Перейти к публикации

Добро пожаловать на форумы АудиоПортала

Cop

Многополосные АС

Рекомендованные сообщения

По подобию знаменитой серии книг "Радио - это очень просто!", предлагаю форумцам проработать тему "АС - это очень просто!" Около 30% тем в разделе, так или иначе, касаются этого. И постоянно повторяются одинаковые вопросы, и делаются дорогостоящие ошибки.

Пример: имеются головки 1ГД-36. Это телевизионный овальный динамик для открытого оформления с полосой 100 - 12000, сопротивлением 8 Ом. Врезаем в щит их количеством 10 шт., и получаем приличную широкополосную (одна полоса) АС.

В любой подходящей программе посчитаем фильтры для трёх полос, и подключим их к нашей АС. Динамики электрически сгруппируем 6+2+2. Поздравляю, всё! Барабаны, орден, могила у Кремлёвской стены и причисление к лику святых - мы сделали трёхполосную АС! Жизнь удалась. А можно сделать четырех, пяти, и даже, десятиполосную. И пусть кто-то попробует возразить, что это полный маразм - полосовое деление, в данном случае, никак не повлияв на частотный диапазон, уменьшит искажения. То-есть, даже в этой белиберде можно найти маленький смысл, для самооправдания. Но! Фильтры сами вносят искажения, вносят потери в сигнал, создают проблемы в работе усилителя, и наконец, цена пассивных фильтров на качественных компонентах может превышать цену головок. Поэтому, деление сигнала на полосы, оправданным может быть только тогда, когда выигрыш от такого решения объективно и многократно превышает затраты на его реализацию. Например, деление на полосы даёт возможность применять вместо широкополосных, специализированные головки НЧ и ВЧ, с последующим ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ (!!!) расширением частотного диапазона. То-есть, у двухполоски с диапазоном от 60-70 Гц, может быть оправдание - это маленькие полочники, или небольшие проф. мониторы. У трехполоски с диапазоном от 50-60 Гц, на мой взгляд никакого рационального объяснения быть не может.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Продолжение. О головке для НЧ

Логично начать с выбора басовой секции, как наиболее габаритной, дорогостоящей и трудоёмкой. Очевидно, что меньше требуемый объём - это лучше. Хоть для быта, хоть для про. Но всегда важен баланс (оптимальность). Можно ведь и 5-дюймовый динамик расколбасить до 30 Гц в линейку. Предельная громкость получится мизерной, а искажения огромными. Вот картинка, для любителей доказательств.

Power.jpg.23d9998cc7a29b258ea39d807b49cef5.jpg

Это реальный 5" басовик Асалаб. 

Но можно будет громко сказать: я сделал то, чего ни у кого нет, вот микрофон, измерения! То-есть, ещё раз: смысл, можно найти во всём! - это первый повод подумать о том, чего в итоге хотим получить побольше, того или этого?

Увеличение размера НЧ-головки позволит получить меньшие искажения и больший динамический диапазон, но потребует больших размеров корпуса, и наложит ограничения на продление её диапазона в СЧ. Это второй повод задуматься об оптимальности.

Все СОВРЕМЕННЫЕ динамики заранее рассчитаны на определённый тип и объём оформления. В про-секторе, за это идёт серьезная конкуренция. Не заставить там никого купить динамик, который потребует для низа 40 Гц ящик в 300 литров. Для примера, современная реальность это: 180 литров ФИ, 18" динамик и 30 Гц  - 6 дБ (Beyma 18G550); либо 100 литров ФИ, 15" динамик и 40 Гц (JBL2226). Далее, чем меньше динамик, тем меньше объём. Значительные отклонения в сторону, это либо головка спец. назначения (мидбас, широкополос), просто неудачная, либо древняя. Пример спорного решения известный "малый Onken" с динамиком 4А-32 из "Вестника АРА". В объёме 140 литров получено фазоинверторных 40 Гц от 12 дюймовой головки..... это более чем скромно, но могло бы быть простительно, если учесть, что это старая широкополосная головка. Но многие заявляют, что используют его как НЧ звено в блочной АС! Вопрос: а зачем выбрали такие динамики, просто потому что они имелись в наличии? В доме места много, а денег нет? На мой взгляд, совсем не оправданное решение. В бытовых головках, производители менее скованы, но и там есть известные рамки, выходить за которые мало кто себе позволяет. То-есть, если собрать данные о головках и их оформлениях в табличку, то окажется, что параметры размер головки-объём ящика-нижняя частота не отличаются очень уж сильно для каждого размера головки. Разница незначительна, но она есть. Будет она и в звуке. Ведь выходные характеристики получены с разными исходными значениями добротностей, Fрез и Vas. Вот эту разницу, на мой взгляд, и следует рассматривать для выбора головки под себя. И здесь аргументом может быть только собственный вкус и опыт прослушивания у себя дома, длительного а не одноминутного. В вопросе субъективного выбора бессмысленны любые рекомендации посторонних. 

