью с рабочими станциями (то есть с компьютером). Современный новый аппарат топ-качества будет иметь цену от $2,500-3,000. Но можно взять б/у аппарат прошлого поколения такого же уровня качества за $1,000. Этот путь я в итоге и выбрал. Теперь у меня работает Apogee Rosetta 800 с дополнительной платой FW. На ней душа успокоилась.

Чего я точно не рекомендую - так это пользоваться внутренними многоканальными звуковыми картами. Впрочем, для Мака их и нет. Дешевые внешние профессиональные многоканалки типа M-Audio 610 итп неплохо подойдут для экспериментов, но как серьёзный ЦАП их нельзя рассматривать. Я, например, начинал с M-Audio 410 купленной с рук за 4,000 руб и прекрасно отработавшей на начальной стадии строительства системы. Тоже, кстати, ждёт нового хозяина.

 

8) Усиление. В этой области сколько людей столько мнений. Поэтому я не буду углубляться в теоретизацию и споры, а расскажу только о своём итоговом выборе. Мне надо было раскачать 11 динамиков из которых на суббасе работают 5 (почему так расскажу позже). Категорически убеждён в том что на каждый динамик должен работать свой канал усиления. Таким образом мне потребовались 11 каналов усиления. Есть устойчивое мнение что все усилители в многополоске должны быть одинаковыми. Это очевидно не так, ибо каждая полоса и каждый динамик предъявляют свои требования к усилению. Например, в системе Б2 самый прожорливый суббасовик кушает 30 Вт на максимальной громкости. Остальные ещё меньше. СЧ-ВЧ динамики потребляют 1,5 ватта каждый при звуковом давлении в точке прослушивания более 100 дБ (мне столько не надо, просто измерил ради интереса). То есть мощные усилители при моём наборе динамиков просто не нужны. Поэтому выбор был следующим:

- для суббаса и мидбаса Ice Power серии IceMatch (пять плат усиления с одной платой питания)

- для середины и верха Ноосфера Игвина (четыре канала в виде КИТов)

Ноосфера изготовителем переделана на пониженное напряжение питания и загнана глубоко в класс А. То есть первые несколько ватт точно работают в А-классе что мне и требуется. IceMatch подключен строго по даташиту, три платы из пяти работают в мостовом режиме. Все каналы усиления работают в балансном включении и прекрасно выполняют те задачи которые на них возложены.

 

9) Кабельное хозяйство. Вот чего точно не хотелось бы, так это влезать в обсуждение кабелей. Но поскольку такие вопросы точно будут, то кратко излагаю факты. На каждый динамик идёт свой акустический кабель длиной около 4х метров. На суббасовые - многожильная медь сечением 4 мм2, на мидбасовые - 2,5 мм2. На СЧ и ВЧ идёт витая пара сделанная по этому рецепту. Сечение на СЧ получилось 3,2 мм2, на ВЧ - 1,6 мм2. По поводу выбора витой пары. Объясню свой выбор тем кому это интересно. Мне пока не довелось слышать влияние акустического провода на звук. Тем не менее я задал себе вопрос: "Если бы такое влияние было, то какой кабель я бы выбрал для своей системы?" Потратил некоторое время на вычитку мнений тех людей которым я доверял в других вопросах и не обманывался. Интегрально результаты были такими:

1) бескислородная медь

2) низкое сопротивление / большое сечение

3) моножила, а лучше несколько для снижения сопротивления

Затем я поискал какой именно провод удовлетворяет таким требованиям и в то же время недорог? Оказалось что лучше всего подходит витая пара определенных производителей. Совет сплетать в косичку я проигнорировал как не имеющий рационального обоснования. Вот и всё. Никакой изотерики. Если бы этим требованиям лучше соответствовал сантехнический трос для прочистки канализации - то я взял бы его, ни секунды не колеблясь.

По межблочным соединениям:

- FW провод 0,7 метра из ближайшего компьютерного магазина.

- малосигнальные провода балансные микрофонные витые из ближайшего проф музыкального магазина.

На этом информация о кабельном хозяйстве исчерпывается и прошу эту тему не поднимать.

 

[в следующей серии мы, наконец-то дойдём до головок, их оформления, свойств комнаты и свойств нашего психоакустического восприятия...]

