Архив Форума Hi-Fi.ru
По 23-5-2020
Портал Hi-Fi.ru более не предоставляет возможностей и сервисов по общению пользователей


Страницы: 1

Ох уж эти кассетные деки (Часть 2)

 
 
ЭЛЕКТРОНИКА

12. Подстройка скорости ЛПМ

Вообще говоря, вынесенная на переднюю панель регулировка скорости ЛПМ (обычно в пределах +/-6% от номинала) изначально задумывалась как средство для адаптации к фонограммам, по той или иной причине записанным с неправильной скоростью. Как такое может случиться? За примерами далеко ходить не надо. Один из мох близких друзей, например, писал на своем Teac’е годами, плевать хотел на профилактику пока не заметил, что кассеты, записанные давным-давно стали играть как-то подозрительно «заторможенно». Попросил посмотреть. Оказалось, что отклонение скорости от номинала составляет -3.5%! Я его спрашиваю: и как давно тебя стало это ощущение мучить? Говорит, с полгода! Я спрашиваю: и сколь ж ты за это время кассет записал??? Ответ: штук 70. Вот те и раз! 70 штук, в общем-то, прекрасно записанных кассет, которые на деках с  нормальной скоростью будут звучать убыстренно! Однако самое время вернуться к регулировке скорости. В случае наличия таковой центральное, контрящееся положение отвечает нормальной скорости (и, в свою очередь, корректируется потенциометром, находящимся внутри аппарата), а вправо-влево - соответственно, быстрее-медленнее в указанных пределах. Однако в непрямоприводных деках даже выставленная скорость имеет тенденцию дрейфовать, т.е. стало быть, центральное положение также периодически «уплывает». Именно поэтому наличие эталонной кассеты для выставления скорости вкупе с удобно доступной ручкой для регулировки последней позволяет оперативно и точно контролировать флуктуации скорости без утомительного изъятия аппарата из стойки, «вскрытия» корпуса и возни с не всегда хорошо доступным потенциометром, где еще, кроме всего прочего, может и током ебнуть.

Подстройка скорости

есть 1
нет 0

13. Отклонения скорости от номинала

В деках высокого качества отклонения скорости лентопротяга от номинала в начале и конце кассеты должны стремиться к нулю. Если же имеют место флуктуации, то, вполне возможно, это - вестник грядущих проблем.

Модуль разности скоростей в начале и конце кассеты

S ~ 0% 2
S < 0.3% 1
0.3% < S < 0.5% 0
S > 0.5% -5
S > 1% -10

14. Быстрота выхода из паузы

Быстротой выхода из паузы называется время, в течение которого скорость протяжения ленты из состояния покоя достигает своего номинального значения. На чем эта величина сказывается, полагаю, подробно объяснять нет необходимости. На сшивках, монтаже, «ловле» нужных моментов и т.д.

Выход из паузы

T < 150 мс 1
150 мс < T < 350 мс 0
T > 350 мс -1

15. Качество выхода из/постановки на паузы

Этот аспект кассетной деки важен как при записи с данной деки (куда-то еще), так и при записи на нее саму (что еще важнее) и тесно перекликается с предыдущим. Постановка на/снятие с паузы должно происходить
а) без остаточного призвука (послезвучия) «вьють» и
б) не оставлять на ленте паразитных щелчков и «вздохов».

Успешность решения этой задачи во многом определяется конструкцией и настройкой ЛПМ. Если, скажем, принимающая втулка имеет момент подмотки больше, чем требуется, или фрикцион «отрывается» от нее неодновременно с прижимными роликами (которые отрываются от ленты, прерывая ее протяг) то, как правило, достаточно хорошо слышимый «вьють» неизбежен. Щелчки в записи при снятии с паузы (например, при сшивке фрагментов или «дописке» материала) могут возникать, например, от того, что при постановке на паузу реле, регулирующее режим работы УЗ, временно отключается, а при снятии снова включается. На мой взгляд, самым удобным решением является возможность мгновенного перехода в режим записи непосредственно из режима воспроизведения (без необходимости действия через останов). Так называемый punch-in. При определенной ловкости этот режим обеспечивает возможность «бесшовной» сшивки двух «оборванных» фрагментов. Во времена, когда я был «писарем» кассет, а фирменные пластинки в домашней коллекции были непозволительной роскошью (стоили порядка 60-70 рублей! при среднемесячной зарплате в 150) мне приходилось брать их пачками у спекулянтов напрокат за 5 рублей в сутки (точнее за ночь) и, вытаращив глаза, записывать на Вильме «как ляжет» на имевшиеся свободные стороны и места на кассетах. Иногда, даже несмотря на старательный расчет, песни не влезали и обрывались на ракорде за 10-30 секунд до окончания. Ну, то ли скорость малость «гуляла», то ли в некоторые кассеты чуть «недокладывали» пленки… Тогда, при жутком лимите времени, их конец (а не сами песни!) приходилось в темпе перезаписывать начиная с последней минуты (так чтобы оставить запас для сшивки) на первое попавшееся свободное место, а впоследствии, при записи этого самого альбома кому-либо за денежку, виртуозно сшивать «начало» и «конец» непоместившейся у меня самого в оригинале целиком песни. Надо сказать, что со временем я достиг в этом деле такого совершенства, что даже полностью отпала необходимость выдвигать периодические оправдания из серии «Ты знаешь, там в одном месте немножко скачет игла. Ну, такая уж пластинка была…»

Punch-in

есть 1
нет 0

Качество паузы

ни послезвучий, ни щелчков 2
только щелчок 0
только послезвучие -1
и послезвучие, и щелчок -2