Производитель иногда даёт рекомендации в даташите. Я бы относился к его рекомендациям очень внимательно! Там даны не просто результаты моделирования в JBLShop, там дана оптимальность, одна или несколько, с точки зрения габаритов, удовлетворительных для данного размера головки, диапазона частот и оптимальной итоговой добротности. Производитель, в том числе и в фабричных АС, часто занижает размер ящика относительно оптимального. В итоге, чуть возрастает резонансная частота, но итоговый бас субъективно воспринимается более четко и уверенно. Рекомендации изготовителя, обычно, беспроигрышны. А неадекватные параметры оформлений, полученные самостоятельно в симуляторах, говорят о том, что Вам не удалось понять производителя.

У головок есть параметр механическая добротность. Характеризует она потери энергии в мех. подвесе. Высокая мех. добротность означает маленькие потери. Стоит она в деньгах очень недёшево. Кто пожелает, может убедиться, просмотрев даташиты головок и отзывы о звуке. Я хорошо слышу разницу у НЧ/СЧ динамиков с разной мех добротностью, например Вэйвкор (повышенная Qms), в сравнении с любым Сканспиком (низкая Qms) звучит, на мой взгляд, "просторнее", "легче". И не слышу ничего явного у НЧ-головок. Но музыканты, вряд ли вообще зная о добротности, отдают предпочтение комбикам или мониторам, именно с головками с высокой мех. добротностью. Повторюсь, стоит это совсем недёшево.

Продолжение следует

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я вот хотел бы 60л закрытый ящик с 40Гц  до 300Гц и открытый СЧ и ВЧ каждый со своим усилителем. Опыт колонкостроения минимум миниморум.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Rezvoy сказал:

Я вот хотел бы 60л закрытый ящик с 40Гц  до 300Гц и открытый СЧ и ВЧ.....

Для НЧ обратите внимание на Перлес 830668 или 830669. Это 10 и 12" сабовые, но без фанатизма, динамики. Отлично работают в ЗЯ. 60 литров подойдёт и первому и второму.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Боюсь нарваться на волну критики не любителей КИНАПа, но хочу попробовать для дома пару 2А-11, на середину по паре 15ГДШ-1, на высокие по паре 1А-46. Фильтры не хочу, хочу 3-х полосное усиление. Что посоветуете?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если у Вас гостиная площадью порядка 80-100кв.м и высота потолков около 4м, вполне возможно, дерзайте.  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

жека60, А чего надо посоветовать, если Вы уже со всеми компонентами определились? Похвалить нужно?

Продолжение. Акустическое оформление НЧ-секции..

Я бы выбирал, в первую очередь, размер НЧ-динамика. Независимо от типа оформления, большой размер будет всегда слышен, как более качественный вариант. Разумеется, под стать ему должны быть головки и во всех остальных полосах. На мой взгляд, следует стремиться к тому, чтоб  динамик был максимально большой площади, а оформление его максимально маленьким. В реальности, современные "про" -динамики проектируются именно под эту концепцию. В таком оформлении бас получается очень живой, мощный. И противоположностью этого являются решения "маленький динамик в большом объёме". Примеры - различные клоны "ПроАков"(6" динамик в 40 литрах), тот же оригинальный "Онкен", в любом, большом и маленьком, варианте. Звук получается вылым, густым. Эти характеристики будут справедливы в любых комбинациях, хоть ЗЯ, хоть ФИ; хоть маленькие АС, хоть большие. Поэтому, этот тип звука можно безошибочно угадать просто глядя на расчёт оформления. Но, большой ящик, формально позволяет более низкую частоту среза, и выбор желаемого компромисса - дело личного вкуса конкретного гражданина, а не тема для советов и обсуждений. Случаются, знаете ли, истории, когда делались ЧЕТЫРЕ!!! разных ящика под один динамик (JBL2226, все варианты обеспечивают гладкую АЧХ), и последовательно отслушивались, чтоб определиться с предпочтением. Нельзя иначе, если есть желание быть самостоятельным во всём. PS 18", и 15" у меня были, и не в единственном экземпляре, для себя я определился: чтоб АС были мобильны (перенести, подвигать, поднять), 12" на НЧ - размер, вполне достаточный, и максимальный, который я могу себе позволить дома.