Изменено пользователем Винни

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Снимаю шляпу...я шел подобным подобным путем, но цель была несколько другая-цифрокросс помог мне разобраться принципиально с фильтрацией чтобы затем построить нужные пассивные фильтры."Подвиг- не подвиг, но что-то героическое в этом определенно есть...(с)" Хочется верить,что в Вашем случае Париж стоил обедни. :ku):ku)

Изменено пользователем vic57

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Винни! Вы проделали большую работу и никакого стёба ( с моей стороны по крайней мере) быть не может. Я и хотел получить инфо по выбору именно 4-х полос. Читал про Вашу систему на Вегалабе и полностью разделяю такой подход. В 4-м посте Вы упомянули про восьмиканальный ЦАП. Так вот при оформлении студий, киноконцертных залов ( а сейчас и больших КДП в коттеджах) используют именно такие ЦАПы и для них деление идёт так же с увеличением полос (практически 1:1). А сколько на выходе используется УМ ( с каким кол-вом динамиков) и как они классифицируются по частотам уже не принципиально. Это может быть и как у Вас по 5 динов на суббасе. Именно при таком построении системы стало возможным вести запись и трансляцию одновременно в прямой эфир практически из любой радиостудии. Качество при этом не страдает. Причём для записи совсем не обязательно иметь "супермикрофоны" ( как тут многие пытаются представить для настройки и записи в КДП). Вы очень профессионально излагаете свои мысли и уверен на А-Портале многие с интересом прочтут о системе Б2.

С уважением, Михаил.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за эти немногие добрые отзывы. Я ожидал более бурной реакции. Видно, такой подход на этом портале неинтересен большинству... Заканчиваем. Но логику рассказа я немного нарушу.

 

10) Концепция. Почему собственно и ради чего затевалась многополосная активная концепция?

Раздумья над тем как строить будущую систему начались задолго до начала строительства. Читано-перечитано множество русско- и англоязычных книг, статей и форумов. Много дал курс аналоговой и цифровой схемотехники, внимательно прослушанный в своё время на специальности "ядерная физика" в ленинградском Политехе. В итоге звуковая парадигма сложилась такая. Неокрашенное, нейтральное, честное воспроизведение ровно того что содержится в сигнале. С минимальными гармоническими и фазовыми искажениями. В полном диапазоне частот. С созданием звукового давления, аналогичного концертному.

Эти требования в реальности недостижимы, но к ним надо стремиться. Если такая цель поставлена, то надо быть честным и исключить из рассмотрения сладкоголосые лампы, красящие звук рупора, кастрированные по частоте широкополосники, кривые винтажные головки, мылящие звук интегральники, ужатый по всем параметрам винил. Остается в рассмотрении цифровой контент, цифровая же обработка сигнала, дискретное транзисторное усиление на ответственных полосах.

А какие требования концепция предъявляет к акустике? В моём глубочайшем убеждении высококачественное неокрашенное звучание АС возможно только если:

а) между головкой и УМ нет пассивного фильтра

б) головки играют только свою оптимальную для них и резко вырезанную полосу частот

в) используются современные головки с низкими искажениями, мощным мотором и низкой добротностью

г) оформление головок никак не влияет на их звучание

 

Исходя из этого набора требований приступим к построению акустики

 

11) Акустика: середина и верх. Мне не симпатична профессиональная концепция двухполосок с разделом в районе 1-1,5кГц. Это очень нехорошая точка раздела потому что находится она в области наибольшей амплитудной и фазовой чувствительности человеческого уха. Среднечастотный диапазон следует оставлять нетронутым. СЧ-головка это самая важная часть АС и и системы в целом, УМ в СЧ-канале должен быть наилучшим по качеству. Хорошо бы найти СЧ-головку способную идеально играть голосовой диапазон, то есть от 150 до 4000 Гц. Возможно такие головки есть, но мне они не попадались. Перепробовав десяток разных претендентов и прочитав еще о доброй сотне, я остановился на PHL1130. Пожалуй что на этой головке поиски закончены. PHL1130, разработанная специально для использования в студийной контрольной акустике, способна идеально играть от 300 до 5000Гц. Я пока остановился на разделе 2,5кГц, но возможно в будущем попробую пустить раздел повыше.

