Перейти к публикации

Добро пожаловать на форумы АудиоПортала

U.L.F.

Всё о конструкциях акустических систем с ПАС(он же "Вариовент").

Рекомендованные сообщения


У БГ20 Qтс 0,32 по даташиту. Маловато, мягко говоря, для ПАС:)
По данным постов №10 и №130 данной ветки: Wharfedale SUPER 12 RS/DD вообще Qтс=0.19 тем не менее применялся именно с ПАС. Изменено пользователем Элеонора

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тогда в данном случае следует говорить о вариовенте, а не о просто ПАС. Их физика, имхо, несколько отличается. Именно вариовент в данном случае (БГ20) попробывал бы. Два листа 12мм хорошей березовой фанеры, в них (выфрезеровать) отверстия Ф6мм общей площадью 40-50% от Sэфф диффузора, между листами зажать натянутую нейлоновую подкладу с настроченным слоем синтепона (изыскивается в магазине тканей). Ну, и настройка методом затыкания пластилином излишних отверстий. Вкратце так.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Тогда в данном случае следует говорить о вариовенте, а не о просто ПАС. Их физика, имхо, несколько отличается.
А какой физикой они отличаются?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вариовент - эдакая комбинация распределенного порта и ПАС. И в отличие от ПАС вариовент не только сглаживает горбы АЧХ, но и реально снижает Fн акустической системы.

Цитата:

" В подобной конструкции, на низких частотах, масса воздуха, сосредоточенная в порту добавляется к массе подвижной системы (динамически соколеблющаяся масса воздуха), что и снижает частоту основного механического резонанса подвижной системы. На частотах, выше частоты основного резонанса, масса воздуха в таком «объеме» слишком инертна для таких скоростей и система работает как обычный ЗЯ..

...В общем, получается 20-50 процентов от эффективной площади, обязательно малые диаметры отдельных частей порта или размеры отверстий, формирующих порт (распределенный порт) и дальше уже подбор тряпок или ваты по виду импеданса до оптимальной формы…."

Увы, математической модели вариовента с использованием параметров Тиля - Смолла не существует, да и невозможна, имхо, такова. Поэтому приходится заниматься подбиранием тряпок и затыканием пластилином излишних отверстий порта...

Однако, процесс этот творческий и конечный результат весьма радует (не чета тривиальному фазоинвертору с его одной нотой у контрабаса и хорошо срабатывается с ламповым УНЧ) :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эта цитата одинаково подходит и к ПАС и к Вариавенту, физика одна и та же. Вот например у ФИ и ЗЯ физические процессы действительно разные.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хотелось бы пойти дальше в реализации принципа вариовент. Например: делаем избыточное количество отверстий (мне больше нравятся щели), закрываем 1\3 и примерно (без фанатизма) подбираем ткань\синтепон. Встраиваем в конструкцию жесткую шторку\задвижку\жальзи чтобы была возможность открывать закрывать отверстия уже в готовой конструкции. Для чего?

1 Скажем Клипш мог позволить себе год на разработку и настройку, я не могу (или не хочу)

2 Установка другого динамика

3 Перемещение АС в другое помещение

4 Ну просто чтобы было :)

Не касаясь технических вопросов реализации, сам принцип годен? Или только дрель, мешок синтепона и пробки?

Спасибо за внимание.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый день уважаемому сообществу.

Внимательно ознакомился с темой, хотя многие технические подробности мне мало о чём говорят (поскольку я занимаюсь в основном вопросами акустики музыкальных комнат) и с темой знаком, как говорится, в общих чертах... :oops:.

Буду благодарен специалистам за помощь в оценке планируемого мной проекта.

Имею достаточно крупные винтажные полочные студийные мониторы JBL 4311. Планирую изготовление новых корпусов большего объёма (65 вместо 44 л.) в АО вариовент для адаптации к прослушиванию в условиях КДП.

Сразу поясню - проект собираюсь выполнить, согласно рекомендациям и по готовым чертежам Troels Gravesen: http://www.troelsgravesen.dk/JBL_L100_08.htm

НЧ динамики JBL 2212 Alnico (эквивалентен JBL 123А-1). Характеристик этих динамиков не нашёл ни на одном справочном ресурсе. Приведу TSP этих динамиков, вычисленные одним из аматоров:

Fs - 23 Гц.

Qts - 0,5 (0,55)

Le - 0,8 тн

Vas - 7,5 фут.куб.

Revc - 5,3 Ом.

Чувствительность - 87.8 дБ. и 91 дБ. (WT2 имеет указанную чувствительность при 1 Вт. и 2,83 В.).

Собственно все необходимые параметры есть в расчётах Троэлса по ссылке: http://www.troelsgravesen.dk/JBL_L100.htm

Диффузор динамика выполнен в виде относительно плоского конуса со специальным жёстким/твёрдым антирезонансным покрытием. Диаметр 12", короткоходный.