Далее тип оформления: ФИ, ЗЯ, открытое оформление или рупор. На мой взгляд, в классическом бытовом варианте (проблема с местом) НЧ-рупор не имеет смысла, тем более, с маленькими динамиками. Такой же по качеству звук можно получить в хорошем щите, ЗЯ или ФИ, но при гораздо меньшем занимаемом объёме. Картина поменяется при больших позволительных объёмах рупора (от 0,6-0,8 куб.метра) но это совсем не бытовой вариант. Открытое оформление в "про" - обычное дело. Для небольших комбиков и мониторов, это стандарт и предпочтение. В быту щит стал экзотикой. Со статистической позиции (нижняя частота/занимаемый объём), у этого типа оформления самые худшие характеристики. Но присутствует необычный "почерк" (тип звука) открытых АС, который многие считают эталоном. Он схож с рупорным, и заставляет кого-то опять и опять возвращаться к этому оформлению. На мой взгляд, сказанное о звуке щитов, справедливо только для определённого типа старых динамиков, это очень лёгкие, мягкие, маломощные динамики, с огромной мех. добротностью (13-20 у легкого 12" динамика). У современных Эминенс и Жамо, сделанных по феншую, от той красоты мягкого, бархатного низа остались 10%. Вывод: если не гоняться за 40 Гц, то ОЯ или щит вполне достойное оформление, Ведь многие ЗЯ и ФИ не имеют и тех 10%....  О закрытом ящике и фазоинверторе,  сказано много. От себя могу добавить, что древняя истина "фазоинвертор всегда убожество" требует серьёзной оговорки. Иметь жирный гулкий бас может и закрытый ящик, и даже щит, если гоняться за инфрабасом любой ценой. Фазоинвертор может звучать вполне пристойно, если соблюдается принцип большой диффузор - маленький объём. Современные головки позволяют в бытовых объёмах (до 50-70 литров) получать честный срез в 40-50 Гц при 10 -12 дюймовом диффузоре. При стандартном измерительном завале в 9 дБ, это будет полоса от 25 - 31 Гц.

Продолжение следует.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сор, спасибо. А что Вы скажете о таком рупоре? Размеры для квартиры не смертельные.1467268674_LeohornusBLH2A_11SPL.GIF.be50bc232828f59c01ae54078283fbac.GIF

Гэгэн, хоромы совсем не такие, вся квартира вместе с лоджиями, боюсь, и 80-ти не наберет))). Ну вот гляжу на них и чертовски хочется. Всё-таки попробую.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я 18е в H-фрейме слушаю. Ну ни чего не хочу менять. Потом только закажу мастеру, чтобы из более серьёзного матерьяла корпуса сделал. 

Обычный зал в квартире 97-й серии

IMG_20191029_222210.jpg

Изменено пользователем CHEL_EV

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

жека60, спасибо, отличный пример! Типичный любительский шедевр.В объёме около 400 литров ожидается сумасшедший бас, со срезом в 50-60 Гц. Бесспорный "успех"! А через месяц-полтора, когда исчезнет первый восторг, начнём заниматься аутотренингом, внушая себе: мне это очень нравится, бас живой и быстрый, эти ящики никому не мешают, они оптимальные....

По существу. Это не рупор. Рупор это плавное расширение канала по одому из известных законов. На приведённом рисунке оное отсутствует. Это просто нечто, не очень удачное с любой точки зрения, что вместилось в огромный прямоугольный ящик.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сор, но ведь первый восторг должен же быть чем-то вызван и не только потраченными силами на изготовление)).

А если ящик литров на 150-200 и кольцевой фазоинвертор с регулировкой зазора?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте коллеги!

Евгений, хорошо написано. Могу немного "смутить" воду одним дополнением: очень часто проектирование начинается с СЧ (шп) динамиков, которые можно (хотелось бы или было бы неплохо) дополнить нч и вч.  Например, условно шп,  овалы Телефункены (29*19см) 65 - 12000 гц по оси, размещенные на ковриках. Слушаются с удовольствием. Динамики быстрые, звучание сочное, картинку строят изумительную - собака лает сбоку, кони бегают вокруг, инфернальный голос сверху и гром с молниями и птицы где-то впереди сверху (это я про альбом Р.Ватерса "Весёлый покойник"). По "Фильтрам" Игоря Гапонова Fb составляет около 15 кГц. Но хочется ещё и басов "конских" и воздуха на вч.... Подобрать к таким шп головкам совместимые нч - задачка ещё та. 