ВЧ-головкой по историческим причинам стала Beyma TPL-150. Это очень дорогая и очень качественная головка с кристально чистым звучанием. Пара новых TPL досталась мне по очень приятной цене на какой-то распродаже. Просто повезло. Я очень доволен этими излучателями Хейла: почти нулевая третья гармоника, низкая частота раздела, высокая чувствительность. Уровень самой неприятной для слуха третьей гармоники у обеих головок находится на сотых процента. Вот реальные гармонические искажения PHL1130 и TPL150, снятые на моей системе в ближнем поле:

TPL150 THD.jpg

Про оформление скажу кратко, хотя на эту тему можно исписать десятки страниц. Пункту 10-г удовлетворяет только открытое оформление. Нет резонансов, окраса, поддавливания воздушной пружиной изнутри. Лучше него только отсутствие оформления вообще, но мне проще было изготовить маленькие щитки чем заморачиваться с подвесом динамиков в воздухе. Щиты имеют определенные особенности, о них следует помнить: не размещать близко к задней стене, хорошо рассеивать отражение в заднюю полусферу. Звучание щитов невозможно сравнить ни с чем. Это открытость, воздух, наполненность пространства звуком, то что по-английски называют устоявшимся термином ambience. Чтобы Beyma умела излучать в заднюю полусферу тоже, я снял с них задние пластмассовые крышки. Так же сделано в Doors-II у Валерия Гилева.

WP_20150628_007.jpg

12) Акустика: бас и суббас. Есть несколько серьёзных аргументов в пользу деления низкочастотного диапазона на две части - суббас и мидбас. По сути такой раздел продиктован акустикой комнаты на низких частотах. Как мы знаем (а если не знаем что можем освежить в памяти) в малых помещениях зона давления может простираться до 60-80 Гц. В этом диапазоне комната не помогает АС и головки вынуждены добивать давление за счёт большой площади и хода диффузора. То есть головки должны быть большими длинноходными лопухами. Затем наступает зона резонансов и здесь уже не так важен размер и ход, сколько "быстрота" головки и её способность "сшиться" с СЧ-диапазоном. Это взаимоисключающие требования. Поэтому разумно выбирать для суббаса лопухи 15-18", а мидбас делать не больше 12", оптимально 10".

Есть еще один аргумент в пользу раздела и он тоже продиктован акустикой комнаты. Предположим, что мы специально сделали так что первый резонанс (комнатная мода) попал в полосу суббаса. Тогда мы можем подобрать размещение суббасовых динамиков в комнате так, чтобы этот резонанс уменьшить по амплитуде. Поэтому очень полезно выполнять суббасовые модули отдельно от основных АС. Но при этом помнить о локализации источника. Например, при частоте раздела 80Гц ухо локализует источник звука с точностью 2 метра. В этом пределе можно отодвинуть суббас от мидбаса без последствий. А вот на частоте 300 Гц расстояние между центрами мидбасового и СЧ динамиков не должно превышать 60 см. То есть если бы весь НЧ-диапазон воспроизводил бы один динамик, то мы не могли бы использовать перемещение как способ борьбы с модами. А так у нас основные колонки стоят в оптимальных для стереокартины местах комнаты, а суббасовые модули свободно перемещаются в поисках ровной АЧХ на НЧ.

Еще несколько важных замечаний можно сделать по поводу баса в щитах. Тема дискутируется много лет в соответствующих ветках и не хочется открывать здесь параллельную дискуссию. Изложу то, к чему пришёл на собственном опыте:

а) узкий массивный щит - наилучшее оформление для басового динамика, но за это надо платить; без щита ещё лучше, вот только цена становится слишком высока

б) обязательно использовать активный фильтр с коррекцией падения АЧХ за счёт АКЗ и отдельное полосовое усиление

в) надо брать динамики с низкой добротностью, мощным мотором и большим ходом; чем больше головок - тем легче работать динамикам и тем лучше звук.