Сам Troels Gravesen объясняет своё решение "пересадить" вуфер из ФИ в вариовент высокой добротностью динамика.

Однако, как видно из чертежа, суммарная площадь двух отверстий вариовента соизмерима с эффективной площадью диффузора (радиус от центра динамика до гофра 12 см.). Кроме того, отверстия размещены в нижней части корпуса, то есть, удалены от динамика. Таким образом, оба этих решения "идут в разрез" с тем, о чём говорили специалисты на данном форуме... :shock:.

Ещё вызывает некоторое удивление первый абзац под фото решёток отверстий вариовента:"Май 2014: Решётки Variovent сняты с производства, но вы можете достичь практически того же самого результата, используя обычный ФИ порт, просто слегка заглушив его acoustilux-ом. Я предлагаю использовать порт 68 х 200 мм. (Jantzen Audio), обрезав его до длины 10 см. Теперь, вопрос в том, сколько acoustilux должно быть добавлено? Я предлагаю для начала вставить в порт кусок acoustilux размерами 10 х 20 см. и толщиной 30 мм. Если вы имеете возможность измерить импеданс, то просто добавляйте демпфирующий материал до тех пор, пока вы не получите тот же профиль импеданса, как на диаграмме, приведенной ниже. Если вы не можете выполнить измерения, вы можете произвести настройку на слух. Демпфирование не сделает бас гулким с пиком в 4 дБ. на 63 Гц. в 65 литровом корпусе с FB = 30 Гц. Демпфирование порта работает подобно ЗЯ, то есть, снизит этот пик на 2 дБ.

При использовании необрезанного порта стандартной длины 20 см. значение Fb составит 22 Гц. Попробуйте и этот вариант".

Но тогда получается, что это просто задемпфированный ФИ... :shock:.

Да, также планирую замену кроссовера, на разработку Троэлса по ссылке: http://www.troelsgravesen.dk/JBL_L100.htm)

В заключение, если удастся найти корпуса от АС "Корвет 75АС-001" или "Кливер 75АС-001", процесс здорово упростится, поскольку они имеют примерно тот же объём - около 70 л. Я просто сделаю накладную фронтальную панель с отверстиями под свои динамики... :lol:.

Что скажете? Какие будут соображения, предложения, рекомендации...?

С уважением.

Изменено пользователем Victor-Blues

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

http://www.jblproservice.com/pdf/Thiele%20Small%20Parameters/Theile%20Parameters.pdf

 

вот параметры.

Исправил. Взято отсюда: http://www.audioheritage.org/vbulletin/showthread.php?4961-JBL-123-A1-TS-parameters

Изменено пользователем Архип

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо, но в этой таблице таки отсутствуют параметры на 123А-1 и 2212, собственно, я об этом и говорил...

Изменено пользователем Victor-Blues

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, в том-то и проблема... Причём, как говорит Троэлс, Qt=0,55 и поэтому ФИ - однозначно плохое решение и рекомендует вариовент.

Однако, как раз, в этом случае один из, насколько я понял, авторитетных форумчан, рекомендовал перфорированный вариант ПАС с размещением его на тыловой стенке корпуса непосредственно напротив вуфера, а вариант вариовента, как у Троэлса, он рекомендовал в случае использования динамиков с низкой добротностью...

И что...?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Аксакалы, вроде, пишут, что чем ближе к динамику, тем лучше. Идеально вообще в окнах диффузородержателя.

Это если цель в дополнительном демпфировании подвижной системы.

А если затевается действо с коррекцией отдачи на НЧ акустической системы открытого типа, то тут только эксперимент определяет правильность или провальность решений.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я собираюсь сделать ЗЯ по Вильчуру с динамиком с очень мягким подвесом. Просто сделаю заодно съёмную панель на задней стенке, которая будет или сплошной герметичной, или с отверстиями ПАС. Пас будет не компенсировать недостаточно сильный мотор динамика, а будет чем-то вроде ФИ с очень низкой добротностью. Т. о. нижняя частота должна немного снизится и резонансный пик полного сопротивления снизится и растянется.

По крайнер мере такое писал Гайдар, а он не из глупых. У фирмы Варфейдел старые АС были подобно сделаны - легкие НЧ динамики с добротностью 0,2 и ПАС на всю заднюю стенку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
НЧ динамики с добротностью 0,2 и ПАС на всю заднюю стенку.

Это предположение - как пальцем в небо...

Громкоговорители (ГГ)с Qts-0,2 не для ПАС, они подходят для ОР, и при достаточно малой Fs - 20-30Hz для ЗЯ.

При этом объём ЗЯ в 6-7 раз меньше их Vas.

 

Читайте книги по акустике и электроакустике, ссылки я Вам выкладывал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


×
×
  • Создать...