Пришлось сделать триампинг, да ещё и нч секцию  каменную с пос по току для расширения полосы вниз, регулировкой фазы на нч и коррекцией АЧХ. 

Вы упомянули ценовой фактор, в этой связи, возможно стоит уделить внимание и многополосному усилению, поскольку 2 собранные платы каналов УНЧ (хотя бы клоны  Квадов405 от Владимира) вместе с питанием могут стоить дешевле  супер-пупер "навороченных" деталей для фильтров ас.  Я даже не говорю про цены на мощные оу, в этом случае цена на любые детали фильтров ас будет однозначно выше.

ЗЫ по поводу больших размеров и граничной частоты вопрос непростой, хотя после "освоения" ПОСов по току и ЭМОСов... скорее соглашусь с Вами. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

cогласен с автом статьи достаточно достоверный заловый звук можно легко получить при многополосной акустике также к ней прилагается два-три усилителя у меня на басах стоитVictor 1100  а на средних и вч ламповый однотактник на EL84  басовая секция состоит из B-52 15дюмов  100гдн-корвет  и для мид-баса - 30гдн широкополосники  для джаза использую корвет у него очень мягкий бас для рока конечно B-52 в комплекте с двумя 30гдн получается очень могучий воздушный бас фильтров ни каких нет за исключнием вч-головки  из опыта скажу большой динамик это как большой автомобиль если есть 18-20 квадратов комнаты тогда можно творить  для теста я держу SONY J7 но звучат они довольно убого  на мой взгляд нужно больше вниманя  к среднечастотной секции акустики маленькая головка не выдает достойного звука  у меня на средине стоят старые  Altec-кооксиалы 16 дюймовые  дополнительно еще по паре  4А32-ломо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата

В реальности, современные "про" -динамики проектируются именно под эту концепцию. В таком оформлении бас получается очень живой, мощный.

А что это такое конкретно?...

Я слушал "кинотеатральный комплект" от Bose c совсем невеликой НЧ-коробочкой(с соответствующими динамиками) -было ощущение присутствия "дыхания зверюги,шатающего пол"...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
14 часов назад, жека60 сказал:

Сор, но ведь первый восторг должен же быть чем-то вызван и не только потраченными силами на изготовление)).

А если ящик литров на 150-200 и кольцевой фазоинвертор с регулировкой зазора?

Я выше уже говорил, что в любом решении, даже в самом бестолковом, можно найти плюсы. А дальше вопрос риторики - словоблудием возвести эти плюсы до степени принципиальных и уникальных, и сидеть радоваться счастью. Поэтому, повод для восторгов будет, бас 18", даже если ниже 70 Гц ничего нет, всё-равно впечатляет.

По поводу ФИ, можно конечно и здесь заняться обсуждением Ваших проектов, но, открою Вам большую тайну: в разделе "Акустика" есть тема, которая так и называется 2А-11. Может есть смысл её почитать, и прям там вопрос задать, если ответа на него не даст чтение?

14 часов назад, #Иван_Иванов# сказал:

.....Вы упомянули ценовой фактор, в этой связи, возможно стоит уделить внимание и многополосному усилению... 

Конечно, если будет спрос, обязательно поговорим об этом!

 

1 час назад, Овэд сказал:

А что это такое конкретно?...

Я слушал "кинотеатральный комплект" от Bose c совсем невеликой НЧ-коробочкой(с соответствующими динамиками) -было ощущение присутствия "дыхания зверюги,шатающего пол"...

Как объяснить что такое невесомость? Наверное самому попробовать, другого способа я не знаю. А что касается великого баса от маленькой коробочки, искренне Вам завидую, Вы скромный человек.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Благодарю за комплимент! :) Я,видимо, неясно выразился -я хотел спросить про реальный пример реализации этой концепции "современные "про" -динамики проектируются именно под эту концепцию".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
25.10.2019 в 20:12, Tommy сказал:

Идеально в 60л станет Volt BM2500.4

 По поводу динамической головки Volt BM2500.4. Если посмотреть параметры Fs=45Hz, Vas=37l, Qts=0,27, то применение ее в низкочастотном звене считаю недопустимо, эта головка   обыкновенный мидбасс. Если посмотреть ее в простеньком симуляторе,  то нижняя частота по уровню -3db в закрытом  70л ящике – 156Hz, в фаз.инв. -137Hz.

401.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если взять объем ящика поменьше,то,видимо, и спад будет поменьше.

