Перейти к публикации

Добро пожаловать на форумы АудиоПортала

Алексей Шалин

Самодельный виниловый проигрыватель с "пантографным" тонармом

Рекомендованные сообщения

Эту вертушку соорудил мой товарищ Евгений Башкирев.

Она пока в процессе доводки, но уже работает и радует отличным слежением иглы за дорожкой :)

 

Вот, посмотрите:

0178.jpg

0165.jpg

0166.jpg

0159.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо, Александр!

 

Мне тоже вертушка Жени понравилась.

Тонарм был крайне трудоёмок и в расчёте и в реализации, но тем не менее - изготовлен!

 

Поподробней о ней может рассказать Андрей Никитин, как появится на форуме.

 

Мне лично нравится то, что первая и последняя вещь на пластинке читаются одинаково - угловая погрешность такого тонарма ничтожна (три минуты всего).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Спасибо, Александр!

 

Да не за что, я просто "в курсе", потому как когда-то сам такое делал.

 

Мне лично нравится то, что первая и последняя вещь на пластинке читаются одинаково - угловая погрешность такого тонарма ничтожна (три минуты всего).

 

Ну это и есть цель что пантографа что тангенциала. Порешность в пантографе определяется только точностью изготовления и юстировки.

Но как у него с сопротивлением при повороте тонарма?

 

Я говорил в соседней ветке, что не в курсе современного состояния дел, в свое время мы пришли к выводу что "овчинка выделки не стоит", т.к. это сопротивление было существенно больше обычного поворотного тонарма (4 узла против одного) и даже больше чем у нас в Х-образном карданном (где также 4 узла).

 

Могу сказать только, что мы экспериментировали с параллелограммным пантографом, у Жени судя по всему - не паралеллограмм, я вижу что длинные части не паралельны - у поворотного узла меньше ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сопротивление при повороте тонарма вроде бы не мешает чтению дорожки (я лично не замечал проблем, хотя много слушал этот проигрыватель).

 

Тонарм не параллелограмм - поворотный узел меньше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый вечер.

- Впервые увидев данный проигрыватель, я был просто потрясён количеством (и качеством) труда и любви, которые были вложены в эту конструкцию (- ходил вокруг, как кот возле сметаны)... Первое, что я сказал: "Это заслуживает уважения даже если не зазвучит". Но, это зазвучало, да ещё как!

 

Конструкция.

- Проигрыватель - прямоприводной (применён двигатель от Корвет-ЭП-038), двигатель установлен на отдельном основании и отвязан от диска восемью ниодимовыми магнитами, установленными на двух крестовинах. Данная развязка была весма трудоёмка в настройке, но "игра стоила свечь" - характерные недостатки прямого привода никак не проявляются.

 

- Диск и прижим изготовлены из фторопласта с графитовым наполнением (аккустически инертный материал). Диск затяжелён цилиндрическими грузами, установленными по периферии и "вторым" диском из ЦАМа (диск со стробометками).

- Подшипник диска - фторопластовая втулка, торцевая опора вала - пара магнитов. Пластинка после установки на диск, крепится цангово-резбовым зажимом и дополнительно ещё придавливается прижимом...

 

- Диск с подшипником и тонарм установлены на гранитной плите, заключённой в деревянный корпус. Сама плита подвешена на четырёх амортизационных опорах (они внутри корпуса, поэтому не видны). Опоры представляют собой пару: шток-втулка, элементы которой соединены гибкой связью (капроновая леска).

 

- Все подшипники тонарма - фторопластовые втулки (поэтому он и не гремит). Антискейтинг отсутствует, за ненадобностью. Противовес цилиндрической формы установлен ниже точки подвеса. Провода в тонарме - манганиновые. Вязкое демпфирование - отсутствует (впрочем и без него всё работает хорошо). К слежению за дорожкой никаких претензий нет.

