Перейти к публикации

Добро пожаловать на форумы АудиоПортала

POSUA

Все об обратном рупоре

Рекомендованные сообщения

03.03.2021 в 20:43, Singular сказал:

Приглашаю на свою страничку. Там много конструкций blh для 6,5 и 8" динамиков.

Рупоры наборные с плавными изгибами. Есть раскрой и чертежи с расчётами.

 

IMG_20210303_203835.jpg

Приветствую читателей и практикующих.

Оглядываясь на рупор из предыдущего поста захотелось как-то привести его к более "идеальному" виду: расширить полосу настройки хотя бы до 60 Гц, улучшить и без того привлекательный вид, и еще очень понравилось решение расширения рупора в перпендикулярной плоскости за счёт наложения слоёв — захотелось как-то эту идею развить, усовершенствовать. В общем я решил сделать более масштабный проект для динамика в 6,5'.

Идею со слоями я решил применить не только для расширения внутреннего канала рупора, но и для улучшения внешнего вида: слоями мы разнообразим боковые наружные поверхности, которые раньше были плоскими! Придадим рельефа боковинам, отобразим с помощью уровней красивые изгибы звукового тракта рупора, а так же с помощью уменьшения количества материала на рупоре снаружи — облегчим габаритные корпуса и уменьшим расход листового материала.

Итак, решено делать backloaded horn 6,5' 60Hz
Динамик берём обязательно широкополосный. Чем ниже полная добротность Qts — тем чище и качественней будет звук, меньше паразитных призвуков. С широкополосником не надо мудрить над фильтрами! Из бюджетных можно обратить внимание на НОЭМА 100ГДШ65-4. 100Вт мощность позволяет прокачивать по тракту рупора большие массы воздуха. Так же значительная мощность позволяет быть уверенным в достаточной прочности диффузора, которая в рупорной акустике не бывает лишней. У этого динамика Qts=0,48 — так сказать чуть ниже верхней приемлемой границы равной 0,5 единиц. Всё что выше — рупоростроители не советуют.
Снова обратимся к расчётным таблицам отсюда :
Расчёты показывают: для озвучивания от 60Гц длина рупора должна быть не менее 2 м. Предыдущий рупор для 6,5 дюймов у меня получился с длиной тракта около 1 метра и корпус вышел высотой около 70см. На этот раз рупор должен получиться высотой около 110-130см. Сделаем корпуса чуть шире — это позволит уменьшить высоту.

 

2PwYgbzrAgi9WaPgBoawxQWFG90-960.jpg

F47-UMw9I3dP2ZxcM6gDTgF0sRM-960.jpg

zmQJ1SVPS9q_eve38fJp5TiqJMY-960.jpg

2ylpkq5Z_4rBAd1JZEpvDBAgsRs-960.jpg

j8vjSsQumDobLmBA2enNKGP1ovU-960.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
03.03.2021 в 20:43, Singular сказал:

 

 

 

 

Популяризаторы науки склонны излагать суть теории струн простыми словами. Постараемся изложить теорию рупоров подобным образом, дабы несведущий человек, новый в этой теме, не испугался сложной терминологии и не сбежал отсюда!

