26. Динамический диапазон
Динамический диапазон удобно подразделить на два типа: «ДД по низам», в дальнейшем ДДН, и «ДД по верхам», в дальнейшем ДДВ. Первый определяется как разница между уровнем, когда коэффициент гармоник на частоте 400Гц (или 1К) приближается вплотную к порогу слышимости (т.е. к 3%), и взвешенным уровнем шума паузы. Второй определяется как разница между уровнем насыщения ленты на частоте 10К (т.е. когда при дальнейшем увеличении уровня записи происходит не рост, а уменьшение отдачи) и опять же шумом перемагниченной ВЧ-полем ГСП ленты. Чем ближе ДДВ к ДДН, тем оно, понятное дело, лучше, поскольку обеспечение декой максимально качественной во ВСЕМ слышимом диапазоне записи определяется именно ДДВ. Небольшие значения ДДВ увеличивают слышимость шумов (на тихих пассажах). Большие уменьшают. Если же запись обеднена ВЧ, то максимально эффективной запись будет определяться ДДН. ДД обоих типов для всех типов лент (и, собственно, самих лент), естественно, различны. Чем эти показатели выше, тем, стало быть, дека лучше. Самые лучшие деки в состоянии использовать кассеты всех типов на пределе их физических возможностей.
ДДН, все СШП выключены
Тип 1
DRL > 54дБ 1
DRL < 54дБ 0
Тип 2
DRL > 63дБ 1
DRL < 63дБ 0
Тип 4
DRL > 64дБ 1
DRL < 64дБ 0
ДДВ, все СШП выключены
Тип 1
DRH > 50дБ 2
48дБ < DRH < 50дБ 1
DRH < 48дБ 0
Тип 2
DRH > 56дБ 2
54дБ < DRH < 56дБ 1
DRH < 54дБ 0
Тип 4
DRH > 59дБ 2
57дБ < DRH < 59дБ 1
DRH < 57дБ 0
27. Переходное затухание между каналами
Переходное затухание между каналами (или, как еще говорят, разделение каналов) на разных частотах характеризует степень проникновения одного стереоканала в другой. «Мешать» друг другу каналы не должны. Чем такое проникновение меньше, тем оно, понятное дело, лучше. В первую очередь для стереокартины. При большом проникновении сигналов левого и правого каналов друг в друга или одного из каналов в другой могут иметь место частичные взаимопогашения сигналов, приводящие также к искажению звучания. Величина переходного затухания в основном определяется конструкцией и материалом сердечника ГВ. Переходное затухание может измеряться на разных частотах и при различных уровнях, но общепринятыми являются измерения на 1 и 8К при 0дБ.
Переходное затухание на 1К
CS > 45дБ 2
40дБ < CS < 45дБ 1
CS < 40дБ 0
Переходное затухание на 8К
CS > 35дБ 2
30дБ < CS < 35дБ 1
CS < 30дБ 0
28. Долби
На все системы шумоподавления всегда было (и, видимо, будет) много нападков. Якобы они там портят звук, привносят какую-то «шероховатость», «одышку» и все такое прочее. Все это так! Однако дело совсем не в том, что такие системы плохи сами по себе, а в том, что они
а) подчас безобразно реализованы в конкретном изделии и
б) применяются на расстроенных или недостаточно точно настроенных деках, что даже при хорошо исполненной СШП приводит к явно и недвусмысленно слышимым огрехам в звучании.
Для того, чтобы не испытывать разочарований при работе с системой Долби (для простоты предположим, что сама она изначально сделана качественно) необходимо твердо убедиться в корректности совместной работы УВ и УЗ деки на всех типах ленты даже (а может и в особенности) если дека оснащена автокалибратором. Даже небольшие ошибки в настройке УЗ на ленту (скажем, завал АЧХ в области ВЧ порядка 1-2дБ в одном из каналов) при записи с Долби могут приводить к их двух-, а то и трехкратному увеличению уровня их заметности при воспроизведении (поскольку экспандер ТОЛЬКО увеличивает из без того имеющуюся разницу в уровнях). Идеальная СШП (в том числе Долби) не должна иметь никаких артефактов поведения, кроме устранения шума. Никакого изменения формы АЧХ при ее использовании происходить не должно. Даже в области высоких частот. Особенно качественные системы Долби гасят ДАЖЕ фоновый шум (т.е.), несмотря на то, что им по определению в этом частотном секторе делать нечего!
