Перейти к публикации

Добро пожаловать на форумы АудиоПортала

Климентий

Лампо-поле-биполярно-микросхемный бестрансформаторный УМЗЧ без ООС

Рекомендованные сообщения

Добрый день!

Заинтересовался гибридной схемотехникой... хотелось бы услышать мнение общественности о представленной ниже схеме...

usilitel-148.png

Рис. 4.5. Схема лампо-поле-биполярно-микросхемного бестрансформаторного УМЗЧ без ООС

Первый каскад усилителя (рис. 4.5) построен на двойном триоде VL1 по схеме SRPP с целью уменьшения собственной нелинейности и увеличения нагрузочной/перегрузочной способности и особенностей не имеет.

Выходной каскад построен на полевом транзисторе VT1 по схеме мощного истокового повторителя, нагруженного на генератор тока на составном транзисторе ѴТ2ѴТЗ и ѴТ4. «Интуитивно» предполагалось, что он должен иметь следующие свойства:

обладать высоким входным сопротивлением (т. е. не шунтировать ламповый каскад); быть однотактным (работать в классе А);

быть выполненным на полевом транзисторе (близость ВАХ к таковым у вакуумных триодов);

не иметь сверхнизкого выходного сопротивления (равно как и выходного трансформатора);

не быть охваченным ООС. Такое схемное решение, возможно, несколько необычно и не позволяет достигнуть высокого КПД. Но велик ли КПД у ламповых усилителей? Зато исключает проблемы, связанные с коммутацией выходных транзисторов и некомплементарностью их характеристик, что имело бы место при традиционном исполнении выходного каскада двухтактным в классе АВ. Особенно, если учесть тот факт, что усилитель не охвачен ООС, и такая нелинейность не компенсируется.

Несколько слов об «автоматике». Интегратор на DA1 имеет эквивалентную частоту среза l/(2nR6C3) = 3 Гц. Он поддерживает нулевой потенциал на выходе усилителя. Иными словами, интегратор уравнивает постоянную составляющую тока, протекающего через VT1, с током коллекторов VT2+VT3. Таким образом, ток покоя VT1 равен сумме токов коллекторов VT2VT3, но противоположен по направлению и регулируется резистором R9, а переменная составляющая ответвляется в нагрузку.

На рис. 4.6 показаны АЧХ всего усилителя (сплошная линия) и выходного каскада (штрих-пунктирная) при выходной мощности -3 дБ от максимальной, а на рис. 4.7 — снятые на выходе усилителя (на эквиваленте нагрузки) осциллограммы при испытании его прямоугольными импульсами частотой 20 кГц и 50 Гц.

usilitel-149.png

Рис. 4.7. Осциллограммы сигнала выходе усилителя при подаче на вход меандра частотой 20 кГц и 50 Гц

Характеристики. Чувствительность усилителя 0,55 В, максимальная выходная мощность на нагрузке 4 Ом равна 12 Вт, выходное сопротивление — около 0,25 Ом.

Настройка. Процедура настройки сводится к установке резистором R9 необходимого тока покоя (около 2,5 А). Этот ток контролируется по падению напряжения на резисторе R10 и (более точно) — по симметричному ограничению полуволн синусоиды на выходе усилителя при его испытании на эквивалент нагрузки.

Резистором R7 устанавливают нулевой потенциал на выходе усилителя, в дальнейшем он поддерживается автоматически.

Питание. Транзисторная часть усилителя (каждый канал) питается от собственного выпрямителя — мостик и 2x22000 мкФ х 16 В.

Внимание. При повторении конструкции следует уделить особое внимание эффективному отводу тепла от транзисторов VT1, ѴТЗ, так как даже в режиме покоя на них рассеивается внушительная мощность (по 30 с лишним ватт).

Следует отметить, что при замене полупроводниковой части усилителя традиционным однотактником на вакуумном триоде субъективное сравнение характеров звучания не выявило существенной разницы. Разве что в ламповом варианте слегка «подрезался» басовый регистр.

Звук становился более «холодным и рассудительным» при замене всего комплекта на промышленный JVC А-Х40:

входной каскад 6Н23П с динамической нагрузкой; далее - трехкаскадный двухтактный эмиттерный повторитель с плавающим смещением «Super А»;

Кг

И даже увеличение его выходного сопротивления не оказывало существенного влияния на положение вещей.

 

Литература: Сухов Н. Е. - Лучшие конструкции УНЧ и сабвуферов своими руками

Изменено пользователем Гэгэн

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Оч. знакомая конструкция, слушал этот усилитель у товарища с "Онкенами" на 4А-32 и "Проаками", потом в "Онкен" были поставлены ГГ "Нирвана классик 12".

