Добрый день(вечер, ночь), тем, кто еще проглядывает данную ветку.
Время прошло на работе и за экспериментами с ИТУНом, ИНУНом, с усилителем по обратному импедансу и с разными фильтрами и гираторами.
Если обойтись без восторженных попискиваний и разочарований, то в моем случае вот ряд выводов.
Тестовые сигналы:
№1.Периодический сигнал - 6 периодов 100Гц, пауза и тд
№2.Периодический сигнал - 6 периодов 5кГц, пауза и тд
Теперь собственно выводы:
1.Повезет или не повезет с ИТУНом - дело конкретно оформления АС, ее расположения в комнате, обьем и конфигурация комнаты, ну и еще пара неучтенных факторов.
В моем случае с ИТУНом на низе не совсем повезло. При расположении возле стены все Ок. В другом, более привычном для меня месте, вылез резонансный горб и пропал самый низ (30-25Гц).
При тесте сигналом №1 в паузе было 30% !!! заполнение периодическими процессами. Мдя... Плюс искажения по форме. Итун проиграл.
2.Картина на тестовом сигнале №2, что на ИТУНе, что на ИНУНе - одинакова и это радует - см. след. пункт.
3.По сути ИТУН это просто фильтр. Причем весьма интересный, частотнозависимый.
То как он выровнял частотку СЧ,ВЧ звена заставляет задуматься.
Я попробывал сходу получить такой фильтр.
Не получилось, только приблизился (на RC цепочках и на операционнике).
Далее выводы и некоторые найденные решения не только уже по ИТУНу:
- Неплохой выход из ситуации по низу в моем случае получился такой, - просто фильтр на опере задирающий низ начиная с 60 Гц и ниже, так, что частотка от 15 - 1500Гц +\- 3дБ (ну кто слышал, тот знает). Соответственно в интересующем меня месте.
Если ставить около стенки, то фильтр можно отключить или поубавить.
А, что тоже выход.
По крайней мере картинки на тестовых сигналах весьма приемлемы.
- ИТУН можно и при возможности нужно оставить на СЧ и ВЧ, у меня, например, это объединенные звенья и делать вообще говоря биамплинг.
К сожалению ИТУН выравнивает только тенденцию и ему до лампочки частные неравномерности головок.
- По поводу неравномерности и послезвучия головок.
На тестовом сигнале №2. Многие головки показали 30-35% заполнение тоном в паузе. Причем заполнение было с той же частотой. Во, блин. Пришлось дорабатывать головки, демпфировать им диффузор. Причем демпфировка по окнам рамы ничего существенного не внесла. На некоторых экземплярах удалось добиться снижение до 5%. Зато перестала на роке лезть каша на звуке. Тоже выход.
- Попробывал также такой вариант.
Намотал на феррит (магнитная система) катушку 50 витков. Для тех кто не в курсе, - если на ферритовое кольцо намотать катушку, то с нее можно как снимать сигнал, так и подавать в случае если основная закорочена. Правда с гораздо меньшим КПД.
Так вот, Сигнал с этой катушки можно использовать для дополнительной обратной связи.
Недостатки - нужно тянут экранированный кабель, либо лепить усилитель прямо в АС.
Достоинства - неплохо можно корректировать АЧХ, формы импульсов при тестах и тд. Да и звук становиться какбы чище. Да и самое важное, что демпфирование динамика остается и может еще и добавляется.
Вообщем перспектива имеется. Этот метод неравномерность частотки ослеживает гораздо лучше, чем например, ИТУН или ИНУН. Но врядли лучше, чем ЭМОС (гипотетически).
По поводу пирамидок.
Имеется одна проблема.
Ведь обещал, но натолкнулся на некое препятствие.
То ли в начале восьмидесятых, то ли в конце семидесятых в журнале ИР (изобретатель и рационализатор) была статья об определенном расположении динамиков.
Считаю, что с этого в статье, которую обещал нужно было бы начинать.