Изменение формы АЧХ Dolby B
Тип 1
нет 1
есть, незначительное 0
есть, заметное -5
Тип 2
нет 1
есть, незначительное 0
есть, заметное -5
Тип 4
нет 1
есть, незначительное 0
есть, заметное -5
Изменение формы АЧХ Dolby С
Тип 1
нет 1
есть, незначительное 0
есть, заметное -5
Тип 2
нет 1
есть, незначительное 0
есть, заметное -5
Тип 4
нет 1
есть, незначительное 0
есть, заметное -5
Подавление сетевого фона:
имеет место 1
отсутствует 0
ДДН, Dolby B
Тип 1
DRL > 62дБ 1
DRL < 62дБ 0
Тип 2
DRL > 72дБ 1
DRL < 72дБ 0
Тип 4
DRL > 72дБ 1
DRL < 72дБ 0
ДДН, Dolby C
Тип 1
DRL > 68дБ 1
DRL < 68дБ 0
Тип 2
DRL > 76дБ 1
DRL < 76дБ 0
Тип 4
DRL > 76дБ 1
DRL < 76дБ 0
ДДВ, Dolby B
Тип 1
DRH > 58дБ 2
56дБ < DRH < 58дБ 1
DRH < 56дБ 0
Тип 2
DRH > 65дБ 2
63дБ < DRH < 65дБ 1
DRH < 63дБ 0
Тип 4
DRH > 67дБ 2
65дБ < DRH < 67дБ 1
DRH < 65дБ 0
ДДВ, Dolby C
Тип 1
DRH > 65дБ 2
63дБ < DRH < 65дБ 1
DRH < 63дБ 0
Тип 2
DRH > 72дБ 2
70дБ < DRH < 72дБ 1
DRH < 70дБ 0
Тип 4
DRH > 73дБ 2
71дБ < DRH < 73дБ 1
DRH < 71дБ 0
ЭКЗОТИКА
К экзотическим особенностям кассетных дек можно смело отнести такие, как
- автоподстройка азимута ГВ
- автоподстройка азимута ГЗ
- ручная подстройка азимута ГВ с фиксацией правильного положения
- ручная подстройка азимута ГЗ по маячкам
- унидирекциональный автореверс
- фильтр инфранизких частот
- дистанционное управление
Оценить значимость экзотических функций в баллах я не возьмусь. Да в этом и нет необходимости. Скажу лишь, что значимость их, конечно, большая. Еще раз подчеркну, что наиболее интересным с моей точки зрения является сравнение аппаратов именно в их «наготе». Понятно, что экзотика, безусловно, ценна и сама по себе. Однако привлекать ее к прагматичной оценке имеет смысл лишь тогда, когда аппарат и без нее представляет собой шедевр.
Вот как все непросто в сфере кассетных дек. Вот как надо подходить к проблеме выбора. Возможно, я что-то упустил. Возможно, я где-то ошибся. Уверен, что ненамного. В любом случае, надеюсь, Вам было интересно. Попробуйте «оценить» свою деку или деку Вашего друга, исходя из вышеизложенного. Если не можете сделать это сами, я могу Вам помочь. Особенно ценным результатом написанного мне представляется возможность «оценки» абсолютно любой деки, вне зависимости от того, новая она или шибко б/у. До того, как запоститься, я успел бегло прикинуть «смету» на Дрэгон, BX-2 отлаженный, BX-2 каким его обычно продают, и Pioneer CT-95 - все три машины у меня были неоднократно, и я их более-менее знаю. Одна из самых совершенных дек в мире (БЕЗ учета экзотики!) привела меня к величине порядка 93 баллов. Не знаю, можно ли ее переплюнуть… Думаю, что нет. Одна из самых простейших дек величайшего из производителей дек в мире (BX-2) будучи в Top-состоянии, прокотировалась в 42 балла. Она же «убитая», т.е. в состоянии «как есть» еле дотянула до 11 баллов. Пионер поднялся до 85, но Дрэгона все равно не достиг.
С уважением ко всем дочитавшим до конца.
