Архив Форума Hi-Fi.ru
По 23-5-2020
Портал Hi-Fi.ru более не предоставляет возможностей и сервисов по общению пользователей


Страницы: 1

Ох уж эти кассетные деки (Часть 3)

 
 
21. АЧХ воспроизведения для обоих типов коррекции

В идеале все усилители воспроизведения должны создаваться в строгом соответствии с нормами МЭК. По-простому, это означает, что при воспроизведении на деке, оснащенной разработанным в соответствии с этими нормами УВ (и, разумеется, правильно выставленным азимутом ГВ) эталонной кассеты для проверки АЧХ УВ (с записью последовательности чистых тонов от 31.5Гц до 20кГц при -20дБ), экстраполируемая по этим дискретным точкам АЧХ будет иметь вид прямой линии с неоднородностью +/-0.5дБ. Всего делов-то. Однако международным нормам следует совершенно мизерное количество производителей - в самом деле, им-то эта совместимость зачем?! Их задачей-минимум является обеспечение приемлемого качества звучания на ИХ деке фонограммы, сделанной не где-нибудь еще, а на ИХ же деке! И плевать они хотели, в общем-то, на стандарты! В принципе их можно понять - для удовлетворения нормам МЭК всякая, абы какая, подешевше ГВ не подойдет. А разработка собственных хороших головок в бюджете НИОКРа, увы, не предусмотрена. Значит, надо закупать «на стороне» и «подгонять» под них свой УВ. Поэтому нечего удивляться, если Ваша дека даже при идеальной подгонке азимута под ту или иную запись воспроизводит «чужие» кассеты как-то, мягко говоря, странно. Хорошо еще, если в АЧХ УВ предусмотрена корректировка (как правило, лишь «присутственной» зоны в районе 10К), что, правда, панацеей все равно не является. Таким образом, приходим к необходимости «поинтересоваться» формой АЧХ УВ при обоих типах коррекции (т.е. на 120 и 70 мкс). Уверен, Вас ждут сюрпризы! Идеальная дека при воспроизведении эталонной кассеты должна иметь идеально ровную АЧХ, неотличимую от прямой горизонтальной линии. Большинство же дек в мире (заметьте, БОЛЬШИНСТВО!) при воспроизведении эталонной кассеты, рекомендованной МЭК, обнаруживает спад по ВЧ, начинающийся приблизительно на 13К в лучшем случае или на 8-9К в худшем, который, правда, в обоих случаях оказывается одинаково немилосердным в зоне 15-16К, где его величина обычно достигает -5 - -6дБ. Как я уже как-то говорил, фирма Накамичи тоже не придерживалась рекомендаций МЭК в этом отношении, хотя ее «взаимоотношения» с рекомендациями МЭК были существенно «ровнее», а именно почти в два раза лучше, чем у всех остальных - спад при воспроизведении эталонной кассеты МЭК начинается с 13К и к 20К(!) достигает лишь -3 - -4дБ. В этой связи необходимо отметить, что получить качественную ЗАПИСЬ гораздо проще, чем добиться качественного ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ этой самой записи. Вот, в частности, почему люди испытывают своего рода шок, когда ставят свои сделанные Бог знает на чем записи на Накамичи. Их посредственные деки были в состоянии сделать неплохую запись, но «донести» это качество до ушей слушатели они были не в состоянии. Поэтому это неведомое слушателю качество так и хранилось невостребованным на ленте годами, а слушатель все эти годы искренне полагал, что записи у него немногим лучше, чем посредственные. Вот почему у людей отвисает челюсть, когда они слышат со своих замусоленных кассет вдруг неизвестно откуда появившийся глубокий бас, которого, как им казалось, там и в помине не было. Или приятный четкий «верх», который на их деках сливался в ВЧ-кашу. Разумеется, не стоит думать, что сказанное применимо к любой деке, что все они хорошо пишут, но не могут воспроизводить. Нет, это далеко не всегда так. Но таких примеров предостаточно.

Неоднородность АЧХ воспроизведения (20Гц - 20К)

120 мкс

в пределах +/-1дБ 5
от +/-1 до +/-3дБ 0
от +/-3дБ до +/-5дБ -5
хуже +/-5дБ -10

70 мкс

в пределах +/-1дБ 5
от +/-1 до +/-3дБ 0
от +/-3дБ до +/-5дБ -5
хуже +/-5дБ -10

Возможность корректировки АЧХ воспроизведения
да 1
нет 0

22. Входной импеданс/чувствительность

Больший входной импеданс, понятно, обеспечивает большее сопротивление сигналу на входе, чем меньший. Здесь следует соблюдать здравомыслие и не делать его слишком большим или слишком маленьким. Чувствительность же лишней не бывает. Нормальный импеданс лежит в пределах 40-100кОм. Нормальная чувствительность - в пределах 100-200мВ.

