Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Форум » Проект Hi-Fi.ru » Клуб hi-fi.ru

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 7 След.
RSS

Сборка тестовых дисков, для журнала и вообще на все случаи жизни

 
 
Давно я уже обещала выложить свою сборку тестовых дисков, но как-то все руки не доходили. Сегодня, раз уж речь в соседней ветке зашла о тестах и об их организации, уместно все же сделать некое умеренно развернутое описание тестовых треков  :) . Умеренно развернутое - потому что если детально перечислять, что можно услышать на каждом из них, то придется массу страниц исписать.

Итак, цель - максимально разнообразно протестировать аппаратуру (не обязательно АС, также это касается и усилителей, и плееров, только фиксируемые нюансы и акценты будут слегка иначе стоять. Но все можно сделать в рамках той же сборки). Средство - собранные вместе треки (для удобства их можно залить на болванки, качественно содрав в параноидальном режиме и качественно записав, хотя можно и оригинальными оперировать).
Идея - собрать треки разных жанров и разой степени сложности, чтобы как можно более разносторонее протестировать изучаемый аппарат. Разные жанры позволяют оценить разные аспекты звуковоспроизведения, хотя некоторые жанры носят обязательный для присутствия в тестовой сборке характер, а некоторые - дополнительный.

Вся сборка делится на три больших раздела:
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА
РОК/МЕТАЛЛ
СОВРЕМЕННАЯ БОЛЕЕ СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА (сиречь не рок и не металл).
В свою очередь, каждый раздел тоже делится на части.

I. Начнем с КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ.
Обязательно в этот раздел, самый большой в моей сборке, должны входить следующие записи:
1. барочная музыка в аутентичном исполнении (она исполняется в манере, достаточно отличающейся от "классической академической", налагает несколько иные требования на аппаратуру, она не проще и не тяжелее для воспроизведения, а просто несколько иная). В эту группу входят записи как оркестров, так и отдельных инструментов, солирующих инструментов и голосов в сопровождении оркестра и сложные треки, например, записи с инструментами и органом.
2. Симфоническая музыка, исполненная не в аутентичной манере (вся симфоническая и хоровая музыка от Рюрика до наших дней). Опять же, варианты - чисто оркестровые исполнения, записи для солирующих инструментов в сопровождении оркестра, академический вокал в студийном и концертном исполнении, записи отдельных инструментов (обязательно рояль).
3. Архивные записи. Используются для дополнительной оценки аппаратуры на "музыкальность", способность вытаскивать из музыки главное и не гнаться за сценой, голографичностью и прочими искуственными изобретениями. То есть способность даже из плохой записи с критическим качеством вытащить главное - содержание.
4. Сложные записи. Масштабные симфонические произведения с оркестром, хором, солистами и пр. (под пр. может пониматься, например, орган). А также записи академического хора, со сложными многоголосными произведениями. Также записи полноформатного органа и (факультативно) разнообразная экзотика. Например, у меня в виде такой присутствует запись Российской роговой капеллы.
Сейчас перейду к детальному (умеренно  ;) ) описанию конкретных треков и конретных дисков.
 
 
Классика, часть первая. Барокко
1.-2. G.P. Telemann, “Concertos for Woodwind Instruments”, Kamerata Koln (DHM, 05472 77367-2). Concerto E minor for recorder, transverse flute, strings and bc



Два первых трека, медленный и быстрый, из концерта Ми минор для блок-флейты, поперечной флейта и бассо континуо (басового сопровождения) Телемана. Используется для определения способности аппаратуры разделить тембры двух близких, но не идентичных инструментов (соло-флейты двх типов), для первой оценки передачи тембра клавесина, расстановки планов и прорисовки сцены в глубину, а также для первой оценки степени контролируемости баса (виолончели бассо континуо имеют мерзкую особенность подгуживать, где-то иногда у нас порой  :D )

3.-4. Empire Brass Quintet, “Baroque Music for Brass and Organ” (Telarc, 2003, CD-80614). Henry Purcell “Rondeau from Abdelazer” and G.P. Telemann “Concerto in G major”, Allegro



Снова два трека, медленный и быстрый, с диска, содержащего записи барочных композиторов в исполнении квинтета медных духовых инструментов в сопровождении малого (некрупного) органа.
Используются для оценки передачи тембров медных духовых, оценки тембра органа (он, хоть и малый и довольно звонкий, не должен быть легковесным, безбасовым и похожим на шарманку или клавесин, как частенько случается в системах с бедными тембрами). Средний регистр органа не должен противно звенеть. Также используется как первый тест на удержание ритма и темпоритмическую адекватность. Четвертый, очень быстрый, трек позволяет оценить степень ритмической сумятицы, прорисовки тонких деталей у медяшек (триольки у труб часто съедаются в излишне "вальяжных" или, напротив, слишком гладких и поверхностно-формальных системах). Также оценивается общая ясность, отсутствие хрипотцы или надтреснутости тембров труб, наличие неприятной резкости или, напротив, глухоты, совсем не свойственных трубе.