Рауль
Динамический диапазон удобно подразделить на два типа: «ДД по низам», в дальнейшем ДДН, и «ДД по верхам», в дальнейшем ДДВ. Первый определяется как разница между уровнем, когда коэффициент гармоник на частоте 400Гц (или 1К) приближается вплотную к порогу слышимости (т.е. к 3%), и взвешенным уровнем шума паузы. Второй определяется как разница между уровнем насыщения ленты на частоте 10К (т.е. когда при дальнейшем увеличении уровня записи происходит не рост, а уменьшение отдачи) и опять же шумом перемагниченной ВЧ-полем ГСП ленты. Чем ближе ДДВ к ДДН, тем оно, понятное дело, лучше, поскольку обеспечение декой максимально качественной во ВСЕМ слышимом диапазоне записи определяется именно ДДВ. Небольшие значения ДДВ увеличивают слышимость шумов (на тихих пассажах). Большие уменьшают. Если же запись обеднена ВЧ, то максимально эффективной запись будет определяться ДДН. ДД обоих типов для всех типов лент (и, собственно, самих лент), естественно, различны. Чем эти показатели выше, тем, стало быть, дека лучше. Самые лучшие деки в состоянии использовать кассеты всех типов на пределе их физических возможностей.
ДДН, все СШП выключены
Тип 1
DRL > 54дБ 1
DRL < 54дБ 0
Тип 2
DRL > 63дБ 1
DRL < 63дБ 0
Тип 4
DRL > 64дБ 1
DRL < 64дБ 0
ДДВ, все СШП выключены
Тип 1
DRH > 50дБ 2
48дБ < DRH < 50дБ 1
DRH < 48дБ 0
Тип 2
DRH > 56дБ 2
54дБ < DRH < 56дБ 1
DRH < 54дБ 0
Тип 4
DRH > 59дБ 2
57дБ < DRH < 59дБ 1
DRH < 57дБ 0
27. Переходное затухание между каналами
Переходное затухание между каналами (или, как еще говорят, разделение каналов) на разных частотах характеризует степень проникновения одного стереоканала в другой. «Мешать» друг другу каналы не должны. Чем такое проникновение меньше, тем оно, понятное дело, лучше. В первую очередь для стереокартины. При большом проникновении сигналов левого и правого каналов друг в друга или одного из каналов в другой могут иметь место частичные взаимопогашения сигналов, приводящие также к искажению звучания. Величина переходного затухания в основном определяется конструкцией и материалом сердечника ГВ. Переходное затухание может измеряться на разных частотах и при различных уровнях, но общепринятыми являются измерения на 1 и 8К при 0дБ.
Переходное затухание на 1К
CS > 45дБ 2
40дБ < CS < 45дБ 1
CS < 40дБ 0
Переходное затухание на 8К
CS > 35дБ 2
30дБ < CS < 35дБ 1
CS < 30дБ 0
28. Долби
На все системы шумоподавления всегда было (и, видимо, будет) много нападков. Якобы они там портят звук, привносят какую-то «шероховатость», «одышку» и все такое прочее. Все это так! Однако дело совсем не в том, что такие системы плохи сами по себе, а в том, что они
а) подчас безобразно реализованы в конкретном изделии и
б) применяются на расстроенных или недостаточно точно настроенных деках, что даже при хорошо исполненной СШП приводит к явно и недвусмысленно слышимым огрехам в звучании.
Для того, чтобы не испытывать разочарований при работе с системой Долби (для простоты предположим, что сама она изначально сделана качественно) необходимо твердо убедиться в корректности совместной работы УВ и УЗ деки на всех типах ленты даже (а может и в особенности) если дека оснащена автокалибратором. Даже небольшие ошибки в настройке УЗ на ленту (скажем, завал АЧХ в области ВЧ порядка 1-2дБ в одном из каналов) при записи с Долби могут приводить к их двух-, а то и трехкратному увеличению уровня их заметности при воспроизведении (поскольку экспандер ТОЛЬКО увеличивает из без того имеющуюся разницу в уровнях). Идеальная СШП (в том числе Долби) не должна иметь никаких артефактов поведения, кроме устранения шума. Никакого изменения формы АЧХ при ее использовании происходить не должно. Даже в области высоких частот. Особенно качественные системы Долби гасят ДАЖЕ фоновый шум (т.е.), несмотря на то, что им по определению в этом частотном секторе делать нечего!
