Перейти к публикации

Добро пожаловать на форумы АудиоПортала

Dalka

Почти "Народный" коректор

Рекомендованные сообщения

Если в выходном каскаде использовать 5687 запараллеленную или например 6п15п триодом, нужно пересчитывать цепь коррекции?

В первом каскаде хочу попробовать 6ж49пд, как тогда пересчитать цепь коррекции, откуда берется это R ?

 

Извините за глупые вопросы. Просто, по большому счету, это будет первый корректор.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В первом каскаде хочу попробовать 6ж49пд, как тогда пересчитать цепь коррекции, откуда берется это R ?

 

R берется как выходное сопротивление первого каскада - Ra||Ri

если Ri>>Ra то просто Ra.

 

Потом подставляется сюда http://www.kabusa.com/riaa.htm

 

PS. Манипулируя напряжением питания и Ку можно подобрать некий Ra ® чтоб получить "удобные" значения номиналов конденсаторов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как я понимаю, входная динамическая емкость выходного каскада прибавится к емкости конденсатора коррекции (который параллельно анодному резистору первого каскада). Может быть найдена при расчете каскада. Однако, навскидку, она будет порядка на два меньше значения этого конденсатора.

Величина анодного резистора первого каскада находится тоже при расчете каскада и зависит от выбранной рабочей точки и напряжения питания каскада. Упрощенно, в номинальном справочном режиме при анодном токе 15мА и напряжении питания 300В выходит около 10КОм. По нему уже рассчитываются цепи коррекции вручную, по известным формулам и постоянным времени, либо riaa-калькулятором типа http://www.kabusa.com/riaa.htm.

Поскольку я, мягко говоря, не большой специалист в электронике, могу и ошибаться... Так что лучше дождитесь комментариев экспертов, либо попробуйте рассчитать все сами, сверяясь со справочниками - так интереснее :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо большое.

Значит корректрующая цепочка зависит от первого каскада, а второй каскад могу делать на свой вкус так сказать. Здорово.

 

Как-то сомневался я. Дело в том, что когда ковырял корректор на ЕСС83, то при замене выходного кондера 0.1 мкФ на 0.22 мкФ, тональный баланс съехал вниз.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Навскидку динамическая входная емкость второго каскада с Ку около 20-25 равна примерно 200 пФ. Что влияет на АЧХ заметно.

А вообще - уж сколько раз говОрено было - чтоб не тратить время и силы на всякую ерунду - собираете простейшую анти-РИАА цепь (5 деталей) и смотрите отклонения от требуемой АЧХ в реальном устройстве с помощью ЗГ, и прямо по факту подгоняете.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По первому пункту уже уточнили, пока ответ писал, а по:

Как-то сомневался я. Дело в том, что когда ковырял корректор на ЕСС83, то при замене выходного кондера 0.1 мкФ на 0.22 мкФ, тональный баланс съехал вниз.

Тут ключевой вопрос - входное сопротивление того, на что этот корректор работал. Можно запросто получить еще одно тау с перегибом в звуковом диапазоне.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если кому еще интересно.

Микрофонный ефект победил простым способом. Заменил на 6AU6 WB Siemens на 6AU6 WC JAN Philips. Теперь чтоб услышыть характерный гул нужно стукнуть непосредственно по корпусу коректора. По звучанию тоже есть разница, но лампы еще неразогрелись нормально - звук меняются.

 

Кстати купил упаковочку с пятю лампами - подобранные идеально. Военка и там на голову выше...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Навскидку динамическая входная емкость второго каскада с Ку около 20-25 равна примерно 200 пФ. Что влияет на АЧХ заметно.

А вообще - уж сколько раз говОрено было - чтоб не тратить время и силы на всякую ерунду - собираете простейшую анти-РИАА цепь (5 деталей) и смотрите отклонения от требуемой АЧХ в реальном устройстве с помощью ЗГ, и прямо по факту подгоняете.

 

Вот я и не понимаю, как АМЛ использует на входе EF12 в пентоде с анодным резистором 75К.

С накрузкой 200пик, а так получается, если вторая лампа типа EL11, EL12 и подобные в триоде, завал начинается чуть ли ни с 10кГц.

Проверял сам.

Для таких ламп нужен резистор не более 33К. Лучше 20К.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Приехали трансы ис Хайфы, изготовленные Марком. Грею третий день :). Вот чего нехватало моему коректору, так ето настоящего низа. Пока скомутированны 1/1 но есть возмочность комутаций 1/2 и 1/3. Но ето на потом, когда захочется еще по лудче :)

Вопрос к Хрюну:

- Никита, Вы перебрали кучу всевозможных варинтов октальных ламп в похожей схеме. Что посоветуете из более менее доступных за разумные денги к очень достойным трансформаторам? Ну в перед 6ж4 - 6ж8 с последующей заменой на что то типа 6AC7. А вот на выход... Только вот ето? http://cgi.ebay.co.uk/ws/eBayISAPI.dll?ViewItem&item=130348613113&ssPageName=STRK:MEWAX:IT Цена вроде вменяема...