Продолжаем тему обратно-нагруженного рупора.
В сети есть множество информации о том, что рупорное акустическое оформление добавляет чёткости и реалистичности звучанию, но мало где рассказано от чего это происходит. Так сказать физика процесса описана слабо.
Собрав некоторый объём информации выяснилось, что процесс "улучшения" звуковой волны, проходящей по тракту, ограниченному экспоненциально расширяющимися стенками в чём то похож на обработку изображений в Photoshop. Да да! Именно изображений!
Почему так получается, что звук и изображения схожи по своей природе и их качество изменяется и измеряется по схожим законам? Дело в том, что профессиональные ретушёры применяют в редактировании изображений такой приём как частотное разложение. Он состоит в разделении изображения на несколько слоёв в одном из которых присутствуют детали размером 1-3 пиксела, во втором 5-10 пикселов, в третьем 12-20 пикселов. Когда детали изображения разных размерностей отделены друг от друга, ретушёр имеет возможность редактировать их отдельно — управлять резкостью и контрастом избирательно. И здесь мы видим, что природа изображения очень похожа на природу звука: в изображении детали разной размерности в пикселах соответствуют звукам разной частоты в музыке. Мы можем улучшить качество цифровго изображения на компьютере: если оно нечёткое, границы предметов размыты, то мы можем немного увеличить контраст и добавить резкость.
Как же можно улучшить звук? В рупоре улучшение происходит автоматически: аналоговым способом. Закон распространения звука предполагает сферическую форму фронта распространения волны. Если мы установим на границе расширения волны стенки в виде экспоненциального рупора, то ограничим расширение волны сразу во все стороны. В свою очередь экспоненциально расширяющиеся стенки преобразуют один вид энергии волны в другой: через горло и устье при прокачке воздуха динамиком проходит одинаковое количество воздуха, но в горле из-за его узкого сечения амплитуда колебаний больше (в горле дует такой же ветер как из фазоинвертера). Проходя по расширяющемуся рупорному каналу амплитуда колебаний уменьшается, плавное экспоненциальное расширение исключает большинство переотражений и ревербераций. На выходе из устья ветер уже не дует — из за расширения он преобразовался в короткие и плотные звуковые колебания с небольшой амплитудой, но высокой чёткостью звучания.
По сути рупором мы исправляем звук добавляя ему резкости и контраста! Однако как и с изображением очень плохого качества — не получится исправить крайне некачественный звук. Поэтому для получения отличного результата необходимо использовать файлы с высоким бит-рейтом.

В качестве акустического оформления для 8 дюймового драйвера я предлагаю в этом посте рассмотреть послойно собранный наборный рупор, выполненный из плит МДФ толщиной 16мм.
По таблицам в одном из предыдущих моих постов рассчитываем рупор на частоту 55 Гц:(см фото)
Основная настройка звучания частоты рупора происходит за счёт площади горла и объёма предрупорной камеры: в редрупорной камере происходит упругая компрессия определённого объёма воздуха драйвером и прорыв его через горло непосредственно в сам рупор.
Для 55Гц характеристики рупора будут следующие:( см. Фото)

По уже описанной мной ранее технологии выполняем послойное расширение канала по горизонтали. Траекторию изгиба делаем как можно плавнее.

 

(Добавил человека рядом с колонками, чтобы иметь представление о габаритах, человек 180см)

image.png

LxSivHGFmOErxB8hKtFo3A7BSJw-960.jpg

6CDJXjb6oy_WnvVGacjeZB5zRP8-960.jpg

7LlFUuFTKPkPx_ycG7VexiwJl9g-960.jpg

KQbRxhUzLZmbG1cekAYpIW2fOac-960.jpg

1kEakaGenf0NA9zHjrPlJAQCVc0-960.jpg

gNX2a10L1Iwt3QN1-BXO6gB2Ias-960.jpg

H4aY1Hzk-UXOqWUzhj3OKNyDmr0-960.jpg

_aPcDZHP7za74tcgFwPLqgIK7sc-960.jpg

mm1qv_c-ZcnG7llqQUhcnHg_D0Y-960.jpg

b5UnJYdt3mdeXlXwXbYOs24lBTU-960.jpg

UP9gQf995_gwrkQlDR5YVxZ6r-U-960.jpg

 

Изменено пользователем Singular

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Один заинтересованный человек (Михаил Третьяков) по выложенным мной в сети выкройкам успешно изготовил наборный рупор  с расширением тракта в двух направлениях. Делюсь фото с результатами: (см ниже). Материал - МДФ 10мм. выпиливание по шаблону электролобзиком + фрезеровка кромок по шаблону ручным фрезером.

изготовлено4.jpg

изготовлено3.jpg

изготовлено2.jpg

изготовлено.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
21 час назад, Singular сказал:

Итак, решено делать backloaded horn 6,5' 60Hz

Что сказать - решение смелое, картинки красивые, рассуждения убедительные!

Если доведется воплотить в материале, то  любоваться можно бесконечно, главное не включать!

А это почему, спросят залюбовавшиеся?