Первоначальную, же конструкцию, или прототип того, что используется мною сейчас создал или где то углядел ныне покойный Макухин Виктор (Киев) - золотых рук мастер, большую часть жизни отдавший динамикам и заодно мой бывший работник.
Мой же вклад более скромный.
Нашел некоторые закономерности, да и в последнее время изменил конфигурацию.
То есть получается, что не знаю кому на самом деле принадлежат авторские права, а с другой стороны (ну нет времени честное слово искать ту статью в ИРе) могу описать только варианты конкретного исполнения, ну и некоторые закономерности. Получается как бы только вторая часть. (Допустим первая часть придет гораздо позже).
Можно конечно сделать проще, - типа открыть ветку и описать в нескольких словах эту конструкцию, а там по мере вопросы, ответы.
Или даже не статью, а так некий набросок о конструкции с фото, можно и так. Конечно с извинениями, что может нарушил чьи то права.
Хотя мне и не попадались подобные конструкции, но ведь и не уследишь за этим.
Ваше мнение.
Ага ну и собственно, что такое пирамидки.
Конструкция.
3 пары динамиков, навстречу друг другу, расположенных на разном расстоянии.
Первая пара допустим на расстоянии 10 см.
Вторая, под первой на расстоянии 23 см.
Третья, под второй на расстоянии 34 см.
Конструкция выглядит как пирамида. Корпуса нет. Да ей он впрочем до лампочки.
Собрана на толстой алюминиевой проволке, может получиться довольно эстетично, этакая ажурная конструкция.
Динамики по отношению слушателя стоя к нему ребром или под некоторым углом, в зависимости от конструкции.
Достоинства:
- эффект заполнения звуком пространства.
- четкость, точность, детальность воспроизведения, воздушнось, живость...
- колосальная перегрузочная способность и высокое давление
- простую конструкцию возможно собрать за пару часов.
и тд.
Недостатки.
- Очень сложна в настройке.
- может не понравиться,
- может получиться очень дорогой (зависит в основном от динамиков, а их нужно аж 12 шт.)
- трудности в подборе нужных динамиков
и тд.
Всех благ.
Время прошло на работе и за экспериментами с ИТУНом, ИНУНом, с усилителем по обратному импедансу и с разными фильтрами и гираторами.
Если обойтись без восторженных попискиваний и разочарований, то в моем случае вот ряд выводов.
Тестовые сигналы:
№1.Периодический сигнал - 6 периодов 100Гц, пауза и тд
№2.Периодический сигнал - 6 периодов 5кГц, пауза и тд
Теперь собственно выводы:
1.Повезет или не повезет с ИТУНом - дело конкретно оформления АС, ее расположения в комнате, обьем и конфигурация комнаты, ну и еще пара неучтенных факторов.
В моем случае с ИТУНом на низе не совсем повезло. При расположении возле стены все Ок. В другом, более привычном для меня месте, вылез резонансный горб и пропал самый низ (30-25Гц).
При тесте сигналом №1 в паузе было 30% !!! заполнение периодическими процессами. Мдя... Плюс искажения по форме. Итун проиграл.
2.Картина на тестовом сигнале №2, что на ИТУНе, что на ИНУНе - одинакова и это радует - см. след. пункт.
3.По сути ИТУН это просто фильтр. Причем весьма интересный, частотнозависимый.
То как он выровнял частотку СЧ,ВЧ звена заставляет задуматься.
Я попробывал сходу получить такой фильтр.
Не получилось, только приблизился (на RC цепочках и на операционнике).
Далее выводы и некоторые найденные решения не только уже по ИТУНу:
- Неплохой выход из ситуации по низу в моем случае получился такой, - просто фильтр на опере задирающий низ начиная с 60 Гц и ниже, так, что частотка от 15 - 1500Гц +\- 3дБ (ну кто слышал, тот знает). Соответственно в интересующем меня месте.
Если ставить около стенки, то фильтр можно отключить или поубавить.
А, что тоже выход.
По крайней мере картинки на тестовых сигналах весьма приемлемы.