Звук оч. неплох, желательны АС без фильтров, или с фильтрами 1го порядка, и поворот фазы сигнала на 180 град, требует инверсного подключения АС.

Разделительный конденсатор С2 желателен 0,33-0,5, до 1мкФ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Климентий, приветствую

У меня есть транс для этого усилителя, для ВК

С двумя конденсаторами по 28000 мкф 25 вольт (хорошие, такие, добрые)

Всё собрано и трансформатор и конденсаторы на одном железе

Выход +-15 вольт. толстенным проводом +-1mm

Габаритная мощность транса около 140-160ВТ

Вас ждали

Не хотел разбирать

Кстати, в своё время, тоже хотел применить, и держал это изделие, именно для этого усилителя.

Но потом, как иногда бывает, изменились представления о усилителях в целом.

Если в двух словах - то я не склонен к схемотехнике - типа в начале создаём препятствия а потом их преодолеваем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Извините пожалуйста, но я действительно не понимаю: а зачем первый каскад ламповый? Что это дает, кроме усложнения?

"Первый каскад усилителя (рис. 4.5) построен на двойном триоде VL1 по схеме SRPP с целью уменьшения собственной нелинейности и увеличения нагрузочной/перегрузочной способности и особенностей не имеет."

Зачем вводить "собственную нелинейность" и одновременно с ней бороться?

Попытка доказать, что можно в одну телегу "впрячь коня и трепетную лань" (заодно еще пару разных зверюшек) или демонстрации возможности "лампо-поле-биполярно-микросхемности"?

Можно конечно впрячь, и трансформатор на выход можно заодно приделать, никаких принципиальных проблем, но зачем? Какие преимущества это даст в конечном итоге?

Искренне не понимаю, извините за пессимизм...:(

С уважением,

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если Вы работали с полевыми транзисторами, то наверное замечали что если что не так или выход замкнёте, то они сгорают как спички.

1. Надо городить защиту, чтобы не сжечь акустику.

Так как схема работает с большими токами

2.Требуется большой радиатор, что за собой тянет габариты и нагрев не меньше чем в ламповой конструкции.

и микросхема тут не просто так - была проблема - и уже решаем эту проблему.

Плюс лампы и питание их накальных и анодных, плюс конденсаторы и фильтры

И всё это большие габариты

А собственно для чего?

Для небольшой мощности и с большими трудозатратами, и для чего весь этот огород городить? (незабываем сколько надо сверлить точить и придумывать что где будет находится и не давать при этом наводок)

Если ради схемы то да, ....да и послушать можно что там получилось

Вы только представьте сколько всё это займёт место и чтобы "всё это не гудело не звенело"

А можно в этот же размер и усиление поставить ламповое!

Уверен, второе будет не компромиссное решение.

Надеюсь, что этот усилитель "очень хорошо поёт", но сколько же стоит с ним повозится

Вот я и рассуждаю о препятствие и его преодолении.

 

PS: Уверен что PP на 6П6С, с правильными трансформаторами, по качеству звука покроет как бык овцу этот усилитель.

И габариты будут соизмеримы.

И всё будет понятно и без переворачивания фазы и других описанных и неописанных выше заморочек

PPS: Гибридная схемотехника уходит от выходного трансформатора, чем и привлекает.

Но в поиске звучащего усилителя, опять возвращаемся к ламповому усилителю

или трансформатору

Изменено пользователем Гэгэн

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Климентий, нормально будет играть. Самое приятное, чтос намоткой не нужно связываться. А на мнение одного индивидуума (Timvlv) особо внимания не обращай, квалификация близка к нулю. Очень удачно в соседней ветке в лужу пукнул. Схему с ОЭ не отличает от эмиттерного повторителя. Зато готов платить нобелевские премии и знает про то, что транзисторы токовые приборы и что они (транзисторы) работают с токами. Русский язык хорошо знает (применение частицы НЕ). А у меня клава русский язык плохо знает, пробел сбоит (кофе налил).

 

Если Вы работали с полевыми транзисторами, то наверное замечали что если что не так или выход замкнёте, то они сгорают как спички.

1. Надо городить защиту, чтобы не сжечь акустику.

 

Так как схема работает с большими токами

2.Требуется большой радиатор, что за собой тянет габариты и нагрев не меньше чем в ламповой конструкции.

 

И микросхема тут не просто так - была проблема - и уже решаем эту проблему.

 

Плюс лампы и питание их накальных и анодных, плюс конденсаторы и фильтры

И всё это большие габариты

А собственно для чего?