А потому, отвечу, что рупорная часть здесь лишняя. Потому как есть ошибка в расчёте ПРК во всех предложенных трёх проектах и излучение в рупорную часть прекратится на частотах выше 84Гц, 50Гц и 45Гц соответственно для каждого проекта.

в предложенном Вами источнике данный аспект подробно рассмотрен, предлагается формула расчёта объёма ПРК:

     V=(C*St)/(2*3,14*f)

Здесь f это частота раздела излучения фронта и задненагруженного р-ра.

Вы же использовали частоту предложенную как граничную (критическую) для расчёта образующей рупора. В этом и есть ошибка!

Изменено пользователем McRAM

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, McRAM сказал:

Что сказать - решение смелое, картинки красивые, рассуждения убедительные!

Если доведется воплотить в материале, то  любоваться можно бесконечно, главное не включать!

А это почему, спросят залюбовавшиеся?

А потому, отвечу, что рупорная часть здесь лишняя. Потому как есть ошибка в расчёте ПРК во всех предложенных трёх проектах и излучение в рупорную часть прекратится на частотах выше 84Гц, 50Гц и 45Гц соответственно для каждого проекта.

в предложенном Вами источнике данный аспект подробно рассмотрен, предлагается формула расчёта объёма ПРК:

     V=(C*St)/(2*3,14*f)

Здесь f это частота раздела излучения фронта и задненагруженного р-ра.

Вы же использовали частоту предложенную как граничную (критическую) для расчёта образующей рупора. В этом и есть ошибка!

Как раз по этой формуле:

 V=(C*St)/(2*3,14*f)

и рассчитывалась прк, и в моём источнике f значится как частота среза.

Например чтобы рупор звучал от 50гц, f подставляем в формулу равной 42гц

Чтобы рупор звучал от 100гц, f подставляем 84гц.

И потом, физический смысл формулы таков, что чем выше частота среза (она как раз в знаменателе), тем меньше объем прк. Даже на интуитивном уровне нет никаких противоречий)), а уж знающим людям тем более ясно, что никакой ошибки нет, и рупор будет звучать от частоты среза и выше. 

Странно, почему у вас возникли такие мысли...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, Singular сказал:

Как раз по этой формуле:

 V=(C*St)/(2*3,14*f)

и рассчитывалась прк, и в моём источнике f значится как частота среза.

Например чтобы рупор звучал от 50гц, f подставляем в формулу равной 42гц

Чтобы рупор звучал от 100гц, f подставляем 84гц.

И потом, физический смысл формулы таков, что чем выше частота среза (она как раз в знаменателе), тем меньше объем прк. Даже на интуитивном уровне нет никаких противоречий)), а уж знающим людям тем более ясно, что никакой ошибки нет, и рупор будет звучать от частоты среза и выше. 

Странно, почему у вас возникли такие мысли...

Формула безусловно рабочая, дело в правильном выборе данных используемых в этой формуле.

При расчёте конструкции BLH используется несколько значений частоты (f):

- наименьшая (в первом проекте 84Гц), используется для расчёта постоянной расширения профиля рупора (в русскоязычной академической литературе именуется как критическая или граничная частота рупора). Назовём её Fкр;

- частота повыше (в первом проекте 100Гц), это низшая воспроизводимая частота рупора (предложено соотношение 1,2, что есть сильный компромисс, надо бы не менее 1,4, но сейчас не об этом). Назовём её Fн;

- и частота раздела Fр , которая будучи верхней частотой излучения рупора и одновременно является нижней частотой излучения фронтальной стороной динамика. Именно Fр используется в ф-ле определения объёма ПРК : V=(C*St)/(2*3,14*Fр).

В предложенной Вами статье всё подробно изложено в разделе -

"Настройка предрупорной камеры".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 часов назад, McRAM сказал:

Формула безусловно рабочая, дело в правильном выборе данных используемых в этой формуле.