- ИТУН можно и при возможности нужно оставить на СЧ и ВЧ, у меня, например, это объединенные звенья и делать вообще говоря биамплинг.
К сожалению ИТУН выравнивает только тенденцию и ему до лампочки частные неравномерности головок.
- По поводу неравномерности и послезвучия головок.
На тестовом сигнале №2. Многие головки показали 30-35% заполнение тоном в паузе. Причем заполнение было с той же частотой. Во, блин. Пришлось дорабатывать головки, демпфировать им диффузор. Причем демпфировка по окнам рамы ничего существенного не внесла. На некоторых экземплярах удалось добиться снижение до 5%. Зато перестала на роке лезть каша на звуке. Тоже выход.
- Попробывал также такой вариант.
Намотал на феррит (магнитная система) катушку 50 витков. Для тех кто не в курсе, - если на ферритовое кольцо намотать катушку, то с нее можно как снимать сигнал, так и подавать в случае если основная закорочена. Правда с гораздо меньшим КПД.
Так вот, Сигнал с этой катушки можно использовать для дополнительной обратной связи.
Недостатки - нужно тянут экранированный кабель, либо лепить усилитель прямо в АС.
Достоинства - неплохо можно корректировать АЧХ, формы импульсов при тестах и тд. Да и звук становиться какбы чище. Да и самое важное, что демпфирование динамика остается и может еще и добавляется.
Вообщем перспектива имеется. Этот метод неравномерность частотки ослеживает гораздо лучше, чем например, ИТУН или ИНУН. Но врядли лучше, чем ЭМОС (гипотетически).
По поводу пирамидок.
Имеется одна проблема.
Ведь обещал, но натолкнулся на некое препятствие.
То ли в начале восьмидесятых, то ли в конце семидесятых в журнале ИР (изобретатель и рационализатор) была статья об определенном расположении динамиков.
Считаю, что с этого в статье, которую обещал нужно было бы начинать.
Первоначальную, же конструкцию, или прототип того, что используется мною сейчас создал или где то углядел ныне покойный Макухин Виктор (Киев) - золотых рук мастер, большую часть жизни отдавший динамикам и заодно мой бывший работник.
Мой же вклад более скромный.
Нашел некоторые закономерности, да и в последнее время изменил конфигурацию.
То есть получается, что не знаю кому на самом деле принадлежат авторские права, а с другой стороны (ну нет времени честное слово искать ту статью в ИРе) могу описать только варианты конкретного исполнения, ну и некоторые закономерности. Получается как бы только вторая часть. (Допустим первая часть придет гораздо позже).
Можно конечно сделать проще, - типа открыть ветку и описать в нескольких словах эту конструкцию, а там по мере вопросы, ответы.
Или даже не статью, а так некий набросок о конструкции с фото, можно и так. Конечно с извинениями, что может нарушил чьи то права.
Хотя мне и не попадались подобные конструкции, но ведь и не уследишь за этим.
Ваше мнение.
Ага ну и собственно, что такое пирамидки.
Конструкция.
3 пары динамиков, навстречу друг другу, расположенных на разном расстоянии.
Первая пара допустим на расстоянии 10 см.
Вторая, под первой на расстоянии 23 см.
Третья, под второй на расстоянии 34 см.
Конструкция выглядит как пирамида. Корпуса нет. Да ей он впрочем до лампочки.
Собрана на толстой алюминиевой проволке, может получиться довольно эстетично, этакая ажурная конструкция.
Динамики по отношению слушателя стоя к нему ребром или под некоторым углом, в зависимости от конструкции.
Достоинства:
- эффект заполнения звуком пространства.
- четкость, точность, детальность воспроизведения, воздушнось, живость...
- колосальная перегрузочная способность и высокое давление
- простую конструкцию возможно собрать за пару часов.
и тд.
Недостатки.
- Очень сложна в настройке.
- может не понравиться,
- может получиться очень дорогой (зависит в основном от динамиков, а их нужно аж 12 шт.)
- трудности в подборе нужных динамиков
и тд.
Всех благ.