Пальчиковые ставить как то неохота, а ети старинные AL EL найти парами довольно трудно. Может есть что то проверенное из октальных?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да вот в том то и дело, что, по большому счету, на выход выбор ламп очень ограничен :( , поскольку нам сразу надо слишком много всего совместить - достаточное усиление, не очень высокое выходное сопротивление и при этом еще чтоб смещение было вольт 4-5-6,

вот и получается весь выбор - ал4-ел3-ел11-ел33-ебл21-ел41-ел84 :( .

К очень достойным трансформаторам (Марка), думаю, то, что по ссылке вполне, тем более их там несколько, тем более они "бай нау" и т.п. и т.д.

При том что цена, в общем, на грани "подарочной".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот схема следующей рейнкарнаций...

Лампы наверняка будет немножко другие, но сути ето неменяет.

Режим первой лампочки ну очен ;) линеен, если амплитуда на первой сетке непревышает 1 вольта. Для коректора должно хватить. Мочно смещение организовать батарейкой или светодиодом (второй вариант предпочтителнее). Кстати может кто подскажет светлячек, на 1,5 вольта с линейным участком тока от 3 мА. Втoрая лампа в класическом режыме, только уменшен ток, для долгой и счастливой жизни.

Явные недостатки:

- маловато усиление, (первый каскад около 100 без учета корекций);

- довольно большые емкости в корекций.

cor.GIF

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Dalka

 

Вы пробовали пересадить землю питания второй сетки входного каскада на катод?

 

Каюсь - непробовал. У меня в услителе она на катоде и сидит, а вот в коректоре как то непопробовал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Подскажите, плиз, как будет выглядеть первый каскад на еф37а и еф40, я с пентодами пока не делал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Еще правильнее наверное было бы так:

 

Спасибо:beer: , так оно наверняка будет праввильней.

 

Подскажите, плиз, как будет выглядеть первый каскад на еф37а и еф40, я с пентодами пока не делал.

 

Так 6ж8 почти тои же что и Вами упомянутые лампы.

Вот тройка рабочик точек. Выбирайте по вкусу. Линейность преотличнейшая во всех. Различия в усилений и питаний

untitled.GIF

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Спасибо, Dalka!

 

По питанию вопрос. Стоит ли стабилизировать анодное?

 

А вот на етот вопрос ответить затрудняюсь. В усилителе оно стабилизированно, в преде тоже. Делал когда кор по мотивам "по настоящему качевственно" со стабилизатором. Етот коректор без стаба и точно уделывает того по всем параметрам... Возможно со стабом он стал бы еще лудче. А еще тогда можно было бы подумать о фиксированном смещений, хто в свою очередь тоже должно благоприятно отразится в звудчаний.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот, тоже собрал себе "почти народный", пока макет. На входе 6Ж8 с током анода ок. 1.6мА, выход 6П15П с ТВ-2Ш-2 в нагрузке в качестве дросселя. Сравнение с "ульяновцем" не в пользу последнего. Чёткое разделение инструментов как пространственно, так и тембрально.

Photo-00921.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Напишу и я тогда немного о своих экспериментах с корректорами.

1) Спасибо Владимиру Ульянову. Благодаря его статье и, не в последнюю очередь, ее названию я начал собирать ламповые конструкции.

2) В общей сложности за время этого своего нового начинания я сделал следующие корректоры: 2 версии "по настоящему качественного", 2 версии Сергеевского 6Ф12П, 1 версия народного корректора по смешанной схеме Комиссарова-Торреса.

3) Пришел к следующим выводам (постараюсь перечислить плюсы и минусы получившихся экземпляров):

Важное замечание: все конструкции собирались на фанерном шасси. Набор деталей практически идентичный (резисторы типа МЛТ, С2 и подобные, емкости К71, К78, в питании Jamikon, Teapo и прочие ...)

3.1) Корректор Ульянова играет в целом очень правильно. Его недостатки: малый уровень выхода, высокая чувствительность к наводкам, необходимость усилий по борьбе с фоном (выпрямление накала с большими емкостями в фильтре, подача положительного потенциала относительно катода), высокая необходимость разноса корректора и БП. Сказанное относится к обоим версиям. Полагаю также что было бы целесообразно значительно увеличить емкости в анодном питании, поскольку оттуда тоже идет фон. Высокая склонность к проявлению микрофонного эффекта.

