Перейти к публикации

Добро пожаловать на форумы АудиоПортала

Neon

Помогите начинающему сделать трансформатор

Рекомендованные сообщения

1 минуту назад, VRG-audio сказал:

А вы откройте  любую книжку  по расчету сигнальных трансформаторов и почитайте как связана индуктивность рассеяния с габаритами обмотки (читай окна)  Думаю что после этого у вас пропадет желание юзать это железо для подобных ламп. 

Спасибо! Верно ли я понимаю, что при большом окне можно снизить паразитные ёмкости ценой роста индуктивности рассеяния? Если так, то с таким трансформатором - в пентодную палату.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

4 часа назад, masterspammer сказал:

Спасибо! Верно ли я понимаю, что при большом окне можно снизить паразитные ёмкости ценой роста индуктивности рассеяния? Если так, то с таким трансформатором - в пентодную палату.

Нет, Не верно вы понимаете.

Понимать надо то,что с ростом габаритов намотки РОСТЕТ и индуктивность рассеяния.  А дополнительное секционирование к снижение этой индуктивности, ведет к росту межобмоточной емкости ,которая в свою очередь ведет все к тому же сужению АЧХ. Доп.меры по борьбе с емкостью,приводят к заполнению окна изоляционным материалами и росту высоты обмотки,т.е все тот же замкнутый круг.

Решение проблемы только одно- расчет трансформатора и выбор магнитопровода от необходимой мощности работы какскада.    А не намотка от принципа "я его слепила,из того что было.."(C).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 часов назад, VRG-audio сказал:

Понимать надо то,что с ростом габаритов намотки РАСТЕТ и индуктивность рассеяния.  А дополнительное секционирование к снижение этой индуктивности, ведет к росту межобмоточной емкости ,которая в свою очередь ведет все к тому же сужению АЧХ. Доп.меры по борьбе с емкостью,приводят к заполнению окна изоляционным материалами и росту высоты обмотки,т.е все тот же замкнутый круг.

Вопрос-то, про то, куда стремится этот процесс - становится в итоге лучше или хуже? При пропорциональном увеличении магнитопровода трансформатора обычно этот замкнутый круг идёт к улучшению параметров (хотя и не такому быстрому, как хотелось бы), а при увеличении окна с сохранением сечения как?

8 часов назад, VRG-audio сказал:

Решение проблемы только одно- расчет трансформатора и выбор магнитопровода от необходимой мощности работы каскада.    А не намотка от принципа "я его слепила,из того что было.."(C).

Хорошо, когда можно выбрать вообще любой магнитопровод. А ещё лучше - изготовить. Однако из подходящих по сечению (а сечение - от мощности) выбор невелик - широкое окно или узкое. Если я возьму узкое окно, то всё примерно понятно, как, а если широкое? Толще провод, больше секций, хорошая изоляция - вот неужели Ls возьмёт верх?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, masterspammer сказал:

А ещё лучше - изготовить. Однако из подходящих по сечению (а сечение - от мощности)

Мощность , это не одно сечение , а еще и площадь окна!  

2 часа назад, masterspammer сказал:

При пропорциональном увеличении магнитопровода трансформатора обычно этот замкнутый круг идёт к улучшению параметров

При увеличении магнитопровода может наблюдаться (не факт) улучшение параметров ,только  из-за снижения колличества витков. В тоже время объем магнитного материала и его вес ростет, а значит ростут и потери в нем.

Поэтому оптимально  расчитывать ТВЗ от необходимой мощности , а не от того что попалось под руки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

БТВЗ для 2А3:  

Большой привет от счастливого меломана.Наконец-то все прогрелось и разыгралось.

Сегодня было прослушивание. Мой близкий друг и главный консультант гонял 3 ч. свои диски

Слушали старый рок, прогресив, джаз, классику.

 И после того ,как, к нему вернулось логическое мышление сказал , 

что за всю свою практику не слышал ничего подобного!!! А СХЕМА-ТО одна и та-же.

Так-что можете себя поздравить, и огромное спасибо!!!

П.С.-кстати мощности за глаза. Для комфортного звука хватает четверти громкости.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Строго следовать  оптимальному(читай: минимальному) расчёту твз по мощности, то это дорога в никуда......

