Перейти к публикации

Добро пожаловать на форумы АудиоПортала

U.L.F.

Всё о конструкциях акустических систем с ПАС(он же "Вариовент").

Рекомендованные сообщения

Не на этой, а ниже резонансной. И не головки, а системы динамик-корпус.;) И особенно актуально для небольших динов в завышенных объёмах.

все правильно, я в своих мыслях запутался:fart: в большом объеме и ниже резонансной дин может выйти со строя чисто по механическим причинам

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вы правы. Динамик с ПАС и корпус с ПАС - разные вещи. ПАС - это всего лишь панель акустического сопротивления и называть так акустическое оформление - не совсем чётко и не совсем верно. Вариовент - это ЗЯ с ПАС.

Друзья, давайте не будем придираться к формулировкам. Ветка называется: "Всё о конструкциях акустических систем с ПАС...". Т.е. речь идёт явно не о тех динамиках с ПАС, из статьи в ж.Радио, у которых Шоров заклеивал окна в корзине войлоком. Поэтому давайте сразу оговоримся, что здесь обсуждаются именно КОНСТРУКЦИИ АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ, т.е. именно КОРПУСА с ПАС. Если кому-то угодно , то можно назвать их и закрытым ящиком с ПАС. Хотя, мы почему-то не называем ФИ "закрытым ящиком с фазоинвертером", всем и так понятно о чём речь. Что касается понятия "Вариовент", то ИМХО, это просто коммерческо-англоязычное название того же самого "закрытого ящика с панелью акустического сопротивления". В своё время, некотрые фирмы, выпускали уже готовые панели, и продавали их в виде КИТа, для вставки в корпус.

Прежде чем затевать дискуссию, нужно было всего лишь прочитать статью, ссылка на которую дана в первом посте ветки. Тогда и лишних вопросов и путаницы в формулировках, не возникло бы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый день!

Планирую сделать акустическое оформление для 4ГД-28,

Корпус ЛДСП 16мм. внутренний размер 450х320х170мм.,

динамик планирую закрепить снизу примерно 1/3 высоты корпуса,

может быть в верхней части, со временем добавлю ВЧ-динамик.

Посоветуйте где лучше сделать ПАС (отверстия кол-вом 64 шт. диаметром 10 мм.):

На передней панеле?

На боковой?

На задней не хотелось бы, так как планирую вешать колонку на стену.

Если корпус с ПАС-ом нужно ли делать ПАС еще и на корзине динамика?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
На передней панеле, на боковой, на задней(не хотелось бы, так как планирую вешать колонку на стену).

Если на стену будете вешать, то можно засверлить ещё и верхнюю грань

ящика, можно подумать и о нижней грани. Таким образом, можно и по-

больше отверстий сделать, будут, наверное, шире возможности по нас-

тройке: отверстия можно затыкать какими-то пробками и экспери-

ментировать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Таким образом, можно и по-

больше отверстий сделать, будут, наверное, шире возможности по нас-

тройке: отверстия можно затыкать какими-то пробками и экспери-

ментировать.

 

Есть статья "АКУСТИЧЕСКИЕ АГРЕГАТЫ ДЛЯ СТЕРЕОФОНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ" Инж. В. ШОРОВ

В ней сказано что диаметр отверстий панели равен 30 мм, их количество для громкоговорителя 4ГД-28 составляло 9 шт., я пересчитал и решил сделать немного поменьше, потом отверстия диаметром 10 мм. можно просверлить и побольше. В этой статье еще делается ПАС на сам динамик...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Планирую сделать акустическое оформление для 4ГД-28,

Корпус ЛДСП 16мм. внутренний размер 450х320х170мм.,

...Посоветуйте где лучше сделать ПАС (отверстия кол-вом 64 шт. диаметром 10 мм.):

На передней панеле?

На боковой?

На задней не хотелось бы, так как планирую вешать колонку на стену.

Если корпус с ПАС-ом нужно ли делать ПАС еще и на корзине динамика?