Входной импеданс

в норме 0
слишком высокий -1
слишком низкий -2

23. Сквозной канал

Никакими особенными нюансами эта тема не отличается - иметь сквозной канал всегда лучше, чем не иметь. Одно замечание, правда, все же следует сделать: не все деки, имеющие три головки (даже если они все раздельные) оснащены возможностью мониторинга записи в режиме реального времени, т.е. сквозным каналом. Таких дек немного, но они есть (например, Bang & Olufsen Beocord 9000, Nakamichi 481). Хотя с точки зрения удобства пользования такие деки как бы ничем не отличаются от двухголовых, в действительности, благодаря наличию отдельной, специализированной (узкозазорной) головки воспроизведения (вместо относительно широкозазорной «компромиссной» универсальной) такие деки обладают определенными преимуществами в качестве звучания перед своими двуглавыми собратьями. В частности, АЧХ воспроизведения у них может быть заметно лучше.

Сквозной канал

есть, три раздельных головки 3
есть, сэндвич 2
нет, три раздельных головки 1
нет 0

24. АЧХ записи для всех типов ленты, волнистость на басах

Как бы там ни был исполнен АЧХ УВ - в соответствии ли с нормами МЭК или нет - АЧХ УЗ на всех типах ленты на данной конкретной деке все равно должна выглядеть ровной и плоской как доска. Уже хотя бы для того, чтобы на этой самой деке можно было писать и не морщиться. То, что запись, сделанная на этой деке может как-то не так звучать на другой - это уже другой вопрос. Нас же в данном случае интересует «отношение» аппарата «к самому себе». Еще раз повторюсь и скажу, что АЧХ УЗ на всех стандартных типах ленты должна простираться ровно и плоско от 20Гц до 20кГц (если, конечно, УВ с ГВ позволяют это наблюдать!) имея при этом минимальную «волнистость» в басовой области спектра. Что за «волнистость» такая и откуда она берется? Волнистость эта обычно простирается «вниз» от 100 до 20Гц (если, конечно, раньше не наступает «обрез» НЧ где-то так в районе 40-50Гц) и выражается в «волнообразной» форме АЧХ (при этом «гребни волн» могут достигать в высоту 5дБ в ту или другую сторону) и обусловлена не вполне удачной конструкцией сердечника ГВ. В головках с такими сердечниками возникает сильная интерференция между длиной волны записанного сигнала и размерами зоны контакта головки с лентой. Другим распространенным случаем является «задир» нижней середины и баса (от 500Гц и ниже), который в районе 40Гц может достигать +5дБ. Как обрез баса, так и его задир, как правило, являются огрехами УЗ.

Неоднородность АЧХ записи при -20дБ (20Гц - 20К)

Тип 1

в пределах +/-1дБ 5
от +/-1 до +/-3дБ 0
от +/-3дБ до +/-5дБ -5
хуже +/-5дБ -10

Тип 2

в пределах +/-1дБ 5
от +/-1 до +/-3дБ 0
от +/-3дБ до +/-5дБ -5
хуже +/-5дБ -10

Тип 4

в пределах +/-1дБ 5
от +/-1 до +/-3дБ 0
от +/-3дБ до +/-5дБ -5
хуже +/-5дБ -10

Обрез баса (т.е. когда разница между 1К и 40Гц превышает 4-5дБ)

нет 0
есть -5

Задир баса (т.е. когда разница между 40Гц и 1К превышает 4-5дБ)