3.2) Корректор Сергеева на 6Ф12П сначала очень порадовал. Высокий уровень выходного сигнала. По памяти - никакого микрофона. Легко устраняется фон (подача потенциала на накалы, питание накалов переменкой), малый уровень наводок (да практически наверное и нет его, давно не слушал, но ощущения именно такие). Всего один баллон на канал ) В общем, слушал такой вариант в макете довольно долго после ульяновского пока не решился еще раз собрать "по настоящему качественный" в надежде правильным монтажом и опираясь на полученный к тому моменту опыт присоединиться к многочисленным его поклонникам (про сергеевский-то никто почти не пишет вот и было у меня ощущение что что-то у меня модет быть не так). Конструкцию ульяновского делал также на фанерном шасси, развел землю звездой, конечно сделал всё аккуратнее, лампами разжился МЭЛЗ и пр. В результате многочисленных сравнений пришел к выводам: по звуку сергеевский проиграл ульяновскому. Даже с учетом проблем с фоном и наводками. Итак, суммируя минусы сергеевского корректора: главная проблема - космический выходной уровень, высокая склонность к самовозбуждению, "жидковатый" звук (не знаю как лучше объяснить, но как-то не хватает ему основательности, серьезности, особенно там где запись LP действительно приличная (Neil Diamond, Johny Cash, Sting и другие). Пытался уменьшать уровень путем убирания емкости в катоде первого каскада - не понравился звук.

3.3) Долго собирался, примеривался и, наконец, сделал свою версию "народного" корректора комиссарова-торреса. На самом деле так и получилось: поскольку не смог найти ламп для одного из вариантов, первый каскад "от Комиссарова", второй "от Торреса". Стоит в макете на фанере. Ну что сказать? Слушаю теперь только его. Из плюсов: "нормальный" уровень выхода (немного меньше чем у пп корректора Никитина/Бабина, но все равно приличный), очень приличный звук (породистый такой), сильно лучше чем у "сергеевского" и более породистый чем у "ульяновского" (хотя тут дело может быть всего-навсего в разнице выходного уровня), низкая восприимчивость к наводкам, не заметил микрофонного эффекта (правда и по лампам отверткой не стучал, так, только пальцем по шасси), легко устраняется фон (сейчас накал запитан выпрямленным и отфильтрованным, поднят над катодом, но похоже вернусь я к переменному питанию с заземлением накалов - было как-то по-свободнее звуку, хотя может быть это на уровне самовнушения). В первом каскаде у меня 6Ж4П, во втором - 6Н6П. Питание - ТАН, потом один дроссель на два канала (неверное решение, дроссели необходимые есть, необходимо поставить), емкости в питании и обвязке - 100-150мкФ (маловато на мой взгляд, хотя у Комиссарова было именно так, правда у него наверняка стояли не беспородные конденсаторы как у меня, скоро приедут ROE думаю поставить их), неудачная емкость в катоде второго каскада - всего 100 или 150мкФ, поставил то что было под рукой потому как когда покупал не обратил внимания на то что там в катоде падает 160В, выходной конденсатор К78 всего на 2,2мкФ. Электронный дроссель в питании пробовал, убрал, не понравился мне звук. Показалось что с железным как-то лучше, более открытый. Хотя с точки зрения подавления пульсаций - электронный это конечно нечто совершенно замечательное.

 

Вот примерно такие выводы из моих почти двухлетних экспериментов и отслушиваний. Безусловно, не претендую на истину в последней инстанции, просто хотелось поделиться.

К слову, очень жаль что здесь не обсуждается этот, с моей точки зрения, безусловно очень достойный вариант корректора. Опять же, хотелось бы отметить что лампочки мне обошлись ну просто в смешную сумму: 6Ж4П*10руб*2шт+6Н6П*60руб*1шт=80руб. Это к вопросу о "доступности" "народного" корректора.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Вот' date=' тоже собрал себе "почти народный", пока макет. На входе 6Ж8 с током анода ок. 1.6мА, выход 6П15П с ТВ-2Ш-2 в нагрузке в качестве дросселя. Сравнение с "ульяновцем" не в пользу последнего. Чёткое разделение инструментов как пространственно, так и тембрально.[/quote']

А если постучать пальцем по 6Ж8, то шо скажут в ответ динамики?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А если постучать пальцем по 6Ж8, то шо скажут в ответ динамики?

 

Скажут "бум-бум". Но зачем по ним стучать?;) К тому же, обратите внимание на словосочетание "пока макет".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Вот' date=' тоже собрал себе "почти народный", пока макет. На входе 6Ж8 с током анода ок. 1.6мА, выход 6П15П с ТВ-2Ш-2 в нагрузке в качестве дросселя. Сравнение с "ульяновцем" не в пользу последнего. Чёткое разделение инструментов как пространственно, так и тембрально.[/quote']

 

Доброго.6ж8 в родном включении или триодом судя по току?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.




×
×
  • Создать...