 

- Проигрыватель задуман и полностью спроектирован Евгением Башкиревым. В изготовлении и настройке данного устройства принимали участие 15 человек (и некоторое количество станков). Причём автор сознательно стремился к как можно меньшей "узнаваемости" конструкции - готовых узлов и деталей практически не применялось...

 

А. Никитин.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Андрей, графитовое наполнение это конечно интересно, но лично мне больше интересно другое: расскажите пожалуйста про сам тонарм - что дает применение непаралелограмма, и как мешает ли, или наоборот помогает холоднотекучесть фторопласта в подшипниках?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
...что дает применение непаралелограмма, и как мешает ли, или наоборот помогает холоднотекучесть фторопласта в подшипниках?

 

- В случае применения параллелограмма ось, проходящая через иглодержатель на большей части траектории будет совпадать не с касательной к окружности, а с её хордой, что эквивалентно угловой ошибке.

- В случае применения тапеции, данный эффект также имеет место быть, но он горздо меньше.

- Постройте траектории в AutoCAD, Компас и т.п. и Вы сами во всём убедитесь...

 

- Как поведёт себя фторопласт в дальнейшем - не знаю.

- Во всяком случае мой следующий тонарм будет вполне обычным (только очень длинным) и без фторопластовых деталей...

 

А. Никитин.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
- Как поведёт себя фторопласт в дальнейшем - не знаю.

- Во всяком случае мой следующий тонарм будет вполне обычным (только очень длинным) и без фторопластовых деталей...

 

А. Никитин.

 

 

Знаете, батенька, знаете! Ваша вторая фраза опровергает первую.

 

ЗЫ Мудрый реб Торрес в очередной раз задал правильный вопрос, опередив Доктора. Браво, Александр!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
- В случае применения параллелограмма ось, проходящая через иглодержатель на большей части траектории будет совпадать не с касательной к окружности, а с её хордой, что эквивалентно угловой ошибке.

- В случае применения тапеции, данный эффект также имеет место быть, но он горздо меньше.

 

Я примерно этого и ожидал услышать.

Да, трапеция уменьшает погрешность, не "гораздо", но уменьшает. Но требуемая точность сильно возрастает. Идея эта тогда у нас мелькнула, но мы испугались сложности и недостаточности станочного парка, которым тогда могли воспользоваться (мы же еще в школе учились).

 

- Постройте траектории в AutoCAD, Компас и т.п. и Вы сами во всём убедитесь...

 

Я, к сожалению, ими не владею.

 

 

- Как поведёт себя фторопласт в дальнейшем - не знаю.

- Во всяком случае мой следующий тонарм будет вполне обычным (только очень длинным) и без фторопластовых деталей...

.

 

А тангенциальный не хотите?

 

Что касается фторопласта - я уже упоминал винчестер :) Там просто куча всего полезного для самоделкиных - и подшипник шпинделя, и подшипник головок, и мощные магниты. А есть еще старые цд-ромы...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот что значит прямые руки!

Andrey Nikitin передайте автору конструкции мои поздравления !!! :beer:

Я лично бы надолго призадумался, прежде чем начинать делать тонарм с четыремя поворотными узлами.

 

P.S. A мужики то и не знают что сделать не реально, и делают итЬ…. ;)

(махонький камушек в огород доктора и иже с ним ;) )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хладотекучесть фторопласта и фторокорда (это тот же фторопласт, но с графитовым наполнителем, из него сделан диск в этой вертушке_ меня лично тоже насторожили, когда Женя впервые мне сказал о своём намерении из этих материалов делать узлы для своей вертушки.

