Перейти к публикации

Добро пожаловать на форумы АудиоПортала

Posoh

Самый простой трифоник

Рекомендованные сообщения

Самый простой трифоник
Для любителей нейтрального звука и минимализма в схемотехнике.
Изначально, приобретённые активные колонки нужно было подключить к  источнику звука, но так, чтобы можно было регулировать его уровень.  Обычный усилитель или ресивер для этого не подходили. Во первых - отсутствовал регулируемый выход, во вторых - зачем включать ставший уже не нужным УМ? Поэтому, было создано устройство в виде металлической  коробочки с микшером и 4-мя RCA разъёмами - 2 входа, 2 выхода. Результат  был весьма не плох. Колонки биампинговые с небольшими частотными  регулировками (в том числе - "ROOM COMPENSATION") каждой из полос. Это  позволило сформировать довольно нейтральный звук. Всё бы хорошо, но  ощущалась ущербность звука большого барабана, рояля и особенно контрабаса. 
Автор посчитал рациональным добавить в систему басовую колонку. Причём  сделать её самому, учитывая значительную стоимость хорошего сабвуфера. В  конце концов стоимость такого агрегата определяется стоимостью корпуса,  самой динамической головки, ну и затраченного труда. Остальное -  тороидальный трансформатор, пара электролитов и TDA-шка (или LM-ка) -  мелочи.
Конечно, уже был план - как подключить её к системе. В результате,  коробочка с микшером пополнилась ещё одним RCA разъёмом и выключателем.  Итоговая схема осталась пассивной:
spacer.png


Таким образом устройство формирует регулируемый уровень стерео сигнала с  дополнительным НЧ выходом. Переключатель (использован П2К с фиксацией)  нужен для полного выключения канала НЧ из тракта и возможности оценки  влияния такой схемы на основной тракт. А именно - 
 1. влияние на уровень основного сигнала
 2. влияние на АЧХ основного сигнала
 3. влияние на разделение каналов (через постоянные сопротивления)
На слух, какое-либо влияние, обнаружить не удалось.
Если у вас уже есть активный сабвуфер с регулировкой фазы и  чувствительности, то всё готово к прослушиванию. Осталось выставить  задержку фазы на 270 градусов и необходимый уровень. Если же нет, то нужно  дополнить схему сабвуфера фильтром 3-го порядка. Дело в том, что для правильного согласования стерео сигнала с НЧ и чтобы  бас не "отставал" необходимо сдвинуть его на 360 градусов относительно  стерео. Устройство сдвинуло фазу на 90 градусов. Поэтому, прежде чем  подавать сигнал на сабвуфер, необходимо пропустить его ещё через 3 RC  звена. В уже готовый активный сабвуфер была добавлена схемка:
spacer.png

Переменное сопротивление R4 выведено "под шлиц" и позволяет выставить  необходимый уровень для согласования со стерео. Коэффициент усиления  рассчитывается как - (R4+R5)/(R1+R2+R3)  и, для приведенных номиналов,  меняется в диапазоне 0,7 - 2,8. 
Пассивный фильтр был выбран из-за простоты расчёта (по формуле из  школьного учебника), с намерением заменить его на активный, в случае  неудовлетворительного результата. К тому же, в технической литературе  рекомендуют использовать активный фильтр, только в случае невозможности  применить пассивный. 
Подозреваю, что можно было обойтись и без операционного усилителя, и  подключить 3-ёх звенный фильтр непосредственно к TDA-шке. Это ещё больше  бы упростило схему и не понадобилось бы формировать необходимое для этого  питание (+15,-15). Наверняка у TDA хватило-бы коэффициента усиления для  формирования необходимого уровня, но я решил не вмешиваться в  рекомендованную даташитом схему. 
Предлагаемое устройство, отлично работает и с пассивной стерео-системой. В  частности, автором были приобретены мониторы SLM-1 с очень равномерной  характеристикой и усилитель мощности PHONIC MAX 500. Меня привлёк этот УМ  своими характеристиками и компактностью (высотой всего 4,4 см). Он был  расположен под потолком, вместе с колонками, ведь на нём отсутствуют  регулировки помимо уровней (всегда выставленные на максимум). Это очень  удобно - на виду только источники звука и компактная коробочка с микшером.  Минимализм и очень нейтральное звучание! (Конечно с учётом "правильной"  акустики помещения).
Но, безусловно, благодаря развитОй системе корректировки (ФНЧ,ФВЧ,"ROOM  COMPENSATION") , активная система предпочтительней. Желательно, чтобы все  акустические агрегаты были активными, причём каждой полосе частот выделен  свой усилитель.
Такое решение заставило отказаться от какой-либо иной системы трифоника, а тем более какого-либо традиционного стерео. Изначально, из-за опасения, что может не хватить усиления (предварительный  усилитель фактически отсутствует), был приобретён пультик PEAVEY с  трёхполосным эквалайзером. Но все пробы оправдать его присутствие в  системе (между источниками звука и описанным устройством) не удались.  Любая, малейшая регулировка тембра приводила к искажению звуковой картины.  Поэтому, уже много лет он стоит без действия, в очень холодном резерве 😊.

Рекомендую! Дёшево и "Сердито"!
  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.




×
×
  • Создать...