ПАС штука капризная и площадь отверстий будет зависит от КОНКРЕТНОЙ толщины стенки, площади отверстий, плотности ткани... И начинать стоит с замера частоты резонанса и добротности КОНКРЕТНОГО дина в КОНКРЕТНОМ корпусе. ПАС на сам динамик - это уже от безысходности, тем более, что тут широкополос.

На передней панели не рекомендовал бы делать, поскольку на одной-двух экспериментальных АС может быть проблематично сделать нормальный внешний вид (да и детки любят в дырках карандашиком поковырять:D , хотя для висящих на стене это может быть и не актуально). Панель наверху со временем будет накапливать пыль, увеличивая сопротивление каналов. На задней не можем:D , остаётся на боковой внешней (в середину между АС не советовал бы).

ПС. Если Шоров делал ПАс ещё и на сам динамик, то добротность у него, скорей всего, дюже высока. Может даже имеет смысл добавить фазик на поглощение. Чересчур давя избыточную добротность одним КОРПУСНЫМ ПАСом, могут начать вылезать горбы выше и ниже частоты настройки:(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кто-нибудь использовал в качестве материала ПАС нетканый материал (фильтроткань) или неприемлимо такое решение?

А ещё сетку из нержавейки с ячейкой 0,02 мм (почти не просвечивает, а воздух прекрасно пропускает) используется в качестве сита (промышленного, естественно)?

Подскажите, пожалуйста, чтобы не "пальцем в небо".

Алексей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Кто-нибудь использовал в качестве материала ПАС нетканый материал (фильтроткань) или неприемлимо такое решение?

А ещё сетку из нержавейки с ячейкой 0,02 мм (почти не просвечивает, а воздух прекрасно пропускает) используется в качестве сита (промышленного, естественно)?

Подскажите, пожалуйста, чтобы не "пальцем в небо".

Алексей.

можно использовать что угодно лишь бы имело некое воздушное сопротивление. Грубо говоря, у воздуха должна быть возможность просачиваться через ПАС, правда, с большим или меньшим "напрягом". Этот процесс и обеспечивает внесение в систему столь необходимых потерь. Как правило, ПАС не рассчитывают, так как не имеется эталона - достоверной модели войлочного или другого сэндвича. Объем акустической системы выбирается тот же, что был рассчитан для закрытого ящика.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
И начинать стоит с замера частоты резонанса и добротности КОНКРЕТНОГО дина в КОНКРЕТНОМ корпусе.

Прошу пояснить: Замерить в корпусе без отверстий или уже с отверстиями. Т.е ЗЯ по моим размерам будет моловат для этого дина, а с открытыми отверстиями ИХМО тоже самое что и в приемнике Урал от которого я и взял эти динамики, т.е. ОЯ.

 

На задней не можем:D , остаётся на боковой внешней (в середину между АС не советовал бы).

Я тоже больше склонялся в боковой стенке сделать отверстия под ПАС, но я думал с внутренней стороны. Вы правы, т.е. две колонки надо установить(повесить на стену) так чтобы отверстия под ПАС на них были направлены в пративоположные стороны .

Спасибо за совет!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На #41

.....и, как я понимаю, необходимо, чтобы этот материал "молчал", не издавал (воспроизводил) звуков, т.е. был неподвижен, "стоял" без колебаний.

В некоторой литературе рекомендуют не использовать отверстия большОго диаметра.

....не кидайте помидорами....и, всё-таки, отверстия ПАС "участвуют" в звукоизлучении АС в целом?

Алексей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Приборно! То есть у дизелиста yurkov или докора Гапонов одалживаем фонендоскоп и исследуем процесс:)

Микрофон в крайнем случае.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

- S.Gyula, описание настройки "демпфирующего корпуса". Отличие - в отсутствии дополнительного сопротивления в отверстиях.