 

Но... прошло больше года, она работает и пока всё стабильно :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Хладотекучесть фторопласта и фторокорда .... меня лично тоже насторожили,

Если давление не превышает предельное, ничего ему не будет

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В крайнем случае, если где то фторопласт-графит «потечет» imho его можно заменить на капролан-дисульфид молибдена.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А еще можно спечь при 1400 град С, Углекислый Барий с Глиноземом, получится Алюминат Бария, который не потечет даже при 2000 град С и огромных нагрузках :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Полагаете, что сложность изготовления подобного тонарма компенсируется его достоинствами? По сравнению, например с 12" тонармом? Впрочем, право на существование такой конструкции я не оспариваю, больше того, снимаю шляпу перед мастером, его изготовившем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сейчас был у меня в гостях автор проигрывателя, Женя Башкирев.

Он уточнил:

Подшипники не фторопластовые, а прецизионные Томского завода.

Они ЛИШЬ ЗАПРЕССОВАНЫ во фторопласт.

Подшипники насыпные, прирабатывались в молибденовой смазке на 10 тыс. оборотах около сотни часов, прежде чем были установлены в эту конструкцию.

 

Была мысль использовать швейцарские прецизионные подшипники, но их высокая цена (110$ за штуку, а надо их 8 шт) не позволила их применить.

 

И САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ:

Погрешность тонарма не ТРИ МИНУТЫ, как я писАл, а СЕМЬ СЕКУНД!!!

 

Впечатляет :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Алексей, приведенный Вами пример - это нормальная "работа" с подшипниками и еще раз подтверждает квалификацию и серьезность намерений мастера. И все равно, лет этак через пять я бы посмотрел на конические образуюшие опор насыпных подшипников. Несмотря вроде на небольшие нагрузки, например в ТР-16 от Торренса, эта выработка за 10 лет дотстигала нескольких соток. Твердость контактеров большая, площади соприкосновения мизерны, давление в действительности большое ( лучше пусть на ногу наступит слон, чем женщина в шпильке).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну посмотрим, как всё там будет меняться (будет ли?)

 

Когда Женя эту вертушку начинал делать, скептиков было - через край...

 

Но вот - всё сделано, работает.

Надо будет - подшипники будут меняться на что-то ещё.

Всё в наших руках.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Будет , будет ..., но при качественном исполнении возможно в этой жизни мы этого и не заметим. Наверное именно этим и обьясняется популярность старых брендов и стабильность их "звуковых" свойств. Вспоминаются рекламные слова из старого немецкого журнала "... некруглость тонвала студийного Штудера не превышает 0.12 микрона, что принципиально не достигается традиционными способами металлообработки, но зато такая пара тонвал-подшипник гарантирует вам стабильные параметры в течении 20-ти лет". А скептиков ... - их всегда было много, даже до того "когда Женя эту вертушку начинал делать".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
...если... фторопласт-графит «потечет»,.. его можно заменить на капролан-дисульфид молибдена.

 

- А, что это за материал?

- Где и в каких условиях он применяется?

- И насколько он "доставаем"?

 

Спасибо. А. Никитин.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
- А, что это за материал?

- Где и в каких условиях он применяется?

- И насколько он "доставаем"?

На моей старой работе (маленький опытно-экспериментальный заводик - «ящик») он использовался в одном «изделии», назывался “Капролон-” – за давностью, не помню уже какие…

Представляет собой композитную смесь (сплав) дисульфида молибдена и капролона (это полиамидный полимер типа капрона, но более твердый).

Применяется для подшипников скольжения, зубчатых шестерен, работает даже в вакууме на «самосмазке».

 

На тему «достовабельности» - вроде бы как не жуткий дефецит.

Вот хотя бы, например пара ссылкок выданных яндеском на запрос «капролон + дисульфид»

http://home.tula.net/caprolon/

http://www.kaprolon-alvis.ru/

Там физко-механические свойства приведены, только вот норовят продавать сотнями кг.. :(

// С масляной смазкой коэф. трения чистого капролона по стали 0,008 (у бронзы со сталью, со смазкой, 0,05)

 

Imho, в крайнем случае, можно попробовать «испечь» самому из смеси порошков обычного капролона и дисульфида молибдена (капролон – термопластичный полимер).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.




×
×
  • Создать...