 

В системе Б2 трудятся пять суббасовых динамиков в трех отдельных щитах: две 15" Beyma SM-115K, две 15" AIE L1570f от Рутковского и одна 18" AIE L1890f от него же. Отчасти так получилось исторически. В щиты суммарно залито 130кг бетона для утяжеления. На басу трудятся полностью переделанные Рутковским под мидбас 10"динамики 30ГД2 из S-90. В мидбасовую часть основных щитов для утяжеления уложено по 15 кг гранитной плитки. Бас меня полностью устраивает, ничего переделывать не буду.

WP_20150628_012.jpg

 

13). Комната. Это самая важная и самая индивидуальная часть системы. У каждого она своя и каждый должен сам внести свой крест на эту Голгофу. Не хочу тратить время на пересказ теории комнатной акустики, желающие сами найдут и прочтут соответствующую литературу. Скажу только что главная задача при работе с комнатой - это получение равномерного диффузного поля во ВСЁМ диапазоне частот при нормированном для данного объёма затухании. Мне пока не покорилась эта цель, но удалось к ней существенно приблизиться. Во-первых, НЧ-гула в моем помещении практически не было с самого начала. Большой объём, крайне неправильная форма комнаты и ещё ряд факторов способствовали почти полному отсутствию комнатных низкочастотных мод. Их амплитуда настолько мала, что я даже не использую параметрики для рум-коррекции, хотя имею для этого самый полный инструментарий. Просто повезло с комнатой, особенно на НЧ. В стандартных городских бетонных коробках такого курорта не будет. Борьба с первыми модами - главный кошмар любой городской системы.

Но вот с диффузией на СЧ-ВЧ мне пришлось повозиться. В необработанной комнате RT60 достигало 0,7с в среднечастотной области. Это приводило к резкости звучания, утомляемости. Было неприятно включать треки на большой громкости. После появления на стенах восьми акустических матов и четырёх диффузоров скайлайн + (штора/диван/ковёр), RT60 удалось снизить до 0,4с и сделать практически ровной во всём диапазоне. На звук это повлияло очень благотворно, теперь у меня претензий к комнате нет. Хотя измерения показывают что ещё есть над чем работать.

WP_20150628_014.jpg

На этом я краткий рассказ о новой системе закончу. Про психоакустику и внутримозговые иллюзии я рассуждать, пожалуй, не буду: это опасно. Если возникнут вопросы по существу, то буду рад подробно ответить. Возможно, сподоблюсь когда-нибудь добавить раздел "Измерения" - в том смысле что запуск измерительной петли в такой конфигурации это отдельный триллер.

Спасибо что то что вы дочитали до этого места!

 

 

С наилучшими пожеланиями,

Борис

WP_20150628_013.jpg

WP_20150628_008.jpg

WP_20150628_006.jpg

PHL1130 THD.jpg

Изменено пользователем Винни

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Борис, по п 10) подпунк в) хотел бы уточнить про добротность динамиков это опечатка или Вы поменяли отношение к этому, вроде по НЧ диапазону Вы раньше утверждали, что динамики должны быть низкодобротными, а для СЧ диапазона это на мой взгляд не принципиально, поскольку динамик работает на частотах намного выше Fs.

По поводу ознакомления и обсуждения думаю, что те кто хотел ознакомиться уже давно прочитали эти темы на Сундуке и Вегалабе, ну а я как Вы знаете даже послушал эту систему вживую и мои ожидания не оправдались. Но что-то конкретное можно будет сравнить и обсудить только после того как я хотя бы наполовину соберу что-то аналогичное. А это будет не скоро, да и ваша система уверен будет постоянно совершенствоваться. А сам подход, как я раньше уже писал, мне очень импонирует, но мои представления о качественном звуке все же отличаются. Это как сравнивать электронную музыку и живую инструментальную.

А.

Изменено пользователем АлексейР

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо. Опечатка. Исправил.

Сейчас с заменой СЧ звук изменился в лучшую сторону. Но чувствую у нас разное представление о качественном звуке ))

Собирайте. Очень интересно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Алексей, а что именно не утроило Вас в звучании системы Бориса? Если вопрос посчитаете некорректным, можете не отвечать.