 

compressed-8i0u.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И ещё добавлю: это не тупое увеличение железа, а более сложный расчёт против обычного по оптимальному(минимальному) расчёту по мощности....всё так же следуя минимизации паразитных параметров...понятно что на первое место выходит качество изоляции, в данных случаях обязательна воздушная межъсекционная изоляция.

Единственный минус это то что такие твз изготовить на порядок сложнее и конечно много дороже.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, VRG-audio сказал:

Мощность , это не одно сечение , а еще и площадь окна!  

Вооот! Вот это было вне моего поля зрения (так как сталкивался с трансформаторами обычных пропорций), спасибо!

2 часа назад, VRG-audio сказал:

При увеличении магнитопровода может наблюдаться (не факт) улучшение параметров ,только  из-за снижения колличества витков.

Кстати, не только; даже при сохранении числа витков при увеличении в N раз площадь растёт в N^2, а длина - в N, следовательно сопротивление обмотки падает. Далее межобмоточная ёмкость растёт (площадь растёт в N^2, расстояние между обмотками - в N) и частью меди придётся пожертвовать для утолщения изоляции, а потом можно дойти и до смены типа изоляции (например, на частично воздушную). И насколько я знаю, всё-таки при этом соотношение паразитных параметров улучшается.

2 часа назад, VRG-audio сказал:

В тоже время объем магнитного материала и его вес ростет, а значит ростут и потери в нем.

Слышал такое, но слышал и противоположное мнение.

2 часа назад, VRG-audio сказал:

Поэтому оптимально  расчитывать ТВЗ от необходимой мощности , а не от того что попалось под руки.

Тут есть сложности, максимум что возможно - выбирать из имеющихся вариантов. Как раз добавился новый вариант - о нём и спрашиваю.

 

36 минут назад, Дим Димыч сказал:

И ещё добавлю: это не тупое увеличение железа,

Как я понимаю, при тупом увеличении железа (и пропорционально - меди, изоляции) всё съест ёмкость, как я в этом сообщении выше прикинул.

36 минут назад, Дим Димыч сказал:

а более сложный расчёт против обычного по оптимальному(минимальному) расчёту по мощности....

О таком и спрашиваю. Написано об этом скорее мало, чем много.

36 минут назад, Дим Димыч сказал:

всё так же следуя минимизации паразитных параметров...понятно что на первое место выходит качество изоляции, в данных случаях обязательна воздушная межъсекционная изоляция.

Думал о композитной текстолитово-воздушной (перпендикулярные проводу планки задают отступ, между ними - воздух).

 

36 минут назад, Дим Димыч сказал:

Единственный минус это то что такие твз изготовить на порядок сложнее и конечно много дороже.

 

До какого-то предела, кстати, наоборот, проще - мелкие ТВЗ мотаются большим числом витков мелкого провода - бррр! Как вспомню микрогалетную намотку по Loki проводом 0.25, так вздрогну! Когда провод за миллиметр - снова сложно. Ну а что дороже, это да, согласен. Ваше мнение - стоит связаться с большим железом?

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
19 минут назад, masterspammer сказал:

 Ваше мнение - стоит связаться с большим железом?

Стоит, но с правильным типоразмером.

Я особо не вникал в Ваше предложенное 96см*кв, но думаю такое не стоит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 минут назад, Дим Димыч сказал:

Стоит, но с правильным типоразмером.

Что вы понимаете под правильным?

9 минут назад, Дим Димыч сказал:

Я особо не вникал в Ваше предложенное 96см*кв, но думаю такое не стоит.

Подкова почти квадратная в сечении, 15 квадратов. "высота" подковы (внутренняя) 8см., ширина (между "ногами") - 6см.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16 минут назад, masterspammer сказал:

Что вы понимаете под правильным?

Кроме прочего - оптимальную  длину средней магнитной силовой линии сердечника lc, при её увеличении  кратно требуется  увеличение  количества  витков первичной обмотки, соответственно, и вторичной.  

http://zzxm.narod.ru   ___  Книга Цыкина «Трансформаторы низкой частоты»

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

МСЛ под 48см. Сечение ШЛ 30см*кв.....не о говоря уже о ПЛ 15см*кв

 Попробуйте посчитать кол....витков под нужную индуктивность.

  Слишком много витков и большая высота намотки (6 см) всё это даст большую Lрасс.

  Слишком всё не оптимально.

Хорошо когда МСЛ/S меньше единицы. Ещё правильно если лампу "подобрать" под геометрию окна.

