Архив Форума Hi-Fi.ru
По 23-5-2020
Портал Hi-Fi.ru более не предоставляет возможностей и сервисов по общению пользователей


Страницы: 1 2 3 След.

Динамическая головка как нагрузка генератора тока и генератора напряжения.

 
 
"При протекании тока через звуковую катушку на нее действует сила Ампера (F=B*L*I), приводящая ее в движение. Здесь B — индукция магнитного поля в зазоре, L— часть длины провода катушки, находящаяся в зазоре магнитопровода, I— ток через катушку." (цитата)

(Сила переменного тока через катушку на любой частоте -- это как раз давление звука на данной частоте.)

"Ток через катушку при использовании источника напряжения с низким выходным сопротивлением (например, УМЗЧ) по закону Ома в основном зависит от импеданса этой катушки" (цитата)


Картинки из симулятора подтверждают всё сказанное:

- УМЗЧ с низким выходным сопротивлением (генератор напряжения) обеспечивает ровную АЧХ по напряжению, но спадающую АЧХ по току:



- УМЗЧ с высоким выходным сопротивлением (генератор тока) обеспечивает ровную АЧХ по току, но растущую АЧХ по напряжению:



(Вторично напоминаю, что звук -- это ток через катушку динамика, а не напряжение на его клеммах. Поэтому на данных картинкх ровные красные линии суть очень хорошо, а неровные красные линии -- плохо.)




Итак, выяснили, что при прочих равных условиях индуктивность (катушка динамика) с увеличением частоты всё хуже и хуже воспроизводит звук.

Отчего же АЧХ всех более-менее нормальных СЧ-динамиков по звуковому давлению (SPL) более-менее ровная?

Оттого, что при моделировании и конструировании в поведение СЧ-динамика попросту "закладывается" влияние импеданса его катушки и итоговая АЧХ "выравнивавается" всеми доступными средствами, а если говорить более честно -- официально по паспорту тупо "режется" там, где начинается "минус три децибела" ПРИ ПИТАНИИ ОТ ГЕНЕРАТОРА НАПРЯЖЕНИЯ.

С генератором тока этот же динамик имел бы ровную АЧХ заметно шире, но, естетсвенно, не бесконечно широкую (как это отражено в электрической модели симулятора), ибо выше по частоте вступают в силу механико-баллистические свойства подвижной системы и АЧХ всё равно загибается вниз.



Если трудно ориентироваться в графиках, то поясню максимально просто: генератор тока старается протолкнуть через катушку тот ток, который нужен для корректного звучания фонограммы -- в то время как генератор напряжения лишь пассивно "выставляет на прилавок" нужное напряжение и затем пофигистически начинает лузгать семечки, предоставляя динамику самостоятельно забирать на себя столько тока, сколько динамик посчитает нужным. А динамик в соотвествии с законами физики считает, что через его катушку индуктивности должно протекать тем меньше тока, чем выше его частота.

Такая зависимость тока от частоты реально существует и эта зависимость нелинейна, поэтому можно говорить о нелинейных искажениях, вносимых в звук импедансом динамика.

Вот поэтому я и сказал ранее, что в условиях работы УМЗЧ-генератора-напряжения -- АЧХ скрипки по току будет спадающей к ВЧ, а значит некорректной и будто бы обработанной эквалайзером. (Третий раз напоминаю, что ток -- это звуковое давление, а напряжение в чистом виде, без сопротивления катушки, это вообще по отношению к звуку -- ничто.)

Мне справедливо возразили, что ничего подобного у СЧ-динамика не наблюдается и что его АЧХ ровная. Разночтение ситуации возникло потому, что я иногда автоматически рассматриваю СЧ-динамик  как ШП, "забывая" о частотах раздела: у нормальных людей АЧХ на СЧ по паспорту уже кончилась, а у меня на ИТУНе всё ещё продолжается.


Итак, вывод:
при прочих равных условиях АБСОЛЮТНО ЛЮБАЯ динамическая головка, запитанная от источника тока, даст более широкий диапазон воспроизводимых частот при - ЧТО КУДА БОЛЕЕ ВАЖНО - меньшем проценте искажений.

А при питании головки генератором напряжения, чтобы не увеличивать искажения и не заваливать АЧХ, производитель указывает в паспотре более низкий верхний предел по -3Дб. При этом и АЧХ остается ровной, и THD не успевает безобразно возрасти.

Именно поэтому (из-за "более токового" воздействия на динамики) выходные ступени усиления на вакуумных триодах или пентодах (УМЗЧ с высоким выходным сопротивлением) привлекают слух аудиофилов и меломанов своей более корректной подачей звука даже несмотря на то, что сам вакуумный усилитель генерирует 3-5% нелинейных искажений у нескольких первых гармоник.

В то же время любой хороший кремниевый УМЗЧ, обладая запредельно-низким THD в сотые и тысячные доли процента, но, увы, работая в режине генератора напряжения ("выставил вольты на прилавок и начал пассивно грызть семечки") -- абсолютно неспособен _активно_ проталкивать нужный для правильного звучания ток через катушку динамика. Поэтому и создалось мнение, что транзисторные УМЗЧ -- плохие УМЗЧ.


С особым удовольствием добавлю, что генератор тока, _управляемый_ импедансом собственно динамика, превосходит по качеству звучания и лампу, и неуправляемый генератор тока. А это и есть его превосходительство ИТУН -- источник тока, управляемый напряжением ошибки поведения динамика.  

Такой УМЗЧ автоматически обеспечивает корректный ток во всем диапазоне "злектрического отклика" катушки, то есть выравнивает импеданс устройства ПО ТОКУ, а значит и по звуковому давлению. (Четвертый раз имею честь напомнить, что ЗВУК суть именно ТОК, а не напряжение, поэтому АЧХ по напряжению нам, по сути, вообще не нужна, так как она в любой момент может навести тень на плетень. А вот кривая количества тока уже не соврёт.)
Изменено: Nag - 03-03-2011 09:58:51
 
 
1.
//звук -- это ток через катушку динамика, а не напряжение на его клеммах.
вообще ниразу.
"Звук, в широком смысле — упругие волны, продольно распространяющиеся в какой-либо упругой среде и создающие в ней механические колебания; в узком смысле — субъективное восприятие этих колебаний специальными органами чувств животных или человека." - http://ru.wikipedia.org/wiki/Звук

2.
//при прочих равных условиях АБСОЛЮТНО ЛЮБАЯ динамическая головка, запитанная от источника тока, даст более широкий диапазон воспроизводимых частот

во первых совсем не обязательно, во вторых при гораздо более кривой АЧХ, т.к. производители голов оптимизируют их конструкцию под усилители с низким вых. сопротивлением.

3.
//ЧТО КУДА БОЛЕЕ ВАЖНО - меньшем проценте искажений.
вообще тем более ни разу.

4
//Именно поэтому (из-за "более токового" воздействия на динамики) выходные ступени усиления на вакуумных триодах или пентодах (УМЗЧ с высоким выходным сопротивлением) привлекают слух аудиофилов и меломанов своей более корректной подачей звука даже несмотря на то, что сам вакуумный усилитель генерирует 3-5% нелинейных искажений у нескольких первых гармоник.

И совсем даже не поэтому, но на эту тему дискутировать надо в других разделах.

5.
С особым удовольствием добавлю, что генератор тока, _управляемый_ импедансом собственно динамика, превосходит по качеству звучания и лампу, и неуправляемый генератор тока. А это и есть его превосходительство ИТУН -- источник тока, управляемый напряжением ошибки поведения динамика.

Заявлять то можно что угодно, реальность она от чьих то заявлений мало зависит, и тем более от Ваших субъективных наблюдений :)

6.
//Четвертый раз имею честь напомнить, что ЗВУК суть именно ТОК, а не напряжение

второй раз напоминаю - см. п.1, а ток через катушку определяет лишь приложенную к подвижке силу, и не более того.

//поэтому АЧХ по напряжению нам, по сути, вообще не нужна

ну вот здрасти, приехали.

Nag, Вы в упор не хотите видеть очевидных вещей. Услышали где то, что поле в катушке зевисит от тока а не напряжения, и так увлеклись этой идеей, что отказываетесь замечать грубые ошибки в Ваших рассуждениях, либо просто игнорируете их, т.к. Вам, видимо, ну очень уж нравится Ваша теория с ИТУН-ами.
В динамике происходит много разных процессов помимо беготни катушки с переменным током в магнитном поле, и все они сбалансированы и оптимизированы грамотными инженерами (куда пограмотнее нас с вами)под конкретные условия работы.
Под ИТУНы динамики должны быть совершенно другими. Возьмётесь спроэктировать?
 