5. Haim Shazar “Recital de Luth” (VDE-Gallo, 999). Anonyme XVI c “Padoana romanisca”.



Трек с записью барочной архилютни. Используется для оценки натуральности тембра этого струнного щипкового интрумента, баланса тона, обертонов, отклива деки, наполненности тембра и баланса атаки и тела звука. Также является чрезвычайно полезным материалом для второго теста (после быстрого трека с медяшками) на оценку темпоритмической адекватности системы. Система, имеющая разного рода проблемы с ритмом (провалы или вылезания отдельных регистров, нечеткая атака и съедание ряда нот, плохая артикуляция в каком-то диапазоне или в целом) будет булькать и создавать впечатление "спотыкающейся" игры. Как будто лютнист недавно взял в руки инструмент. Подобный сигнал очень серьезен, хотя окончательный диагноз о причине темпоритмической ссумятицы не всегда возможет, только на основании этих двух треков. Для более уверенной постановки диагноза нужен третий, решающий тест - рояль. Но об этом ниже.

6. G.B. Pergolesi “Stabat Mater”. Allegro ma non troppo (Duetto), Veronique Dietschy, Alain Zaepffel, Ensemble Stradivaria with Raul Colleaux  



Трек дуэта барочного сопрано и контратенора (очень высокий мужской голос, раньше, в церковной западной традиции - кастрат) в сопровождении оркестра.
Позволяет оценить полноту и натуральность тембров барочных скрипок (они не должны визжать, как по стеклу, но и не должны быть плоскими и тощими). Барочная скрипка и манера игры на ней ощутимо отличаются от классической академической, поэтому разница должна фиксироваться. Барочные скрипки таже не должны быть слишком перегруженными и похожими на "обычные". Барочный вокал должен быть легким, не прибытым к земле, но и не легковесным и не "искристо-бессмысленным". Он должен быть наполненным и адекватным своей специфической манере. Контратенор - очень интересный и сложный тембр. Мужской, но по высоте выше иного женского. Специфика работы мужских голосвых связок в этом режиме дает очень необычный тембр - резковатый, как бы лишенный рсплывчатой мягкости женского голоса, "без полутеней". Немного неэмоциональный, на первый взгляд (относится к этому конкретному исполнителю-контратенору, а не ко всем контратенорам подряд). Он не должен быть похож на простой женский альт.

На этом барочная часть заканчивается. Общие выводы, помимо заключения и оценки каждого из треков, должны содержать и общую оценку открытости звучания, живости, стпени "воздушности" или "телесности", общей глуховатости или, напротив, визгливой резкости. Барочные тембры должны быть тонкими, не жирными, точными и бесконечно разнообразными. Система должна уметь это показать, не переутяжелив их, сделав похожими на обычные академические инструменты, но, в то же время, не обеднив и не сплющив тембры.
 
 
Классика, часть вторая. БСО и концерты для соло-инструмента с БСО, отдельные инструменты

7. N. Rimsky-Korsakov, Gothenburg Symphony Orchestra, Neeme Jarvi. (DG, 423 605-2) Symphony No.2 (Symphonic Suite) “Antar”, p.II Allegro



Вторая часть из "Антара" Римского-Корсакова, в прекрасном и очень одухотверенном (но без лишних чуйствов  ;) , очень интеллигентном исполнении Гётеборгского оркестра с Ниеме Яарви). Тест на общую адекватность воспроизведения БСО, тембральную полноту и насыщенность и верность отдельных тембров. Поскольку Римский-Корсаков намеренно "играл" с тембрами инструментов и писал не столько композиционно сложные, сколько тембрально выигрышные для каждого инструмента симфонии, то нет лучшего материала для оценки степени натуральности деревянных духовых, арфы, флейт, гобоя, валторны и пр. Они все записаны выпукло и насыщенно, так что тестировать - сплошное удовольствие  ;) . Кроме прочего, позволяет оценить передачу масштаба БСО, "концертного чувства", широты и размаха, объема звука.

8. (факультативно) F. Schubert, Kolner Rundfunk-Sinfonie-Orchester, Gunter Wand (RCA, 09026 63943 2). Symhpony No. 4 D 417 “Tragic” in C-major, p.IV Allegro


проверка на эмоциональность, ставится в тех случаях, когда по Антару возникает впечатление, что система играет скучновато, не передает игру эмоций и их нарастания и спады, сливает настроение. Кроме прочего, полезный тест на разный саунд разных оркестров, для систем, которые склонны воспроизводить все оркестры одинаково

9. R. Wagner, Wiener Singverein, Sir Georg Solti (DECCA, 460 510-2). “Tannhauser”, Overture



важнейший и окончательный вердикт по способности системы воспроизвести БСО во всей полноте и масштабе  ;) . Медленно и неумолимо развертывающаяся спираль этой увертюры и чередование четырех тутти, одно другого масштабнее, с медленными и даже замирающими фрагментами позволяет оттестировать все самые важные вещи в отыгрывании БСО - динамику, нарастания и подходы к форте и спады после них, компрессию, нелинейные искажения и количество субъективных градаций громокости, способность системы охватить длинейшую лигу на 13 мин. и не рассыпать увертюру на части. ТИхие фрагменты не должны звучать нудно и статично, общая канва и музыкальная мысль не должны теряться, все время должен "биться живой пульс", на протяжении всей увертюры. Ну там тембры, фанфары-скрипки-валторны... полнота и насыщенность альтов, их радикальное отличие от скрипок... размеры деревянных духовых... в общем - все, что можно вспомнить про БСО, и все, что там должно присутствовать. Помимо всего, это - великая интерпретация Вагнера. Ее просто полезно послушать, она поднимает над суетой и облагораживает. Кстати, если система сразу явно и безнадежно сливает этот трек, до конца его слушать не стоит. Ибо нефиг... Вагнера оскорблять  :D .

10. W.A. Mozart, Wiener Philarmoniker, Karl Bohm (DG, 413 547-2). Symphony No. 41 C-dur KV 551 “Jupiter-Symphonie”, p.I  Allegro vivace



фрагмент из "Юпитера" Моцарта, для разнообразия и факультативности, можно использовать вместо трека с Шубертом (слухачи - тоже люди, им иногда разнообразия хочется). С той же целью - проверка на эмоциональность и отличающийся саунд оркестров. Ну и просто классное исполнение  :)

11. L. van Beethoven, Emil Gilels (DG, 457 296-2). Piano Sonata No. 23 in F minor, op.57 “Appassionata”, p.III Allegro, ma non troppo - Presto



решающий тест на темпоритмическую адекватность системы или компонента. Позволяет оценить проблемы во всех регистрах, благодаря широким арпеджио по всей клавиатуре. Также позволяет оценить глубину и фундаментальность баса, его структуру (для этой же цели хорошо использовать драматическую дробь большого оркестрового барабана, в Антаре и в Таннгейзере). Помимо всего, имеет самоценность для оценки тембра рояля, верной пердачи нижнего регистра, с ощущением открытых чуть рокочущих струн, и пр. Полезно и для оценки патологий в середине, поскольку системы с кривинкой АЧХ (АС касается) делают вылетание и грубое акцентирование отдельных нот либо целой октавы (либо, наоборот, завалы). Особенно удобно потому, что позволяет фиксировать проблемные частоты в Гц по нотам в конкретной октаве (для знающих нотную грамоту, конечно  ;) ).
 
 
Диск второй. Классика, часть вторая, продолжение. Концерты для инструментов в сопровождении БСО

1.-2. Heifetz “Double Concertos” (Living Stereo RCA 09026 63531 2). J.S. Bach “Concerto in D minor for Two Violins” BWV 1043, p.I Vivace
W.A. Mozart “Sinfonia concertante in E-Flat” K. 364, p .I Allegro maestoso



Два трека, два концерта для дуэтов двух скрипок (Бах), и скрипки и альта (Моцарт) в сопровождении БСО. Совершенно гениальное и мега-супер-эмоциональное исполнение Хейфеца сотоварищи (Фридман, Примроуз). И замечательная реликтовая запись RCA, одна из первых стрео пластинок в истории звукозаписи. Сей вариант - блестящий ремастер, который и сейчас "живее всех живых".
Проверка позиционирования солистов на переднем плане, расстановка и пространственное разделение, баланс солистов и оркестра (некоторые системы такое с планами и солистами выделывают, что диву даешься  :) ). Проверка способности системы воспроизвести индивидуальные отличия в исполнительской манере скрипачей и альтистов. Также и само по себе отличие скрипки и альта (иногда встречаются паталогичные компоненты, которые делают альт в точности таким же по тембру и призвукам зукоизвлечения, как скрипка, только чуток пониже. Это - трагик ситуэйшн...)

Очередная проверка системы на визгливость и проблемы в верхней середине и нижних ВЧ, по скрипкам (хотя это, по идее, к этому моменту уже должно быть зафиксировано по трекам БСО).

3. (факультативно) M. Bruch, Japan Philharmonic Symphony Orchestra, Seiji Ozawa, Masuko Ushioda (ROY 6442 licensed from EMI). “Violin Concerto No. 1 in G minor”, op. 26, p. III Finale (Allegro energico)

используется для проверки эмоциональности отыгрывания скрипки (когда предыдущие два трека дали ощущение, что скрипка сливает эмоции и настроение). Помимо прочего, служит очень ярким пособием для разделения исполнительских манер. Так, как играет Ушиодо, мало кто еще играет (не плюс и не минус, просто прикольная манера). Если даже она не отличается от остальных - дело дрянь.
 
 
Классика, часть третья. Архивные записи

4. M. Callas (Forever Gold 100). “Habanera”
5.-6. D. Fischer-Dieskau, Klaus Billing (Audite, ADT 95597, Berlin, 1948). F. Schubert, Winterreise (Зимний путь), D 911.
“Die Wetterfahne” (Флюгер)
“Der Leiermann” (Шарманщик).



архивные моно-записи в скверном качестве. Не то, чтобы совсем одни только хрипы, но все прелести обрезанного частотного диапазона присутствуют вполне. С динамическим чуток получше. Помимо, как уже говорилось, теста на осмысленность подачи матриала и способность системы вытащить суть музыки, можно делать некоторые другие, довольно занятные вещи. Например, Зимний путь - первая запись Дитриха, ему было 20 лет, он был молод и очаровательно старателен. Напротив, концертная запись Каллас - одна из последних, она была подавлена и не в настроении. Далеко не каждая система позволит почувствовать два этих обстоятельства  :) . Но, в любом случае, базовый месседж записей должен дойти без помех. Система, которая делает из великой Каллас какую-то пусто и громко орущую тетку, а из Дитриха - манерного салонного певца, незамедлительно должна проследовать ффтопку. Напор эмоций великого голоса должен быть сохранен, и настроение дисков должно передаваться. Не так уж много систем толерантны к подобным записям. Причем их кривость или "нейтральность" тут мало что значат. Я пока не знаю точного ответа, какая система стопудово отыграет эти записи, а какая - так же стопудово завалит. Надо собирать статистику... интересная тема для обсуждения, где-нить в другой ветке.
 
 
Классика, часть четвертая. Сложные записи

7. W. Baumgratz, Organ Landscape (MDG, 319 0962-2 MDG Gold). Lubeck, St. Jakobi, A. Kneller “Praeludium F major”



Квазаэталонная запись MDG громадного барочного органа церкви Св. Якова г. Любека. Как утверждают звукорежи лейбла, при записях органов они вообще не используют компрессоры и любые другие ухищрения  ;) . Оставим это утверждение на их совести, но, справедливости ради, я лично не слышала записей органа лучше и натуралистичней, чем эта серия от MDG (всего порядка 20 дисков, если не ошибаюсь). Это не означает, что лучших записей не существует  ;) , но это означает, что эту конкретную я ценю очень высоко, как незаменимую в деле тестов аппаратуры.
 
Работающие механизмы органа, его шумное дыхание, сочные средние регистры, игольчатые верхние и утробно-низкие нижние чертовски трудно отыграть адекватно. Вообще говоря, если речь идет об акустике, то это под силу только взрослым полноформатным монстрам, лучше - с активным усилением. Однако некие степени приближенности к "правде" может в той или иной степени выжать из себя любая акустика. Бас даже не столь важен, в условиях ограниченности частотного диапазона, как верная нетухлая и не звенящая середина. Волны звука, массирующей печень, мало от кого добьешься. Но ощущения правильности тембра добиться можно. Послезвучия должны быть хорошо сформированными, привязанными к тонам, а не болтающимися бесформенным облаком посередине партитуры. Бас должен быть достаточно нерасплывчатым (хотя педали органа не по зубам абсолютному большинству АС). Должно присутствовать ощущение объма зала и объема звука в нем (сама запись это передает блистательно).

8.-11. Ну, собстно, ОНО. Убийца абсолютного большинства АС и прочих компонентов.  :D
G. Verdi “Messa da Requiem”, Monteverdi Choir, Orchestre Revolutionnaire Romantique, John Eliot Gardiner, Luba Orgonasova, Anne Sofie von Otter, Luca Canonici, Alastair Miles (Philips, 442 142-2).
"Dies Irae",
"Tuba Mirum"
"Recordare"
"Lux aeterna"



Два первых трека содержат колоссальные Тутти оркестра, хора, солистов и органа. При этом система должна попробовать не сдохнуть сразу, не прижать пики тихой пакостной компрессией, не захлебнуться в искажениях, не потерять все мелодические линии (не каждого инструмента, разумеется, а хотя бы основные - голоса, фанфары, оркестр и орган), не уменьшить число уровней громкости до двух, вместо десяти, не... в общем, много каких "не". Не свалять большой оркестровый барабан, забивающий гвозди в крышку гроба. Тишина после колоссального пика должна "прозвенеть", а не тихо отползти. Тихие хоровые линии должны сохранять четкую дикцию, глубину и градации громкости. Вообще говоря, половина систем умирает на Вагнере. Но даже та половина, которая доберется без потерь до Реквиема, совсем не обязательно его минует. Потому что тут добавляется хор, а специфические искажения на форте хора настолько неприятны на слух, и настолько лучше фиксируются этим слухом, что Реквием запросто может отыграть в разы хуже Вагнера.    

Два следующих трека содержат вокал, прекрасные переклички сопрано-альт и сопрано-тенор-бас. Тут все понятно - расстановка и позиционирование вокалистов, голос на фоне оркестра, индивидуальная манера и пр.  

12.-13. ПОлнейшая гремучая экзотика. В большинстве случаев - факультативно  ;) .
Русская роговая капелла (IM Lab, IMLCD075), E. Grieg “Morning”; G. Caccini “Ave Maria”





Гигантские старинные рога предполагают единственную манеру игры - выдувание ровно одного тона. Один рог - одна нота. Каждый участник ансамбля "экипирован" тремя-четырьмя такими инструментами, и сыгранность этого коллектива просто удивляет. Басовые тона, которые выдают эти "рОги", поднимают ВСЕ ДО ЕДИНОГО комнатные резонансы  :D . По этой части органу до этих ребят - как до луны. У органа есть гудеж на паре частот, а тут - на всех возможных в комнате сразу. Очень часто оценивать в обычном смысле тут нечего - потому что система в тихом охренении отключается  :D . Но иногда получается забавно...    

14. Финальный аккорд. C. Рахманинов «Литургия Св. Иоанна Златоуста», Московский камерный хор, Владимир Минин (Грамзапись, 1990 GCD 00012). «Приидите, поклонимся»



(точно такой же, только не винилка, а сидишка :)).

Контрольный "выстрел в голову" системе. Тутти хора в огромном храме. Как уже говорилось, системы, относительно чисто отыгравшие тутти БСО, могут слиться на хоре. Потому что слух адаптирован под голос, и ничего тут не попишешь :). Заметность искажений на хоре гораздо выше.
 
 
дальше завтра  :) . А то очень утомительное это дело - выписывать этот перечень  :(
 
 
Kруто!  :{}
 
 
где продолжение?
Свойства материала динамика не влияют на звук (с) Местный эксперд

Одна часть электрической цепи не влияет на другую (с) Местный эксперд
 
 
(О, на сайте "Погружение в классику" я вроде бы встречал Телемана. Щас полезу искать, ибо хочу приобщиться к музыке-барокко.

А там и резюмейку напишу, глядишь, как и что звучит в оной. А то на форуме мудрому человеку ни читать нечего, ни писать порой неохота, а тут глядишь будет повод подиаложить.)

PS: Вот ансамбль "Барокко" исполняет Телемана, Куперена, Леклера. (Качать с НародаРу очень легко.) MP3-192. 75 Мб

PPS: Георг Филипп Телеман: Рождественская оратория, кантаты APE+CUE, booklet, 327mb.
Изменено: Nag - 09-02-2011 17:30:43
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 7 След.
Читают тему
Главная Каталог Объявления Новости Обзоры и тесты Контакты Рекламодателям Архив Форум
АудиоПортал 1997—2018 © Hi-Fi.ru (Лицензионное соглашение)
Facebook | ВКонтакте | Twitter | Google+ | Одноклассники