Я в результате своих экспериментов с цифрокроссом получил по определению моего друга "небывалый звук"... все вроде бы в звучании меня устраивало-количество и качество во всем диапазоне частот было на уровне. Одно "но"-больше часа музыку слушать было невозможно- появлялось "ощущение операционной"-слишком "много света" и нестерпимо "натуралистичны" детали звуковой картины...Поэтому я и вернулся к пассивной фильтрации-лишенной преимуществ "высококачественного неокрашенного звучания АС". Это ни в коей мере не претензия на безгрешность, просто у меня может быть не хватило мужества для продолжения и ощущение конечности бытия тоже сыграло свою роль- люблю послушать(а не вслушиваться) пока еще есть время...

Добавлю слегка.На опыты ушло два с половиной года...Большую помощь в постановке опытов мне оказал мой друг- профессиональный звукорежиссер, который время от времени посещал мою берлогу со своей мобильной измерительной установкой и корректировал мои заплывы в разные стороны от форватера...:ku)

Изменено пользователем vic57

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Борис, нельзя ли померять инструментально работу Пюр Мьюзик? У меня совершенно обалденный звук с ней, безо всяких фильтров и плагинов! Есть подозрение, что это РТ))

Я об этом поведал еще года 2 назад. Сижу себе на форуме и пишу, как обычно)) и музон слушаю, вдруг чувствую, что неудержимо поволокло слушать и не писать, все извилины повернулись, как стрелка компаса...Я и, даже, забыл, что поставил Пюр, вот и поперло.

Коли на АП, в основном, люди занимаются нечестным, а красивым звуком, то полагаю, Пюр Мюзик может умыть и лампы и благородные прокисшие кондеры 28 года вместе с аббасами...

Изменено пользователем J.Impro

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Недопонял... Кто такое РТ?

Скорее всего это RT и Юра считает, что вся красивость звучания связана с переотражениями и задержками и это не имеет отношения к правдивому звуку к которому стремятся звукорежиссеры. Хотя для меня пример Вепринцева говорит об обратном.

Т.к. я сторонник минимализма, то на мой взгляд к построению системы надо подходить от АС, точнее какое минимальное количество полос надо чтобы АС могли отыгрывать в конкретной комнате любимые жанры. И тут на первом месте не получение ровной АЧХ. Все же домашняя аудио система это не испытательный полигон по оценке уровня всех без исключения записей, а средство для получения эмоций от любимой музыки. На мой взгляд якобы всежанровые системы в подавляющем большинстве случаев скучны до безобразия и это следствие усредненности подхода большинства колонкостроителей где основной подход максимально возможное количество полос ограниченное в основном денежными затратами и получение отдельно для каждых компонентов линейной АЧХ и поэтому смысла слушать такие звуки которые не вызывают эмоций не вижу. Предпочтительнее расставлять акценты там, где это необходимо по содержанию музыкальной композиции, в каком то смысле это дополнение к дирижерскому прочтению музыки и это уже жанровость системы. Ведь не существует одного оркестра который отыгрывает одинаково хорошо все музыкальные жанры, в любом случае будет получаться что-то хорошо, а что-то плохо. Поэтому мой вывод по системе Баскервиллей (ту, что я слушал) очень противоречивый. С одной стороны это то, что с технической точки зрения подход вызывывает восхищение, а с точки зрения музыкальности и эмоциональности получаемого результата разочарование и обман ожиданий. Хотя конечно это очень субъективно и к тому же я не любитель оценивать музыку и гармонию цифрами, это всего лишь вспомогательный ориентир.

А.

Изменено пользователем АлексейР

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Неровная АЧХ? Я посмотрю, как пик в 5 Дб на 2,5К будешь слушать с удовольствием. Это еще раз подтверждает, что удифилы рукотворную кривизну своей системки оправдывают "воволеченностью" и прочими эмоциями.

Изменено пользователем Михаил44

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Неровная АЧХ? Я посмотрю, как пик в 5 Дб на 2,5К будешь слушать с удовольствием. Это еще раз подтверждает, что удифилы рукотворную кривизну своей системки оправдывают "воволеченностью" и прочими эмоциями.

Михаил, не стоит все доводить до абсурда. Хотя это уже свойство характера. Появился М44 и дальше что-то обсуждать не имеет смысла. Все равно все будет извращено. Пока.