 
К сожалению, теоретизирования из первого поста не более чем теоретизирования. Хотя именно ток через звуковую катушку определяет силу воздействия, но не сила определяет отдачу динамика. Если бы все было идеально, то тогда АЧХ динамика росла бы с частотой по той причине, что направленность излучения сужает диаграмму направленности и та же энергия попадала бы в меньший телесный угол. Однако динамик - это набор компромиссов, связанных с ограничением по жесткости диффузора, затуханию колебания в диффузоре, центрирующей шайбе и подвесе, отражением колебаний от точки сочленения подвеса и диффузора, ограниченной скорости распространения изгибной волны в диффузоре. Каждый из этих пунктов вносит свою лепту в параметры динамиков. Сейчас динамики оптимизируют при работе от источника напряжения, потому применять их стоит именно в таком режиме. Часто для СЧ и ВЧ динамиков полезно небольшое раздемпфирование, что получается естественным путем при работе кроссовера.
 
 
Цитата
Nag  пишет:
С особым удовольствием добавлю, что генератор тока, _управляемый_ импедансом собственно динамика, превосходит по качеству звучания и лампу, и неуправляемый генератор тока.
Это голословное утверждение.
 
 
Все ИТУНы, которые я слышал, звучали прескверно. Особенно ламповые.
 
 
Цитата
Alexander  пишет:
Nag, Вы в упор не хотите видеть очевидных вещей. Услышали где то, что поле в катушке зевисит от тока а не напряжения,
Сударь, перечитайте две первые строчки поего послания Филистимлянам, там дана формула силы*, действующей на катушку вследствие протекания через катушку тока. (Остальные параметры, в том числе и магнитное поле, пока оставляем константными.)

Потому и остальные Ваши замечания не ложатся в логическое ложе физики.

Навскидку: импедансная кривая динамика имеет нелинейный характер, а всякая нелинейность суть увеличение гармонических составляющих сигнала, "пропущенного" через эту нелинейность. Вы же -- утверждаете, что нелинейный загиб АЧХ по току -- вовсе не влечет увеличение искажений сигнала.

Остальное комментировать лень, если что-то действительно заинтересует, спроси конкретно.
____________
*эта сила заставляет диффузор ускоряться, а ускорение диффузора заставляет сжиматься и разжиматься воздух. (В формуле нет ни единого намёка на напряжение, обрати внимание, там фигурирует только ток, I. Поэтому АЧХ и корректнее рассматривать по току, как соответствующую давлению.)
Изменено: Nag - 03-03-2011 14:43:34
 
 
Цитата
Вася Вологодский пишет:
Все ИТУНы, которые я слышал, звучали прескверно.
У меня обратное впечатление, Вася. :) [я ничего не продаю и никуда не склоняю, я просто показываю народу суть явления и надеюсь, что кто-то заинтересуется характерно-впечатляющей работой динамиков, управляемых током]

Кстати, чтоб народ не стремался твоей антирекламы ИТУНов, у меня просьба привести те схемы, по которым были собраны отслушанные тобой токовые усилители, звук которых тебе не понравился. (Не твоя вина в том, что, может быть это были какие-нибудь псевдосборки.)

Мои ИТУНы собраны крайне просто, на этой картинке в самом низу есть слова "ИТУН на СЧ" и "ИТУН на ВЧ" -- вот это они, родимые, и есть. Спаяет даже первоклассник-филолог, по-моему.
Изменено: Nag - 03-03-2011 15:04:07
 
 
Цитата
Костя Мусатов пишет:
К сожалению, теоретизирования из первого поста не более чем теоретизирования.
Наеду на тебя в личке, Константин. :)
PS. Наезд осуществлён по почте, Костя, без посредников.
Изменено: Nag - 03-03-2011 16:31:04
 
 
Цитата
Nag  пишет:
Спаяет даже первоклассник-филолог, по-моему.

ну ну,  спаяет  , конечно ,я  твой  первый  пост  вообще  прочитать  не  смог.
 
 
С ИТУНами разного типа много лет возились спецы из НИКФИ (братья Агеевы (?), Сырицо, всех не помню). Результат: кроме навязчивой интермодуляции, все ИТУНы еще и противно сжимали динамический диапазон. Не услышать такое весьма сложно, особенно на классике.
Страницы: 1 2 3 След.
Архив Форума Hi-Fi.ru
По 23-5-2020
Портал Hi-Fi.ru более не предоставляет возможностей и сервисов по общению пользователей

1997—2024 © Hi-Fi.ru (Лицензионное соглашение)