Iosaaris 4 Опубликовано: 16 ноября 2005 Опубликовано: 16 ноября 2005 Здравствуйте! Я новичок в деле построения ламповых усилителей. Несколько дней назад закончил сборку своего первого усилителя. Схему взял отсюда: http://audioportal.su/diy/umzch/2.php Выходные трансформаторы некой фирмы Levant. Выпущены они довольно давно, но я их получил неиспользованными. Усилитель нагружён на пару колонок от старого советского проигрывателя с динамиками 4ГД-35. Звучание мне очень понравилось, по крайней мере по сравнению с тем, что было. Звук стал более чётким, детальным и прозрачным, если можно его так описать. В общем, захотелось сделать что-то более серьёзное. В результате сборки у меня возникло несколько вопросов. 1. Когда я перевожу выходные лампы в триодный режим, начинается сильное самовозбуждение. Нормально ли это? Когда я включил между анодом и экранной сеткой резистор на 1К всё прошло. Хотя звучание мне не особо понравилось. Как объясняется подобное самовозбуждение? Из-за чего оно происходит и почему решается именно резистором? 2. На очень большой громкости при высокой входной частоте тоже возникает какое-то возбуждение и раскаляются экранные сетки ламп. Я понимаю, что это ненормально. Как с этим бороться? Или просто не мучить лампы и не давать большой громкости? 3. Можно ли включать накалы EL84 последовательно? Знаю, что ообычно это не рекомендуется с лампами, которые специально для этого не предназначены. 4. Посоветуйте пожалуйста схему усилителя, желательно однотактного. Требования такие: а. Нужно несколько входов. Усилитель предназначается для подключения к компьютеру, CD проигрывателю и магнитофону. По два входа каждого вида может быть особенно хорошо. б. В качестве выходных я хочу использовать лампы EL84 (6П14П) или 6AQ5 (6П1П). Первых имею в наличии 4, вторых две. Все разных серий и разных производителей. в. Для раскачки я хочу использовать 6Н1П, 6Н2П, 6Н3П, 6Ж1П, 6Ж5П или 12AX7. Все эти лампы у меня есть в двух экземплярах. г. Без ультралинейных схем. Трансформаторов для них пока нет. Пока хочу использовать то, что есть. д. Музыка, которую я обычно слушаю, это классика, старая музыка годов начиная с 30-х, а именно очень люблю старые танго (Утёсов, Шульженко, Лещенко, Сокольский, Мечислав Фогг), более позндние исполнители, такие как Георг Отс, Муслим Магомаев, Аль Мартино, Слава Пжыбыльська и подобная музыка в более новых исполнениях и более качественной записи. Современной музыки слушаю очень мало. У меня есть немало качественных записей, но есть немало и записей с разного рода изношенных пластинок. Не будет ли такого, что более-менее качественный усилитель ещё и подчеркнёт дефекты записей? С этим усилителем я во многих записях услышал разные шумы, которых раньше не замечал. е. Желательно, чтобы был темброблок. Понимаю, что список требований огромный, но всё-таки может быть что-то сможете посоветовать. Недавно нашёл схему под названием "Konzertmeister 2000" http://www.augusta.de/~mars/Images/Elektro/Konzertmeister2000.pdf Что вы об этом думаете? Насколько стоит связываться с этой схемой? Кто-то может посоветовать что-то подобное? Ещё один вопрос. Во время работы немного греются выходные трансформаторы. Сопротивления первичных обмоток у них 395 Ом. Греются несильно. Частично из-за того, что рядом стоят выходные лампы (на расстоянии примерно 4-5см). Нормально ли это или в схеме что-то не так? У меня есть идея перевести обе лампы усилителя на фиксированное смещение. Понял, что будет лучше звучать. Стоит ли это делать, особенно с входной лампой? Вопросов много и они будут ещё. Заранее спасибо за ответы! Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Давид Фукс 1 Опубликовано: 16 ноября 2005 id: 15473 Опубликовано: 16 ноября 2005 Привет!Рады видеть в Вашем лице нового последователя лампового звука!!! 1) Вы наблюдали ВЧ возбуд-т.н. "звон",борьба с ним именно резистором в цепи сетки.Так как он стоит на пути сигнала,вполне вероятно его негативное влияние на звук,если резистор не очень качественный(и если уши Ваши умеют слушать музыку).2)Тогда вопрос-Вы слушали свой усилитель в пентодном режиме???Когда экранная сетка к источнику питания?Тогда скажите точные напряжения -анодного,на экр сетке,смещения вых лампы,и померьте ток,включив в разрыв между С6 и вых трансом миллиамперметр пост тока на пределе более 100ма!Вполне возможно, лампа выходная работает на пределе!3)Не стоит включать накалы последовательно,лучше постараться намотать нормальную накальную обмотку.То,что чуть греются вых трансы-не страшно.Фиксированое смещение EL 84 не делайте,минусов больше!Темброблок -ЗЛО!!! ;о))))))))) Пишите,задавайте вопросы,мы тут за этим и собрались Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Александр Бокарёв 148 Опубликовано: 16 ноября 2005 id: 15478 Опубликовано: 16 ноября 2005 В сетку экранную один кил это много, лучше ом примерно сто. И ещё один резистор можно врезать в управляющую сетку, он там тоже здорово гасит возбуды, присущие лампам с высокой крутизной. Накал от 12 вольт- нормальный ход, и ещё можно для порядку параллельно каждому накалу ом по тридцать одноваттники сунуть, как выравнивающие, не помешают. кУЧУ ФИЛЬТРОВ НА ВХОДЕ УСИЛИТЕЛЯ Я БЫ ЗАМЕНИЛ ОДНИМ КОНДЕНСАТОРОМ МЕЖДУ ЛАМПАМИ И ВСЁ, НО ПОМЕНЬШЕ . Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Iosaaris 4 Опубликовано: 16 ноября 2005 id: 15483 Опубликовано: 16 ноября 2005 Спасибо всем отозвавшимся! Режимы у меня вроде нормальные. На резисторе смещения падает 6В, ток экранной сетки 5.5мА. Напряжение на ней около 230В т.к. схема питается не от нормального силового трансформатора, а от трансформатора от старого видеомагнитофона. Трансформатор выдаёт 60В, после него стоит умножитель на 4, который после просадки под двумя такими усилителями выдаёт 230В. В чём минусы фиксированного смещения на 6П14П? Почему темброблок есть зло? Какой резистор стоит поставить в цепь сетки? 1.5-2К достаточно? Фиксированное смещение на 6Н3П даст какие-то улучшения? В чём именно выражаются эти самые ненужности? Я понимаю, что схему надо изменить: убрать микрофонный вход, индикатор. Множество входов в данной схеме мне нравится, хотелось бы ещё больше. Из сказанного выше понял, что от темброблока избавиться не помешало бы, хотя пока не совсем понял почему. Неужели всё так плохо и улучшить абсолютно ничего нельзя? Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Александр Бокарёв 148 Опубликовано: 16 ноября 2005 id: 15485 Опубликовано: 16 ноября 2005 6П14П лампа плотно упакованная и горячая, и там беда- термотоки, которые приводят при фиксированном смещении к лавинообразному разогреву. Поэтому советуют её использовать с авто смещением, а я ещё пробовал смещение брать от её же накала,питая её накалы последовательно от стабиоизированного выпрямителя на 12,6 и сажая оба катода на среднюю точку накала, где есть дармовые 6,3 вольта. И ещё- автофикс, любимый до слёз Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Rezvoy 153 Опубликовано: 16 ноября 2005 id: 15487 Опубликовано: 16 ноября 2005 6П14П очень склонна к возникновению термотока(из-за конструкции электродов) который вызовет появ ление постоянной составляющей на R9(итак большом) после чего лампа благополучно пойдет вразнос(в лучшем случае сильно возрастут искажения что Вы и слышите на больших уровнях сейчас). Агитировать за или против темброблока бесполезно-надо послушать с ним и без него,если система выше уровня бумбокса-слышно прекрасно. Резистора 1,5к достаточно. Я бы вообще заменил 6Н3П на 6Н1П или,что лучше,на 6Н8С.Могу только предположить что 6п14П играет достаточно мягко(в триоде) а 6Н8С достаточно жестко(при фикс. см.) -баланс будет нормальный. Вам в первую очередь необходимо изготовить хороший источник питания-Вы не узнаете своей схемы. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Бегемот 1 Опубликовано: 16 ноября 2005 id: 15488 Опубликовано: 16 ноября 2005 В сетку на ЕЛ84 - 100 - 500 ом, а с анода первой лампъ- на ресистор, конденсатор не более 68 нф. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Rezvoy 153 Опубликовано: 16 ноября 2005 id: 15489 Опубликовано: 16 ноября 2005 Я имел ввиду индикатор,микрофонный вход и дополнительный каскад усиления. Первая рекомендация-источник,правильное питание-запог здоровья. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Давид Фукс 1 Опубликовано: 16 ноября 2005 id: 15490 Опубликовано: 16 ноября 2005 6п14п,конструктивно сделана как лампа с высокой крутизной хар-ки,т.е. у нее управляющая сетка очень близко к катоду.Посему при фиксированом смещении идет в разнос,и часто гибнет-ЖАЛКО!!!На темброблоке столько просядет,что придется ставить еще один каскад усиления!!!Посмотрите современные схемы-ни в одной нет темброблока,не вяжется он с современными концепциями.В цепь сетки-1 кОм(0.5-1 ватт),импортные полосатики.Попробуйте в драйвер 6н2п,с пересчетом номиналов,ну не совсем звуковая лампа 6н3п... Полушайте,попробуйте с фиксированым,и даже с батарейкой можно-тут на Портале,обсуждалось. А ток все же померьте! Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Iosaaris 4 Опубликовано: 16 ноября 2005 id: 15492 Опубликовано: 16 ноября 2005 Фильтры на входе попробую выкинуть. Автор схемы говорил, что это должно как-то отрезать низкие частоты. Если пытаться уменьшить проходной конденсатор, то до каких пределов? 0.1мкф пойдёт? Значит, для начала поставлю 1К в цепь сетки и посмотрю что из этого выйдет. Именно полосатики у меня в схеме сейчас и стоят. Других просто нет, даже если очень захочу. Далее попробую дать фиксированное смещение на 6Н3П. EL84 по вашим советам оставлю с автоматическим. Кстати, увеличение катодного резистора Ом до 150-200 может пойти на пользу? Ещё вопрос о ёмкости электролита в цепи катода выходной лампы. Какая ёмкость является наиболее разумной? В схеме стоит 330мкф, но за неимением оных были поставлены 470мкф. Это может как-то навредить или что-то подпортить? Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах