Архив Форума Hi-Fi.ru
По 23-5-2020
Портал Hi-Fi.ru более не предоставляет возможностей и сервисов по общению пользователей


Страницы: Пред. 1 ... 19 20 21 22 23 ... 189 След.

Токовое управление

 
 
Мне кажется, что переводить ИТУН в ИНУН для борьбы с резонансом не надо. Мне не хочется хотя бы в силу двух причин.
1. Очень хорошо играет бас в данном режиме. Это я сам слышал, причем, если у ИТУН-а отрезать низ и прицепить классический САБ, его (САБ-а) звук кажется несколько чужеродным и раздражает.
2. С ИТУН ход диффузора уменьшается при сохранении интенсивности баса. Кто-то тут писал, что при переходе на ИТУН решилась проблема отрыва катушки, при субъективном сохранении интенсивности звука (что-то сценическое) То что диффузор меньше телепается - это я сам видел. А это значит, что запас по ЗД увеличивается.

Уж если так неймется задушить этот резонанс и если он настолько высок, думается решение может быть в активной двухполоске (трехполоске), причем частота разделения опускается как можно ближе к частоте резонанса мид-басового динамика. Задача - отрезать его резонанс. А басовый выступает в роли САБА. То что у него (вероятно) будет колоколообразная характеристика, не важно. Все равно это лучше, чем банд-пас 6-го порядка, как делал Омар Боуз.
Если прикинуть, что резонанс 16-см мидбаса в реальных условиях может бытьв районе 70-80 Гц, то поигравшись на скатах АЧХ можно получить частоту раздела герц 100. Сумарная АЧХ, по уровню -3дБ, может оказаться герц до 30-40, в зависимости от добротности и частоты САБ-а. Получается очень радужно. Это на пальцах, конечно, но даже если удастся вытянуть суммарную АЧХ до 50 Гц (-3 дБ) - мало не покажется.
Но лучше всего просто измерить АЧХ по ЗД, и после этого решить, а надо ли душить его вообще, тем более низким Rвых. Может просто поставить низкодобротный режекторный фильтр на входе уся и забыть?
Удачи!

PS
Степанов Павел!
Не очень понял о каких искажениях Вы писали в 201. Если по напряжению, Вас это не должно волновать. Главное, чтобы ток был линейным. При работе ИТУН на низких частотах в районе резонанса головки, выходное напряжение усилителя сильно искажено. У меня с 25ГДН-3 Кг был больше 15%. А ток был синусоидальный. Это, кстати, подтверждение нелинейности сопротивления катушки.
С увавжением...
 
 
Сергей Говядин
Я пока смотрю всё на резисторе 10 ом. / там и ток и напряжение ведь одной формы?/    А разве не будут выле зать искажения УС при компенсации ОС  ПОсом?
Конечно, лучше активная 3 полоска с независимыми Ус. Пока просто интересна устойчивая работа источника тока...
С уважением
Павел
 
 
Всем привет.

К 190 коментарию
1. Был ли в АС фазоинвертер?
2. Какая добротность Qms у НЧ динамика?
При переходе от ИТ к ИН надо и фазик менять. Самое простое заткнуть его для обоих вариантов и тогда сравнивать. Если у динамика большая доротность(>3), то это даст такой выброс АЧХ по ЗД, что из любого сигнала один синус останется на этой частоте.
По поводу коррекции АЧХ к коментарию 197
А в принципе пусть АЧХ в ВЧ части поднимается, все равно регуляторами тембра все делают подъем.
Кстати о регулировке тембра для ИТУН.
Есть одно интересное наблюдение. Обычно для регулировки тембра выбирают в качкстве центральной частоты 1кГц. Это не правильно. Когда я слушал ИТУН со стандартным регулятором тембра (по ГОСТ, номер точно не помню) была какая то "неестественность звучания" на мой взгляд. Я переделал регуляторы тембра так, чтобы АЧХ в результате получалась в соотвествии характеристике чуствительности уха (как в книгах по акустике рисуют ): в диапазоне 2 - 3 кГц ровная и подъем ВЧ начиная с 3,5 кГц  и к 20 кГц 20 Дб, а в низ подьем начиная с 1,5 кГц с учетом конечно тон компенсации. После этого все стало на свои места.
Насчет выходного сопротивления.
По моему опыту для получения ощутимого эффекта от ИТУН выходное сопротивление должно быть не менее 10 кОм. Только я не понял зачем ПОС в цепи ОС?! Все достигается только с ООС. К выходу УМ никакой ОС подключать не надо. К выходу УМ подключается только АС, ко второму выходу АС подключается низкоомный резистор, а второй конец резистора об землю. С точки делителя АС – резистор заводится ООС. Выходное сопротивление УМ в этом случае 500 кОм и более. Коэффициент усиления по напряжению значительно больше 1 (Пример: АС 4 Ом берем усиление по напряжению 15, то резистор делителя должен быть 0,26 Ом). Но из-за индуктивности динамиков на высокой частоте (более 100 кГц) получается дифференциатор и УМ склонен к возбуду. Для устранения надо подключить параллельно АС последовательную цепочку резистор около 10 Ом и конденсатор около 10 – 20 нФ.
 
 
Я не добавляю высоких, мне и так хорошо :))
Найти бы классную готовую широкополосную АС - вот тогда бы ИТУН начал бы делать. У меня сейчас B&W 302 - как не считаю, с разделительными фильтрами закопаешься...
 
 
День добрый.
А я вот думаю сделать колонки на базе 10ГДШ-1(25ГДШ-12Д) + ИТУН на tda2030a и вполне нормально для новичка должно получится, что думаете?
 
 
Зачем это барахло 2030 (во всех дешевых магнитолах стоит)? 7294 уж по крайней мере - тот же стольник... Да будет неплохо, но помните о резонансе - или давить или резать+САБ
 
 
НА 207
К выходу УМ подключается только АС, ко второму выходу АС подключается низкоомный резистор, а второй конец резистора об землю.
Вопрос: если вместо АС поставить переменный резистор и меняя его сопротивление поймать падение переменного напряжения на нём в половину от максимума - то сколько будет его сопротивление? оно и будет равно выходному сопротивлению УС.
И это ИТ с незаземлённой нагрузкой - я пока не понял, хуже ли это заземлённой нагрузки...
 
 
Это проще - не требует настройки. А сопротивление в этой схеме мерять бесполезно - оно очень высокое и не сопоставимое с динамиком
 
 
Мои имхи по вопросу оптимального выходного сопротивления УЗЧ.
Один интересный недостаток токового управления - токовое управление не позволяет компенсировать нелинейность подвеса.
Здесь немного теории.
Любой электроакустический преобразователь можно рассматривать как устройство, состоящее из двух основных узлов:
1. Электромеханический преобразователь - у динамической головки катушка и магнитная цепь;
2. Механоакустический преобразователь - мембрана с подвесом.
Рассмотрим динамик с абсолютно линейным электромеханическим преобразователем и нелинейной упругостью подвеса.
ПротивоЭДС, наводимая в электромеханическом преобразователе, пропорциональна скорости мембраны, и, следовательно, звуковому давлению. Если теперь предположить, что сопротивление преобразователя равно нулю, то очевидно, что противоЭДС в точности равна подводимому напряжению, и, следовательно, звуковое давление строго ему пропорционально. Искажений НЕТ!
Если в результате нелинейности подвеса скорость станет меньше, чем положено, снизится противоЭДС, в результате возрастет ток через катушку, возрастет сила, приложенная к диффузору, соответственно его скорость (и звуковое давление), возрастет противоЭДС. Баланс полностью восстановится.
Поскольку сопротивление катушки не равно нулю, компенсация нелинейности подвеса будет неполной. Однако в любом случае эффект будет заметен.
Если мы полностью скомпенсируем сопротивление катушки отрицательным выходным сопротивлением усилителя, то получим полный эквивалент катушки с нулевым сопротивлением, со всеми вытекающими в виде полной компенсации нелинейности подвеса.
Естественно, в жизни все не так просто. Электромеханический преобразователь в динамических головках тоже существенно нелинеен. И его нелинейность будет минимальной как раз при токовом управлении (кстати, минимальной, но вовсе не нулевой).
Суммарная нелинейность преобразования представляет собой сумму нелинейностей электромеханического преобразователя и подвеса (строго говоря, и ряда других факторов, но их мы сейчас не рассматриваем). Причем по мере возрастания выходного сопротивления усилителя одна из составляющих суммарной нелинейности возрастает, другая, напротив, убывает. В этой ситуации суммарная нелинейность должна иметь минимум на каком-то определенном значении выходного сопротивления усилителя.
Вот такая вот теория.
Теперь выводы. Очевидно, что у разных головок доля нелинейности преобразователя и подвеса в суммарной нелинейности будет различна. Отсюда напрашивается очевидный вывод, что не для всех головок токовое управление будет лучше, чем управление напряжением. Причем если конструкция подвеса у большинства приличных головок примерно одинакова, то конструкция магнитной цепи у высококачественных дорогих динамиков часто имеет особенности, направленные на снижение нелинейности преобразования (оптимизированная форма фланца для снижения неравномерности магнитного поля, короткозамкнутые медные колпачки и т.п.).
Отсюда еще один интересный вывод - чем высококачественнее головка, тем больше вероятность, что для нее управление напряжением окажется предпочтительнее управления током.
И еще один момент. Любой электроакустический преобразователь (в т.ч. и динамическая головка) имеет повышенную нелинейность на малых уровнях сигнала, связанную с внутренним трением материала подвеса. Причем нелинейность электромеханического преобразователя на этих уровнях еще исчезающе мала. Поэтому низкоуровневая нелинейность динамика будет существенно ниже при управлении напряжением.
Из всего вышеперечисленного следует, что токовое управление отнюдь не решает однозначно проблему нелинейности электроакустического преобразования. Как всегда, необходим поиск компромисса, некой золотой середины.
 
 
К 213 сообщению
ЭДС наводимую преобразавателем можно померять на выводах динамика (электромеханического) преобразавателя вольтметром (т.е. в цепи не протекает ток , а существует только ЭДС преобразователя). Но когда мы запитываем динамик от УМ (неважно какого ИТУН или ИНУН) возникает еще ЭДС самоиндукции катушки индуктивности, а индуктивность эта есть велечина переменная, зависящая от положения диффузора. У меня тоже была мысль по поводу отрицательного сопротивления для контроля противо ЭДС, но пришлось отказаться. Я считаю, что ИТУН не решает всех проблем  для качественного воспроизведения звука, но это все равно пока лучший вариант. В идеале необходимо управлять динамиком током и при этом контролировать ЭДС и корректировать ток через динамик, но как это реализовать, у меня нет ни одной идеи.
Страницы: Пред. 1 ... 19 20 21 22 23 ... 189 След.
Архив Форума Hi-Fi.ru
По 23-5-2020
Портал Hi-Fi.ru более не предоставляет возможностей и сервисов по общению пользователей

1997—2025 © Hi-Fi.ru (Лицензионное соглашение)