Изменено пользователем Овэд

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
29.10.2019 в 20:27, CHEL_EV сказал:

Я 18е в H-фрейме слушаю. Ну ни чего не хочу менять. Потом только закажу мастеру, чтобы из более серьёзного матерьяла корпуса сделал. 

Обычный зал в квартире 97-й серии

 

Какой 18" динамик стоит. Можно ссылку на его даташит или хотя бы какие у него основные параметры.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так и не смогли разобраться с хозяином динамиков что это за динамики. Бывший хозяин динамиков изготавливает сам на заказ много акустики, и про динамики знает почти все. Но даже он затруднился ответить. Единственное что я могу сказать что это Ломо, и они тихоходы на тканевых подвесах. Достаточно дицибельные, под сотку. Резонанс мерил давно, уже не помню, но он был не низкий. Вообщем это какие то редкие ЛОМО. Так как в H-фрейме дицибельность падает, то надо находить в это оформление динамики с большой чуйкой. Мои динамики с этим справляются, так как являются подпоркой 100дб акустики Сансуй

Изменено пользователем CHEL_EV

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, CHEL_EV сказал:

Так и не смогли разобраться с хозяином динамиков что это за динамики. Бывший хозяин динамиков изготавливает сам на заказ много акустики, и про динамики знает почти все. Но даже он затруднился ответить. Единственное что я могу сказать что это Ломо, и они тихоходы на тканевых подвесах. Достаточно дицибельные, под сотку. Резонанс мерил давно, уже не помню, но он был не низкий. Вообщем это какие то редкие ЛОМО. Так как в H-фрейме дицибельность падает, то надо находить в это оформление динамики с большой чуйкой. Мои динамики с этим справляются, так как являются подпоркой 100дб акустики Сансуй

Если конкретно, то меня больше интересует какие параметры динамика желательны для Н-фрейма и конечно какая в результате получается АЧХ на НЧ.

Сейчас озадачился 3-х полоской с коаксиальным 8" динамиком в 200 Гц фронтальном рупоре на СЧ-ВЧ и эта часть уже готова, но надо какую-то басовую подпорку и пока не решил на чем остановиться чтобы бас не отставал от всего остального потому что рупор подразумевает стыковку с чем-то скоростным и однозначно не тормознутым. Хотя на прошедшей выставке послушал сабы на 13" Фокалах и хоть оформление у них было ФИ, но бас был низким, четким и при этом не отставал в динамике от ШП AER.

Изменено пользователем АлексейР

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, CHEL_EV сказал:

Так и не смогли разобраться с хозяином динамиков что это за динамики. Бывший хозяин динамиков изготавливает сам на заказ много акустики, и про динамики знает почти все. Но даже он затруднился ответить. Единственное что я могу сказать что это Ломо, и они тихоходы на тканевых подвесах. Достаточно дицибельные, под сотку. Резонанс мерил давно, уже не помню, но он был не низкий. Вообщем это какие то редкие ЛОМО. Так как в H-фрейме дицибельность падает, то надо находить в это оформление динамики с большой чуйкой. Мои динамики с этим справляются, так как являются подпоркой 100дб акустики Сансуй

Слежу за темой. Очень интересно о очень поучительно.

Теперь знаю какую динамическую головку применить в низкочастотном диапазоне многополосной акустической системы (флейм) :

  производитель -  "изготавливает сам на заказ много акустики, и про динамики знает почти все"

  размер - большой

  чувствительность - "Достаточно дицибельные, под сотку"

 резонансная частота - "не низкая"

 Xmax - "тихоходы"

При желании можно применить динамик с более высокими параметрами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Николай, мне Ваш стёб не понятен. 

Есть ветка про H-фрейм. Там можно задать вопросы. 

Динамики действительно редкие. Но это не значит что какие то особые. Маленькая партия. Резонанс в районе 40Hz. Можно снизить ещё но я пока не хочу этого делать. 

И они действительно подходят в это оформление из-за своей тихоходности. Бас получается быстрый не затянутый точный, из-за тихоходности динамиков и оформления в H-фрейме. 

PS: Динамики были окрашены в красный цвет автомобильной краской

Сейчас подумываю срастить с ним в качестве среднего звена 6ГД-1РРЗ в щите, оба быстрые. Динамики есть в наличии, осталось найти время. 

 

IMG_20191111_070245.jpg

IMG_20191111_070414.jpg

IMG_20191111_070349.jpg

Изменено пользователем CHEL_EV

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.




×
×
  • Создать...