Gyula.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
... отверстия диаметром 10 мм. ...
Что бы ПАС не был множеством маленьких ФИ, чтобы не было призвуков, отверстия должны быть НЕ менее толщины стенки (прохода).

Если это 16 мм, то значит не менее 16 мм. ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Подскажите плиз.

Из всего вышесказанного я понял следущее;

Если мне надо сделать ПАС для 15" НЧ на передней панели а динамик мне надо расположить в 90см от пола, то...

1. Площадь отверстий ПАСа должна примерно равнятся 50% площади динамика?

2. Диаметр отверстий при фанере 20мм должен быть от 30 до 50мм?

3. Расположение отверстий ПАСа треугольником расширяющимся к низу от динамика?

4. В качестве ткани лучше применить п\ш одеяло, либо ватин?

Заранее спасибо за подсказки. С уважением

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Подскажите плиз.

Из всего вышесказанного я понял следущее;

Если мне надо сделать ПАС для 15" НЧ на передней панели а динамик мне надо расположить в 90см от пола, то...

1. Площадь отверстий ПАСа должна примерно равнятся 50% площади динамика?

2. Диаметр отверстий при фанере 20мм должен быть от 30 до 50мм?

3. Расположение отверстий ПАСа треугольником расширяющимся к низу от динамика?

4. В качестве ткани лучше применить п\ш одеяло, либо ватин?

Заранее спасибо за подсказки. С уважением

1. Можно и до 100% площади диффузора.

2. А почему именно треугольником? Можно и по кругу ... и квадратом.

3. Это непринципиально. Пас может быть и в виде отдельно вставляемой панели. Так даже удобнее в плане последующей настройки.

4. А этого никто Вам точно не скажет. Почитайте статью по ссылке в первом посте ветки. Придётся подбирать материал, наблюдая изменения на характеристике импеданса. Пока не удастся получить, чтоб было и не два ярко выраженных горба и не один "пик коммунизма" , а что-то похожее на пологую полку на импедансе в области НЧ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

12" автомобильный сабвуфер JBL CS-1204

Fs=25Hz

Qts=0,43

Vas=100л

93дБ (1Вт,1м)

Программа JBL Speakershop обещает плоскую АЧХ в ЗЯ около 40л от 50Гц.

 

Вопрос к имеющим опыт: чего можно ожидать от АЧХ и/или от изменений в звуке, если сделать корпус с ПАС? И каков объём оптимального корпуса?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я бы ещё очень порекомендовал почитать статью о "золотом ... " в посте №10. Результаты в этой статейке очень похожи на правду и сама статья легко "перевариваема". Я как то экспериментировал с этим делом - результат был очень хороший, но с дырочками на мой взгляд удобнее и быстрее получается ( с учётом того что тут уже сказано о пропорциях этих дырочек ). К тому же, те АС что мы делали имели дырочную панель сзади и это ни как не сказывалось на близость к стене ( окол 30 см. ), в отличии о того же ФИ.

С уважением Сергей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Я бы ещё очень порекомендовал почитать статью о "золотом ... " в посте №10. Результаты в этой статейке очень похожи на правду и сама статья легко "перевариваема". ...

Статья просто замечательная.

...с дырочками на мой взгляд удобнее и быстрее получается ( с учётом того что тут уже сказано о пропорциях этих дырочек ...

С отверстиями не всегда красиво получается... ИМХО, со вставляемой отдельно панелью, как делали буржуины в тот далёкий "золотой век", как-то оптимальней. Не получилось с первого раза - вытащил панель, поменял на ней звукопоглотитель, вставил и опять слушаешь-измеряешь. Но это конечно кому как удобнее. А по поводу установки близко к стенам, конечно это не рекомендуется делать по другим причинам, связанным больше с формированием звуковой сцены и влияния стен на АЧХ... а сам по себе ПАС, по идее излучает довольно слабо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

... вставил и опять слушаешь-измеряешь. Но это конечно кому как удобнее. А по поводу установки близко к стенам, конечно это не рекомендуется делать по другим причинам, связанным больше с формированием звуковой сцены и влияния стен на АЧХ... а сам по себе ПАС, по идее излучает довольно слабо.