нет 0
есть -5

Волнистость

нет 1
есть, W < +/-2дБ 0
есть, W > +/-2дБ -1

25. Встроенные генераторы и калибраторы

Крайне удобная и полезная вещь во всех отношениях - может пригодиться не только при настройке деки на конкретную ленту. Первое, что стоит запомнить, это то, что дека с калибратором, даже автоматическим и «кривоватым», всегда лучше, чем оная без такового. Хотя, конечно, предпочтительнее всего полностью ручной, двухчастотный, поканальный калибратор. Автокалибраторы бывают как двух- так и трех- и даже четырехчастотными. При этом получить опорные сигналы на выходе деки для применения их для каких-либо иных целей нельзя. Автокалибраторы также хорошо известны как системы A.B.L.E. или Automatic Bias-Level-Equalization, A.T.R.S. - Automatic Tape Response System, B.E.S.T. - Bias-Equalization-Sensitivity of Tape и пр. Автокалибраторы применяются не только в трехголовых аппаратах, но даже и в двухголовых. Если в первом случае дека имеет возможность сразу же «прослушивать» пишущийся опорный сигнал, измерять его и корректировать параметры записи соответственно данным измерений прямо «на ходу», то в последнем эта операция осуществляется путем «запись сигнала-перемотка назад-воспроизведение записанного фрагмента-оценка «услышанного»-коррекция параметров-при необходимости снова запись-и т.д.» Все системы работают по одному и тому же принципу сравнения уровней записываемого и записанного сигналов по отношению к некоторому опорному уровню. Скажем, в деках, использующих двухчастотные автокалибраторы, на ленту сначала записывается чистый тон 400Гц или 1кГц при уровне -20дБ. Далее, в зависимости от сложности калибратора, амплитуда записанного тона может быть просто временно запомнена «какая есть» для дальнейших нужд, а может быть сначала «подогнана» под «правильное», опорное значение и лишь после этого запомнена. Далее осуществляется пробная запись опорного ВЧ сигнала при том же уровне (обычно это 10, чаще всего 12.5 или, в особых случаях, 15К) и опять производится сравнение амплитуды записанного сигнала, но уже с уровнем 1К, значение которого хранится в памяти. После этого производится подгонка уровня ВЧ-сигнала к уровню НЧ-сигнала, на чем калибровка и заканчивается, обеспечивая, таким образом, относительную ровность АЧХ УЗ хотя бы до 13К. В трехчастотных калибраторах кроме вышеуказанных частот используется еще одна - в районе 3, 4 или 5К. В четырехчастотных - соответственно, две дополнительных частоты (обычно 4 и 8К). К сожалению, очень часто (если не сказать всегда) автокалибровка производится не для каждого канала в отдельности (как это делают некоторые деки Накамичи), а для стороны кассеты в целом, т.е. 400Гц пишутся, скажем, только в левый канал, а все ВЧ-сигналы - только в правый, что легко может приводить к неодинаковости итоговых АЧХ в правом и левом каналах. Происходит это потому, что характеристики даже такой узенькой полоски, как кассетная лента, в которую в свою очередь помещаются 4 стереоканала, около краев и в середине могут сильно различаться (по разным причинам). Поэтому «привязка» отдачи ленты на ВЧ в правом канале к чувствительности в левом, вообще говоря, не вполне корректна (так называемый компромисс). И эта некорректность часто бывает хорошо заметна. Выход из положения есть, и заключается он в использовании ручной поканальной калибровки. При ручной калибровке используются одна (только 400Гц или 1К) либо две (о большем количестве мне ничего не известно) опорные частоты (например, 400Гц и 12.5К, или 400Гц и 15К). В этом случае настройка деки под конкретную ленту отличается очень высокой точностью и обеспечивает исключительное качество записи. В этой связи нельзя не упомянуть о калибраторах (как, например, в Akai последних годов выпуска), которые хоть и являются ручными, но не являются поканальными и, кроме того, использовать их опорные сигналы в других целях также как и в автомате нельзя. В таких калибраторах в правый и левый каналы одновременно пишутся два разных сигнала - НЧ и ВЧ, а Вам (не автомату!) просто предоставляется возможность совместить соответствующие метки вручную. Результат - опять же калибровка «в среднем по стороне», а не поканально. В целом лучше, чем автомат, но хуже чем полноценный «ручник». У внимательного читателя, возможно, возникает вопрос: где еще и зачем можно использовать опорные тестовые сигналы встроенных генераторов дек? Их можно использовать многими разными способами. Приведу лишь некоторые из них:
- для калибровки других дек, не имеющих собственных генераторов
- для быстрой, удобной и регулярной проверки своих АС на повреждения в громкоговорителях
- для выставления четкого баланса между каналами на усилителе

Калибратор

ручной, двухчастотный, поканальный 6
ручной, двухчастотный, общий 5
ручной, одночастотный, двухканальный 4
автомат, четырехчастотный 3
автомат, трехчастотный 2
автомат, двухчастотный 1
нет 0
Страницы: 1
Архив Форума Hi-Fi.ru
По 23-5-2020
Портал Hi-Fi.ru более не предоставляет возможностей и сервисов по общению пользователей

1997—2024 © Hi-Fi.ru (Лицензионное соглашение)