16. Регулировка выходного уровня

Очень полезная и удобная вещь. Особенно при работе с усилителями с дискретной регуляцией громкости. Выставил на усилителе некоторое удобное для работы со всеми источниками значение и не трогаешь его. Считайте просто, что у Вас есть второй регулятор громкости. Возможность регулирования выходного уровня также крайне полезна при сравнении сигнала источника с записью. Например, уровень выходного сигнала с ПКД составляет порядка 2В, а выход с большинства дек лежит в пределах 0.5 - 1В. Если оставить в покое сквозной канал и переключаться от источника к записи непосредственно на усилителе, то разница в уровнях составит 6-12дБ, что абсолютно неприемлемо - для корректного сравнения уровни должны совпадать с точностью до 1-2 дБ. Для чего и пригодится регулировка выходного уровня. Кроме того, эта регулировка крайне сподручна при желании сравнить звучание виниловой пластинки с ее цифровой копией (т.е. ПКД). Разница в (средних) уровнях сигнала винила и КД достигает еще больших значений (порядка 20дБ) и производить непосредственное выравнивание уровней громкости непосредственно на усилителе не представляется возможным (уж удобным так точно). В качестве необходимого аттенюатора или доп-усилителя (в зависимости от того, сигнал с какого устройства прогнать через сквозной канал деки) прекрасно подходит регулятор выходного уровня деки при переключении последней в режим «источник».

Регулятор выходного уровня

есть, поканальный 2
есть, общий 1
нет 0

17. Регулировка уровня записи

Регулировка уровня записи осуществляется одним из трех возможных способов:
- два раздельных регулятора на левый и правый каналы
- один общий регулятор уровня (мастер-регулятор), сопровождаемый регулятором балансировки между каналами или
- один мастер-регулятор и два отдельных, «привязанных» к нему регулятора на каждый канал (т.е. если мастер стоит на полном минусе, то, как поканальные ни крути, уровня не видать, и, соответственно, наоборот)

Наиболее эффективным вариантом является последний в списке, поскольку позволяет синхронную регуляцию единожды сбалансированного уровня сразу в обоих каналах. Особенно при записи винила, общий уровень сигнала с которого, оставаясь в целом сбалансированным по каналам, часто плавно снижается по мере приближения к центру пластинки. Второй вариант очень похож на третий, но при его реализации частенько используются регуляторы баланса с очень грубым ходом.

Регулятор уровня записи

мастер и поканальный 2
мастер и баланс 1
раздельный 0

18. Неточность регуляторов уровня записи

В этом небольшом пункте речь пойдет о, казалось бы, пустяке. Однако это не так. Любые регуляторы уровня, к которым относятся и регуляторы уровня записи, имеют возле себя условную шкалу единиц (либо одну общую, либо две идентичных), основным назначением которой является помощь (носящая характер всегда присутствующих, в отличие от сигнала, визуальных «меток») при выставлении или коррекции уровня записи. От идеального тандема «регуляторы-шкала» требуется одно: чтобы при указании на одну и ту же метку, разница в значениях действительного уровня, обеспечиваемого каждым из регуляторов, равнялась нулю, т.е. иными словами, чтобы не было меточно-уровневого разбаланса.

Неточность

D ~ 0дБ 2
D < 1дБ 1
1дБ < D < 2дБ 0
D > 2дБ -1

19. Индикаторы

Индикаторы уровня (а точнее, система индикаторов) являются одним из важнейших элементов любой кассетной деки, а потому и требования к ним предъявляются соответствующие. Идеальный индикатор должен быть
- безынерционным
- обладать высокой реакционностью (время реакции <30мс)
- отсутствием проскока
- обладать достаточным временем релаксации или задемпфированностью (для лучшего распознавания сигнальных пиков)
- обеспечивать работу в области -40 - +10 дБ
- обладать как можно большим разрешением (до 1 дБ) во всем рабочем диапазоне и особенно возле 0дБ
- позволять работу как в режиме peak, так и VU, и peak hold
- давать одни и те же показания во всем диапазоне частот (часто бывает так, что при одном и том же уровне сигнала 1К отражается индикатором как 0дБ, а уже на 10К уходит под -20дБ, не говоря уже про более высокие частоты)
- давать одни и те же показания во всем диапазоне уровней (нередки случаи, когда на одной и той же частоте, скажем, 1К при реальном уровне записи 0дБ левый и правый каналы отражаются индикатором именно как 0дБ, а уже при +3дБ - как +4 и +3 соответственно)

Ну, и конечно индикаторы должны быть наглядными и различимыми даже с расстояния.

Тип

флуоресцентные 2
светодиодные 1
стрелочные 0

Количество сегментов на канал

> 50 2
20 - 50 1
10 - 19 или стрелочные 0
< 10 -1

Реакционность

R < 1мс 3
1мс < R < 30мс 2
30мс < R < 100 мс 1
100 мс < R < 200мс 0
R > 200 мс -1

Время релаксации

(пока четких данных нет)

Диапазон

-40 - +10 2
-40 - +7 1
-40 - +5 или стрелочные 0
хуже -1

Разрешение около 0дБ

1дБ 1
хуже 0

Поддерживаемые режимы

peak, peak hold, VU 4
peak, VU 3
peak, peak hold 2
peak 1
VU 0

Диапазон постоянства показаний

20Гц - 20К 2
50Гц - 10K 1
100Гц - 5K 0

Разбалансировка

0дБ 2
0.5дБ 1
1дБ 0
>1дБ -1

20. Выходное напряжение/импеданс

(пока четких данных нет)
Страницы: 1
Архив Форума Hi-Fi.ru
По 23-5-2020
Портал Hi-Fi.ru более не предоставляет возможностей и сервисов по общению пользователей

1997—2024 © Hi-Fi.ru (Лицензионное соглашение)