Я так и делал. Но потом мне лично показалось удобнее, насверливши дырочек с запасом, настраивать просто затыкая дырочки. Ну ессно потом это дело закрывается красивой декоративной вставочкой.

На счёт близости к стене - полностью с Вами согласен, просто имел в виду ПАС именно в сравнении с ФИ, когда и тот и другой дует сзади, т.сказать ...

С уважением Сергей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
чего можно ожидать от АЧХ и/или от изменений в звуке, если сделать корпус с ПАС?

Андрей, а зачем ему ПАС? Просто поэкспериментировать? (В оптимальном для ЗЯ объёме получим меньшую добротность и, соответственно, более плавный спад к низам, но с более высокой частоты. Можно чуток приподнять повышенным выходным сопротивлением). Или хочется корпус ещё уменьшить? (Резонансная системы уедет выше, несколько потеряем снизу:roll: ).

ПС. Дин намечается как отдельный саб или как НЧ в трёхполоске?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

DECEMBER, спасибо за ответ. Дин планируется в качестве общего НЧ канала ниже 140Гц. Вообще-то намечался ЗЯ, но нынешняя наша тема обсуждения заставила задуматься о ПАС.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дин планируется в качестве общего НЧ канала ниже 140Гц...

То есть "отрезаться" будет активно? Я бы, пожалуй, оставил ЗЯ ... Это при пассивных фильтрах дополнительно хорошо бы учесть и сопротивление катухи и возможность "басовой накачки" и повышение ГВЗ от воздействия фильтра (хотя это актуальней для ФИ)... А с активным срезом и отдельным регулятором громкости будет больше зависить от того с чем сводить будешь. Может -3дб и на каких 45...40 окажется...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А может ПАС при расположении спереди превращается в подобие ФИ, ближе по духу к Орте, поскольку пропорционально частоте увеличивает механическую добротность АС снижая сопротивление проходу волны опред. длинны. Потому и предложение делать ПАС треугольником с основанием внизу, как это было сделано в Карлссонах 50-х годов. Носов эту идею упростил, и получил гудящие призвуки ящмчного туннеля. В теме про Орту Meshin наглядно добавив Орте "Карлссоновские" крылышки получил заметное улучшение качества работы.

Там (в Карлссоне) в оригинале тоже ПАС присутствовал, только его Носов "рационализировал", а зря.

Выход ПАСа на переднюю панель, "подкачивает" или уплотняет воздух перед мордой у дифа, правда не так явно как в Орте, я же предлагаю сделать подкачивание автоматически, соразмерно частоте (длине волны) расположив дырочки треугольником.

Это не заявка на идею, это мысли вслух ИМХО.

С уважением

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
То есть "отрезаться" будет активно? Я бы, пожалуй, оставил ЗЯ ... Это при пассивных фильтрах дополнительно хорошо бы учесть и сопротивление катухи и возможность "басовой накачки" и повышение ГВЗ от воздействия фильтра (хотя это актуальней для ФИ)... А с активным срезом и отдельным регулятором громкости будет больше зависить от того с чем сводить будешь. Может -3дб и на каких 45...40 окажется...
Да, по плану - сумматор и активный ФВЧ. В ЗЯ -3дБ и на 45 Герцах и должно оказаться.

 

В принципе, с действием ПАС было бы в основном всё ясно, вот только статья Шорова о ПАС для 10МАС сильно выбивается из генеральной линии и лишает покоя. Если бы ПАС так вела бы себя всегда, то вопрос "ЗЯ или ПАС?" навсегда бы отпал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот график из той статьи Шорова. Радио 5.1975. 10МАС-1. Пунктир - ЗЯ, сплошная линия - с ПАС. Нигде больше такого поведения ПАС я не встречал.

10MAS.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


×
×
  • Создать...