 Выше об этом и Гэгэн написал.

Если уж и делать на вашем железе БТВЗ, то нужно 8 подков на транс.:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 минут назад, Дим Димыч сказал:

МСЛ под 48см. Сечение ШЛ 30см*кв.....не о говоря уже о ПЛ 15см*кв

Попробуйте посчитать кол....витков под нужную индуктивность.

Попробую; вот эту часть я даже отмакетировать могу.  Как я понимаю, если при макетировании взять провод тоньше нормального, а прокладки - как обычно, то индуктивность будет в точности та же, Ls хуже оптимальной (заполнение окна меньше), межобмоточная ёмкость несколько меньше, а сопротивление больше, но его и без макетирования можно посчитать. 

8 минут назад, Дим Димыч сказал:

Слишком много витков и большая высота намотки (6 см) всё это даст большую Lрасс.

Высота намотки 2 по 3 для ПЛ (при этом длина катушки 16см.);  ШЛ мне примерно по этому же не нравится; вот если составить ПЛ "в ширину"... или сделать 2 ПЛ и скоммутировать, но это уже в порядке бреда.

8 минут назад, Дим Димыч сказал:

Слишком всё не оптимально.

Хорошо когда МСЛ/S меньше единицы. Ещё правильно если лампу "подобрать" под геометрию окна.

Если уж и делать на вашем железе БТВЗ, то нужно 8 подков на транс.:)

Их всего 8, увы.

21 минуту назад, Гэгэн сказал:

Кроме прочего - оптимальную  длину средней магнитной силовой линии сердечника lc, при её увеличении  кратно требуется  увеличение  количества  витков первичной обмотки, соответственно, и вторичной. 

А что в таком случае с зазором? Можно ли хотя бы частично сократить число витков, уменьшив зазор?

21 минуту назад, Гэгэн сказал:

http://zzxm.narod.ru   ___  Книга Цыкина «Трансформаторы низкой частоты»

Считать надо, как я понимаю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 часов назад, masterspammer сказал:

Тут есть сложности, максимум что возможно - выбирать из имеющихся вариантов. Как раз добавился новый вариант - о нём и спрашиваю.

Ну всегда можно найти разные варианты ,было бы желание. И совсем не обязательно выбирать самый наихудший из них .

Из озвученного вами желания сделать трансформаторы для 300Би, можно  сделать расчет для доступных сердечников и без извращений🙂.

Нужно например сделать трансформатор на 10Ватт ,  при очень низкой частоте в 20Гц ,  Анодной нагрузкой в 3.5К . Ток покоя каскада 85мА.

Берем магнитопровод  ОСМ 0.16. Сечение 12.5см.кв. Окно 55*19мм. Длинна витка 17.2см ( качество ленты и ее изготовление  пока в расчет не берем). Макс.индукцию в сердечнике принимаем как 0.7Тл.  Далее простым электрическим расчетом определяем нужное колличество витков  для достижения этой индукции на самой нижней частоте 20Гц. Получаем  2407витков. Индуктивность при этом будет 2407*0.8Тл*0.00125/0.085А=28.3Гн.  Зазор в магнитопроводе получается  0.28мм (0.14мм прокладка).

2407витков можно намотать в  четыре секции ,проводом 0.3мм , получится 102ом активного сопротивления обмотоки (что очень не плохо)ю Между ними расположить 115витков проводом 0.85мм в трех секциях.

КПД около 0.95

Как видите ,получился хороший и не дорогой трансформатор и без всякого,глупого гигантизма.

Магнитопроводы конечно нужно  применять новые  из ленты 3408 или М4  и НЕ резанные болгаркой 🙂

П.С

Ну если уж совсем не в моготу и хочется трансформатор  побольше и сопротивление обмоток пониже ,то можно перейти на магнитопровод размерами ОСМ 0.25.  Хотя для 10ватт,это явный избыток.

 

Изменено пользователем VRG-audio

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что-то странное с форумом/браузером (CTRL+Z отменяет не последнюю правку, а вообще всё), на третий раз напишу кратко.

Посчитал для своих железяк - вышло, что витков будет много, индуктивность не очень (и полоса снизу), а сопротивление велико. Слегка лучше, чем в примере на ОСМ выше, но "не в коня корм". На память вышло 20 Гн на 5000 витков, что несколько не то. Есть подозрение, что с железкой от ТУ-600 будет сильно лучше. Пересчитаю потом ещё раз, как выдастся тихая минутка (кого я обманываю, тут бы полчаса) и для ТУ-600 тоже.