А.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

...на первом месте не получение ровной АЧХ. Все же домашняя аудио система это не испытательный полигон по оценке уровня всех без исключения записей, а средство для получения эмоций от любимой музыки. На мой взгляд якобы всежанровые системы в подавляющем большинстве случаев скучны до безобразия

... смысла слушать такие звуки которые не вызывают эмоций не вижу. Предпочтительнее расставлять акценты там, где это необходимо по содержанию музыкальной композиции, в каком то смысле это дополнение к дирижерскому прочтению музыки и это уже жанровость системы.

А.

 

Вот, Алексей, в чем принципиальная разница между нами! Очень точно сказано, лучше невозможно сказать.

Ваша позиция: "система должна красить, добавлять, подслащать - тогда она будет вызывать у меня эмоции." При этом вы признаёте что такая система будет жанровой, что её окрас для каких-то записей удачен, а для каких-то губителен.

Я через это проходил два года назад когда фанател от винтажных Saba Greencone в середине и 6ГД-2 внизу. Я восхищался ярким, глубоким, живым, эмоциональным звуком на некоторых композициях. Считал что вот он - идеал, что нашёл чашу Грааля. Но через какое-то время я заметил что в моей "ротации" находятся одни и те же альбомы, одни и те же композиции. Они звучали потрясающе. А вот другие я почему-то выключал через минуту прослушивания. Я задумался над этим и в конце концов нашёл смелость признаться себе что такой подход ошибочен. Что задача системы - не помогать мне ощущать, а точно и без прикрас передавать сигнал с входа на выход. Я ведь пункт 10 не просто так написал, это не словоблудие, всё сказанное про Б2 выстрадано, испытано на собственной шкуре.

Когда я отбросил эти "эмоциональные костыли" и сделал нейтральную всежанровую систему - тогда я понял что был прав. Сегодня я с одинаковым интересом слушаю любые стили - все виды рока, джаза, авангарда, электроники, чилаута, фолка, классику от барокко до минималистов, от солистов до составных оркестров. Ограничений нет! Я понял сколько я терял раньше, как беден был мой музыкальный (и эмоциональный!) мир из-за шор жанровой системы.

Это как найти в себе силы отказаться от сладкого чая. Пока пьёшь сладкий кажется что очень миленько и приятственно. Но приложив усилия, перетерпев несколько недель без сахара, ты понимаешь что раньше за сладостью сахара ты не замечал вкуса самого чая. Насколько он бывает разный, насколько важна процедура заварки итд. Но если я приглашу в гости любителя сладкого чая и налью две чашечки очень ароматного чая, но без сахара, то что будет? Правильно: я буду получать наслаждение, богатейшие эмоции, а он скривится и скажет: "Ты налил мне какую-то гадость! Где мой любимый вкус?!"

Так же точно было и у нас на прослушивании. Один к одному. Теперь вы везде пишите: у Бориса система звучит изумительно, но она безэмоциональная, я привык к другой. Поймите: это проблема не моя, а ваша. Ваша система - это ваша инвалидная коляска. Вам нужны внешние костыли, вы без них не можете переместиться в мир эмоций. Просто поверьте, что без костылей вы уйдёте гораздо дальше, увидите больше. Что на нейтральной системе доступны куда более глубокие и яркие ощущения. Только для этого надо перестать класть сахар и сделать усилие над собой, потерпеть какое-то время.

 

P.S. Заметьте коллеги, что мы медленно но верно всё же заходим в раздел 14: психоакустика и внутримозговые особенности восприятия музыки. Не хотел я этого, но видимо не избежать.

Изменено пользователем Винни

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Винни, +100500. Жанровость - читай кривизна. У того же ЮМ ровная АЧХЪ и жанровости нет. Другое дело, что атслушивание облегчается на трех палках и струне. Впрочем, это стопятьсот раз уже обсуждено. Ваш подход вызывает уважение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Борис, нельзя ли померять инструментально работу Пюр Мьюзик? У меня совершенно обалденный звук с ней, безо всяких фильтров и плагинов! Есть подозрение, что это РТ))

 

Нет, Юра, никаких регуляторов тембра в ЧистоМузыке нет. Конечно, если не включены кроссовер и плагины. Как раз недавно я провёл серию любопытных измерений и там хорошо видно насколько всё ровно.