При расчёте конструкции BLH используется несколько значений частоты (f):

- наименьшая (в первом проекте 84Гц), используется для расчёта постоянной расширения профиля рупора (в русскоязычной академической литературе именуется как критическая или граничная частота рупора). Назовём её Fкр;

- частота повыше (в первом проекте 100Гц), это низшая воспроизводимая частота рупора (предложено соотношение 1,2, что есть сильный компромисс, надо бы не менее 1,4, но сейчас не об этом). Назовём её Fн;

- и частота раздела Fр , которая будучи верхней частотой излучения рупора и одновременно является нижней частотой излучения фронтальной стороной динамика. Именно Fр используется в ф-ле определения объёма ПРК : V=(C*St)/(2*3,14*Fр).

В предложенной Вами статье всё подробно изложено в разделе -

"Настройка предрупорной камеры".

Прошу прощения. 

Вижу - вы правы. Благо, уменьшить предрупорную - не проблема.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Во всех проектах, которые я выложил, как оказалось, присутствует формальная ошибка в расчёте объёма предрупорной камеры: этот объём получился излишне велик и не позволяет рупору озвучивать частоты выше расчётных. 

Поскольку я по роду деятельности проектировщик, то в различных расчётных и моделирующих пакетах часто сталкивался с таким  предупреждением: "Для ответственных конструкций не используйте "программу расчёта" без итоговых натурных испытаний!" Возникла мысль, что после испытаний  результаты расчётов могут быть пересмотрены в любую сторону из-за многих причин и завершить доработку изделия (Vпрк) правильнее было бы после непосредственного прослушивания.

Я решил не исправлять выкройки слоёв и модели рупора. Излишний объём ПРК может быть отрегулирован меломаном, решившим воплотить эти конструкции, по собственному вкусу. Уменьшить объём предрупорной камеры можно добавлением в неё вкладышей из различных материалов (тоже по вкусу) будь то дерево, МДФ или пенополистирол (пенопласт).

Как говорится, лишний объём карман не тянет, но может оказаться очень кстати при регулировке или смене размера динамика с последующей доработкой.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
05.03.2021 в 22:42, Singular сказал:

Один заинтересованный человек (Михаил Третьяков) по выложенным мной в сети выкройкам успешно изготовил наборный рупор  с расширением тракта в двух направлениях. Делюсь фото с результатами: (см ниже). Материал - МДФ 10мм. выпиливание по шаблону электролобзиком + фрезеровка кромок по шаблону ручным фрезером.

изготовлено4.jpg

изготовлено3.jpg

изготовлено2.jpg

изготовлено.jpg

 

Визуальная информация (и звуковая кстати тоже) воспринимается намного лучше, чем текстовая :-).

С разрешения непосредственного изготовителя (Михаила Третьякова) предлагаю ознакомиться с очередными фотографиями реализации слоёного рупора по моим выкройкам.

Но даже без уменьшения объёма впечатления после прослушивания у него положительные (цитирую тоже с разрешения): 

"Добрый вечер Владимир. Я уже запустил твой проект... использую четыре разных динамика, в том числе и 10Гдш-36, 10ГД-1 (они восьми дюймовые). Мне очень нравится... особенно с 10ГД-1 но пищалка конечно нужна. Огромное спасибо... очень красивая... .
Звук мне нравится. Низов хватает. Хотя я не сделал перегородку впереди рупора теперь жалею она мне кажется нужна стенки в этом месте вибрируют... хотя у меня они 17 мм. Гулкости нет, звук чистенький, четкий, реальный... .Класс, а может мне еще нужно слушать... друзья в восторге."

Кстати, его я уже предупредил, что пкр слишком большая и предложил методом подбора настроить. Возможно после этого "верхов" добавится и пищалка будет не нужна.

Михаил попросил у меня ссылку на наш форум, так как тема ему очень интересна. Возможно скоро увидим его здесь. Вообще, он активно практикует изготовление различной акустики.

DSC09926.JPG

DSC09932.JPG

DSC09928.JPG

DSC09944.JPG

DSC09955.JPG

DSC09953.JPG

DSC09957.JPG

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте. 

Для меня это новая тема по рупорам. У меня вопрос. А как вы делаете выкройки? 

Опишите технологию пожалуйста. 

Я для себя придумал как это можно сделать. Но хотел бы услышать Ваш вариант

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.




×
×
  • Создать...