Для небольшой мощности и с большими трудозатратами, и для чего весь этот огород городить? (незабываем сколько надо сверлить точить и придумывать что где будет находится и не давать при этом наводок)

 

 

С защитой выходного транзистора все очень просто решается, +12 В подаем через лампочку-галогенку 12 В 60 Вт. Защита динамика - она просто не нужна. Вероятность отказа таких схем пренебрежимо мала. Обычно динамик раньше сам рассыпается.

Радиатор не трансформатор. Его мотать не надо. Стоит дешевле. Полосу ни снизу, ни сверху не режет. Не подмагничивается.

Микросхема, в данном случае, особенного вреда не приносит. Постоянные времени только нужно рассчитать, чтобы на НЧ пузырь не сформировался.

Габариты источника питания для ламповой части на фоне размеров радиатора и сильноточного источника питания для транзисторного выходного каскада - ничтожны. Все поместится без особых проблем на общей плате.

Насчет наводок - при отсутствии грубых ошибок проектирования вообще ничего не будет. Плату закрыть красивым медным экраном. Чтобы аудиофильский концепт не разрушать. Печатные платы ведь зло. Проводки по направлению не отслушать. Значит закрыть, чтобы не было видно.

Точить сверлить - а чего сверлить то? Плата, радиатор, трансформатор и два больших конденсатора. Все это хозяйство на большую шпонированную фанерку и покрыть лаком.

HiEnd

Изменено пользователем Гэгэн

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ага знакомая ситуация... Мнения разделились... Лампа как усилитель напряжения, полевик как усилитель тока, каждый из них справляется с поставленной задачей лучше чем наоборот... Радиатор тоже проще чем мотать трансформатор выходной. А по части сверлить и пилить в полностью ламповой конструкции не меньше нужно... Смысл для меня не в том чтоб доказать превосходит во данной схемы над ламповой, а испытать её как отдельный класс усилителей. Есть у меня сейчас полностью ламповый РР хорошо звучит, но мы же радиолюбители, и хочется повозиться с чем то новым... Однотакт хочу но нет возможности самому выходники мотать и покупать тоже не хочется, а вот радиаторы приличные есть... Вот и приглянулась данная схема...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В ламповой конструкции сверлить и пилить побольше будет. По мне так проще печатную плату сделать и на нее весь монтаж по максимуму. Гораздо проще, чем заниматься фигурным вырезанием по железу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно, а почему традиционно НЕ рассматривается вариант применения на выходе т.н. "специально-звуковых" полевых транзисторов? Они, конечно, не продаются на каждом углу, как ИРФ'ы, но, скажем, на каждом третьем-четвертом углу ими вполне можно разжиться в наше время, я так думаю (сам-то разживался крайний раз лет 15 и более назад, но и тогда "проблема" была вполне решаемой).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
тогда "проблема" была вполне решаемой
Сейчас практически нерешаема. Либо китайские товарищи с как бы настоящими правильными, либо... китайские товарищи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Сейчас практически нерешаема. Либо китайские товарищи с как бы настоящими правильными, либо... китайские товарищи.

 

Почему же? Вполне решаема. От нормального производителя EXICON или Magna-Tec. Цена только вылетает за все рамки разумного из за очень плохого использования площади кристалла. На площади для одного ECW/ECF10N20 размещается четыре IRF640. На слух разница на грани восприятия. В применении очень удобны, особенно в двухтактных усилителях, не требуют термостабилизации. Проходная емкость очень маленькая, очень слабо зависит от Uds. Подделка китайцами затруднена, из за особенностей конструкции кристалла (вывод истока на корпус), простой перемаркировкой каких нибудь IRF-ов не решается. Требуется производство кристаллов или особая конструкция корпуса, чтобы посадить туда кристалл от IRF-а. Как следствие теряется всякий экономический смысл подделки.

Изменено пользователем Гэгэн

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Этот усилитель #1 был сделан 2001 году мной на работе как экспериментальный и привез домой.

Выходные транзисторы на радиаторах от компьютерных процессоров. С принудительным охлаждением кулерами от выпрямленного напряжения 6,3В.

Если голова и руки на месте и делать всё правильно, настраиватся легко одним резистором и защиты не нужно.

 

У меня уже был двухтакный комбинированный усилитель Лачиняна , однотакный 300В, двухтакные моноблоки 6П36С.

При послушивании и сравнении звучания этих усилитей было отмечено.

Однотакный на 300В имеет самое комфортное звучание, комбинированный однотакный лучшее разрешение и микродинамику

даже излишнюю.

Второе по комфортности и естественности двухтактнные моноблоки на 6П36С, усилитель Лачиняна самую большую динамику.

Усилители слушались на равной громкости.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.




×
×
  • Создать...