P.S. А вот отсутствие в доступе ОСМ и т.д. приемлемого качества (парных, не жжёных, с хорошим железом и ровным зазором) это корень проблемы. Для "запаса", который карман не тянет, взял бы ОСМ-0.63, но они или ужасные и не парные, или с доставкой издалека.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, masterspammer сказал:

 Для "запаса", который карман не тянет, взял бы ОСМ-0.63, но они или ужасные и не парные, или с доставкой издалека.

В этом плане есть выход делите два сердечника пополам и будет вам счастье

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Aleksandr200 сказал:

В этом плане есть выход делите два сердечника пополам и будет вам счастье

Но это будет уже две половинки. Меньше, чем ОСМ 0,25. ОСМ 1 разделил бы уже почти (каркас выкидывать жалко) с радостью. К сожалению, остальные проблемы (кривизна, убитость) оно не решает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тут про 300В?

Так делали шикарные трансы на EI120, сейчас в Сургуте.

22 кв. см, вроде. И не надо извращений.

Намотку публиковал на другом. форуме.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Окно у EI 120 малое для 300В.

 Как не считай, не могут быть они шикарными.

Так...серединка на половинку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый день. Вынужден задать вопрос на этой ветке, так как я не смог найти ответ в других источниках. 

Озадачился намоткой сетевого трансформатора под кенотрон на железе ТСШ 170. Поделил каркас средней щечкой с прорезью. 

Можно ли сетевую обмотку мотать на всю ширину каркаса не секционируя, а вторички на своих половинках и нужно ли в этом случаи переварачивать катушку на 180 градусов. 

Спасибо. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не так уж велико окно ТСШ-170 для анодной обмотки двухполупериодного выпрямления со ср. точкой, да ещё и ср.  щёчка занимает место.   Сетевая мотается на всю ширину каркаса,  анодную переворачивать.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если сделали перегородку то и мотайте по половине первички,потом соедините последовательно перекрестно,вторички в каждой секции отдельно,всё переворачивать.Неплохой трансформатор получается,делал несколько раз.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дорогие друзья, хотел бы узнать у Вас, как Вы мотает трансформаторы. 

Я намотал много трансформаторов, но меня беспокоит один интересный вопрос, который отнимает значительное время при работе. 

Меня волнует переход с одного слоя на другой. Слой намотки похож на сжатую пружину, то есть при плотной намотке от щёчки до щёчки крайний виток в одном углу каркаса остаётся свободным от провода, следовательно в этом месте первый виток следующего слоя как бы проваливается и находится на одном уровне с нижним слоем. Надеюсь объяснил понятно. Так вот, страшно ли это? И если да, то как с этим бороться. Я например забиваю этот уголок бумагой. Нужно ли это делать? 

Далее, знаю, что многие используют молярный скотч в качестве изоляции. Можно ли так делать? Что будет с ним при варке катушки в воске и как влияет клеевой состав на эмаль провода? Искал ответ здесь на форумах, но не нашёл. 

И ещё, каким клеем можно фиксировать витки?

Спасибо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чтобы витки не проваливались по краям каркаса, проще всего на изолирующей слои бумаге по краям делать бахрому и витки не будут проваливаться и их не надо будет ни как фиксировать, межслоевую из малярного скотча можно делать, но резать бахрому по краям из него «мазохизм». Если после намотки провариваете в воско-парафине, то нет смысла промазывать слои каким либо клеем или лаком...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Бахрому я нарезаю, витки не проваливаются. Просто меня смущает тот факт, что первый виток ложится в эту щель и находится на одном уровне с предыдущим слоем. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Честно говоря не совсем понял, Вы пишите что витки не проваливаются и тут же что первый виток ложится в щель, если есть бахрома то первый виток не ляжет ни в какую щель, при этом натяжение д.б. умеренным, если сильно давить, то само собой все продавиться, хотя я при намотке уплотняю первые витке (надавливанием) деревянно линейкой или торцом штангеля, и ни кто никуда не проваливается. Если ж все таки возникнет необходимость что то подложить, я раньше подматывал по краям шелковую нить не тонкую, чтоб ничего не продавливало...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.




×
×
  • Создать...