Изменение формы АЧХ Dolby B
Тип 1
нет 1
есть, незначительное 0
есть, заметное -5
Тип 2
нет 1
есть, незначительное 0
есть, заметное -5
Тип 4
нет 1
есть, незначительное 0
есть, заметное -5
Изменение формы АЧХ Dolby С
Тип 1
нет 1
есть, незначительное 0
есть, заметное -5
Тип 2
нет 1
есть, незначительное 0
есть, заметное -5
Тип 4
нет 1
есть, незначительное 0
есть, заметное -5
Подавление сетевого фона:
имеет место 1
отсутствует 0
ДДН, Dolby B
Тип 1
DRL > 62дБ 1
DRL < 62дБ 0
Тип 2
DRL > 72дБ 1
DRL < 72дБ 0
Тип 4
DRL > 72дБ 1
DRL < 72дБ 0
ДДН, Dolby C
Тип 1
DRL > 68дБ 1
DRL < 68дБ 0
Тип 2
DRL > 76дБ 1
DRL < 76дБ 0
Тип 4
DRL > 76дБ 1
DRL < 76дБ 0
ДДВ, Dolby B
Тип 1
DRH > 58дБ 2
56дБ < DRH < 58дБ 1
DRH < 56дБ 0
Тип 2
DRH > 65дБ 2
63дБ < DRH < 65дБ 1
DRH < 63дБ 0
Тип 4
DRH > 67дБ 2
65дБ < DRH < 67дБ 1
DRH < 65дБ 0
ДДВ, Dolby C
Тип 1
DRH > 65дБ 2
63дБ < DRH < 65дБ 1
DRH < 63дБ 0
Тип 2
DRH > 72дБ 2
70дБ < DRH < 72дБ 1
DRH < 70дБ 0
Тип 4
DRH > 73дБ 2
71дБ < DRH < 73дБ 1
DRH < 71дБ 0
ЭКЗОТИКА
К экзотическим особенностям кассетных дек можно смело отнести такие, как
- автоподстройка азимута ГВ
- автоподстройка азимута ГЗ
- ручная подстройка азимута ГВ с фиксацией правильного положения
- ручная подстройка азимута ГЗ по маячкам
- унидирекциональный автореверс
- фильтр инфранизких частот
- дистанционное управление
Оценить значимость экзотических функций в баллах я не возьмусь. Да в этом и нет необходимости. Скажу лишь, что значимость их, конечно, большая. Еще раз подчеркну, что наиболее интересным с моей точки зрения является сравнение аппаратов именно в их «наготе». Понятно, что экзотика, безусловно, ценна и сама по себе. Однако привлекать ее к прагматичной оценке имеет смысл лишь тогда, когда аппарат и без нее представляет собой шедевр.
Вот как все непросто в сфере кассетных дек. Вот как надо подходить к проблеме выбора. Возможно, я что-то упустил. Возможно, я где-то ошибся. Уверен, что ненамного. В любом случае, надеюсь, Вам было интересно. Попробуйте «оценить» свою деку или деку Вашего друга, исходя из вышеизложенного. Если не можете сделать это сами, я могу Вам помочь. Особенно ценным результатом написанного мне представляется возможность «оценки» абсолютно любой деки, вне зависимости от того, новая она или шибко б/у. До того, как запоститься, я успел бегло прикинуть «смету» на Дрэгон, BX-2 отлаженный, BX-2 каким его обычно продают, и Pioneer CT-95 - все три машины у меня были неоднократно, и я их более-менее знаю. Одна из самых совершенных дек в мире (БЕЗ учета экзотики!) привела меня к величине порядка 93 баллов. Не знаю, можно ли ее переплюнуть… Думаю, что нет. Одна из самых простейших дек величайшего из производителей дек в мире (BX-2) будучи в Top-состоянии, прокотировалась в 42 балла. Она же «убитая», т.е. в состоянии «как есть» еле дотянула до 11 баллов. Пионер поднялся до 85, но Дрэгона все равно не достиг.
С уважением ко всем дочитавшим до конца.
Рауль