В двух словах о методике измерений. Свип-тон брался с программного генератора, заводился на программный DSP и затем отправлялся на программный анализатор. В измерениях не участвовали ЦАП, УМ, АС, комната, микрофон, АЦП. Измерительная петля не выходила за пределы компьютера. Фактически измерялось только влияние программного DSP на свойства сигнала. DSP у меня с системе, напомню, это ЧистоМузыка+ФФ. Так вот, при отключенной обработке основные характеристики (АЧХ, ФЧХ и импульс) ЧистоМузыки выглядят так:

flat IR.jpg

Картина идеально ровная, никакого регулятора тембра и в помине нет.

 

А вообще это измерение я затеял для того чтобы посмотреть так ли страшен FIR-фильтр по сравнению с обычным IIR-фильтром. Я опубликовал развёрнутый отчет в другом месте, а здесь скажу лишь о выводах. Измерения подтвердили то, что и так слышат уши: FIR намного меньше вмешивается в сигнал чем традиционный фильтр. Вот некоторые картинки.

 

1) ФВЧ 1кГц 48дБ/окт IIR - амплитуда, фаза, импульс

IIR 48 1k IR.jpg

2) ФВЧ 1кГц 48дБ/окт FIR - амплитуда, фаза, импульс

FIR 48 1k IR.jpg

Комментарии излишни.

flat SPL & Phase.jpg

IIR 48 1k SPL&P.jpg

FIR 48 1k SPL&P.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

9) Кабельное хозяйство. На СЧ и ВЧ идёт витая пара ... Сечение на СЧ получилось 3,2 мм2, на ВЧ - 1,6 мм2.

Прошу прощения, цифры завышены вдвое. Сечение одного провода на СЧ = 1,6мм2, а на ВЧ = 0,8мм2. То есть в одном кабеле Cat5e имеется 4х2=8 моножил по 0,205мм2 каждая. На СЧ идёт два кабеля, на ВЧ один кабель.

Изменено пользователем Винни

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Боря, спасибо за измерения! Я лишь предположил наличие измененной АЧХ, но что-то все же происходит с сигналом или с нами!

А, интересно про Сабу Гринкон, сколько продлилось фанатение?)) Я с Гудманосом сливался в экстазе 12 часов подряд, а потом очень долго отрубал эти щупальца с присосками.

На сегодняшний день я допускаю некоторые вольности для тракта, кроме АС. АС должна быть инструментальной.

Изменено пользователем J.Impro

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я на Сабе Гринкон подвисал месяца три. Был в таком восторге что даже заказал у того немца на Ебее ещё несколько пар "в запас". Теперь у меня лежит без дела восемь Гринконов и не знаю куда их девать. Может собрать линейный массивчик ради интереса? Дать по низу четвёрку 6ГД2 в ЗЯ (тоже лежат пылятся), добить сверху родными гринконовскими пищалками и продать какому-нибудь любителю винтажного окраса? Играют они действительно очень эмоционально.

 

Вот так выглядели щиты летом 2013 года. По два Гринкона 8" и по две родных бумажных пищалки 4" + саб в рояльной крышке:

WP_20130725_011.jpg

Прекрасно играла эта трёхполосочка. До слёз... Но Реквием Верди сливался в кашу. Tuba mirum на фортиссимо из медной становилась жестяной. Этого я не мог простить. Сначала обрезки конструкции служили подставками под мыло в ванной, а закончили свой путь в камине...

Кстати, те кругляшки которые получаются от вырезания отверстий под динамики - они затем работают прекрасными подставками под сковородки и кастрюльки. Я снабдил кухню подставками на десятилетия вперёд.

 

P.S. Verdi.Requiem.Tuba mirum.

[Выгнать жену и детей.

Приготовить носовой платок, валидол.

Одеть хорошие наушники.

Поставить громкость на максимум.

Включить и не дышать]:

 

Если в Судный день я услышу такую музыку - я готов умереть без сожаления...

WP_20130725_002.jpg

Изменено пользователем Винни

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Я на Сабе Гринкон подвисал месяца три. Был в таком восторге что даже заказал у того немца на Ебее ещё несколько пар "в запас".

Саба ГК кривой ГГ, здоровенный горб на мидбасе, мало ВЧ, а 6ГД-2 тоже кривой, от него не получить нормального баса.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.




×
×
  • Создать...